|
ВЫРВАННЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
(Православная газета № 13)
Многим
жителям Екатеринбурга знакомо обезображенное здание Крестовоздвиженской
церкви (иные и не знают, что это церковь), прижатое к ограде зоопарка
на углу улиц Луначарского (Васенцовской) и Маркса (Крестовоздвиженской).
Облупившаяся штукатурка и сложная лепка, старинные окна с округлыми арками
и нелепо прорубленная в стене дверь, красивый круглый выступ алтарной
апсиды с одной стороны - и безобразный, бесформенный пристрой с другой.
А когда-то это было прекрасное здание,
увенчанное мощным куполом, с высокой восьмигранной колокольней, над которыми
сверкали золотые кресты. Внутри церковь украшал богатый иконостас. Где
предел современному варварству? Поразительно, что наши люди с удовольствием
готовы отправиться куда-нибудь за границу поглазеть на тамошнюю красоту,
как положено культурному человеку, а у себя дома бездумно доводят ее до
разрушения и порчи.
ГДЕ ТЕПЕРЬ ЭТИ СВЯТЫНИ?
Но Крестовоздвиженской все же повезло. Хотя
и лишенная купола и колокольни, пребывавшая в мерзости запустения, она
все же сохранилась, в отличие от наиболее величественных и старых соборов
XVIII века.
История этой относительно небольшой и не
очень старинной церкви довольно интересна. Она была выстроена в 1880 году
как домашняя церковь при детском убежище, т. е. при детском приюте. Сам
приют размещался через дорогу в здании, в котором теперь Октябрьский райвоенкомат.
Построена была на пожертвования екатеринбургского городского головы купца
Василия Васильевича Кривцова, который был одним из выдающихся отцов города,
внес в развитие его не только инициативу, но и личные средства.
Церковь была освящена 24 августа 1880 года.
Она славилась среди других обилием святынь - мощей святых, которые пожертвовал
житель города Севериан Георгиевич Новиков, привезший их из дальних странствий.
Так, здесь находилась частица древа Животворящего Креста, вделанная в
напрестольный серебряно-позлащенный крест, и шесть частиц мощей святых
угодников - Патриарха Павла, мучеников Трифона, Меркурия, Ореста и Евгения
и великомученика Пантелеимона (покровителя медицины), вделанные в кипарисовую
доску. Где теперь эти святыни? Кто может сказать, какова их судьба? Сгинули
они совсем, или погребены в недрах запасников какого-нибудь музея?
ПОД ЗВУКИ ПОЛКОВОГО ОРКЕСТРА
Но самое необычное в этой церкви другое.
Она с самого своего возникновения стала использоваться как полковая для
солдат, размещавшихся в выстроенных поблизости от нее казармах, которые
и сегодня известны как Оровайские. Когда-то роты и батальоны полков поочередно
маршировали в дни церковных праздников, составляли у входа в храм ружейные
пирамиды (в церковь нельзя входить с огнестрельным оружием) и, положив
на локоть левой руки фуражки, рядами входили под своды храма. А по окончании
службы под звуки полкового оркестра возвращались в казармы. Забытые страницы
жизни старого Екатеринбурга!
Здесь были солдаты и офицеры 12-го Великолукского
полка. Отсюда ушел на фронты русско-японской войны в 1904 году 139-й Моршанский
полк, капельмейстер которого Шатров сочинил свой знаменитый и любимый
многими вальс "На сопках Маньчжурии". Какая музыка звучала, когда полк
после молебна в Крестовоздвиженской церкви походным маршем двинулся в
сторону Екатеринбургского вокзала!
После войны в казармы пришел 185-й Оровайский
полк. Он был назван так в честь местечка Оровай, где произошло победное
сражение русской армии в последней русско-шведской войне. И этот полк,
очевидно, провел свой последний, прощальный молебен в Крестовоздвиженской
церкви. И звучала под сводами ее молитва за Отечество: "Спаси, Господи,
люди Твоя и благослови достояние Твое, победы христолюбивому воинству
нашему над сопротивныя даруя!" Оровайский полк ушел на фронты 1914 года
и героически воевал в Карпатах, где и был расформирован после революции.
Затем в годы войны, которая тогда в газетах
именовалась Второй Отечественной (потом она стала называться империалистической,
а теперь просто первой мировой), вновь формируемые резервные батальоны
также уходили на фронт из Крестовоздвиженской церкви.
А потом пришла революция. Красные полки,
разумеется, не заходили в церковь. Но с июля 1918 года по август 1919
года она, вероятно, продолжала служить полковой. Возможно, отсюда отправился
сначала на запад, а потом в отступление на восток сформированный в городе
25-й Екатеринбургский полк имени адмирала Колчака, один из лучших полков
Белой армии, ушедшей после полного крушения Белого дела в Маньчжурию.
ОБНОВЛЕНЦЫ
Но и после установления советской
власти в Екатеринбурге история Крестовоздвиженской церкви была необычной.
Она стала единственной в городе, поддержавшей так называемую обновленческую
церковь Александра Введенского. Та возникла в 20-е годы как оппозиция
основной Русской Православной Церкви патриарха Тихона, оставшейся в оппозиции
к советской власти (кстати, последним иерархом, открыто продолжавшим линию
Тихона, был екатеринбургский архиепископ Григорий Яцковский).
Предпосыпки обновленческой церкви возникли
еще до революции, но тогда она не смогла громко заявить о себе. Советское
государство в своей борьбе с религией поддержало "обновленцев", чтобы
расколоть Церковь. Обновленцы попытались перевести все богослужение на
русский язык, отчего молитвы приобрели на слух непривычно будничное, а
иногда и просто забавное звучание. Впоследствии, после полного разгрома
церкви в 30-е годы, когда власти потеряли интерес к "обновленцам" и перестали
активно их поддерживать, эта церковь сама собой зачахла и постепенно исчезла.
Народ ее не поддержал.
12 февраля 1930 года Крестовоздвиженская
церковь постановлением горсовета, подписанным будущим первым почетным
гражданином Свердловска А. Бычковой, была закрыта.
Наступил период "мерзости запустения" и
кощунства. Чего здесь только не было - и художественные, и нехудожественные
мастерские.
Но сегодня открывается новая глава в истории
Крестовоздвиженской церкви. Казаки Екатеринбургского землячества казаков
образовали общину, которая и вернула храм к жизни.
С. ВОРОШИЛИН,
доцент кафедры психиатрии УрГМИ
|
|