ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ.17 июля – память святых царственных страстотерпцев. Продолжение. Начало в №№ 27-30) Из последних писем Александры Феодоровны А.Вырубовой: «...Делают люди Тебе зло. А Ты принимай без ропота. Он и пошлет ангела-хранителя, утешителя своего. Никогда мы не одни. Он Вездесущий – Всезнающий – Сам любовь. Как же Ему не верить? Солнце ярко светит. Хотя мир грешит, и мы грешим, тьма и зло царствуют, но Солнце правды воссияет – только глаза открывать, дверь души держать отпертыми, чтобы лучи того солнца в себя принимать. Ведь мы Его любим, дитя мое, и мы знаем, что «так и надо». Только потерпи еще, душка, и эти страданья пройдут, и мы забудем о муках, будет потом только за все благодарность. Школа великая. Господи, помоги тем, кто не вмещает любви Божией в ожесточенных сердцах, которые видят только все плохое и не стараются понять, что пройдет все это, не может быть иначе. Спаситель пришел, показал нам пример. Кто по Его пути, следом любви и страданья идет, понимает все величие Царства Небесного» (от 2(15) марта 1918 г.). Господь Бог дал нам неожиданную радость и утешение приобщиться Святых Христовых Таин для очищения грехов и жизни вечной. Светлое ликование и любовь наполняют душу. Вернулись мы из церкви и нашли Твое милое письмецо. Разве не удивительно, что Господь нам дал читать Твое приветствие именно в тот день? Как будто Ты, ненаглядная, вошла бы к нам поздравить нас по-старому. Горячо за тебя и за всех молилась, и отец Владимир (Хлынов) вынул за всех вас частицы, и за дорогих усопших. Часто прошу молиться за любимых моих далеких друзей – они знают уже мои записки. Подумай, была три раза в церкви. О, как это утешительно было. Пел хор чудно, и отличные женские голоса; «Да исправится» мы пели дома 8 раз без настоящей спевки, но Господь помог. Так приятно принимать участие в службе. Батюшка и диакон очень просили нас продолжать петь, и надеемся устроить, если возможно, или удастся пригласить баса. Все время Тебя вспоминали. Как хороша «Земная жизнь Иисуса Христа», которую Ты послала, и цветок душистый. Надеюсь, Ты телеграмму получила. Раньше их почтой посылали, теперь, говорят, идут в три дня. Маленький серафимчик прилетит к Тебе до этого письма и принесет Тебе мою любовь. Стала маленькие образки таким же способом рисовать, и довольно удачно (с очками и увеличительным стеклом), но глаза потом болят. Довольно много придется молитв рисовать. Благодарность всем, не забывающим Твоих дорогих едой и т. д. Белья взяли каждая по 2, спрячем до лета. Нежное спасибо Эмме [гр. Э.В. Фредерикс] за письмо и чудную теплую кофточку. Окружена Твоими нежными заботами. Духи – целая масса – стоят на камине. Погода теплая, часто на балконе сижу. Дошла с помощью Божией пешком в церковь, теперь должна надеяться попасть 25-го (Праздник Благовещения). Скажи маленькому М[аркову], что его шеф был очень рад его видеть. Хорошо помню тот день, когда он у нас с Твоими родителями был, так мило о Тебе писал. Дорогую фотографию Твоего отца счастлива получить, так его напоминает, милого старичка. Как Бог милостив, что вы так много виделись последние месяцы и дружно жили. Целую бедную Мама [Н.И. Танееву]. Всегда теперь за него [А.С. Танеева] молюсь и уверена, что он близко около Тебя, но как сильно [его] должно вам недоставать. Он свое дело сделал, до гроба преданный нам, любящий, глубоко религиозный, 26 лет. Читаю
газеты и телеграммы и ничего не понимаю. Мир, а немцы все продолжают идти в
глубь страны, – им на гибель. Но можно ли так жестоко поступать? Боже мой, как
тяжело! Вот
и Великий пост! Очищаемся, умолим себе и всем прощение грехов, и да даст Он
нам пропеть на всю святую Русь «Христос воскресе!». Да готовим наши сердца Его
принимать, откроем двери наших душ; да поселится в нас дух бодрости, смиренномудрия,
терпения и любви и целомудрия; отгонит мысли, посланные нам для искушенья и
смущенья. Станем на стражу. Поднимем сердца, дадим духу свободу и легкость дойти
