|
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
ВИДЕВШЕ
Поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся,
Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве
Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, все вернии, поклонимся
святому Христову воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру;
всегда благословяще Господа, поем воскресение Его, распятие бо претерпев,
смертию смерть разруши".
Это церковное песнопение
постоянно звучит в дни Светлой, Пасхальной седмицы (20 - 26 апреля). Пожалуй,
оно наиболее полно передает наши чувства в эти праздничные дни: желание
поклониться Спасителю нашему, страдавшего за нас и воскресением Своим
разрушившим власть ада над душами людскими. Вновь и вновь мы приветствует
друг друга самыми радостными в мире словами: "Христос воскресе!" Вновь
и вновь слышим ответ, полный осуществленной великой надежды: "Воистине
воскресе!"
Все дни
этой седмицы стоят открытыми Царские врата - центральные врата алтаря
- как символ близости и доступности для нас по милости и вольным страданиям
Господа нашего Иисуса Христа Царствия Небесного. Всю эту седмицу ради
великой радости нет поста в среду и пятницу.
Всю эту
седмицу звучат над Россией колокольные перезвоны, ибо по благочестивой
традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на
колокольню и ударить в колокола. Правда, нам дано быть с этим добрым обычаем
поосторожнее. Предки наши с малых лет в Светлые седмицы бегали оп колокольням
и когда подрастали, могли, действительно, с помощью колоколов разнести
на всю округу свою пасхальную радость. У нас же, новичков, в отсутствие
опытного звонаря, может скорее получиться только какофония нам на позор,
а слушающим людям - на смущение...
Всю Светлую
седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос.
Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего
воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или
Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных
посещений, а позднее - в память их святые апостолов оставляли незанятым
среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если
бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции
отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня полагать в храме
хлеб в воспоминание этих многократных посещений, а также чтобы показать
всем нам, что пострадавший за нас Господь является истинным хлебом жизни.
В монастырях священных хлеб в продолжение Светлой седмицы ежедневно приносится
в трапезную и кладется в ее середине на особом столе, как это было принято
у святых апостолов.
В Субботу
Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется
и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки
этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным
или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Конечно, артос,
как и другая святыня, Богоявленская вода, ни в коей мере не может заменить
Святое Причастие.
В восьмой
день по пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество,
называемое Антипасхою, что означает в переводе "вместо Пасхи". В это день
обновляется память Воскресения Христова, ибо в этот день Господь вновь
явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его
Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.
"Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра
Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь
мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня;
блаженны не видевшие и уверовавшие". (Ин. 20, 27 - 29).
Потому этот
воскресный день носит еще и церковное наименование Недели о Фоме или Фоминой
Недели. Но в сущности слова Спасителя обращены ко всем нам: "...и не будь
неверующим, но верующим". И блаженны те из нас, кто с чистым сердцем и
упованием произносит в ответ: "Господь мой и Бог мой!"
Накануне,
в день Субботы, закрываются Царские врата. Но пасхальная радость не оставляет
нас: тропарь "Христос воскресе" продолжает постоянно звучать на всех Богослужениях.
Нашу пасхальную
радость мы стремимся принести и нашим дорогим усопшим сродникам и знакомым,
уже ушедшим из этой жизни. Во вторник второй седмице по Пасхе, то есть
во вторник седмицы, следующей за Светлой Пасхальной седмицей, Русская
Православная Церковь совершает поминовение усопших. Это поминовение так
и называется Радоница и спешит народ православный в этот день на кладбища,
чтобы пропеть над дорогими могилами пасхальны тропарь: "Христос воскрес
из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гребех живот (то есть - жизнь!)
даровав". В нынешнем году такой вторник наступает 28 апреля.
К сожалению
сегодня далеко не все из нас понимают, что основа Радоницы - в первую
очередь - молитва о дорогих нам покойниках. Вдумаемся в это привычное
нам русское слово. Ведь оно исполнено глубокого смысла: мы надеемся, мы
просим этим словом, чтобы душа ушедшего от нас упокоилась вместе со святыми
там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но - жизнь бесконечная.
Наши усопшие уже не могут сами изменить своей загробной участи: она определена
их верой и делами в земной жизни. Но мы своей молитвой можем помочь им.
Поэтому
утром в день Радоницы, а еще лучше накануне его вечером, необходимо придти
в храм Божий, чтобы заказать поминовение своих дорогих усопших за Божественной
Литургией, помолиться во время панихиды о них и обо всех от века почивших
православных, возжечь свечи на панихидном столе перед распятием Господа
нашего Иисуса Христа. А потом надо поспешить и на кладбище, привести могилы
в порядок после зимы и вновь там помолиться. Конечно, можно собраться
в этот день и за общим столом, чтобы добрым словом - и опять-таки общей
молитвой - помянуть покойных.
Все годы
безбожия не смогли вытравить из народной памяти Радоницы. Однако, не будем
скрывать, главное - молитвенное, церковное - содержание этого дня для
многих перестало быть таковым. А народ наш точно подметил: свято место
пусто не бывает. Вместо православной молитвы кое-кто начал творить на
могилах какие-то языческие пьяные тризны. Вместо благочестивого обычая
кормить в этот день птиц - Божию тварь - на могилах оставляют уже как
бы самим покойникам хлеб и яйца, а то и водкой поливают могилу! Вместо
объединения в доброй памяти на могилах слишком часто звучат пьяные речи
и вздорные ссоры... Неужели всем этим мы надеемся помочь нашим усопшим
да и самим заслужить милость Божию?
Потому давайте,
дорогие братья и сестры, постараемся, чтобы нынешнее празднование Радоницы
было на пользу и нашим дорогим усопшим, и к нашему спасению.
Борис Косинский,
руководить пресс-службы
Екатеринбургского епархиального управления
|
|