|   | 
     
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО 
ВИДЕВШЕ 
 
          
Поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, 
Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве 
Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, все вернии, поклонимся 
святому Христову воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру; 
всегда благословяще Господа, поем воскресение Его, распятие бо претерпев, 
смертию смерть разруши". 
          
Это церковное песнопение 
постоянно звучит в дни Светлой, Пасхальной седмицы (20 - 26 апреля). Пожалуй, 
оно наиболее полно передает наши чувства в эти праздничные дни: желание 
поклониться Спасителю нашему, страдавшего за нас и воскресением Своим 
разрушившим власть ада над душами людскими. Вновь и вновь мы приветствует 
друг друга самыми радостными в мире словами: "Христос воскресе!" Вновь 
и вновь слышим ответ, полный осуществленной великой надежды: "Воистине 
воскресе!" 
            Все дни 
этой седмицы стоят открытыми Царские врата - центральные врата алтаря 
- как символ близости и доступности для нас по милости и вольным страданиям 
Господа нашего Иисуса Христа Царствия Небесного. Всю эту седмицу ради 
великой радости нет поста в среду и пятницу. 
            Всю эту 
седмицу звучат над Россией колокольные перезвоны, ибо по благочестивой 
традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на 
колокольню и ударить в колокола. Правда, нам дано быть с этим добрым обычаем 
поосторожнее. Предки наши с малых лет в Светлые седмицы бегали оп колокольням 
и когда подрастали, могли, действительно, с помощью колоколов разнести 
на всю округу свою пасхальную радость. У нас же, новичков, в отсутствие 
опытного звонаря, может скорее получиться только какофония нам на позор, 
а слушающим людям - на смущение... 
            Всю Светлую 
седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. 
Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего 
воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или 
Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных 
посещений, а позднее - в память их святые апостолов оставляли незанятым 
среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если 
бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции 
отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня полагать в храме 
хлеб в воспоминание этих многократных посещений, а также чтобы показать 
всем нам, что пострадавший за нас Господь является истинным хлебом жизни. 
В монастырях священных хлеб в продолжение Светлой седмицы ежедневно приносится 
в трапезную и кладется в ее середине на особом столе, как это было принято 
у святых апостолов. 
            В Субботу 
Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется 
и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки 
этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным 
или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Конечно, артос, 
как и другая святыня, Богоявленская вода, ни в коей мере не может заменить 
Святое Причастие. 
            В восьмой 
день по пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, 
называемое Антипасхою, что означает в переводе "вместо Пасхи". В это день 
обновляется память Воскресения Христова, ибо в этот день Господь вновь 
явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его 
Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения. 
           
"Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра 
Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь 
мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; 
блаженны не видевшие и уверовавшие". (Ин. 20, 27 - 29). 
            Потому этот 
воскресный день носит еще и церковное наименование Недели о Фоме или Фоминой 
Недели. Но в сущности слова Спасителя обращены ко всем нам: "...и не будь 
неверующим, но верующим". И блаженны те из нас, кто с чистым сердцем и 
упованием произносит в ответ: "Господь мой и Бог мой!" 
            Накануне, 
в день Субботы, закрываются Царские врата. Но пасхальная радость не оставляет 
нас: тропарь "Христос воскресе" продолжает постоянно звучать на всех Богослужениях. 
            Нашу пасхальную 
радость мы стремимся принести и нашим дорогим усопшим сродникам и знакомым, 
уже ушедшим из этой жизни. Во вторник второй седмице по Пасхе, то есть 
во вторник седмицы, следующей за Светлой Пасхальной седмицей, Русская 
Православная Церковь совершает поминовение усопших. Это поминовение так 
и называется Радоница и спешит народ православный в этот день на кладбища, 
чтобы пропеть над дорогими могилами пасхальны тропарь: "Христос воскрес 
из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гребех живот (то есть - жизнь!) 
даровав". В нынешнем году такой вторник наступает 28 апреля. 
            К сожалению 
сегодня далеко не все из нас понимают, что основа Радоницы - в первую 
очередь - молитва о дорогих нам покойниках. Вдумаемся в это привычное 
нам русское слово. Ведь оно исполнено глубокого смысла: мы надеемся, мы 
просим этим словом, чтобы душа ушедшего от нас упокоилась вместе со святыми 
там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но - жизнь бесконечная. 
Наши усопшие уже не могут сами изменить своей загробной участи: она определена 
их верой и делами в земной жизни. Но мы своей молитвой можем помочь им. 
            Поэтому 
утром в день Радоницы, а еще лучше накануне его вечером, необходимо придти 
в храм Божий, чтобы заказать поминовение своих дорогих усопших за Божественной 
Литургией, помолиться во время панихиды о них и обо всех от века почивших 
православных, возжечь свечи на панихидном столе перед распятием Господа 
нашего Иисуса Христа. А потом надо поспешить и на кладбище, привести могилы 
в порядок после зимы и вновь там помолиться. Конечно, можно собраться 
в этот день и за общим столом, чтобы добрым словом - и опять-таки общей 
молитвой - помянуть покойных. 
            Все годы 
безбожия не смогли вытравить из народной памяти Радоницы. Однако, не будем 
скрывать, главное - молитвенное, церковное - содержание этого дня для 
многих перестало быть таковым. А народ наш точно подметил: свято место 
пусто не бывает. Вместо православной молитвы кое-кто начал творить на 
могилах какие-то языческие пьяные тризны. Вместо благочестивого обычая 
кормить в этот день птиц - Божию тварь - на могилах оставляют уже как 
бы самим покойникам хлеб и яйца, а то и водкой поливают могилу! Вместо 
объединения в доброй памяти на могилах слишком часто звучат пьяные речи 
и вздорные ссоры... Неужели всем этим мы надеемся помочь нашим усопшим 
да и самим заслужить милость Божию? 
            Потому давайте, 
дорогие братья и сестры, постараемся, чтобы нынешнее празднование Радоницы 
было на пользу и нашим дорогим усопшим, и к нашему спасению. 
Борис Косинский, 
руководить пресс-службы 
Екатеринбургского епархиального управления  
     | 
      |