- 1999 - | Настоятель |

Интервью настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма при Областной психиатрической больнице города Екатеринбурга о. Димитрия Байбакова.

__-Отец Дмитрий, расскажите, пожалуйста о себе?
__-В церковь я пришел в 1982 году. Пришел, как ни странно, через чтение атеистической литературы. Уже тогда меня поражала глубина евангельских цитат и не всегда умность критики. Я пришел в храм. Попросил у батюшки Новый Завет. И, несмотря на то, что времена были суровые, была статья в уголовном кодексе, за привлечение к религии несовершеннолетних, отец Владимир Зязев, тогда он служил в том же городе что и я, в Талице, как раз недалеко от Тюмени дал почитать Евангелие. Затем о. Владимир много беседовал со мной, отвечал на многочисленные вопросы. И где-то через год я пришел к мысли, что где-то что-то наверное есть. Потом, о. Владимир убедил меня исповедоваться и причаститься. После этого я уже стал не только допускать, что есть что-то высшее над нами, но действительно принял в себя Христа. Закончил школу. Поступил в медицинский институт.
__-Что вас побудило поступить именно в медицинский институт?
__-С христианской точки зрения совершенно понятно. Желание послужить ближним. Мне было тогда 17 лет, а с 14 лет я работал санитаром в ветеринарной лаборатории, ухаживал за морскими свинками, мышами, кроликами, Быть врачом, лечить людей, облегчать их страдания, помогать как-то - моя еще детская мечта и вполне сознательный выбор. С благословения о. Владимира я поступил в медицинский институт. Проучился год, потом пошел в армию. Отслужил в Северном флоте на атомной подводной лодке. Потом продолжил учебу. На 3 курсе стал алтарником в Вознесенском соборе г. Екатеринбурга. А после 4 курса меня рекомендовали архиепископу Мелхиседеку для рукоположения. И на 5 курсе я уже учился в священном сане. Это был 1992 год. На 6 курсе мы проходили цикл психиатрии, здесь, в областной психиатрической больнице. Доктора узнали что я батюшка и выразили желание, чтобы здесь периодически совершались службы, пациентов как то окормляли.
__-То есть идея создания храма не территории психиатрической лечебницы исходила от врачей.
__-Да, она исходила от врачей. И после встречи с директором объединения "Психиатрия" Игорем Николаевичем Канарским эта идея стала материализовываться. Была создана община из врачей, медсестёр ,санитаров, и выделено помещение Одновременно вместе с Игорем Николаевичем мы выбрали место для будущего строительства Свято-Пантелеимоновского храма.
21 сентября 1993 года в обустроенном помещении бывшего больничного клуба, переехавшего в новое здание, впервые была отслужена Божественная Литургия. До этого храма в больнице никогда не было, так как строилась она накануне Первой Мировой войны, потом революция, так и не успели. Поэтому начинали мы "с нуля" во всех смыслах этого слова. Таким образом, в этом году нашему храму исполняется шесть лет. Много в храме сделано за эти годы: собрался дружный коллектив, организовали воскресную школу, библиотеку. Значительно увеличилось и количество прихожан. К нам приходят не только пациенты и сотрудники больницы, но и жители окрестностей, да и из города приезжают. Постоянно что-то новое происходит.
__-Существуют ли православные храмы в других психиатрических лечебницах страны, или ваш опыт является уникальным?
__-Есть. Правда когда мы начали свою работу был только один храм во имя иконы Божией Матери Целительницы в институте клинической психиатрии в Москве на Каширском шоссе. Сейчас их больше. Есть и в институте имени Сербского, и в других больницах Москвы и Петербурга.
__Всем понятна необходимость храма в обычной больнице. Но так ли это в психиатрических лечебницах. Ведь около 200 лет назад, когда они зарождались, были большие споры: стоит ли допускать туда религию. Одни говорили, что религия, с её мистицизмом и экзальтацией способна только усугубить болезнь. Другие - наоборот, что человеку верующему легче победить болезнь, что вера возвращает человека к здоровым основам его бытия.
__-Что об этом думают современные врачи?
__-У нас такой дискуссии просто не было. Врачи, что называется авансом, восприняли эту идею очень хорошо. А спустя год два они начали получать первые результаты нашей деятельности. Потому что больные посещающие храм становятся более спокойные, умиротворённые. Очень хорошо сказывается просто само богослужение на больных с эмоциональными расстройствами, депрессиями. Исповедь глазами психиатра это по сути форма рациональной психотерапии, когда человек выговаривается, потом получает советы священника.То есть доктора видят реальные изменения состояния пациентов. Это во-первых.
