|
МИРСКОГО МЯТЕЖА БЕГАЯ...
(Православная газета № 10)
"Мирского
мятежа бегая, все желания обратил еси к Богу... очистив душу и тело, принял
еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к раце мощей
твоих..." - так гласит молитвословие, обращенное к Праведному Симеону,
верхотурскому Чудотворцу. 25 сентября (12-го по старому стилю) Православная
Церковь отмечает день перенесения мощей Симеона Верхотурского. Нынешний
год - 390-й. История Урала, его духовная жизнь во многом связаны с именем
верхотурского Чудотворца. Предки наши гордились святым земляком, благоговейно
почитали чудодейственные его мощи, строили и украшали Верхотурский монастырь.
А среди нас, сегодняшних, многие ли имя-то такое знают?
Симеон пришел в окрестности Верхотурья
в начале 17- го века. Целью его было уединение в этом, тогда еще малоосвоенном
краю для молитв и духовного самосовершенствования. Симеон шил шубы для
крестьян, удил рыбу в реке Type. Тем и пропитывался. Достатков не имел.
Жил в селе Меркушино, пользуясь гостеприимством то в одной избе, то в
другой. В сельской церкви долгими часами он горячо молился. Не был Симеон
ни князем, ни митрополитом, ни строителем монастыря, не всеми был понят
и кем-то осмеян, но стал велик духом, а тело его после смерти получило
чудное нетление.
Мощи праведного Симеона были обретены в
селе Меркушино в 1692 году, а в 1704-м их торжественно перенесли в город
Верхотурье, в Николаевский мужской монастырь. Более 200 лет тянулся в
Верхотурье поток паломников, искренне и горячо веривших в исцеляющую силу
Святых мощей. Вера и в самом деле оказывалась чудотворной. Свидетельства
этого братия Николаевского монастыря аккуратно собирала. Некоторые из
них сохранились до наших дней. Вот письмо, пришедшее в Верхотурье в 1866
году из Перми от чиновника С. Попова: "...младшая моя дочь Александра
от страшно тяжелой болезни, которую пермские врачи не могли понять и отказались
от больной малютки, исцелена молитвами Святого Праведного Симеона Верхотурского,
на которого я положил всю надежду". Из подобных документов составлена
целая летопись.
Небесный покровитель Екатеринбургской епархии,
Симеон Верхотурский осенил своим именем дело народного просвещения. В
1886 году было основано церковное братство Святого Праведного Симеона
Верхотурского. Члены его на средства Епархии, Синода и на добровольные
пожертвования открывали школы и оказывали поддержку миссионерам. Сто лет
назад в ведении братства находилось около 300 школ, где грамоте и Закону
Божию обучалось 10 тысяч детей.
Октябрьская революция российские святыни,
как известно, решила упразднить за ненадобностью. В 1919 году Наркомат
юстиции принял решение вскрыть мощи русских угодников, лишив их тем самым
святости, и привести, так сказать, к общему материалистическому знаменателю.
В Верхотурском монастыре гроб Праведного Симеона вскрывали дважды: в 1920
и в 1924 годах. В 1929 году проведено было пропагандистски обставленное
изъятие мощей и вывоз их в музей Свердловска. Тщательно разрабатывалась
программа этого мероприятия. Вся переписка шла под грифом "секретно".
С 1924 года рака с мощами верхотурского чудотворца была опечатана, однако
многочисленные паломники продолжали стекаться к ней. В 1928 году община
верующих Верхотурья обратилась к местным властям с ходатайством о снятии
печатей. В ответ на это областной административный отдел потребовал "полной
ликвидации варварского пережитка".
Изъятие мощей Симеона Праведного было назначено
на 30 мая 1929 года. К этому времени специальный уполномоченный сообщил
в область о полной подготовленности общественного мнения Верхотурья и
о том, что возражает против изъятия "только верхушка церковного актива,
состоящая из бывших людей". (Слово "бывшие" употреблено
в этом документе, да и в других, без всяческих кавычек. Понималось все
буквально: кто стоял за старые традиции, тому места в людском обществе
более не отводилось). По поводу вывоза мощей Симеона Верхотурского был
проведен митинг, на него подобрали делегатов от райкома ВКП(б), комсомола,
окрисполкома, Союза безбожников, от трудящихся женщин, крестьян, школьников
и др. Мероприятие проходило под духовой оркестр, с соответствующими лозунгами.
Мощи снова, в третий раз, были вскрыты, разобраны по частям, занесены
в акт. Присутствовала кинохроника. Останки праведника, 200 лет бывшие
предметом благоговейного поклонения, приносившие людям душевное и телесное
исцеление, стали наглядным пособием для обучения воинствующему атеизму,
ведь еще в марте 1929 года фракция ВКП(б) Уралоблисполкома исходатайствовала
возможность представления мощей Симеона Праведного Свердловскому музею
безбожников.
Теперь мощи верхотурского Чудотворца возвращены
Церкви. Деятельными и самоотверженными усилиями восстанавливается Николаевский
монастырь. А вот души наши? С ними трудней. И все же должны, непременно
должны стать определяющими для нас, не попадающими под классовые подходы
и принципы, такие понятия, как уважение своих и чужих традиций, бережное
отношение к истории, взаимопонимание, терпимость. Не бывшие же мы люди,
в самом деле!
О. БУХАРКИНА
археограф Государственного архива Свердловской области.
|
|