|
ВЕДАЛ ЛИ ОБ ЭТОМ МАМИН-СИБИРЯК?
(Православная газета № 5 (39) 1996г.)
Об этих своих истоках родословия, а проще - откуда пошел корень рода певца Урала Д.Н. Мамина-Сибиряка, едва ли знал он сам.
В период первоначального заселения просторов восточного склона Уральского
хребта на берегах небольшой, но полноводной речки, получившей название
Исток, и озера Большое Карасье поселилась группа крестьян из Кунгурского
уезда. С ними прибыл молодой священник Петр сын Никифоров с сыном.
Сразу же, одновременно с Долматовым монастырем, в этом новом русском поселении,
названном Карасьим Истоком, появилась небольшая деревянного строения церковь
во имя Святой Троицы. Помощником священника отца Петра стал его сын Иеремей
(Игнатий) Петров сын по прозвищу Кунгурец.
При постройке церкви поселение Карасий Исток обнесли частоколом и рвами,
на углах крепостного квадрата возвели башенки для наблюдения за округой,
а в стенах - бойницы. Жить было небезопасно: рядом улусы одного из башкирских
ханов, к тому же отличавшегося воинственным характером. С востока крепость
омывала речушка Исток шириной пять сажен и глубиной в сажень, а с полуденной
стороны - озеро. Остатки этой крепости исчезли в середине XIX века.
По церковным летописям известно, что Петр Никифоров священствовал в селе
Карасий Исток с 1676 по 1710 год. Его заменил внук Василий Иеремеевич
(Игнатьевич) по кличке Мамин-Попов, потом основатель села Маминского,
представитель третьего колена, ведущего к певцу Урала, основоположник
фимилии Маминых.
Жители Карасьего Истока, домишки которых притулились на возвышенном пятачке
озерного берега, год от года жили исправно. Мужику легче было хотя и сохой
распахать степь, чем корчевать лес под пашню. Правда, почва истокских
мест глинистая, лишь полосками лежал чернозем. Зато озеро обильно снабжало
поселенцев рыбой, притом золотистым карасем, вкусным в пироге, на сковороде
и в ухе.
В 1709 году 24 июля случилась беда. На Карасий Исток напала воинская башкирская
толпа из 300 человек с луками и ружьями. С гиком и руганью они ворвались
в село и сожгли часть домов, подожгли и церковь. Людей же, кто не успел
спрятаться, угнали в полон. Пленным оказался и священник Петр Никифоров
с сыном Иеремеем. На них надели колодки. Внук отца Петра Василий успел
спрятаться в камышах у озера.
На четвертые сутки толпу пленных карасьеистокцев остановили на ночлег
на берегу озера Чебаркуль. За ночь отцу Петру и его сыну Иеремею удалось
освободиться от колодок, и ранним утром они бежали из плена, сначала укрылись
в камышах, а потом переплыли озеро Чебаркуль. В "Сказании о Симеоне Верхотурском"
этот факт отмечен как великий промысел Божий.
Вернувшись домой, Петр Никифоров написал донесение управителю Каменского
завода Астраханцеву (Карасий Исток и вся Камышевская и Вагарякская волости
или слободы были приписаны к Каменскому заводу) о событиях в Карасьем
Истоке. "Дома пожжены. Печи для выпечки хлеба крестьяне сделали в поле".
Но этим не закончились беды года.
Староста Камышевской слободы Ларион Степанов (а не от него ли идет вторая,
по матери, линия родословия Д. Н. Мамина-Сибиряка, ибо дед его, горнощитский
дьякон, носил фамилию Степанов) тому же Астраханцеву доносил, что башкиры
15 октября 1709 года вновь совершили набег на Карасий Исток, деревню Мамино,
в которой сожгли 15 дворов, в том числе двор священника Василия Иеремеевича
(Игнатьевича) Мамина.
Два дня спустя Карасий Исток снова окружил отряд башкирцев из 300 конных
воинов. Кого убили, кого ранили, сожгли церковь и оставшиеся после июльского
набега дома. Жители Карасьего Истока с боем отступили к озеру. Дрались
врукопашную.
В 1711 году в селе Карасий Исток крестьяне возвели новое деревянное здание
храма во имя Животворящей Троицы и переименовали село в Троицкое по имени
церкви. С этой второй церковью в с. Троицком связано начало уральских
священников Маминых. В седьмом колене от Василия Иеремеевича (Игнатьевича)
Мамина-Попова (он служил сначала в Троицком, потом в селе Мамино, им же
основанном) появился наш певец Урала Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
Потомком того же Иеремея, но по линии сына Козьмы, был Николай Иустинович
Попов (1843 - 1921). Изгнан из Казанского университета как революционер-разночинец,
сослан в Сибирь. Прославился же он созданием до десятка учебников по бухгалтерии,
которые переведены на три иностранных языка. Он же создал в г. Минусинске
прекрасный краеведческий музей. Потомки его посепчас живут в Москве.
В церковной летописи села Троицкого (нынче Каменского района), что хранится
у одного из жителей с. Косулино, сказано, что в 1711 году Василий Игнатьевич
(Иеремеевич) Мамин в возрасте 29 лет имел жену Ирину, детей Георгия, Гавриила,
Михаила, Ефимия. Здесь же говорится, что дом В. И. Мамина стоял в д. Мамино,
что в 3 верстах от Карасьего Истока. От Гавриила Мамина пошла линия рядовых
крестьян села Мамино. Его потомки и сейчас живут в этом селе и Каменском
районе.
Старший сын Василия Иеремеевича (Игнатьевича) Егор Васильевич Мамин, как
гласит "Пермская летопись" В. Шишонко, "был при Троицкой церкви дьячком
до 1730 года, а с 1730 года определен в Вагарякскую слободу к вышеуказанной
церкви Вознесения".
Мамин Григорий Егорович (Георгиевич) всю жизнь был священником села Щербаковского
под Каменским заводом. Его же сын Матвей Григорьевич Мамин служил пономарем
в с. Троицком, родовом гнезде Маминых. От двух браков у Матвея Григорьевича,
"человека причудливого", "часто временно упивающегося", было восьмеро
детей, часть которых тоже стали крестьянами. Один из сыновей Матвея Григорьевича
Петр Матвеевич Мамин является прямым прадедом Д. Н. Мамина-Сибиряка. Отцом
Матвея Петровича Мамина, что жил в с. Покровском Ирбитского уезда.
Отец же писателя Наркис Матвеевич родился в 1827 году уже в Екатеринбурге,
когда Матвей Петрович служил дьяконом в Вознесенской церкви, кстати, строил
как прораб это ныне существующее здание, бывшее много лет краеведческим
музеем, а теперь возвращенное епархии.
Таковы истоки родословия Д. Н Мамина-Сибиряка. Дмитрий Наркисович упоминал,
что в далеком прошлом его предки, жившие на границе с башкирскими улусами,
немало пережили тяжелых дней. Упоминал он и своего прапрадеда по материнской
линии, плененного под Полтавой шведа, принявшего русское подданство под
фамилией Воинсвенский, линия которого как священников Урала тоже довольно
известная. В какой-то мере, хотя не полно, Д. Н. Мамин-Сибиряк знал о
своих предках, что дошло до него в семейных преданиях.
Аркадий КОРОВИН,
заслуженный работник культуры РФ.
г Заречный
"Областная газета"
|
|