- Матушка Любовь, возобновить сестринско-монашескую жизнь в обители, 
        наверное, нелегко... Вы определяй для себя с чего начать, к чему стремиться?
      Прежде всего необходимо было дать 
        правильное направление внутреннему духовному смыслу монастыря, чтобы настроиться 
        на такую жизнь, которой учат святые отцы. Мы стараемся ознакомить сестер 
        с основами монашества. В этом нам очень помогают поучения Святителя Игнатия 
        Брянчанинова, который наиболее приблизил к нашему времени учение о монашестве. 
        Ведь некоторые его формы для нас уже неприемлемы. Допустим, тяжелые физические 
        подвиги, наложение на себя особых постов. Вы, наверное, замечаете, что 
        люди от поколения к поколению становятся слабее. У нас в монастыре есть 
        две пожилые сестры, так они гораздо больше могут работать, чем 20-25-летние, 
        которые какие-то хилые, бессильные, я и сама к ним принадлежу. Поэтому 
        такие формы монашества мы не можем осуществить, но по сути духовный монастырь 
        должен оставаться прежним.
      
        - Сегодня мы практически возвращаемся к азам православия, хотя Русь 
        уже отпраздновала тысячелетие своего крещения. Люди заново учатся правильно 
        креститься, молиться, посты соблюдать. На фоне этого институт монашества 
        для многих - загадка, смысл и значение его неясны...
      Цель монашества не отличается от цели 
        христианской жизни вообще. По определению Иоанна Кассиана Римлянина цель 
        эта - достижение чистоты сердца. И каждый христианин должен к этому стремиться. 
        Различны только способы. Монахи преуспевают быстрее: в послушании, в исполнении 
        евангельских заповедей, в непрестанной молитве. В миру же свой путь к 
        достижению этой цели: милостыня, помещь ближним, конечно, сопровождаемые 
        молитвой.
      
- Святые Отцы говорят, что призвание к монашеству бывает трех родов. 
        Первое - непосредственно от Бога, второе - через человека, его пример 
        и третье - от нужды, скорби...
      Непосредственно от Бога... Я думаю, 
        в наше время это бывает редко. Большей частью, во всяком случае в наш 
        монастырь, люди приходят по второй причине: через какого-то человека или 
        через книги. А от скорби... Это очень шаткая почва. Хотя Иоанн Лествичник 
        говорит, что и такой человек, придя не совсем по верной причине, тем не 
        менее может оказаться способным к монашеской жизни.
      
- Чем вы руководствуетесь при отборе послушниц? Что необходимо для 
        монашеского подвига?
      Самое главное, чтобы человек шел в 
        монастырь, желая именно монашеской жизни, а не по какой-то другой причине. 
        Случается, приходят люди и говорят, что им жить негде, что обстановка 
        дома невыносимая. Таким мы сразу отказываем. Нужно, чтобы человек сознательно 
        понимал, на что он идет, к чему он будет стремиться, что от него будут 
        требовать, смог бы остановить все ради Бога, желал бы слушаться и был 
        к этому способен. Поэтому, когда к нам обращаются люди, мы вначале беседуем, 
        даем книги Святителя Игнатия Брянчанинова, Аввы Дорофея; человек читает, 
        размышляет, потом снова беседуем. Стараемся принимать молодых. Пожилому 
        человеку трудно себя переломить, у него уже сложившийся характер со своими 
        недостатками. И наш отказ им люди понимают превратно: не хотим ухаживать 
        за пожилыми. Но с нами живут две уже в возрасте женщины, неспособные к 
        монашеской жизни, мы их не отвергли. А бывает примешь человека, а потом 
        видишь, что ноша эта ему не по силам, для него такая жизнь - надрыв, трагедия. 
        Лучше сразу таких не брать.
      
- Матушка Любовь, ваша обитель находится почти в центре города. Наверно, 
        это влияет на уклад жизни монастыря? Какие послушания несут сестры?
      Трудно сказать о каком-либо укладе... 
        Влияние города сказывается в том, что искушений много. Разные люди приходят, 
        не те вопросы задают, суету устраивают. Здесь пока у нас жить негде. Часть 
        сестер городских - домой ездят, остальные - на квартиру, которую нам купили 
        благодетели. С их же помощью удалось приобрести здание недалеко от озера 
        Шарташ, бывший дом отдыха. В нем сейчас идет ремонт. Со временем сестры 
        туда переедут. Там будут и хозяйственные помещения, и мастерские: швейная, 
        иконописная. А пока послушания сестер ограничены обслуживанием самих себя: 
        шьем одежду, в трапезной работаем, к службам готовимся, на клиросе поем, 
        в храме порядок поддерживаем. Послушницы проходят у нас как бы испытательный 
        срок. Ко всему присматриваются, приглядываются. И если эта жизнь окажется 
        не для них - они могут уйти.
      
        - Матушка, вы намерены возродить что-то из былых традиций Ново-Тихвинской 
        обители?
      Наш монастырь славился когда-то пошивом 
        монашеской и священнической одежды, золотошвейным мастерством. Мы уже 
        посылали сестер в Дивеево, чтобы шить поучились. Была здесь иконописная 
        мастерская. Может со временем нам это будет по силам.
      
        - Матушка Любовь, в соборе Александра Невского ведутся какие-то реставрационные 
        работы?
      Пока нет. Капитальный ремонт начнем 
        делать, как только помещение собора освободит музей. Видите, какие толстые 
        бетонные перегородки нужно убирать, чтобы открыть купола.
      
        - Как складываются ваши отношения с госпиталем?
      С госпиталем у нас даже лучше отношения, 
        чем с музеем. Мы и лечиться к ним ходим. Съезжать им некуда. Так что, 
        все наши надежды связаны с переездом на Шарташ. Но вдруг здесь отдадут 
        какой-нибудь корпус. Мы сами не знаем, что будет.
      
        - В дни Великого поста что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
      Очень хотелось, чтобы у человека было 
        истинное отношение к посту, чтобы особенно следил он за помышлениями своего 
        сердца, чтобы уменьшилась в нем какая-то страсть, прибавилось бы смирения, 
        покорности, почтения к ближнему. Обычно люди воспринимают внешнюю сторону 
        поста, а внутреннюю не сразу. Сейчас продается много православной литературы 
        и мирянину нужно читать, изучать как можно больше. Сегодня мы ощущаем 
        скудость проповеди в церкви. Особенно в дни поста. При возможности нужно 
        беседовать со священниками, испрашивать у них, какие в первую очередь 
        книги читать. Тогда с пользой человек будет и на службе пребывать, и молиться. 
      
        За все время нашей беседы к матушке не раз обращались за благословением 
        на какую-то работу, поручение сестры. Совсем юные девчоночьи лица. Нелегко 
        было родителям смириться с выбором дочерей. Потрясением стало это и для 
        родителей матушки. Замечали они, что не по сердцу ей учеба в университете, 
        что мечется и ищет ее душа чего-то. Нашла ли, обрела теперь? Ответить 
        могут матушкины глаза, смиренные свидетели внутреннего диалога с Невидимым. 
С матушкой Любовью беседовала Надежда ПЕТРОВСКАЯ,
корреспондент "Православной газеты"