|
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ
(Православная газета № 14 (27) 1995г.)
Святой
Праведный Симеон Верхотурский происходил из дворянской семьи. По неясным
обстоятельствам в начале XVII в. он удалился из родных мест в далекую
Сибирь, в зауральские пределы, - в новопросвещенный край, где только в
1620 г. образовалась Тобольская епархия. Смиренно скрыв свою знатность,
он вел жизнь бедняка, не имевшего постоянного пристанища. Владел он портновским
ремеслом и, переходя из деревни в деревню, шил одежду. Кормился у заказчиков,
довольствуясь малым. Выполнив работу, Симеон покидал хозяев, пока те спали,
чтобы избежать любой мзды и похвалы.
Облюбовал он себе место для молитвы на
погосте села Меркушинского, в 50 верстах от г. Верхотурья, но более любил
уединяться среди вековых кедров и лиственниц. Было у него еще невинное
занятие, которое не нарушало духовного настроя, - он удил рыбу в многоводной
Type, уподобляясь галилейским рыбарям.
Симеон прилежно посещал храм на Меркушинском
погосте, оказывая ближним чрезвычайное послушание и любовь. Всегда старался
он питать других от своих трудов и со многими беседовал о божественных
истинах, наставляя на путь христианского благочестия вогуличей и других
инородцев.
Ничего более не сохранилось о нем в устных
преданиях меркушинских старожилов. Прав. Симеон мирно и безвестно преставился
в середине XVII в. Погребли его у церкви Архистратига Михаила, в которой
он имел обыкновение молиться. Недолгая чистая жизнь Симеона служила примером
в диком крае, недавно увидевшем свет христианства.
В 1692 г. клирик преосвященного Игнатия
Тобольского Матфей приехал на Меркушинский погост. Близ церкви ему показали
выступавший из могилы гроб, в котором сквозь треснувшие доски видны были
нетленные мощи праведного. На следующий год сам митрополит Игнатий осмотрел
гроб, поклонился останкам и записал то, что слышал о житии Симеона и чудесах,
им творимых. Между прочими исцелениями он упоминает о расслабленном служителе
воеводы Савелова, окрепшем всеми членами при гробе прав. Симеона, о дочери
стольника Нарышкина и служителе его Илье, которые исцелились по молитве
святого от глазной болезни. Многие немощные пели панихиды на могиле Симеона,
брали из нее персть, обвязывали болящие члены и избавлялись от недуга.
Спустя два года митр. Игнатий снова посетил
Меркушино и поручил игумену Далматовской обители Исааку с церковными служителями
освидетельствовать мощи. Открыв гроб, увидели они тело в совершенной целостности.
Испытав недоумение, святитель тут же почувствовал сильную боль в левом
глазу и понял, что это произошло по нерадению его к св. мощам, - не принявшего
участие в их обретении. После литургии он поспешил поклониться угоднику
Божиему, и болезнь его утихла. "Воистину то были мощи праведного и добродетельного
человека Божия, подобные древним святым", - подтвердил митр. Игнатий совершенное
чудо. Приехав в Верхотурье, преосвященный собрал новые сведения о житии
и чудесах прав. Симеона; сам городской воевода князь Гагарин свидетельствовал
об исцелении своего слуги, у которого была раздроблена кость ноги.
С 1692 по 1694 г. мощи были трижды освидетельствованы
митрополитом. При очередном объезде епархии обнаружилось, что во всем
Верхотурье и его окрестностях нет раскольников: они или обратились к православию,
или бежали, гонимые молитвами прав. Симеона.
Когда открывается источник, из него обильно
течет вода - так и вновь обретенные мощи несли знамения. Прав. Симеон
оказался из тех угодников Божиих, посмертные деяния которых более известны,
чем события их временной жизни, потому как она была сокровенна в Боге.
Нередко благодатные явления св. Симеона
служили и нравственному исправлению христиан. Один житель Верхотурского
уезда долго лежал в немощи и, наконец, был положен уже под иконы в ожидании
смертного часа. Внезапно предстал пред ним человек в белой одежде и велел
ехать в Верхотурье, чтоб наказать тамошнему дьяку удерживаться от пьянства,
соблюдать посты и исповедовать грехи духовнику, самому же болящему велел
помолиться над гробом прав. Симеона. Пробудившись, Маков получил облегчение
и совершенного исцеления сподобился у раки святого.
Такое же сгрогое внушение и трезвости было
дано иерею соборной церкви Верхотурья Павлу Праведникову. Явившийся Симеон
укорил его и взял обещание впредь не касаться вина. Смятенный иерей просил
помилования и облегчения своему недугу, обещая до смерти не пить. "Кто
будет тебе порукой?" - спросил чудесный пришелец. Иерей показал на животворящий
крест и получил исцеление. В 1700 г. прав. Симеон избавил от татарского
плена крестьянина Петра с реки Миассы. Было это в правление митрополита
Игнатия.
Преемником его на Тобольской и Сибирской
кафедре был известный своей ученостью Филофей Лещинский, ревностно заботившийся
о правоверии паствы и о крещении вогуличей, остяков и тунгусов. Его апостольская
проповедь привела к купели крещения до 50 тысяч язычников. Исполненный
благоговения к памяти прав. Симеона, митрополит в 1704 г. по просьбе воеводы
Алексия Калетина благословил перенести св. мощи из села Меркушина в Верхотурский
монастырь свт. Николая.
Только в рукописном сказании о житии св.
праведника описано до 50-ти им сотворенных чудес. В 1711 г. Симеон явился
старцу Иакову и грозными словами привел его в ужас, так что тот пал без
чувств. Придя в себя, он объявил, что праведник велел архимандриту и воеводе
внушать народу удерживаться от бранных слов и нечистых дел, иначе их ждет
кара Божия - мор и голод. В 1749 г. житель Невьянского завода, где упорно
держался раскол, Василий Масленников, три года лежавший в параличе, во
сне увидел человека в белой одежде, спросившего: "Ты хочешь быть здоровым?"
Назвался он Симеоном Меркушинским, дал совет идти в Верхотурье, в обитель
св. Николая, и помолиться там усердно, отслужить молебен над мощами. "Будешь
здоров, - пообещал Симеон и наставил: - Да крестное знамение изображай
на себе тремя перстами, во образ св. Троицы". После явления Василий почувствовал
себя лучше и на другой день в Невьянской конторе рассказал бывшее с ним.
Затем поехал на поклонение своему целителю.
В обители делали на серебряных досках надписи,
свидетельствовавшие об исцелениях в различные времена по молитвам прав.
Симеона.
На месте обретения честных мощей, в селе
Меркушине, устроена в 1808 г. каменная часовня. Там, где была могила,
есть источник, который посещают верующие, приходят они и на то место,
где любил уединяться праведник на утесистом берегу Туры, под вековой елью.
Благоговейные паломники берут в дома на благословение воду из источника,
опавшую от многолетнего дерева хвою.
|
|