до неба, примем луч света и любви для ношения в наших грешных душах. Отбросим
старого Адама, облечемся в ризу света, отряхнем мирскую пыль и приготовимся
к встрече Небесного Жениха. Он вечно страдает за нас и с нами, и через нас;
как Он и нам подает руку помощи, то и мы поделим с Ним, перенося без ропота
все страданья, Богом нам ниспосланные. Зачем нам не страдать, раз Он, невинный,
безгрешный, вольно страдал? Искупаем мы все наши столетние грехи, отмываем в
крови все пятна, загрязнившие наши души. О, дитя мое родное, не умею я писать,
мысли и слова скорее пера бегут. Прости все ошибки и вникни в мою душу. Хочу
дать Тебе эту внутреннюю радость и тишину, которой Бог наполняет мне душу, –
разве это не чудо! Не ясна ли в этом близость Бога? Ведь горе бесконечное: все,
что люблю – страдает, счета нет всей грязи и страданьям, а Господь не допускает
унынья. Он охраняет от отчаянья, дает силу, уверенность в светлом будущем еще
на этом свете» (от 13 (26) марта 1918 г. ). Я
спокойна, это все в душе происходит. Я раз нехороший сон видела: кто-то старался
отнять от меня радость и спокойствие, но я молилась, вспоминая, что надо беречь
то, что дано. Знаю, что это дар Господень, чтобы мне все перенести, и Он спокоен,
и это чудо. У раки Святого [Иоанна Тобольского] молилась за Тебя, — не грусти,
дитя мое! Господь поможет, и Твой отец [А. С. Танеев] теперь там за Тебя молится.
Бориса [Соловьева] взяли – это беда, но не расстреляли: он знал, что будет так...
Большевики у нас в городе — ничего, не беспокойся. Господь везде, и чудо сотворит.
Не бойся за нас. Зина [Менштед] мне послала свою книжку «Великое в малом» Нилуса,
и я с интересом читаю ее, и с Татьяной читаю Твою книгу о Спасителе. Сижу часто
на балконе, вижу, как они на дворе работают (очень все загорели). И наши свиньи
гуляют там... Как Тебя за деньги благодарить? Несказанно тронута. Берегу, чтобы
Тебе вернуть потом – пока нет нужды. Знаешь, Гермоген здесь епископом. Надеюсь,
посылка дойдет до Тебя. Что немцы, в Петрограде или нет? У Марии П. [Вел. Кн.
Мария Павловна, младшая, замужем за кн. С.М. Путятиным] ребенок должен был быть
летом. Наконец, к общему Пасхальному письму Великих Княжон князю Э. А. Эристову (от 7 апреля) Императрица делает трогательную приписку: «...Весна идет, солнце светит, пташки чирикают, все просыпается — проснитесь и вразумитесь, бедные, серые, обманутые люди. Христос да воскреснет во всех сердцах. Маме поцелуй. Благослови Вас Бог! Желаю счастья и здоровья». Трудно
без волнения читать эти письма. Весь ужас Екатеринбургской трагедии меркнет
перед силой духа, выраженной в них. С тех пор как здесь помещена была семья Романовых, дом этот обнесли двойным дощатым забором. Около первого верхнего деревянного забора извозчик остановился. Впереди прошел сопровождавший нас солдат, а за ним мы с отцом диаконом. Наружный караул нас пропустил. Задержавшись на короткий срок около запертой изнутри калитки, выходящей в сторону дома, принадлежащего ранее Соломирскому, мы вошли внутрь второго забора, к самым воротам дома Ипатьева. Здесь было много вооруженных ружьями молодых людей, одетых в общегражданское платье, на поясах у них висели ручные бомбы. Эти вооруженные несли, видимо, караул. Провели нас через ворота во двор и отсюда через боковую дверь внутрь нижнего этажа дома Ипатьева. Поднявшись по лестнице, мы вошли наверх к внутренней парадной двери, а затем через прихожую — в кабинет (налево), где помещался «комендант». Везде, как на лестницах, так и на площадках, а равно и в передней, были часовые — такие же вооруженные ружьями и ручными бомбами молодые люди в гражданском платье. В самом помещении коменданта мы нашли каких-то двоих людей средних лет, помнится, одетых в гимнастерки. Один из них лежал на постели и, видимо, спал: другой молча курил папиросы. Посреди комнаты стоял стол, на нем самовар, хлеб, масло. На стоявшем в комнате этой рояле лежали ружья, ручные бомбы и еще что-то. Было грязно, неряшливо, беспорядочно. В момент нашего прибытия коменданта в