|   | 
     
ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА 
(Православная газета № 12) 
     Наша 
общественнгостъ уже узнала о знаменитой матери Терезе - основательнице 
католического Ордена милосердия. Ее дела произвели на многих сильное впечатление 
- так необыкновенны оказались для нас сила и постоянство ее сострадания. 
      Тому, что печать и телевидение уделили 
матери Терезе внимание, можно только радоваться, но как не вспомнить, 
что мы богаты отечественными традициями! Начиная со Святого Владимира 
- первого христианского князя, чья забота о бедных и мягкость, по словам 
летописца, "выходила даже из пределов государственной пользы", и вплоть 
до революции значительная часть больниц, попечительных учреждений и культурно-просветительных 
учреждений строилась на деньги жертвователей. К примеру, в Москве в конце 
XIX - начале XX века на пожертвования были построены клинический городок 
на Девичьем Поле, разнопрофильные больницы, на которых висели мемориальные 
доски с именами благотворителей - чаеторговцев Боткиных, купцов Кащенко, 
Морозовых, Медведникова, Шелапутина, книгоиздателя Солдатенкова, князя 
Щербатова. Богадельни, детские приюты, вдовьи дома, дешевые и бесплатные 
квартиры, ремесленные училища были устроены попечением фабрикантов Бахрушина, 
Баева, Рахмановых, Солодовниковых. Знаменитый народный университет - дар 
Москве от золотопромышленника генерала Шанявского. Такого рода деятельность 
была правилом, а не исключением. (Как заметила А. А. Ахматова, "прежние 
богатые отличались от теперешних тем, что знали, что должны помогать бедным, 
а эти не знают ".) 
      Сейчас, когда отечественной истории возвращаются 
забытые имена, мы с благодарностью вспоминаем людей, много доброго сотворивших 
на благо своей страны. Настала пора вспомнить и назвать еще одно имя - 
основательницы, знаменитой московской Марфо-Мариинской обители милосердия 
великой княгини Елизаветы Федоровны - теперь уже Преподобномученицы великой 
княгини Елцсаветы. 
     ЕЛИЗАВЕТА 
ФЕДОРОВНА была вторым ребенком в семье Гессенских великих герцогов. В 
быту - простота и скромность. Старшие дочери сами убирали свои комнаты, 
топили камин. Родители Елисаветы Федоровны раздали большую часть состояния 
на благотворительные нужды, а дети каждую субботу с букетами цветов ходили 
в больницы. Любовь к людям, особенно - страдающим, прививалась детям как 
основа жизни. Отзывы современников о Елизавете Федоровне, разных по складу 
ума, характеру и положению, были очень схожими. Вот один: "Редкая красота, 
замечательный ум, тонкий юмор, ангельское терпение, благородное сердце". 
      Она вышла замуж за члена русской императорской 
фамилии (по обоюдному соглашению брак этот был чисто юридическим, номинальным), 
перешла в православие и стала учредителем и попечителем нескольких благотворительных 
организаций и комитетов сначала в Петербурге, а затем и в Москве, куда 
в 1891 году был направлен ее муж. Особой ее поддержкой пользовались организации 
благотворительного, церковного и научно-просветительского характера. Во 
время русско-японской войны она возглавила патриотическое движение, охватившее 
все общество: организовала швейные мастерские для нужд армии, где работали 
женщины всех сословий; на свои средства отлично оборудовала несколько 
санитарных поездов; ежедневно посещала госпитали; заботилась о вдовах 
и сиротах погибших. 
      Трагическая гибель мужа побудила Елизавету 
Федоровну целиком отдаться избранному пути. Глубокая религиозность дала 
ей силы простить убийцу и просить царя о его помиловании. Не многие поняли 
ее, когда после длительного траура она распустила двор, чтобы удалиться 
от света и всецело посвятить себя служению Богу и ближним - всем, кто 
нуждался в помощи, любому страждущему. Свое состояние она разделила на 
три части: в казну, наследникам покойного мужа и самую большую - всецело 
на благотворительные нужды. Себе она не оставила ничего, не исключая и 
обручальные кольца, и на эти средства открыла в Москве общину деятельного 
милосердия. Она решила вернуть благотворительности ее истинное духовное 
содержание, освободить от казенности и бездушия. 