__Во вторых, мы, священники проводя с пациентами беседу настраиваем их на лечение, потому что у многих наших пациентов наблюдается отказ от лечения, нежелание принимать лекарственные препараты. Когда у авторитету врача присоединяется авторитет священника, это настраивает больных на необходимость лечения.
__Конечно, мы здесь священнослужители, прихожане храма не подменяем собой врачей, не заменяем их, не умаляем врачей, а дополняем их, обогащаем методы лечения, которыми можно вернуть людей страдающих душевными недугами к нормальной жизни. А лечиться от психических расстройств действительно необходимо, потому что у нас есть тело, и когда оно болит, мы обращаемся к хирургу, терапевту и так далее; у нас есть душа, психика, то есть наше мышление, наша память, эмоции, и расстройство в этой сфере - компетенция психиатра; и у нас есть дух - это уже область действия священнослужителя и Церкви. О трехсоставности человека писал св. Феофан затворник, св. Лука Войно-Ясенецкий. С другой стороны - это и триединство, и оно требует соответствующего подхода, чтобы человеком занимался не только психиатр, но и священник, ведь часть наших болезней телесных, а тем более душевных имеет духовную природу. Поэтому это взаимодействие плодотворно.
__Ну и наконец, помимо благоприятного воздействия богослужения и таинств, община ведет в лечебнице и большую социальную работу. Начиная от того что у нас есть благотворительная столовая, где мы подкармливаем наиболее нуждающихся, что называется бездомных и безродных пациентов, а таких в клинике очень много. Мы собираем им одежду, обувь. В детские отделения мы постоянно передаем игрушки, книжки, сладости. Несколько лет мы уже курируем подсобное больничное хозяйство, это гектар земли и теплицы, выращиваем там овощи для кормления больных. В связи с экономическими сложностями переживаемыми государством, мы даже покупаем наиболее неимущим билеты домой. Ну и конечно по большим праздникам мы обходим палаты раздаем подарки, проводим молебны, беседы. Доктора, конечно, очень довольны вот этим взаимодействием
__-То есть ваш храм уже стал частью лечебницы.
__-Да стал. Первый год нас воспринимали как нечто экзотическое, как дань моде. Сейчас, у нас совершенно нормальные, спокойные, деловые будничные отношения. Можно сказать, что мы стали структурным подразделением клиники.
__-Были ли у вас случаи чудесного исцеления больных.
__-Вы знаете, говорить об исцелениях проблематично, все-таки Господи даёт исцеления по большой вере, а мы сейчас все маловеры. Поэтому можно говорить только об улучшениях состояния, к чему и направлена вся деятельность нашего прихода. Но были и случаи исцелений. Я могу привести два примера.
__Одна пациентка нашей клиники, была некрещеная, неверующая, лечилась больше 20 лет. У неё вторая группа инвалидности по шизофрении. постоянные галлюцинации, голоса. Из клиники она практически не выходила. Только выписывалась и снова попадала обратно. Когда мы появились, она очень заинтересовалась ,крестилась, стала ходить в храм, регулярно исповедоваться и причащаться. Конечно необратимые разрушения у неё остались, но галлюцинации, голоса практически прекратились, а если они появлялись, то она научилась бороться с ними Иисусовой молитвой. Сейчас она живёт в интернате, поскольку это социально дезадаптировный человек, нет квартиры, в больнице уже несколько лет не лежит. И, хотя интернат находится не другом краю города, регулярно приезжает к нам в субботу, воскресенье, берет литературу в интернат и ведет там беседы. Если её встретить, то не никогда не подумаешь, что это инвалид по психическому заболеванию. Это красивая, нормальная женщина, живая, весёлая.
