- Матушка Любовь, возобновить сестринско-монашескую жизнь в обители,
наверное, нелегко... Вы определяй для себя с чего начать, к чему стремиться?
Прежде всего необходимо было дать
правильное направление внутреннему духовному смыслу монастыря, чтобы настроиться
на такую жизнь, которой учат святые отцы. Мы стараемся ознакомить сестер
с основами монашества. В этом нам очень помогают поучения Святителя Игнатия
Брянчанинова, который наиболее приблизил к нашему времени учение о монашестве.
Ведь некоторые его формы для нас уже неприемлемы. Допустим, тяжелые физические
подвиги, наложение на себя особых постов. Вы, наверное, замечаете, что
люди от поколения к поколению становятся слабее. У нас в монастыре есть
две пожилые сестры, так они гораздо больше могут работать, чем 20-25-летние,
которые какие-то хилые, бессильные, я и сама к ним принадлежу. Поэтому
такие формы монашества мы не можем осуществить, но по сути духовный монастырь
должен оставаться прежним.
- Сегодня мы практически возвращаемся к азам православия, хотя Русь
уже отпраздновала тысячелетие своего крещения. Люди заново учатся правильно
креститься, молиться, посты соблюдать. На фоне этого институт монашества
для многих - загадка, смысл и значение его неясны...
Цель монашества не отличается от цели
христианской жизни вообще. По определению Иоанна Кассиана Римлянина цель
эта - достижение чистоты сердца. И каждый христианин должен к этому стремиться.
Различны только способы. Монахи преуспевают быстрее: в послушании, в исполнении
евангельских заповедей, в непрестанной молитве. В миру же свой путь к
достижению этой цели: милостыня, помещь ближним, конечно, сопровождаемые
молитвой.
- Святые Отцы говорят, что призвание к монашеству бывает трех родов.
Первое - непосредственно от Бога, второе - через человека, его пример
и третье - от нужды, скорби...
Непосредственно от Бога... Я думаю,
в наше время это бывает редко. Большей частью, во всяком случае в наш
монастырь, люди приходят по второй причине: через какого-то человека или
через книги. А от скорби... Это очень шаткая почва. Хотя Иоанн Лествичник
говорит, что и такой человек, придя не совсем по верной причине, тем не
менее может оказаться способным к монашеской жизни.
- Чем вы руководствуетесь при отборе послушниц? Что необходимо для
монашеского подвига?
Самое главное, чтобы человек шел в
монастырь, желая именно монашеской жизни, а не по какой-то другой причине.
Случается, приходят люди и говорят, что им жить негде, что обстановка
дома невыносимая. Таким мы сразу отказываем. Нужно, чтобы человек сознательно
понимал, на что он идет, к чему он будет стремиться, что от него будут
требовать, смог бы остановить все ради Бога, желал бы слушаться и был
к этому способен. Поэтому, когда к нам обращаются люди, мы вначале беседуем,
даем книги Святителя Игнатия Брянчанинова, Аввы Дорофея; человек читает,
размышляет, потом снова беседуем. Стараемся принимать молодых. Пожилому
человеку трудно себя переломить, у него уже сложившийся характер со своими
недостатками. И наш отказ им люди понимают превратно: не хотим ухаживать
за пожилыми. Но с нами живут две уже в возрасте женщины, неспособные к
монашеской жизни, мы их не отвергли. А бывает примешь человека, а потом
видишь, что ноша эта ему не по силам, для него такая жизнь - надрыв, трагедия.
Лучше сразу таких не брать.
- Матушка Любовь, ваша обитель находится почти в центре города. Наверно,
это влияет на уклад жизни монастыря? Какие послушания несут сестры?
Трудно сказать о каком-либо укладе...
Влияние города сказывается в том, что искушений много. Разные люди приходят,
не те вопросы задают, суету устраивают. Здесь пока у нас жить негде. Часть
сестер городских - домой ездят, остальные - на квартиру, которую нам купили
благодетели. С их же помощью удалось приобрести здание недалеко от озера
Шарташ, бывший дом отдыха. В нем сейчас идет ремонт. Со временем сестры
туда переедут. Там будут и хозяйственные помещения, и мастерские: швейная,
иконописная. А пока послушания сестер ограничены обслуживанием самих себя:
шьем одежду, в трапезной работаем, к службам готовимся, на клиросе поем,
в храме порядок поддерживаем. Послушницы проходят у нас как бы испытательный
срок. Ко всему присматриваются, приглядываются. И если эта жизнь окажется
не для них - они могут уйти.
- Матушка, вы намерены возродить что-то из былых традиций Ново-Тихвинской
обители?
Наш монастырь славился когда-то пошивом
монашеской и священнической одежды, золотошвейным мастерством. Мы уже
посылали сестер в Дивеево, чтобы шить поучились. Была здесь иконописная
мастерская. Может со временем нам это будет по силам.
- Матушка Любовь, в соборе Александра Невского ведутся какие-то реставрационные
работы?
Пока нет. Капитальный ремонт начнем
делать, как только помещение собора освободит музей. Видите, какие толстые
бетонные перегородки нужно убирать, чтобы открыть купола.
- Как складываются ваши отношения с госпиталем?
С госпиталем у нас даже лучше отношения,
чем с музеем. Мы и лечиться к ним ходим. Съезжать им некуда. Так что,
все наши надежды связаны с переездом на Шарташ. Но вдруг здесь отдадут
какой-нибудь корпус. Мы сами не знаем, что будет.
- В дни Великого поста что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
Очень хотелось, чтобы у человека было
истинное отношение к посту, чтобы особенно следил он за помышлениями своего
сердца, чтобы уменьшилась в нем какая-то страсть, прибавилось бы смирения,
покорности, почтения к ближнему. Обычно люди воспринимают внешнюю сторону
поста, а внутреннюю не сразу. Сейчас продается много православной литературы
и мирянину нужно читать, изучать как можно больше. Сегодня мы ощущаем
скудость проповеди в церкви. Особенно в дни поста. При возможности нужно
беседовать со священниками, испрашивать у них, какие в первую очередь
книги читать. Тогда с пользой человек будет и на службе пребывать, и молиться.
За все время нашей беседы к матушке не раз обращались за благословением
на какую-то работу, поручение сестры. Совсем юные девчоночьи лица. Нелегко
было родителям смириться с выбором дочерей. Потрясением стало это и для
родителей матушки. Замечали они, что не по сердцу ей учеба в университете,
что мечется и ищет ее душа чего-то. Нашла ли, обрела теперь? Ответить
могут матушкины глаза, смиренные свидетели внутреннего диалога с Невидимым.
С матушкой Любовью беседовала Надежда ПЕТРОВСКАЯ,
корреспондент "Православной газеты"