- 1998 - | Настоятель |

НАСТОЯТЕЛЬ СВЯТО - ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА - ИГУМЕН ДИМИТРИЙ БАЙБАКОВ

(Интервью журналу "Православный вестник" №3 1998г.)

- Отец Димитрий, давайте начнем с самого начала: Вы родились...
- Я родился 8 января 1968 года в городе Талица Свердловской области. Отец - столяр, мама - бухгалтер. В семье я второй: старшая сестра, младшая сестра и два младших брата. Итого: пятеро. Наша семья не была чрезмерно состоятельной. То есть родители нас обували-одевали, питали, но на всякие увлечения-развлечения приучали зарабатывать самостоятельно. Я стал работать с 14 лет - санитаром в ветеринарной лаборатории, ухаживал за морскими свинками, мышами, кроликами, что не мешало в школе учиться на "4" и "5".
В это же время осознанно вступил в комсомол, так как идеалы, им декларируемые, были мне понятны и близки. Вскоре меня выбрали заместителем секретаря комсомольской организации школы по идеологической работе. У меня очень добрые и светлые воспоминания остались о школе, о наших дорогих учителях, о комсомоле, представьте себе. В нашей, 55-й школе города Талицы, он представлял собой нормальную молодежную жизнь, у нас это была замечательная молодежная организация, действительно объединяющая, интересная, веселая. Жаль, что сейчас ничего подобного нет. Ну и кроме того, надо же различать две большие разницы: "светлые идеалы коммунизма" и местный райком партии. Это же совсем не одно и то же.
- То есть, в детстве Вы не воспитывались в религиозном духе?
- В религиозном - нет. Но понятия о доброте, честности, сознательном отношении к жизни, какие-то другие идеалы прививались и дома, и в школе. Что и стало благодатной почвой для принятия христианства.
- А верующим вы стали уже после мединститута? В одной статье автор даже хлесткое выражение подобрал: "сменил халат врача на рясу"...
- Ну что вы! Да, я до сих пор с улыбкой вспоминаю тот фельетон в какой-то местной малотиражке. И хотя неизвестный мне автор и сообщал, что знаком со мной чуть ли не всю жизнь, однако, практически весь его материал - голый вымысел. В Церковь я пришел в 1982 году, в 14 лет, когда стал впервые задумываться над смыслом жизни. Я много читал, в том числе и общественно-политической литературы, литературы атеистической. И как это не странно, но именно она, атеистическая литература, подтолкнула меня к Церкви, пробудила желание самому прочесть Евангелие. К стати, я до сих пор помню ощущение глубокого и благодатного потрясения после первого прочтения Нового Завета. Потом было знакомство с настоятелем Талицкой церкви Петра и Павла отцом Владимиром Зязевым, который помногу беседовал со мной, давал читать другую духовную литературу. Отца Владимира окружали очень интересные люди, приезжавшие из других городов, становившиеся и моими знакомыми. И так через книги, через живое общение с людьми, через постепенное знакомство с жизнью Церкви я пришел к допущению, что "возможно, где-то, что-то и есть". Да, вот так... Выросший в безрелигиозной семье, скептик по натуре, воспитанный на советских идеалах, только после первого Причащения Святых Христовых Тайн я действительно узнал что есть Бог. Все, что было до этого - было только приближением к Богу, длившимся около двух лет. Причастие же благодатию Божией сделало меня верующим. Я стал регулярно ходить в храм, принимать участие в богослужениях. Дома это было воспринято трагически. Мама очень и переживала, и сердилась, и ругалась, очень долго пыталась "поставить на путь истинный". Теперь я понимаю, что это была забота о моем будущем - верующему человеку дорога в институт и дальнейший какой-то рост были практически закрыты. Я еще застал то время. Однако, идеалы коммунизма и христианства в тот период достаточно мирно уживались между собой. Понятие о том, что это абсолютно разные вещи пришло значительно позднее - во время службы в Вооруженных Силах, где-то годам к двадцати.
- Вы служили в Армии?
- Да. На Северном Флоте, в 1987-1989. Моя военная специальность - электрик корабельного оборудования атомной подводной лодки. Я вообще очень положительно отношусь к Армии, к службе в Армии, очень скорблю о ее теперешнем состоянии. После школы я дважды пытался поступить в Военно-Медицинскую Академию в Петербурге, но оба раза не хватало одного балла, естественно, не без промысла Божиего на то. Тем не менее, после первого курса нашего Медицинского института я совершенно спокойно пошел служить. И годы проведенные на Флоте, не относя к самым лучшим годам моей жизни (будем надеяться, что таковые у меня еще все же впереди), я считаю одними из самых интересных и полезных лет . Служба очень много дала для становления моей личности.