__Второй случай касается телесных недугов. Однажды я пришел в храм и вижу, в уголке стоит бабушка и плачет. Я подошел, спросил, что случилось. И она говорит, что её соседки привезли из деревни в храм уже в последний раз, потому что она уже ничего не видит. Я честно скажу без какой-то особой пламенной веры, а скорее даже по долгу службы, я ей сказал: "Матушка, подойдите к иконочке с мощами целителя Пантелеймона, возьмите маслица от лампадки, помажьтесь". И наше общение на этом закончилось. А спустя несколько месяцев эта матушка в храме бросается мне на шею, несмотря на то, что ей семьдесят с лишним лет. Что оказалось, после нашей встречи, она помолилась святому Пантелеймону, взяла масла и дома мазала веки. Через непродолжительное время она стала видеть, хотя и очень туманно. Она поехала в храм, причём соседки помогли ей только на электричку подняться, а добиралась она сама. В тот раз я её не видел. А когда мы с ней встретились она уже видела. Разве это не чудо, что человек в семьдесят потерявший зрение, по молитве к целителю Пантелеймону его обрёл. Доктора которым я это рассказывал, конечно склонны объяснять это какими-либо материалистическими причинами - самовнушение, или какими-то другими механизмами. Но я им говорю так: "Человек был незрячим ? Был. Человек стал зрячим? Стал. Вера ему помогла? Помогла. Объясняйте это как хотите, но вера человеку помогла, значит надо верить".
__-Вы некоторое время были лечащим врачом, принимали пациентов. Помогало ли вам то, что вы были в священном сане?
__-Да, конечно, я около двух лет работал здесь в отделении. И я бы сказал помогало обоюдно. Знание психических процессов помогало мне как священнику, а знание законов духовной жизни помогало мне как врачу.
__-И каким же образом?
__-Пациенты у нас не все верующие. Но я бы сказал, что большинство из них склонно к мистическим переживаниям. Это по большей части болезненные переживания, которые нужно отделять от действительно благодатных состояний. Видения о которых мы читаем в житийной, агиографической литературе это видения посылаемые от Бога за праведную жизнь, духовные подвиги, но этого удостаиваются единицы. Есть видения - галлюцинации зрительные, голоса - галлюцинации слуховые - это расстройство психической деятельности человека.
__Здесь очень характерно, что религиозность здоровая - это религиозность к которой человек идет определенным жизненным путем, постепенно, через раздумья. Должен быть путь, будет ли он коротким, или длинным. __Религиозность болезненная, когда человек свои переживания, голоса, видения воспринимает как божественное откровение. Он может казаться очень набожным, но когда болезнь отступает, вся мнимая религиозность пропадает. Ведь пути к вере, действительно веры, как мировоззрения не было. Наша задача объяснить больным разницу между болезненными переживаниями и верой. Объяснить не только больным, но и докторам.
__-Приходилось слышать мнение, что душевная болезнь - это всего лишь одержимость демонами. Так ли это?
__-Нет, это не так. Человек может быть одержимым, и не психически больным. Человек может быть психически больным, и не одержимым. И Человек может быть одержимым, и психически больным. Это три разных состояния.
__-И как их отличить?
__-Наши пациенты - это в основном люди страдающие психическим расстройством. Очень часто пусковым механизмом психического заболевания действительно могут быть демоны. Если мы возьмем анамнезы, истории болезней, то достаточно большая часть из них впервые попадала в клинику после каких-то оккультных увлечений типа гаданий, вызывания духов. Пусковой механизм нередко оказывается оккультным, демоническим, но не всегда.
__С другой стороны чего боится бесноватый человек? Он боится Креста, Евангелия, святой воды. Вернее не он боится ,а бес у него внутри. Большая часть наших больных не только не боится, а наоборот. У нас стоит большой бак со святой водой. И больные идут с баночками ,бутылочками и пьют, потому что они чувствуют, что им это помогает. Они подходят ко Кресту к Евангелию ,без тех бурных появлений ,которые мы наблюдаем у бесноватых.
__Конечно, несколько действительно бесноватых людей мы наблюдали. Однажды, я столкнулся с вообще очень ярким случаем, когда пришел в одно из отделений. Там лежала одна женщина, лежала уже много лет, практически она вела растительное существование, мало на что реагировала, то есть процесс разрушения личности зашел очень далеко. Зайдя в палату я начал кропить всех святой водой. И вот эта пожилая бабушка годами лежащая без движения вскочила на ноги на кровати , начала совершенно дико кричать, нецензурно ругаться, так, что даже испугались врачи. Они не видели, чтобы она, ведущая растительное существование выдавала такие вещи. По видимому, это можно считать бесноватостью. Демон на святую воду так среагировал. Но это единичные случаи, и не надо считать, что все психически больные - это бесноватые.
