|
ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА
(Православная газета № 12)
Наша
общественнгостъ уже узнала о знаменитой матери Терезе - основательнице
католического Ордена милосердия. Ее дела произвели на многих сильное впечатление
- так необыкновенны оказались для нас сила и постоянство ее сострадания.
Тому, что печать и телевидение уделили
матери Терезе внимание, можно только радоваться, но как не вспомнить,
что мы богаты отечественными традициями! Начиная со Святого Владимира
- первого христианского князя, чья забота о бедных и мягкость, по словам
летописца, "выходила даже из пределов государственной пользы", и вплоть
до революции значительная часть больниц, попечительных учреждений и культурно-просветительных
учреждений строилась на деньги жертвователей. К примеру, в Москве в конце
XIX - начале XX века на пожертвования были построены клинический городок
на Девичьем Поле, разнопрофильные больницы, на которых висели мемориальные
доски с именами благотворителей - чаеторговцев Боткиных, купцов Кащенко,
Морозовых, Медведникова, Шелапутина, книгоиздателя Солдатенкова, князя
Щербатова. Богадельни, детские приюты, вдовьи дома, дешевые и бесплатные
квартиры, ремесленные училища были устроены попечением фабрикантов Бахрушина,
Баева, Рахмановых, Солодовниковых. Знаменитый народный университет - дар
Москве от золотопромышленника генерала Шанявского. Такого рода деятельность
была правилом, а не исключением. (Как заметила А. А. Ахматова, "прежние
богатые отличались от теперешних тем, что знали, что должны помогать бедным,
а эти не знают ".)
Сейчас, когда отечественной истории возвращаются
забытые имена, мы с благодарностью вспоминаем людей, много доброго сотворивших
на благо своей страны. Настала пора вспомнить и назвать еще одно имя -
основательницы, знаменитой московской Марфо-Мариинской обители милосердия
великой княгини Елизаветы Федоровны - теперь уже Преподобномученицы великой
княгини Елцсаветы.
ЕЛИЗАВЕТА
ФЕДОРОВНА была вторым ребенком в семье Гессенских великих герцогов. В
быту - простота и скромность. Старшие дочери сами убирали свои комнаты,
топили камин. Родители Елисаветы Федоровны раздали большую часть состояния
на благотворительные нужды, а дети каждую субботу с букетами цветов ходили
в больницы. Любовь к людям, особенно - страдающим, прививалась детям как
основа жизни. Отзывы современников о Елизавете Федоровне, разных по складу
ума, характеру и положению, были очень схожими. Вот один: "Редкая красота,
замечательный ум, тонкий юмор, ангельское терпение, благородное сердце".
Она вышла замуж за члена русской императорской
фамилии (по обоюдному соглашению брак этот был чисто юридическим, номинальным),
перешла в православие и стала учредителем и попечителем нескольких благотворительных
организаций и комитетов сначала в Петербурге, а затем и в Москве, куда
в 1891 году был направлен ее муж. Особой ее поддержкой пользовались организации
благотворительного, церковного и научно-просветительского характера. Во
время русско-японской войны она возглавила патриотическое движение, охватившее
все общество: организовала швейные мастерские для нужд армии, где работали
женщины всех сословий; на свои средства отлично оборудовала несколько
санитарных поездов; ежедневно посещала госпитали; заботилась о вдовах
и сиротах погибших.
Трагическая гибель мужа побудила Елизавету
Федоровну целиком отдаться избранному пути. Глубокая религиозность дала
ей силы простить убийцу и просить царя о его помиловании. Не многие поняли
ее, когда после длительного траура она распустила двор, чтобы удалиться
от света и всецело посвятить себя служению Богу и ближним - всем, кто
нуждался в помощи, любому страждущему. Свое состояние она разделила на
три части: в казну, наследникам покойного мужа и самую большую - всецело
на благотворительные нужды. Себе она не оставила ничего, не исключая и
обручальные кольца, и на эти средства открыла в Москве общину деятельного
милосердия. Она решила вернуть благотворительности ее истинное духовное
содержание, освободить от казенности и бездушия.
Елизавета Федоровна приобрела на Большой
Ордынке небольшую усадьбу с четырьмя домами и садом, а затем еще один
земельный участок. В этих строениях разместились больница с домовым храмом,
амбулатория, аптека, приют для девочек, библиотека, столовая, общежитие
сестер, хозяйственные службы. В 1911 году, когда был построен соборный
Покровский храм (по проекту А. В. Щусева), обитель приняла завершенный
архитектурный облик. Ее назвали Марфо-Мариинской в память о двух евангельских
сестрах, соединявших два жизненных пути - духовное служение и деятельное
милосердие. Духовником обители, стал протоиерей Митрофан Сребрянский -
человек, обладавший исключительными пастырскими достоинствами.
В апреле 1910 года семнадцать девушек во
главе с Елизаветой Федоровной были посвящены в звание крестовых сестер
любви и милосердия. Это были женщины самых разных сословий, но серые бумажные
обительские платья превращали княжну и украинскую крестьянку в сестер,
деливших поровну любую работу.
Обительская больница на 22 кровати со временем
завоевала репутацию образцовой, там безвозмездно работали лучшие специалисты
города. Очень часто в нее направляли самых тяжелобольных из других клиник.
В амбулатории еженедельно принимали 34 врача, также бесплатно. С бедных
не брали денег и за лекарства в аптеке, а остальным отпускали со значительной
скидкой. Приютским сиротам, кроме общеобразовательных предметов, давали
и основательную медицинскую подготовку. Столовая ежедневно отпускала на
дом бедным свыше 300 обедов. По воскресным дням обитель устраивала школу
для безграмотных фабричных женщин.