- А вернувшись из Армии, Вы поступили в Духовную Семинарию?
- Нет. Уволившись 6-го сентября, 7-го я уже сидел в учебных аудиториях мединститута. Я вернулся на второй курс и продолжил учебу. Быть врачом, лечить людей, облегчать их страдания, помогать как-то - моя еще детская мечта и вполне сознательный выбор. Но после Армии я стал служить алтарником в храме Вознесения Господня. Кроме разнообразного духовного чтения, самообразования, я стал изучать устав богослужения, церковное пение, учиться читать по старославянски. За десять лет, с 82-го года, я конечно приобрел определенные знания, навыки. Летом 1992 года Управляющий в то время Екатеринбургской Епархией архиепископ Мелхиседек после собеседования со мной рукоположил меня в священный сан: 7 июля, в день Иоанна Предтечи, в диакона в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе, а 9 июля, в день Тихвинской иконы Божией Матери в Александро-Невском храме во священника. Это было после четвертого курса, перед пятым.
- То есть, институт вы не закончили?
- Нет, закончил. Пятый и шестой курсы я занимался уже будучи священником, Владыка Мелхиседек счел это возможным. Сдал госэкзамены, получил диплом врача. Еще на шестом курсе стал заниматься по индивидуальной программе в Областной психиатрической больнице, то есть своей медицинской специальностью избрал психиатрию, как наиболее полезную и близкую для священника специальность: и священник, и психиатр занимаются душой человека.
- А как же вы совмещали обязанности священника и учебу? Ведь в мединституте нет ни вечернего, ни заочного отделения?
- Прослужив несколько месяцев в Вознесенском храме Екатеринбурга, я был назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рудянское Сухо-ложского района. В будни - учился, искал спонсоров для восстановления деревенской церкви, а в субботу-воск-ресение и праздники ездил туда служить, организовывал восстановительные работы. С очень большим душевным теплом вспоминаю тот период. Рудянка - это сказка. И там замечательные матушки Надежда, Нина, Валентина, Александра... Молитвенно вспоминаю их и сейчас.
- Значит, в семинарии Вы не учились?
- Учусь сейчас. Заканчиваю третий курсе заочного сектора Московской Духовной Семинарии. Большая часть преподаваемого конечно уже знакома, но тем не менее, учеба позволяет систематизировать то, что приобреталось ранее самообразованием. Конечно и что-то новое узнаю.
- А как возник больничный приход?
- Где-то в конце 1992 года меня пригласили освятить одно из отделений больницы, потом еще одно, потом была встреча с докторами, потом с Игорем Николаевичем Канарским, директором Объединения "Психиатрия", на которой встал вопрос о возможных формах сотрудничества Церкви и больницы. Игорь Николаевич высказал пожелание организовать какое-то постоянное помещение для того, чтобы пациенты клиники могли придти, помолиться, поставить свечи и так далее. Конечно, и я, и Владыка Мелхиседек очень положительно к этому отнеслись и началась работа по формированию общины, которая стала бы учредителем больничного храма. Верующих докторов в больнице оказалось немало и в апреле 1993 Областное Управление юстиции зарегистрировало нашу общину. Администрация клиники выделила помещение, достаточно просторное для обустройства больничной церкви, которое потихоньку стало соответствующим образом оборудоваться. Одновременно вместе с Игорем Николаевичем мы выбрали место для будущего строительства Свято-Пантелеимоновского храма. В августе, 9-го числа, в день Целителя Пантелимона на лесной поляне, выбранной для строительства, был отслужен первый праздничный молебен и акафист Святому Врачу. 