__-Можно ли сказать, что психическая болезнь вызвана всецело внутренними причинами, страстями человека, или же это всё таки деградация человека порожденная развитием цивилизации?
__-Это может быть и так и так. Двух одинаковых психических болезней нет. У одного это могут быть действительно страсти. У другого - плохая наследственность. У третьего - стрессовые ситуации в жизни. У четвёртого - физическая травма. У пятого - увлечение оккультизмом. У шестого - попадание в секту. Причины могут быть самые разные.
__-Были ли в древности психически больные, или это относительно недавнее явление?
__-Почему же недавнее явление. Мы читаем, скажем, жития святых и там старцы ухаживали за больными людьми. Действительно, раньше, может быть, под бесноватых записывали всех психических больных. Но, кажется, в Печерском монастыре старец годами ухаживавший за психически больным описывает его именно как больного человека.
__Больницы стали строиться ещё со времён Ивана Грозного. Другое дело, что до 50-ых годов единственным методом лечения была смирительная рубашка, потому что не было лекарственных препаратов, которые нормализуют ие или иные психические функции. Теперь появилась возможность больного не только успокоить, но и вернуть к нормальной жизни.
__В советские годы психиатрические лечебницы во многом носили репрессивные функции. Тогда, да и сейчас тоже, многие зачитывались романом Кена Кизи "Полёт над гнездом кукушки" и Энтони Берджеса "Заводной апельсин", в которых человека, почему-либо не вписывающегося в рамки общества насильно помещают в психбольницу, и, с помощью специально подобранных препаратов, или лоботомии превращают в тихое, спокойное существо не способное даже рассердиться.
__Я читал оба романа. Ну, романы они есть романы. Есть фантастические произведения на космические темы, есть фантастические произведения на техническую тему, есть фантастические произведения на психиатрическую тему. Что касается лекарственных препаратов, то я уже говорил, что это большая помощь врачам в том, чтобы вернуть человека к более или менее нормальному существованию. Задача психиатра не просто подавить агрессивность , а именно помочь больному вернуться в общество, вылечить, а не загасить его психические функции.
__Те препараты, которые сейчас есть действуют достаточно избирательно. Есть группа антидепрессантов, воздействующая на эмоциональную сферу, помогающая избавиться от депрессии, есть группа препаратов воздействующая на мышление человека, направляющая его в правильное русло. Здесь, конечно, слово правильное неуместно. Мышление не может быть правильным или неправильным, оно может быть здоровым и нарушенным, разбалансированным. То, что описывается в этих романах - это художественный вымысел не имеющий никакого отношения к действительности.
__Часто наши пациенты жалуются, что им дают слишком сильные препараты, но сладких таблеток не бывает ,таблетки все горькие. Необходимо пройти курс лечения этими горькими таблетками, сильными таблетками, для того чтобы чего-то достигнуть. Хотя бы для того, чтобы прошли голоса. Ведь голоса, это не просто, когда у тебя в голове играет эстрадная песенка. Есть императивные голоса. Голоса заставляющие выпрыгнуть с балкона, голоса заставляющие убить своего ребёнка. И задача врачей - избавить человека от этого. Человек сознаёт что это его ребенок, но в силу нарушения мышления, воли он не может сопротивляться. Лекарства действуют на те или иные психические функции и устраняют эти вещи.
__Иногда люди говорят, что вот, человек лечился в психолечебнице и стал совсем дураком. Так он стал таким не от лекарств, а от болезни. Если человек попадает под машину и ему раздавливает ноги, и хирург ампутирует их. Так ведь это не хирург человека таким, и не скальпель. Травма сделала его таким. То же самое и у наших больных, когда они становятся инвалидами по психическому заболеванию, когда становится заметно их не совсем обычное поведение - это не таблетки виноваты , а болезнь. Таблетки замедляют процесс разрушения личности, а никак не делают человека таким, как считаются в обывательском сознании.
__-Таким образом вы считаете, что современные методы лечения адекватны психическому заболеванию и полностью излечивают душевные болезни.
__-Видите ли, на сегодняшний день психические болезни чаще всего неизлечимы, а применяемые методы только затормаживают, останавливают. Большинство наших болезней - процессуальны. Первое проявление заболевания, и пошел процесс разрушения личности. Таблетки -в лучшем случае останавливают процесс. Но то, что было разрушено - оно остается. Например, потерю памяти в полом объеме восстановить невозможно.
