ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ.17 июля – память святых царственных страстотерпцев. Комендант
стоял все время в углу залы около крайнего дальнего окна на весьма, таким образом,
порядочном расстоянии от молящихся. Более решительно никого ни в зале, ни в
комнате за аркой не было. Николай
Александрович произвел на меня впечатление своей твердой походкой, своим спокойствием
и особенно своей манерой пристально и твердо смотреть в глаза. Никакой утомленности
или следов душевного угнетения в нем я не приметил. Показалось мне, что у него
в бороде едва заметны седые волосы. Борода, когда я был в первый раз, была длиннее
и шире, чем 1/14 июля: тогда мне показалось, что Николай Александрович подстриг
кругом бороду. Что касается Александры Феодоровны, то у нее – из всех – вид
был какой-то утомленный, скорее даже болезненный. Богослужение – обедницу – мы совершали перед поставленным среди комнаты за аркой столом. Стол этот был покрыт шелковой скатертью с разводами в древнерусском стиле. На этом столе в стройном прядке и обычной для церкви симметрии стояло множество икон. Тут были небольшого, среднего и совсем малого размера складни, иконки в ризах – все это редкой красоты по своему выдержанному древнему стилю и по всей выделке. Были простые, без риз, иконы, из них я заметил икону Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородскую), икону «Достойно есть». Других не помню. Заметил я еще икону Богоматери, которая при служении 20 мая занимала центральное место. Икона эта видимо, очень древняя. Боюсь утверждать, но мне думается, что изображение это то, которое именуется «Феодоровской». Икона была в золотой ризе, без камней. Ни этой иконы, ни складней, ни иконы «Знамения», ни иконы «Достойно есть» я среди Вами мне представляемых не вижу – их здесь нет. Та икона, которую Вы мне показываете, без ризы, с одной металлической каймой, с оторванным, видимо, венчиком — именуется не «Феодоровской», а «Казанской», это я утверждаю категорически. Иконы этой ни при первом, ни при втором богослужении ни на столе, ни на стене не было. Став на свое место перед столом с иконами, мы начали богослужение, причем диакон говорил прошения ектений, а я пел. Мне подпевали два женских голоса (думается, Татьяна Николаевна и еще кто-то из них), порой подпевал низким басом и Николай Александрович (так он пел, например, «Отче наш» и др.). Богослужение прошло бодро и хорошо, молились они очень усердно. По окончании богослужения я сделал обычный «отпуст» со святым крестом и на минуту остановился в недоумении: подходить ли мне с крестом к молившимся, чтобы они приложились, или этого не полагается, и тогда бы своим неверным шагом я, может быть, создал в дальнейшем затруднения в разрешении семье Романовых удовлетворять богослужением свои духовные нужды. Я покосился на коменданта, что он делает и как относится к моему намерению подойти с крестом. Показалось мне, что и Николай Александрович бросил быстрый взгляд в сторону коменданта. Последний стоял на своем месте, в дальнем углу, и спокойно смотрел на нас. Тогда я сделал шаг вперед, и одновременно твердыми и прямыми шагами, не спуская с меня пристального взгляда, первым подошел к кресту и поцеловал его Николай Александрович, за ним подошла Александра Феодоровна и все четыре дочери, а к Алексею Николаевичу, лежавшему в кровати, я подошел сам. Он на меня смотрел такими живыми глазами, что я подумал: «Сейчас он непременно что-нибудь да скажет», но Алексей Николаевич молча поцеловал крест. Ему и Александре Феодоровне отец диакон дал по просфоре, затем подошли ко кресту доктор Боткин и названные служащие — девушка и двое слуг. В
комендантской мы разоблачились, сложили свои вещи и пошли домой, причем до калитки
в заборе нас мимо постовых провожал какой-то солдат. Едва
мы переступили через калитку, как я заметил, что из окна комендантской на нас
выглянул Юровский. (Юровского я не знал, видел его лишь как-то раньше ораторствовавшим
на площади). Я успел заметить две особенности, которых не было 20 мая, – это:
В
это время диакон, обращаясь ко мне, начал почему-то настаивать, что надо служить
обедню, а не обедницу. Я заметил, что Юровского это раздражает и он начинает
«метать» на диакона свои взоры. Я поспешил прекратить это, сказав диакону, что
и везде надо исполнять ту требу, о которой просят, а здесь, в этом доме, надо
делать то, о чем говорят. Юровский, видимо, удовлетворился. Заметив, что я зябко
потираю руки (я пришел без верхней рясы, а день был холодный), Юровский спросил
с оттенком насмешки, что такое со мной. Я ответил, что недавно болел плевритом
и боюсь, как бы не возобновилась болезнь. Юровский начал высказывать свои соображения
по поводу лечения плеврита и сообщил, что у него самого был процесс в легком.
Обменялись мы и еще какими-то фразами, причем Юровский держал себя безо всякого
вызова и вообще был корректен с нами. Одет он был в темную рубаху и пиджак.
Оружия на нем я не заметил. Когда мы облачились и было принесено кадило с горящими
углями (принес какой-то солдат), Юровский пригласил нас в зал для служения.
