|
Напутали с праздниками…("Валентинов
день")
"Праздники прошли, нас догнали будни"
Димитрий Ревякин
"Мается, мается, а всё не признается, что
всё дело в нем"
Борис Гребенщиков.
Вот прошло Христово
Рождество (то есть день, когда родился Спаситель), потом Крещение
Господне (то есть день, когда Он принял крещение) и, как мы не старались
сами себе испортить эти праздники, но новое лето Господне настало.
А напутать мы старались, то празднуя просто Рождество (а Кто там
родился, это уже дело десятое), а то с ослиным упорством отмечая
пришествие года козла или овцы (в Индии, Китае, Монголии и в
любом другом месте новый год бывает ведь чаще, чем в России, поэтому
там лучше нас знают, чей год. Вы не согласны?)
И вот снова мы и
видим и слышим: "день всех влюбленных", "День святого
Валентина", "Валентинов день настает", "готовьте
валентинки"… Автор этой реплики с самого начала небеспристрастно
относится к "Валентинову дню", и одна из важных причин
к этому само слово "валентинка", которое так и просится
рифмой к "мущинке" Эллочки-людоедки. Она бы не одно чайное
ситечко выложила за это модное словцо. "Эй, мущинка, где
твоя "валентинка"? У тебя вся спина белая! Жуть!"
Ну, оставим в покое
Эллочку с ее "валентинками", будем действовать более созидательно:
откроем лучше православный календарь и узнаем что за человек такой
святой Валентин. И вы знаете, 14 февраля ни по старому, ни по
новому стилю не празднуется память никакого святого с именем Валентин
или Валентина. Но мы поискали и нашли - речь идет, видимо, о
святом мученике Валентине Римлянине, память которого совершается...,
когда бы вы думали? - а 19 июля (н.ст.) Напутали с праздниками,
напутали - так мы будем летом справлять Рождество Христово, а выпускные
вечера проводить исключительно в осенне-зимний сезон.
Но автора уже спешат
упрекнуть и поправить: "Надо смотреть на вещи шире. 14 февраля,
есть такие сведения, католические календари имеют пометку "св.Валентин
Римлянин". И есть даже такая о нем история, что он тайком венчал
римских воинов с их возлюбленными, а сам перед своей казнью послал
любимой письмо, где подписался как "твой Валентин", отсюда
и возникла традиция посылать "валентинки" друг другу".
Но все равно путаница - нет в житии святого Валентина Римлянина
ни одного слова о тайных венчаниях и прочих военно-полевых романах
с открытками. Ни одного слова. Зато есть слова о Христе, Свете истинном,
дающем ясное зрение и слепым, например, отроковице, которую Господь
исцелил от слепоты по вере и молитве мученика Валентина.
Вся потная атмосфера
"Валентинова дня" с его сердечками, пронзенными и непронзенными
стрелами пухлых амурчиков (это, заметьте, никак не ангелы), обильно
приправленная раздающимися направо и налево поцелуйчиками, никак
не согласуется с сердечной чистотой, присущей всем святым. Так похоть
не согласуется с любовью, но хочет, чтобы ее чмоканье все приняли
за лобзание любви.
Больше всего "Валентинов
день" похож на языческие оргии в честь козлоногого бога Пана,
телосложение которого представляет некоторую сложность в смысле
помещения на глянцевые поверхности открыток. Не очень красиво получится,
неромантично. Поэтому старый прокисший уже салат, который почему-то
в Европе сочли годным к употреблению, сдобрили соусом из амурчиков
и валентинок и теперь настойчиво предлагают нам всем откушать этой
тошнотворной смеси. Мы с энтузиазмом поглощаем данную нам еду и
даже не смотрим, что там в тарелке, а тем, кто пытается разглядеть,
всегда можно сказать: "Лопай, что дают!" Так что
главное основание к повсеместному празднованию "Валентинова
дня" очень простое: чтобы ни праздновать, лишь бы праздновать.
Проблема в том только, что с таким подходом праздник становится
как будни, а будни как праздник, и в итоге ни того, ни другого.
И часто у нас этак
вот: думаем, что сейчас так отпр-ррр-разднуем, а глядишь -- что
празднуем, забыли. Или не знаем, и знать не хотим. А потом голова
у нас болит сильно, и душа мается, и радости никакой. Опоганились
очень.
15 февраля православные
празднуют Сретение Господне. Это - настоящий праздник, без дураков
и валентинок. Праздник встречи старого человека по имени Симеон
и Богомладенца Христа, встречи Бога и человека. Это праздник, в
котором всё неподдельное - и жизнь, и любовь, и радость, и смерть,
но жизнь крепче:
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши рукою, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
И.Бродский, март 1972 г.
[ обсудить
на форуме ]
|
|