"И ВСЕ К ОСВЯЩЕНИЮ ЕЯ ГОТОВО..."
Покровская церковь в Каменском

(Православная газета № 14 (27) 1995г.)

      26 мая 1885 года Его Высокоблагославлению, Отцу благочинному 3-го округа Камышловского уезда был направлен следующий рапорт:
      "Долгом имеем почтительнешие рапортовать, что кладбищенская Покровская церковь в Каменском заводе постройкой окончена, и все к освящению ея готово; посему покорнейше просим пригласить Епархиального Владыку произвести освящение".
      Из "Дневника, веденного Его Преосвященством, Преосвященнейшим Нафанаилом, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским во время обозрения церквей".
      "В половине июня, а именно 16 и 18 чисел 1885 г. (по ст. стилю - Т. С.), привелось мне освящать две церкви в селе Логиновском и в Каменском заводе. Обе церкви сооружены на общее прихожан достояние, благоустроены совне и благоукрашены внутри как нельзя лучше: в Логиновском вся церковь украшена иконописью, не замедлят украсить иконописью и в Каменском. Богомольцев при освящении той и другой церквей было тоже множество, какое было при освящении храма в Бульзинском хуторе, принадлежащем Екатеринбургскому женскому монастырю".
      На сегодняшний день это единственный документ, который раскрывает историю строительства Каменской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Из него следует, что церковь освящена 1 июля 1885 года (по новому стилю).
      Когда я заинтересовалась историей каменских церквей (а она была белым пятном), мне не раз говорили, что и архивные материалы перерыты, и каменцы все опрощены, известного мало, особенно о Покровской. И правда, долгое время при просмотре документов не попадалось ничего. Но капля за каплей, не без Божьей помощи, что-то да и собралось.
      Из воспоминаний Леонида Александровича Байнова мы знаем, что "площадь перед Покровской церковью называлась Сенной. Здесь был базар. Крестьяне привозили сено, солому, дрова - торговали только этим (для других товаров были отведены другие места -Т. С.). Году в двадцать втором Сенная площадь была переименована в площадь Всеобуча. Название такое дано ей потому, что здесь происходило обучение допризывников".
      "Каменские колокола славились своим звоном. В них, говорили, было много серебра. Был у нас в Каменском заводе один поп, вспоминает Леонид Александрович, - служил в Покровской церкви, так он был мастером по колокольному звону. На пасху пускали на колокольню всех желающих, давали "поиграть", так он - этот поп, даже мог играть Камаринскую".
      В 1907 году в журнале "Уральский край" сообщается: "Из духовных отцов нашего завода приобретает особую популярность о. Павел, служащий в кладбищенской Покровской церкви. С большими затруднениями пришлось образовать самостоятельный приход при этой церкви. Духовенство Троицкой церкви, от которой отошла часть завода для образования церковного прихода, не особенно симпатизирует новому священнику. Между тем прихожане передают с радостным удивлением, как о. Павел отказался принять плату от одной бедной старушки, которую ему пришлось исповедовать. Наткнувшись раз на бедное семейство, сердобольный священник сам материально помог и с церковной кафедры говорил о помощи бедным. В личных отношениях отец Павел доступен и высказывает сердечную доброту".
      "Таких пастырей, с запасом деятельной любви, в заводе давно не было, вот почему мы и отмечаем этот, для нашего захолустья далеко немаловажный факт", - пишет автор заметки.
      Православного человека влечет в храм не только чувство православного долга, благоговения перед таинствами, но и сама красота храма и совершаемого в нем богослужения.
      И совершенно не случайно, что многие, кто вспоминает церковь в прошлом, говорят: было очень красиво...
      Из воспоминаний:
      "Вся церковь была обнесена красивым литым металлическим забором. Он был окрашен в черное с бронзовым. Во дворе росла трава-мурава. В ограде было чисто. Взрослые молились, а дети, помолясь, выходили играть на этой поляне. Центральный вход церкви - большие кованые железные двери. Стены увешаны большими иконами, они блестели золотом. Врата были ажурные, литые - и тоже под золото...
      В эту церковь люди любили ходить молиться еще и потому, что весь пол был устлан коврами и стоять было мягонько".
      Так выглядела церковь Покрова Божьей Матери в 1920-21 гг. Эти воспоминания нам написала 80-летняя бабушка, имени, к сожалению, она не назвала.
      "В довоенные годы наша семья жила в поселке трубников - сначала в землянке, а потом в бараке, - так начала свои воспоминания очевидица Валентина Михайловна. - И для меня самое красочное воспоминание из детского периода - это церковь на горе, за базаром. Обойдя все ряды, приценившись, отец продолжал заниматься покупкой продуктов, а мы с мамой шли в церковь - это для меня было чем-то таинственным. Церковь была самым красивым зданием старого Каменска, она - белая-белая - стояла на высоком месте среди сирени и черемухи. К ней вела широкая дорожка. Поднимались на высокое крыльцо, проходили в огромные двери, а за ними - куполообразный зал с высоким, круглым, как купол неба, потолком. Мне запомнилось такое убранство церкви: по периметру развешаны гирлянды из хвойных веток со свечами и цветами, ветки спускались со стен полукругом, и мне, девочке из семьи плотника и санитарки, все это казалось волшебной сказкой, захватывало дух от особенного воздуха. Тишина неземная, а на голубом потолке золотые с белым ангелы. Вокруг иконы, а впереди большое "крыльцо" с полуовальным входом и двумя ступенями, по краям каждого стояли столики со свечами.
      В эту вторую половину люди не входили, там стояли большие и малые иконы - очень красивые и не такие, как я видела - плоские, а оконца в комнату, где по краям красивые цветы, вроде как бумажные и восковые, в углублении кто-то из святых. Все иконы были в золоте, и убранство этого второго помещения казалось еще богаче.
      И вот откуда-то издалека, как из-под земли, возникало басистое бархатное пение, и оно медленно приближалось, становилось все громче и громче, неожиданно начинал петь хор детских голосов. Густой красивый голос вырывался во всю мощь, и из левой двери появлялся батюшка со свечою и крестом. Хор во всесь голос подхватывал, и дух захватывало до слез. В это время какие-то церковные люди обходили прихожан с подносами, куда все клали денежки. Батюшка, сделав свои священные дела, благословлял.всех, с пением удалялся, и хор тоже пел уже вполголоса. Затем все стихало, и люди начинали расходиться".
      Эти воспоминания относятся к последним годам церкви.
      По воспоминаниям многих, церковь была закрыта в 1938 году.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.