      Елизавета Федоровна приобрела на Большой 
Ордынке небольшую усадьбу с четырьмя домами и садом, а затем еще один 
земельный участок. В этих строениях разместились больница с домовым храмом, 
амбулатория, аптека, приют для девочек, библиотека, столовая, общежитие 
сестер, хозяйственные службы. В 1911 году, когда был построен соборный 
Покровский храм (по проекту А. В. Щусева), обитель приняла завершенный 
архитектурный облик. Ее назвали Марфо-Мариинской в память о двух евангельских 
сестрах, соединявших два жизненных пути - духовное служение и деятельное 
милосердие. Духовником обители, стал протоиерей Митрофан Сребрянский - 
человек, обладавший исключительными пастырскими достоинствами. 
      В апреле 1910 года семнадцать девушек во 
главе с Елизаветой Федоровной были посвящены в звание крестовых сестер 
любви и милосердия. Это были женщины самых разных сословий, но серые бумажные 
обительские платья превращали княжну и украинскую крестьянку в сестер, 
деливших поровну любую работу. 
      Обительская больница на 22 кровати со временем 
завоевала репутацию образцовой, там безвозмездно работали лучшие специалисты 
города. Очень часто в нее направляли самых тяжелобольных из других клиник. 
В амбулатории еженедельно принимали 34 врача, также бесплатно. С бедных 
не брали денег и за лекарства в аптеке, а остальным отпускали со значительной 
скидкой. Приютским сиротам, кроме общеобразовательных предметов, давали 
и основательную медицинскую подготовку. Столовая ежедневно отпускала на 
дом бедным свыше 300 обедов. По воскресным дням обитель устраивала школу 
для безграмотных фабричных женщин. 
      Елизавета Федоровна очень заботливо распределяла 
поручения среди сестер - каждой по силам, следила за их здоровьем, старалась 
обеспечить полноценный отдых. Ее же личная жизнь была на пределе человеческих 
возможностей. Она спала не более трех часов в сутки на деревянной кровати 
без матраса. В пищу употребляла немного овощей и молока, строго соблюдала 
все посты. По ночам подолгу молилась, а затем обходила больничные палаты. 
      Все самые трудные обязанности настоятельница 
брала на себя. Она ухаживала за безнадежными больными, ассистировала при 
операциях. Однако настоятельница считала, что главное все-таки не больница, 
а посещение и помощь бедным на местах: обитель получала до 12 000 прошений 
в год. О чем только ни просили: устроить на лечение, подыскать работу, 
присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу 
за границу. А сколько было роздано денег, одежды, продуктов, лекарств! 
Но нет сомнения, что помощь прежде всего заключалась в неподдельном участии 
и сострадании. 
      Елизавета Федоровна, как правило, обходила 
ночлежки печально знаменитого Хитрова рынка. Она, как и все сестры обители, 
свято верила, что у каждого человека есть бессмертная душа, и чтила этот 
образ Божий, хотя зачастую он был совершенно искажен жизнью. Она старалась 
коснуться глубины сердца, вызвать внутреннее покаяние у погрязших в пороке 
людей. Иногда это удавалось, тогда из наболевшей души вырывались слова: 
"Мы не люди, как же вы к нам приходите!" - и начиналось постепенное выздоровление 
духовно больного человека. Елизавета Федоровна извлекала из притонов сирот 
и уговаривала опустившихся родителей передать ей детей на воспитание. 
Мальчиков устраивали в общежитие, одна такая группа даже образовала артель 
посыльных. Девочки воспитывались в приюте и закрытых учебных пансионах. 