__-Значит полное исцеление - недостижимо.
__-Вы знаете, полностью излечить болезнь может только великая милость Божия, вера в этом человеку может помочь. Но я думаю, что задача и врачей, и священнослужителей не просто излечить человека, это не самоцель, а помочь человеку адаптироваться к жизни, найти свою социальную нишу, приспособиться к своей болезни, встать над болезнью. Это реальные вещи. А полное выздоровление это великая милость Божия. Это было под силу, может быть, Иоанну Кронштадтскому, Серафиму Саровскому. Мы на чудеса неспособны, поэтому стараемся помогать реально тем, чем можем.
__-Скажите какие отношения между вашими прихожанами - пациентами, и нормальными прихожанами?
__-Отношения очень хорошо проходят. Наши прихожане из города, с той стороны забора прекрасно понимают ,что это люди страждущие и относятся к ним с терпением, вниманием, любовью. По мере сил помогают им, как я говорил, приносят деньги одежду обувь, подкармливают нуждающихся. Ну и, конечно, само общение, совместная молитва способствует развенчиванию того нездорового отношения к психиатрической лечебнице и к психически больным, которое существует в обществе. Считается, что все ,кто лечится в психбольнице какие то маньяки, на самом деле это, конечно, не так.
__С другой стороны нормальные, ровные отношения с прихожанами из окрестностей, просто дает нашим больным жить дальше, как то верить в себя. Видя в больничном приходе нормальное к себе отношение, они и дома начинают ходить в церковь, и находят себе социальную нишу и общение с верующими помогает им из болезни выскочить и дальше жить.
__-Каковы дальнейшие планы в жизни вашего прихода?
__-Мы сейчас строим храм. Храм и церковный комплекс с большой социальной базой. Это позволит ту социальную и духовно-посветительскую работу, которую мы ведём перевести на качественно иной уровень. Наша задача номер один - довести строительство до конца. Несмотря на большие экономические трудности, думаю через год, два с Божьей помощью мы его завершим.
__-И ещё один вопрос. Вы говорили что исповедь это ...
__-Глазами врача - это своего рода психотерапия.
__-В чём же различие исповеди и психоанализа?
__-Все церковные таинства, богослужение представляются глазами человека неверующего, может даже и не совсем атеиста уникальным синтезом самых разнообразных психотерапевтических методик. Есть элементы НЛП, элементы внушения, элементы рациональной психотерапии. Можно говорить, что во время исповеди существует какой-то элемент психоанализа, но этот взгляд поверхностен. Различные психотерапевтические методики представляют собой осколки того, что даёт церковь, богослужения, таинства. Когда берется отдельное звено - оно не может быть полноценным, оно все равно ущербно. Многие психотерапевтические методики вышли из религиозных практик, отделились и дальше развивались по своему пути, имея религиозные корни. Но сами по себе являются лишь техниками. В них практически исчезает воздействие на дух человека. Какой бы оточенной не была техника - это всего лишь техника, а в таинстве присутствует тайна, благодать Божия. Это вещи совершенно разные.
__Священник, совершая таинство исповеди, всего лишь свидетель. Он освобождает человека от грехов властью данной от Бога. Участие личности священника в таинстве достаточно минимально. Даже если священник говорит слова назидания, то, опять же, он говорит не свои какие-то взгляды на жизнь, а научает человека евангельским истинам. Когда же человек приходит на психоанализ, чтобы раскрутить какие-то комплексы, то личность психоаналитика очень важна. Те комплексы, первопричины, выявляемые в психоанализе зависят от самого психоаналитика. Даже есть такой юмор: "Чьи комплексы выявляет психоаналитик? Больного, или свои". Психоанализ, конечно имеет право на существование, занимает какую-то нишу, но вера, медицина и психотерапия это три разные вещи: дополняющие, обогащающие друг друга, но воедино не смешивающиеся.
__-Но посоветовали бы вы верующему, больному человеку пройти сеанс психоанализа?
__-Вы знаете, я думаю, что верующему человеку в этом нет необходимости. Психотерапия, все таки, больше для людей не пришедших к Богу. Лекарства - они для всех. Я думаю что для верующего человека ничего больше исповеди, причастия, соборования быть не может.

Беседовал В. Булатов

  - 1999 - | Настоятель |

Рейтинг ресурсов УралWebRambler's Top100