ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ - УГОДНИК БОЖИЙ

(Православная газета № 10)

     Год и день рождения его неизвестны. Знают лишь, что на свет он появился в конце века шестнадцатого. Возможно, что и в самом Верхотурье, бывшем вторым городом Сибири. Но вся недолгая (а умер он, по преданию, примерно в Христовом возрасте) и праведная жизнь Симеона связана с селом Меркушино. Рода он был знатного, но "с ранняго возраста почувствовал отвращение от житейских благ и треволнений, начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам". Житие донесло до нас сведения о его неустанном стремлении жить только собственными трудами, занимаясь ужением рыбы и шитьем шуб. Был Симеон "внимателен к себе и строго воздерживался он от всякого греха в помысле, слове и деле", учил праведной жизни.
      Спустя 50 лет после погребения Божьего угодника в приходской Меркушинской церкви гроб с его нетленными останками стал восходить от земли, от которой потекли чудодейственные силы. Рассказывают, что слепой купец потер глаза землей с холма погребального и прозрел, а крестьянин Меркуриев исцелился от помешательства ума, а священник Павел - от наваждения злых духов...
      В 1704 году, 12 сентября (по старому стилю), совершилось торжественное перенесение святых мощей из села Меркушино в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь, где они и находились до 1920 года, собирая богомольцев со всей Сибири и Урала. А потом пришло время безбожия. В 1920 году, в самый день поминовения чудотворца, раку с мощами новые власти выволокли на наперть и жестоко надругались над ними.
      Десятилетие спустя мощи стали экспонатом антирелигиозной выставки, затем осели в складах исторического музея и, опять-таки чудом, уцелели до наших дней. После открытия церкви Всемилостивого Спаса рака с мощами была перенесена в Елизавет, откуда и началась ее вторая дорога к храму.
      Пролегла она через самые святые места Екатеринбурга. От ворот Кафедрального собора крестным ходом, на руках (а весит новая рака почти полтонны) священников, прибывших со всех приходов епархии, из Москвы, Челябинска, средней полосы России, даже Канады, была перенесена к месту бывшего храма Великомученицы Екатерины - покровительницы города, где уже ждал процессию верующий люд. Завершился ход у Ипатьевского дома, откуда после краткого молебна огромный кортеж направился в Верхотурье. Слезы, цветы, отчаяние от невозможности следовать вместе с ракой в святой город остались на Вознесенской горке.
      В пути были вынуждены сделать незапланированную остановку в Невьянске, где встретили нас сотни людей. И очередь, похожая на мавзолейную, выстроилась к лафету, на котором стояла рака с мощами. И каждый, кто прикасался к ней, просил Святого Праведного о своем: об исцелении, о милости Божьей, о прощении грехов.
      Затем был Николо-Павловский собор. И снова - цветы, слезы, протянутые руки, целование следов от лафета.
      Огромное стечение народа дожидалось в Нижнем Тагиле перед Казанским собором, который не видывал такого количества прихожан: дети и старики, больные и здоровые. Божьи люди и просто любопытные. Но самое потрясающее было впереди, в богоугодном Верхотурье, куда мы въезжали во тьме. Ни единого огонька в окошке: все дома черные. А по обеим сторонам дороги до самых стен монастыря стояли верхотурцы со свечами. Мне трудно сравнить это зрелище с чем-либо мирским. А у самых монастырских ворот раку со святыми мощами ждал живой коридор, мерцавший в тысячу свечей. И призывные удары колокола...
      Колокольный звон
      По земле идет,
      А в монастыре
      Братский хор поет...
      Все возвращается на круги своя. Когда-то дни, подобные этим, были святыми для всей Руси. Ибо были они символом той веры, без которой не может жить русский народ. Но далек тот век, когда снова станут религиозные празднования всенародными. Да и стоит ли этого желать? Ведь каждому - свое. Кому разрушать, а кому строить. Кому плакать, а кому смеяться.
     Но только Бог - всем судья.

Наталья ПОДКОРЫТОВА

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.