      Сестры трудились не ради славы, они не 
считали, скольким людям помогли. Им случалось терпеть насмешки и оскорбления, 
бывали они обмануты. Но не разочаровывались в своем служении. Залогом 
поразительного постоянства и добросовестности их трудов была вера в слова 
Христа: "И кто напоит одного из малых сил только чашею холодной воды... 
не потеряет награды своей". 
      К СЕРЕДИНЕ 1914 года в обители было уже 
97 сестер. Предполагалось, что со временем появятся отделения и вне города... 
Но началась война, и часть сестер отправилась в полевые лазареты. Другие 
обслуживали госпиталь в Москве. Появились серьезные затруднения с продовольствием 
и одеждой, но обитель не прекращала благотворительной помощи. 
      Начавшаяся революция ввергла страну в хаос. 
По Москве ходили толпы выпущенных из тюрем уголовников. Настоятельница 
запретила сестрам покидать обитель. Германский посол дважды пытался увидеться 
с Елизаветой Федоровной и передать ей приглашение на выезд в Германию, 
но она даже не приняла его, как представителя вражеской страны, и сказала, 
что категорически отказывается уехать из России: "Я никому ничего дурного 
не сделала. Буди воля Господня". Гроза над обителью разразилась в начале 
1918 года. Сначала чекисты арестовали нескольких больных, затем объявили, 
что сирот переводят в детский дом, а в апреле, на третий день Пасхи, арестовали 
и увезли из Москвы саму Елизавету Федоровну: все, носившие имя Романовых, 
были обречены на уничтожение. 
      Добрые дела не спасли великую княгиню в 
земной жизни. Последние месяцы своего пятьдесят четвертого года она провела 
в заключении, в школе на окраине Алапаевска. Глубокой ночью на восемнадцатое 
июля 1918 года бывшую настоятельницу московской обтели милосердия, вместе 
с другими членами императорского дома, сбросили в шахту старого рудника. 
По свидетельству очевидца, она только крестилась и громко молилась: "Господи, 
прости им, не ведают, что творят". 
      Когда через три месяца их тела были извлечены, 
то на выступе шахты рядом с Елизаветой Федоровной обнаружили тело одной 
из жертв с перевязанной раной. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами 
головы, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. 
      С арестом настоятельницы обитель практически 
прекратила свою деятельность, хотя кое-как просуществовала еще семь лет. 
В начале 1926 года многие сестры были высланы в Среднюю Азию, помещения 
заняли различные учреждения, в Покровском храме устроили клуб, и несколько 
позднее в алтаре на месте престола водрузили огромную статую "отца народов"... 
      Чтобы правильно понять жизнь и поступки 
таких людей, как Елизавета Федоровна, надо помнить, что перед нами не 
просто феномен "очень доброго человека", но пример намеренно избранного 
пути, основанного на воплощении в жизнь "ценностей христианской философии 
и культуры. 
      Брошенные дети и старики родители, безжалостная 
атмосфера детдомов, бол ьниц, домов для престарелых, стремительно развивающиеся 
бесстыдство и циничность молодого поколения - итог разрушения корней нравственности. 
Против этого есть лишь одно средство - созидающая любовь, которая осуществляется 
в целостности и реальности духовной жизни. Путь к ней можно проложить, 
следуя примеру наших соотечественниц, через малое, но ежедневное участие 
словом и делом в судьбе тех, кто рядом с нами. Услышим мудрый совет монахини 
Елизаветы: "Мы живем так часто для себя, что делаемся близорукими и проходим 
со своими горестями мимо чужих скорбей, не понимая, что "делить свое горе 
- это его уменьшить, а делить свою радость - это ее увеличить". Откроем 
наши души, чтобы Божественное солнце милосердия их согрело". Ибо бедствия 
нашего времени, велики, и опасность может быть преодолена только тогда, 
когда.обновлением будет захвачена последняя глубина человеческого сердца. 
Протоиерей  
Александр ШАРГУНОВ 
     | 
      |