Елизавета Федоровна очень заботливо распределяла
поручения среди сестер - каждой по силам, следила за их здоровьем, старалась
обеспечить полноценный отдых. Ее же личная жизнь была на пределе человеческих
возможностей. Она спала не более трех часов в сутки на деревянной кровати
без матраса. В пищу употребляла немного овощей и молока, строго соблюдала
все посты. По ночам подолгу молилась, а затем обходила больничные палаты.
Все самые трудные обязанности настоятельница
брала на себя. Она ухаживала за безнадежными больными, ассистировала при
операциях. Однако настоятельница считала, что главное все-таки не больница,
а посещение и помощь бедным на местах: обитель получала до 12 000 прошений
в год. О чем только ни просили: устроить на лечение, подыскать работу,
присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу
за границу. А сколько было роздано денег, одежды, продуктов, лекарств!
Но нет сомнения, что помощь прежде всего заключалась в неподдельном участии
и сострадании.
Елизавета Федоровна, как правило, обходила
ночлежки печально знаменитого Хитрова рынка. Она, как и все сестры обители,
свято верила, что у каждого человека есть бессмертная душа, и чтила этот
образ Божий, хотя зачастую он был совершенно искажен жизнью. Она старалась
коснуться глубины сердца, вызвать внутреннее покаяние у погрязших в пороке
людей. Иногда это удавалось, тогда из наболевшей души вырывались слова:
"Мы не люди, как же вы к нам приходите!" - и начиналось постепенное выздоровление
духовно больного человека. Елизавета Федоровна извлекала из притонов сирот
и уговаривала опустившихся родителей передать ей детей на воспитание.
Мальчиков устраивали в общежитие, одна такая группа даже образовала артель
посыльных. Девочки воспитывались в приюте и закрытых учебных пансионах.
Сестры трудились не ради славы, они не
считали, скольким людям помогли. Им случалось терпеть насмешки и оскорбления,
бывали они обмануты. Но не разочаровывались в своем служении. Залогом
поразительного постоянства и добросовестности их трудов была вера в слова
Христа: "И кто напоит одного из малых сил только чашею холодной воды...
не потеряет награды своей".
К СЕРЕДИНЕ 1914 года в обители было уже
97 сестер. Предполагалось, что со временем появятся отделения и вне города...
Но началась война, и часть сестер отправилась в полевые лазареты. Другие
обслуживали госпиталь в Москве. Появились серьезные затруднения с продовольствием
и одеждой, но обитель не прекращала благотворительной помощи.
Начавшаяся революция ввергла страну в хаос.
По Москве ходили толпы выпущенных из тюрем уголовников. Настоятельница
запретила сестрам покидать обитель. Германский посол дважды пытался увидеться
с Елизаветой Федоровной и передать ей приглашение на выезд в Германию,
но она даже не приняла его, как представителя вражеской страны, и сказала,
что категорически отказывается уехать из России: "Я никому ничего дурного
не сделала. Буди воля Господня". Гроза над обителью разразилась в начале
1918 года. Сначала чекисты арестовали нескольких больных, затем объявили,
что сирот переводят в детский дом, а в апреле, на третий день Пасхи, арестовали
и увезли из Москвы саму Елизавету Федоровну: все, носившие имя Романовых,
были обречены на уничтожение.
Добрые дела не спасли великую княгиню в
земной жизни. Последние месяцы своего пятьдесят четвертого года она провела
в заключении, в школе на окраине Алапаевска. Глубокой ночью на восемнадцатое
июля 1918 года бывшую настоятельницу московской обтели милосердия, вместе
с другими членами императорского дома, сбросили в шахту старого рудника.
По свидетельству очевидца, она только крестилась и громко молилась: "Господи,
прости им, не ведают, что творят".
Когда через три месяца их тела были извлечены,
то на выступе шахты рядом с Елизаветой Федоровной обнаружили тело одной
из жертв с перевязанной раной. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами
головы, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего.
С арестом настоятельницы обитель практически
прекратила свою деятельность, хотя кое-как просуществовала еще семь лет.
В начале 1926 года многие сестры были высланы в Среднюю Азию, помещения
заняли различные учреждения, в Покровском храме устроили клуб, и несколько
позднее в алтаре на месте престола водрузили огромную статую "отца народов"...
Чтобы правильно понять жизнь и поступки
таких людей, как Елизавета Федоровна, надо помнить, что перед нами не
просто феномен "очень доброго человека", но пример намеренно избранного
пути, основанного на воплощении в жизнь "ценностей христианской философии
и культуры.
Брошенные дети и старики родители, безжалостная
атмосфера детдомов, бол ьниц, домов для престарелых, стремительно развивающиеся
бесстыдство и циничность молодого поколения - итог разрушения корней нравственности.
Против этого есть лишь одно средство - созидающая любовь, которая осуществляется
в целостности и реальности духовной жизни. Путь к ней можно проложить,
следуя примеру наших соотечественниц, через малое, но ежедневное участие
словом и делом в судьбе тех, кто рядом с нами. Услышим мудрый совет монахини
Елизаветы: "Мы живем так часто для себя, что делаемся близорукими и проходим
со своими горестями мимо чужих скорбей, не понимая, что "делить свое горе
- это его уменьшить, а делить свою радость - это ее увеличить". Откроем
наши души, чтобы Божественное солнце милосердия их согрело". Ибо бедствия
нашего времени, велики, и опасность может быть преодолена только тогда,
когда.обновлением будет захвачена последняя глубина человеческого сердца.
Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ
|
|