|
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ
ВЕЛИКИЙ князь Димитрий был сыном великого князя Иоанна II Кроткого внуком Иоанна
Калиты.
Благоверный московский князь Димитрий родился
в 1350 году Детство святого Димитрия прошло под непосредственным влиянием
святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником отцу его, великому
князю Иоанну Иоанновичу. Поначалу роль святителя в государственной деятельности
сводилась к духовной поддержке первого среди русских князей, но по смерти
Ионна II в 1359 г. митрополит стал фактическим главой русских княжеств
На него, возглавившего боярскую думу, легла отвественность за весь ход
политических дел на Руси. Девятилетнему Димитрию святой Алексий на долгое
время заменил отца.
После кончины в 1359 г. его отца Иоанна
II великокняжеский ярлык на время был Москвой утрачен: малолетнему князю
московскому Орда предпочла суздальского Димитрия Константиновича, мужа
зрелого. Но в 1362 г. в результате очередного переворота в Орде пришел
к власти хан Амурат. Сочтя действия своих предшественников беззаконными,
он направил великокняжеский ярлык с послом в Москву.
Под руководством митрополита князь постепенно
приобрел ту особую мудрость государственного правителя, которую современники
связывали с его личностью. Москва возвышалась. Она укрепила союз и с Суздалем,
завершившийся в 1366 г. браком великого князя Димитрия Иоанновича и суздальской
княжны Евдокии Димитриевны.
Тем не менее, постоянная трудность положения
великого князя Димитрия состояла в том, что практически на протяжении
всей жизни ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными
врагами. Кроме постоянного противостояния Руси держав внешних - Орды и
Литвы, великий князь должен был неусыпно помнить о противниках внутрирусских,
сильнейшими из которых были княжества Нижегородское, Рязанское и особенно
Тверское.
В 1371 г. тверской князь Михаил отправился
к Мамаю просить ярлыка для себя. Мамай, который уже давно с опаской наблюдал
за действиями московского князя Димитрия, давно не выплачивавшего ему
дани, охотно дал ярлык Михаилу. В Москву же был направлен посол Сарыхожа
с приглашением Димитрия во Владимир на венчание Михаила. На это великий
князь ответил: "К ярлыку не еду, а в землю на княжение Владидмирское не
пущу, а тебе, послу, путь чист". Главным в этом поступке было неповиновение
Орде, и в деле весьма важном. Вскоре, в этом же году, Димитрий Иоаннович
отправился в Орду, чтобы прекратить происки Михаила. На этот поступок,
как и на прочие свои важные политические действия, великий князь имел
благословение митрополита Алексия. Восьмидесятилетний старец сам сопровождал
его до самой Коломны.
Ни одного значительного государственного
решения Великий Князь не принял без благословения Церкви.
Великий князь Димитрий Иоаннович - выдающийся
политик, государственный деятель и воин. Одно из имен, которым наделяет
древний книжник Димитрия Иоанновича в похвалу ему - "с Богом все
творящий и за Него борющийся". "Царским саном облеченный, жил он по-ангельски,
постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал.
Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных". "Землею Русскою управляя
и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу
и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал.
Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах
носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресение Святых
Тайн приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел он предстать. Поистине
земной явился ангел и небесный человек"
С именем Димитрия Иоанновича связано строительтво
целого ряда новых монастырей и храмов. По благословению преподобного Сергия
он заложил в 1378 г. Успенский Стромынский монастырь. Предполагалось,
в преддверии решающей битвы с Ордой, собрать в него молитвенников со всей
Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь.
Приближался грозный 1380 год. Узнав о приготовлениях
Мамая, великий князь Димитрий Иоаннович начал собирать силы для отпора.
Русской земле угрожало повторение страшных ударов 1237-1240 гг. Наступил
решающий момент.
На второй день Успения великий князь со
свитой отправился в Троицкий монастырь. После литургии преподобный Сергий
благословил благоверного князя идти на битву, уповая на Бога, и предсказал
победу русским войскам.