Вперед в зал прошел я, затем диакон и Юровский. Одновременно из двери, ведущей
во внутренние комнаты, вышел Николай Александрович с двумя дочерьми, но которыми
именно, я не успел рассмотреть. Мне показалось, что Юровский спросил Николая
Александровича: «Что, у вас все собрались?» (Поручиться, что именно так он выразился,
я не могу). Николай Александрович ответил твердо: «Да – все». Мне показалось, что как Николай Александрович, так и все его дочери на этот раз были — я не скажу, в угнетении духа, но все же производили впечатление как бы утомленных. Члены семьи Романовых и на этот раз разместились во время богослужения так же, как и 20 мая. Только теперь кресло Александры Феодоровны стояло рядом с креслом Алексея Николаевича — дальше от арки, несколько позади его. Позади Алексея Николаевича встали Татьяна Николаевна (она потом подкатила его кресло, когда после службы они прикладывались ко кресту), Ольга Николаевна и, кажется (я не запомнил, которая именно), Мария Николаевна. Анастасия Николаевна стояла около Николая Александровича, занявшего обычное место у правой от арки стены. За аркой, в зале, стояли доктор Боткин, девушка и трое слуг: один высокого роста, другой — низенький, полный (мне показалось, что он крестился, складывая руку, как принято в католической церкви), и третий — молодой мальчик. В зале, у того же дальнего угольного окна, стоял Юровский. Больше за богослужением в этих комнатах никого не было. Стол
с иконами, обычно расположенными, стоял на своем месте: в комнате за аркой.
Впереди стола, ближе к переднему углу, поставлен был большой цветок, и мне казалось,
что среди ветвей его помещена икона, именуемая «Нерукотворный Спас», обычного
письма, без ризы. Я не могу утверждать, но я почти убежден, что это была одна
из тех двух одинакового размера икон «Нерукотворного Спаса», которые Вы мне
предъявляете. Я
подробно осмотрел предъявленную Вами мне икону святителя Иоанна, на коей имеется
описанная выемка, и полагаю, что выемка эта сделана именно для вложения ковчежца
со святыней, каковая, очевидно, и была здесь. Не усматривая никаких следов в
виде нажимов, царапин или углублений от шипов и гвоздиков на иконе вокруг этой
выемки, я полагаю, что сияния около ковчежца (если таковой был на иконе) не
было, и, следовательно, ковчежец имел снаружи обычную узенькую металлическую
каемочку и в смысле денежной стоимости едва ли мог представляться ценным. Став
на свое место, мы с диаконом начали последование обедницы. По чину обедницы
положено в определенном месте прочесть молитвословие «Со святыми упокой». Почему-то
на этот день диакон, вместо прочтения, запел эту молитву, стал петь и я, несколько
смущенный таким отступлением от устава. Но, едва мы запели, как я услышал, что
стоявшие позади нас члены семьи Романовых опустились на колени, и здесь вдруг
ясно ощутил я то высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва. После богослужения все приложились к св. кресту, причем Николаю Александровичу и Александре Феодоровне отец диакон вручил по просфоре. (Согласие Юровского было заблаговременно дано). Когда я выходил и шел очень близко от бывших Великих Княжон, мне послышались едва уловимые слова: «Благодарю». Не думаю, чтобы это мне только показалось. Войдя в комендантскую, я, незаметно для себя, глубоко вздохнул. И вдруг слышу насмешливый вопрос: «Чего Вы это так тяжко вздыхаете?» — говорил Юровский. Я не мог и не хотел открывать ему мною переживаемого и спокойно ответил: «Досадую, что так мало послужил, а весь взмок от слабости, выйду теперь и опять простужусь». Внимательно посмотрев на меня, Юровский сказал: «Тогда надо окно закрыть, чтобы не продуло». Я поблагодарил, сказав, что все равно сейчас пойду на улицу. «Можете переждать», — заметил Юровский, и затем, совершенно другим тоном, промолвил: «Ну вот, помолились, и от сердца отлегло» (или «на сердце легче стало» – точно не упомню). Сказаны были эти слова с такой, мне показалось, серьезностью, что я как-то растерялся от неожиданности и ответил: «Знаете, кто верит в Бога, тот действительно получает в молитве укрепление сил». Юровский, продолжая быть серьезным, сказал мне: «Я никогда не отрицал влияния религии и говорю это совершенно откровенно». Тогда и я, поддавшись той искренности, которая послышалась мне в его словах, сказал: «Я вам тоже откровенно отвечу – я очень рад, что вы здесь разрешаете молиться». Юровский на это довольно резко спросил: «А где же мы это запрещаем?». – «Совершенно верно, – уклонился я от дальнейшей откровенности, – вы не запрещаете молиться, но ведь здесь, в Доме особого назначения, могут быть и особые требования». – «Нет, почему же...». – «Ну вот, это я и приветствую», – закончил я, на прощание Юровский подал мне руку, и мы расстались. Молча
дошли мы с отцом диаконом до здания Художественной школы, и здесь вдруг отец
диакон сказал мне: «Знаете, отец протоиерей, — у них там чего-то случилось».
Так как в этих словах отца диакона было некоторое подтверждение вынесенного
и мною впечатления, то я даже остановился и спросил, почему он так думает. «Да
так. Они все какие-то другие точно, да и не поет никто». А надо сказать, что
действительно за богослужением 1/14 июля впервые (отец диакон присутствовал
при всех пяти служениях, совершенных в доме Ипатьева) никто из семьи Романовых
не пел вместе с нами. Последовательно
и методично убивая всех попавших им в руки Романовых, большевики прежде всего
руководствовались идеологией, а не политикой, ведь Царская фамилия символизировала
Россию уходящую, Россию уничтожаемую. |
||||||||
|
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты" Design by SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002. |
||||||