|
ЦАРСТВЕННЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ -
СПАСЕНИЕ И СИМВОЛ
СВЯТОЙ РУСИ
ОЗНАКОМИВШИСЬ с материалами доклада Высокопреосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, председателя синодальной комиссии по канонизации святых, на
заседании Священного Синода 10 октября 1996 г. клирики и миряне Курской
епархии поддержали главный вывод Комиссии о необходимости канонизации
невинно убиенных страдальцев Императора Николая Второго и членов Его Августейшей
Семьи. Царственные новомученики в последние месяцы своей жизни, в последние
часы и минуты ее повторили подвиг святых страстотерпцев благоверных князей
Бориса и Глеба. Они шли за Христом, во след Христу и умерли как Христос,
приняв от Него мученические венцы. Но путь этот начался, конечно, намного
раньше екатеринбургской голгофы. В день священной коронации Государя,
когда Он принял от Господа скипетр и державу своих венценосных предков,
промысел Божий повел Его по пути великих скорбей за Россию, за Церковь,
за Божий народ.
Царствование Императора Николая
Второго было исполнено тяжелых предчувствий и ожиданий, Государь заранее
знал свою участь, но, думается, что не она, а мрачное будущее России,
открытое согласно свидетельствам современников святому Царю, не давало
Ему покоя. Известно, что в роду Романовых несколько десятилетий существовало
предание о предсказании преподобного Серафима Саровского Николаю Второму,
которое и вручила Царю Елена Ивановна Мотовилова, вдова "служки"
преподобного Серафима Н. А. Мотовилова, на торжествах открытия мощей святого
в Сарове в 1903 г. Когда Государь прочитал послание великого старца, Он
горько и безутешно заплакал. С этого момента Император начал считать себя
обреченным на крестные муки и позднее говорил не раз: "Нет такой жертвы,
которую я бы не принес, чтобы спасти Россию".
Пророчество преподобного Серафима
сбывалось и оказывало непосредственное влияние не только на личную жизнь
Царя и Семьи, но и на политику государства. В связи с усилением мирового
зла Россия оказывалась в изоляции на международной арене, внутри страны
нарастали антиправославные, антимонархические, антирусские тенденции и
настроения. Высшее общество и народ, увлеченные ветром оккультных течений,
безбожных идей, все больше утрачивали не только исконное православномонархическое
самосознание, но и элементарный здравый смысл. Дошло до того, что во время
позорного февральского бунта 1917 года Государю не на кого было опереться,
некого было призвать на защиту Престола Русских Царей, а в 1918-м никто
даже не попытался освободить помазанника Божиего из жестокого плена, что
предопределило исход и тяжким грехом, пятном позора "до четвертого колена"
легло на совесть беззащитного народа обезглавленной, порабощенной иноверцами
страны.
- Везде измена, трусость и
обман, - писал Импе-ратор в смутные дни отречения.
...Русский народ, кажется,
до конца испивает теперь свою горькую чашу страданий.
Осенью 1996 года в Новочеркасске
прошел Донской земской собор, первый в России после 1922 года, который
постановил: "Считать так называемое "добровольное отречение" Государя
Императора Николая Второго в феврале 1917 года актом насильственного отречения,
не имеющим юридической силы..."
Прозрение неизбежно и своевременно. Дальнейшее затягивание решения вопроса
о канонизации Императора и Его Семьи может быть гибельно для России.
Нашими предками сказано: Царь согрешит, народ не умолит Бога, народ согрешит
- Царь умолит... Искупительная жертва Императора Николая Второго, Царственных
Мучеников положена на алтарь правосудия Божиего и вопиет о прощении грехов
русского народа. На небе Государь давно прославлен, и прославлен именно
как Царь, как Помазанник Божий, как молитвенник своего народа и искупитель
его грехов. Тем, кто все еще сомневается в этом, полезно вспомнить слова
святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, произнесенные в царствование
благоверного Самодержца, задолго до Его мученической кончины: "Царь у
нас праведный и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий,
как Своему избраннику и любимому чаду... Если не будет покаяния у русского
народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет
бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют
всю землю кровью и слезами".
В прославлении Царственных Мучеников - спасение Руси, потому как оно,
несомненно, акт покаянный: за всенародный грех богоотступничества и цареубийства,
за иудин грех измены богоизбранного русского народа своему великому духовному
призванию быть све-том миру и солью земли, за смертный грех попрания,
забвения своей истории, тысячелетнего великого пути в Царство Небесное,
за отступление от Истины Святого Православия, за жизнь во тьме.
Нет смысла разделять жизнь Царственных Мучеников на до и после отречения
Царя от трона. Жизнь и деяния многострадальных страстотерпцев достойны
прославления на земле также, как и на Небе. Подтверждение этому - массовое
всенародное почитание убиенных страдальцев в церковном народе сегодня.
И ссылки на отдельных ученых, но вряд ли просвященных светом Истины интеллигентов,
выступающих противниками канонизации, не представляются убедительными.
Что же касается "нежелания" Царя проводить в Православной Церкви реформы,
то необходимо подчеркнуть, что реформа реформе - рознь и что отказ от
реформы в иных случаях является благом больше, нежели их осуществление.
В этом мудрость святых.
Последним "козырем" противников канонизации Царской Семьи является "темная
личность" Распутина. Но надо смотреть правде в глаза: мужик Григорий Распутин
был, ко-нечно, далеко не столь благочестив, как Государь Николай Второй,
но, видимо, столь же ненавистен господам либерал-революционерам и реформистам,
не пожалевшим усилий для его очернения в глазах современников и потомков.
Миф о "злодее Распутине" и его вредном влиянии на Царя, несомненно,
уникальная, почти что фантастическая ложь, состряпанная столь искусно,
что до сих пор бросает тень на Царскую Семью.
"Но
свет во тьме светит, и тьма его объяла его" (Ин.1,5).
Прославление Царственных страстотерпцев, осмысление великого христианского
подвига всей их жизни (во всяком случае, со времени священной коронации)
необходимо совершить вместе со всем Собором святых Новомучеников и Исповедников
Церкви Российской, на обильно пролитой крови которых утверждается ныне
Православие на Руси. Не должны стать исключением верные царские слуги,
те из них, кто в земной жизни принадлежал к иным конфессиям и исповеданиям,
приняли святое крещение Православной Церкви в собственной крови, положив
жизнь свою за Царя и, веруем, сорадуются вместе с Ним в Царстве вечной
славы. Не должны, не могут быть забыты на земле тысячи и тысячи новомучеников,
имена которых помнит Господь и которые также предстоят ныне Престолу Царя
Небесного вместе с Царем земным, верность которому они хранили до последнего
дыхания этой жизни.
...Радостны они, но печалью и скорбью объята Святая Русь. И скорбь эта
будет все сильней до тех пор, пока не найдет своего исхода в единении
с сонмом святых, одно перечисление имен которых (даже известных нам) составит
российский диптих.
А имена святых Царственных Новомучеников подобно именам благоверных российских
князей Бориса и Глеба, станет символом новой духовно великой, воскресшей
России. Сие и буди, буди!
|
|