Перед выступлением великого князя против
татар произошло, как Божественное знамение, чудесное событие: во Владимире
были обретены мощи благоверного князя Александра Невского, прадеда Димитрия
Иоанновича. Инок-пономарь той церкви, где находилась гробница князя, ночью
спавший на паперти, внезапно увидел, что свечи, стоящие перед иконами,
сами собой загорелись, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря.
Обратившись к лежащему там князю, они воззвали к нему, понуждая встать
и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал
и вместе со старцами сделался невидимым. Наутро гроб был выкопан, и были
обнаружены нетленные мощи. Это событие было достоверным свидетельством
незримой помощи великому князю Димитрию со стороны его святых предков.
На призыв великого князя откликнулись почти
все княжества. 20 августа после молебнов в Кремле войско великого князя
вышло из трех кремлевских ворот. Возле каждых стояли священники, которые
благославляли ратников и кропили их освященной водой.
Перед битвой в русский стан из Троицкого
мо настыря была принесена грамота и просфора с благословением преподобного
Сергия. Великий святой молитвенно поддерживал русское воинство, сам же
в духе видел весь ход битвы - вплоть до ее исхода, -до имен погибших воинов,
за которых им же самим были отслужены панихиды. Победа на Куликовом поле
была совместной победой сил Русской земли и Русской Церкви, подготовившей,
вдохновившей и поддержавшей отпор русских полчищам татар.
Преподобный Сергий благословил благоверного
великого князя на Куликовскую битву и предсказал победу русским войскам.
Ни одного значительного государственного решения Святой Димитрий не принял
без благословения Церкви. Вся жизнь благоверного великого князя Димитрия
Донского протекла под молитвенным покровом преподобного Сергия Радонежского.
Это единство было явлено и в исключительно
важном действии: представитель Церкви и лично преподобного Сергия, монах
Александр Пересвет начал битву и стал первой ее жертвой. Он принял вызов
на бой татарского богатыря. Простившись с ближними и призвав себе на помощь
молитвы преподобного, с копьем наперевес ринулся на татарина. Столкнувшись
друг с другом с неимоверной силой, оба воина погибли в смертной схватке.
Битва была многочасовой, яростной, кровопролитной
для обеих сторон. Первая половина боя проходила под знаком успеха татар.
Но исход был решен вступлением в сражение запасного полка, находящегося
в засаде. Свежая конница врезалась в татарское войско - Мамай со своими
полками дрогнул и побежал.
Победа в Куликовской битве дорого досталась
русским. Многие ратники были похоронены тут же, на поле Куликовом. Тотчас
же силами живых была построена кладбищенская церковь, которую посвятили
Рождеству Богородицы. За победу на Куликовом поле князь Димитрий стал
именоваться в народе Донским.
Вернувшись в Москву, благоверный князь
Димитрий немедленно отправился к преподобному Сергию. В Троицком монастыре
по погибшим воинам служились многочисленные панихиды; был учрежден особый
день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой. Позже
он стал днем общего воспоминания усопших предков, родительским днем. Так
в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.
Последние годы жизни великого князя были
самыми трудными дня него. После Куликовской битвы его ждали многие тяжелые
испытания. Осенью 1380 г. Димитрия Иоанновича впервые посетили тяжелые
болезни. В изнеможении была и вся Русская земля, оно сказалось при новых
испытаниях, посетивших ее. Летом 1382 г. с несметным войском новый татарский
хан Тохтамыш двинулся на Москву, разоряя русские земли. Уничтожив фактически
до основания Москву, враг двинулся в другие русские земли.
Почувствовав приближение смерти, Димитрий
Иоаннович послал за преподобным Сергием. Преподобный, наблюдавший все
течение жизни великого князя, не только был главным свидетелем при составлении
его духовного завещания, но и преподал Димитрию Иоанновичу все необходимые
ему христианские таинства.
Великий князь Димитрий Иоаннович, положивший
начало всестороннему освобождению Руси от вражеского ига, преставился
19 мая 1389 г
|
|