этой комнате не было. Вскоре явился какой-то молодой человек, одетый в гимнастерку, брюки защитного цвета, подпоясанный широким кожаным поясом, на котором в кобуре висел большого размера револьвер. Вид этот человек имел среднего «сознательного рабочего». Ничего яркого, ничего выдающегося, вызывающего или резкого ни в наружности этого человека, ни в последующем его поведении я не заметил. Я скорее догадался, чем понял, что этот господин и есть комендант «Дома особого назначения», как именовался у большевиков дом Ипатьева за время содержания в нем семьи Романовых. Комендант, не здороваясь и ничего не говоря, рассматривал меня (я его видел впервые и даже фамилии его не знал, а теперь запамятовал). На мой вопрос, какую службу мы должны совершить, комендант ответил: «они просят обедницу», никаких разговоров ни я, ни диакон с комендантом не вели, я лишь спросил, можно ли после богослужения передать Романовым просфору, которую я показал ему. Комендант осмотрел бегло просфору и после короткого раздумья возвратил ее диакону, сказав: «Передать можете, но только я должен вас предупредить, чтобы никаких лишних разговоров не было». Я не удержался и ответил, что я вообще разговоров вести не предполагаю. Ответ мой, видимо, несколько задел коменданта, и он довольно резко сказал: «Да, никаких, кроме богослужебных рамок». Мы облачились с отцом диаконом в комендантской, причем кадило с горящими углями в комендантскую принес один из слуг Романовых (не Чемодуров — его я ни разу не видал в доме Ипатьева, а познакомился с ним позднее, после оставления Екатеринбурга большевиками). Слуга этот высокого роста, помнится, в сером, с металлическими пуговицами, костюме. Пользуюсь
моментом, чтобы сделать общее замечание по поводу моих показаний. Исключительные
условия, при которых мне приходилось воспринимать все эти посещения дома Ипатьева,
а с другой стороны, совершенно исключительные внутренние переживания за время
нахождения там — естественно, препятствовали мне быть только спокойным наблюдателем,
со всею правильностью оценивающим и точно запоминающим все наблюдаемые явления
и лица. Тем не менее, я употребляю все усилия к тому, чтобы показание мое было
точно и оценка наблюдаемого объективна. В следующей комнате, отделенной от залы, как я уже объяснил, аркой, находилась Александра Феодоровна, две младшие дочери и Алексей Николаевич. Последний лежал в походной (складной) постели и поразил меня своим видом: он был бледен до такой степени, что казался прозрачным, худ и удивил меня своим большим ростом. В общем, вид он имел до крайности болезненный, и только глаза у него были живые и ясные, с заметным интересом смотревшие на меня — нового человека. Одет он был в белую (нижнюю) рубашку и покрыт до пояса одеялом. Кровать его стояла у правой от входа стены, тотчас за аркой. Около кровати стояло кресло, в котором сидела Александра Феодоровна, одетая в свободное платье, помнится, темно-сиреневого цвета. Никаких драгоценных украшений на Александре Феодоровне, а равно и дочерях, я не заметил. Обращал внимание высокий рост Александры Феодоровны, манера держаться, манера, которую нельзя иначе назвать, как «величественной». Она сидела в кресле, но вставала (бодро и твердо) каждый раз, когда мы входили, уходили, а равно и когда я по ходу богослужения преподавал «мир всем», читал Евангелие или мы пели наиболее важные молитвословия. Рядом с креслом Александры Феодоровны, дальше по правой стене, стали обе их младшие дочери, а затем сам Николай Александрович. Старшие дочери стояли в арке, а отступая от них, уже за аркою, в зале стояли: высокий пожилой господин и какая-то дама (мне потом объяснили, что это были доктор Боткин и состоящая при Александре Феодоровне девушка). Еще позади стояли двое служителей: тот, который принес нам кадило, и другой, внешнего вида которого я не рассмотрел и не запомнил. |
||||||||
|
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты" Design by SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002. |
||||||