21 сентября 1993 года в обустроенном помещении бывшего больничного клуба, переехавшего в новое здание, впервые была отслужена Божественная Литургия. До этого храма в больнице никогда не было, так как строилась она накануне Первой Мировой войны, потом революция, так и не успели. Поэтому начинали мы "с нуля" во всех смыслах этого слова. Таким образом, в этом году нашему храму исполняется пять лет. Много за эти годы было и сложностей, и трудностей, и радостей... Выполнили проектные работы церковно-больничного комплекса, сделали землеотвод, получили все согласования и разрешения, расширили поляну, заложили фундамент и цокольный этаж, сейчас строим первую очередь комплекса. Много и в храме сделано за эти годы: собрался дружный коллектив, сформировался неплохой хор, организовали воскресную школу, библиотеку духовной литературы. Сейчас взяли в курацию больничное подсобное хозяйство, выращиваем там овощи для питания пациентов клиники. Значительно увеличилось и количество прихожан. К нам приходят не только пациенты и сотрудники больницы, но и жители окрестностей, да и из города приезжают. Постоянно что-то новое происходит.
- Вы говорите о строительстве... Есть хорошие спонсоры?
- Нет. Ни хороших, ни плохих. Строительство храма ведется только на те средства, которые жертвуют в церковную кружку прихожане, которые жертвуют люди, приходящие креститься венчаться. На те средства, которые жертвуются за свечи, иконки, духовную литературу. Конечно, это очень скромные суммы, поэтому стройка идет не так быстро, как хотелось бы. Но с помощью Божией она все же идет, идет не останавливаясь. Дай Бог доброго здоровья и душевного спасения всем нашим прихажанам, трудами и молитвами которых строится Свято-Пантелеимоновский храм.
- Отец Димитрий, а вот кроме богослужений, церковных каких-то дел, что еще вас интересует в окружающей жизни? Или жизнь священника ограничена только храмом?
- Помимо храма я по благословению Владыки Никона уже пятый год несу послушание редактора "Православной газеты". Думаю, что многим она знакома. Для подготовки такого издания требуется много читать, перерабатывать достаточно большие объемы самой различной информации, ездить, встречаться с людьми. Я регулярно просматриваю практически всю местную прессу, сообщения Российских информационных агентств, постоянно пользуюсь системой "Интернет". Так что назвать такой образ жизни "ограниченным" наверное нельзя. Ну и кроме того у меня немало каких-то чисто личных, человеческих интересов: очень люблю поэзию Евтушенко, неоднократно был на его выступлениях и у нас, и в Москве. Конечно же читаю художественную литературу. Очень до сих пор люблю творчество нашего замечательного земляка Владислава Крапивина. По мере возможностей хожу в театры. С интересом слежу за работами Николая Коляды, тоже нашего екатеринбургского драматурга и режиссера. Видел многие его работы, не только в постановках нашего Драматического театра, но и московских театров, тюменского драмтеатра, в постановке труппы из Германии... Очень люблю Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств им.Пушкина, Русский Музей. Не пренебрегаю и эстрадой, правда только отечественной. Западная музыка по большей части меня не трогает, хотя тоже есть неплохие вещи... Так что жизнь проходит очень разнообразно и насыщенно.
- А медициной Вы сейчас не занимаетесь?
- Сейчас, к сожалению, нет. После института я одно время совмещал священнические обязанности, заботы настоятеля и лечебную работу в отделении, но по чисто временным причинам работу врача пришлось оставить. Работа психиатра требует очень много времени и сил, а человеческие возможности не безграничны. Мне очень нравилось работать в отделении, я очень жалею, что не получается совмещать, но может быть когда-то еще и вернусь к этому. С другой стороны, полученные знания мне безусловно очень помогают, так что, как говорится, все к лучшему.
- Отец Димитрий, последний вопрос, может быть несколько необычный: Вы мечтаете о чем-нибудь?
- Конечно. Мечтаю о том, чтобы построить наш больничный храм. Наверное это самая заветная мечта. Скорее всего, не только моя, но и многих наших сотрудников, потому что мы все видим: этот храм очень нужен людям. Мечтаю о том, чтобы новый храм всегда был полон прихожанами и чтобы каждый приходящий находил в нем любовь, доброту, внимание. Мечтаю, разбить вокруг храма красивый сад, чтобы люди, приезжающие к нам в клинику на лечение, могли в нем отдыхать. Мечтаю организовать при храме приют и благотворительную столовую для нуждающихся пациентов. Есть и еще кое-какие задумки, но все они достаточно земные и реальные. Нельзя чувствовать себя счастливым пока кругом столько страданий. Дай Бог, чтобы эти мечты постепенно воплотились и принесли в этот мир хоть немного облегчения и радости.

  - 1998 - | Настоятель |

Рейтинг ресурсов УралWebRambler's Top100