|
"И ВСЕ К ОСВЯЩЕНИЮ ЕЯ ГОТОВО..."
Покровская церковь в Каменском
(Православная газета № 14 (27) 1995г.)
26 мая 1885 года Его Высокоблагославлению, Отцу благочинному 3-го округа
Камышловского уезда был направлен следующий рапорт:
"Долгом имеем почтительнешие рапортовать,
что кладбищенская Покровская церковь в Каменском заводе постройкой окончена,
и все к освящению ея готово; посему покорнейше просим пригласить Епархиального
Владыку произвести освящение".
Из "Дневника, веденного Его Преосвященством,
Преосвященнейшим Нафанаилом, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским во
время обозрения церквей".
"В половине июня, а именно 16 и 18 чисел
1885 г. (по ст. стилю - Т. С.), привелось мне освящать две церкви в селе
Логиновском и в Каменском заводе. Обе церкви сооружены на общее прихожан
достояние, благоустроены совне и благоукрашены внутри как нельзя лучше:
в Логиновском вся церковь украшена иконописью, не замедлят украсить иконописью
и в Каменском. Богомольцев при освящении той и другой церквей было тоже
множество, какое было при освящении храма в Бульзинском хуторе, принадлежащем
Екатеринбургскому женскому монастырю".
На сегодняшний день это единственный документ,
который раскрывает историю строительства Каменской церкви Покрова Пресвятой
Богородицы. Из него следует, что церковь освящена 1 июля 1885 года (по
новому стилю).
Когда я заинтересовалась историей каменских
церквей (а она была белым пятном), мне не раз говорили, что и архивные
материалы перерыты, и каменцы все опрощены, известного мало, особенно
о Покровской. И правда, долгое время при просмотре документов не попадалось
ничего. Но капля за каплей, не без Божьей помощи, что-то да и собралось.
Из воспоминаний Леонида Александровича
Байнова мы знаем, что "площадь перед Покровской церковью называлась Сенной.
Здесь был базар. Крестьяне привозили сено, солому, дрова - торговали только
этим (для других товаров были отведены другие места -Т. С.). Году в двадцать
втором Сенная площадь была переименована в площадь Всеобуча. Название
такое дано ей потому, что здесь происходило обучение допризывников".
"Каменские колокола славились своим звоном.
В них, говорили, было много серебра. Был у нас в Каменском заводе один
поп, вспоминает Леонид Александрович, - служил в Покровской церкви, так
он был мастером по колокольному звону. На пасху пускали на колокольню
всех желающих, давали "поиграть", так он - этот поп, даже мог играть Камаринскую".
В 1907 году в журнале "Уральский край"
сообщается: "Из духовных отцов нашего завода приобретает особую популярность
о. Павел, служащий в кладбищенской Покровской церкви. С большими затруднениями
пришлось образовать самостоятельный приход при этой церкви. Духовенство
Троицкой церкви, от которой отошла часть завода для образования церковного
прихода, не особенно симпатизирует новому священнику. Между тем прихожане
передают с радостным удивлением, как о. Павел отказался принять плату
от одной бедной старушки, которую ему пришлось исповедовать. Наткнувшись
раз на бедное семейство, сердобольный священник сам материально помог
и с церковной кафедры говорил о помощи бедным. В личных отношениях отец
Павел доступен и высказывает сердечную доброту".
"Таких пастырей, с запасом деятельной любви,
в заводе давно не было, вот почему мы и отмечаем этот, для нашего захолустья
далеко немаловажный факт", - пишет автор заметки.
Православного человека влечет в храм не
только чувство православного долга, благоговения перед таинствами, но
и сама красота храма и совершаемого в нем богослужения.
И совершенно не случайно, что многие, кто
вспоминает церковь в прошлом, говорят: было очень красиво...
Из воспоминаний:
"Вся церковь была обнесена красивым литым
металлическим забором. Он был окрашен в черное с бронзовым. Во дворе росла
трава-мурава. В ограде было чисто. Взрослые молились, а дети, помолясь,
выходили играть на этой поляне. Центральный вход церкви - большие кованые
железные двери. Стены увешаны большими иконами, они блестели золотом.
Врата были ажурные, литые - и тоже под золото...
В эту церковь люди любили ходить молиться
еще и потому, что весь пол был устлан коврами и стоять было мягонько".
Так выглядела церковь Покрова Божьей Матери
в 1920-21 гг. Эти воспоминания нам написала 80-летняя бабушка, имени,
к сожалению, она не назвала.
"В довоенные годы наша семья жила в поселке
трубников - сначала в землянке, а потом в бараке, - так начала свои воспоминания
очевидица Валентина Михайловна. - И для меня самое красочное воспоминание
из детского периода - это церковь на горе, за базаром. Обойдя все ряды,
приценившись, отец продолжал заниматься покупкой продуктов, а мы с мамой
шли в церковь - это для меня было чем-то таинственным. Церковь была самым
красивым зданием старого Каменска, она - белая-белая - стояла на высоком
месте среди сирени и черемухи. К ней вела широкая дорожка. Поднимались
на высокое крыльцо, проходили в огромные двери, а за ними - куполообразный
зал с высоким, круглым, как купол неба, потолком. Мне запомнилось такое
убранство церкви: по периметру развешаны гирлянды из хвойных веток со
свечами и цветами, ветки спускались со стен полукругом, и мне, девочке
из семьи плотника и санитарки, все это казалось волшебной сказкой, захватывало
дух от особенного воздуха. Тишина неземная, а на голубом потолке золотые
с белым ангелы. Вокруг иконы, а впереди большое "крыльцо" с полуовальным
входом и двумя ступенями, по краям каждого стояли столики со свечами.
В эту вторую половину люди не входили,
там стояли большие и малые иконы - очень красивые и не такие, как я видела
- плоские, а оконца в комнату, где по краям красивые цветы, вроде как
бумажные и восковые, в углублении кто-то из святых. Все иконы были в золоте,
и убранство этого второго помещения казалось еще богаче.
И вот откуда-то издалека, как из-под земли,
возникало басистое бархатное пение, и оно медленно приближалось, становилось
все громче и громче, неожиданно начинал петь хор детских голосов. Густой
красивый голос вырывался во всю мощь, и из левой двери появлялся батюшка
со свечою и крестом. Хор во всесь голос подхватывал, и дух захватывало
до слез. В это время какие-то церковные люди обходили прихожан с подносами,
куда все клали денежки. Батюшка, сделав свои священные дела, благословлял.всех,
с пением удалялся, и хор тоже пел уже вполголоса. Затем все стихало, и
люди начинали расходиться".
Эти воспоминания относятся к последним
годам церкви.
По воспоминаниям многих, церковь была закрыта
в 1938 году.
|
|