|
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ЯКОВЛЕВ:
"ПОСТРОЙТЕ ХРАМ В ДУШЕ СВОЕЙ, А ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ УПРАВИТ ГОСПОДЬ".
Кто сказал, что православный храм должен обязательно иметь собственное помещение?
Кто сказал, что в церкви нужно только молиться? Наша жизнь вносит свои коррективы.
Если пока невозможно построить в селе, городе или городском микрорайоне новую
церковь, ее нужно возвести в душе своей, а для проведения богослужений можно
обустроить любое помещение. Что и сделали верующие в отдаленном микрорайоне
Екатеринбурга, который носит красивое название – Синие Камни.
В нынешнем году
приход и его храм отмечают 10-летний юбилей с начала своего служения на Синих
Камнях. И не случайно сегодняшний гость редакции – настоятель прихода во имя
Святителя Николая протоиерей Алексий Яковлев.
– В этом приходе я служу уже почти десять лет, с первого дня его организации.
До сих пор вспоминаю ту Пасхальную ночь, когда Владыка совершил освящение храма
и дал благословение, что в нем можно проводить богослужения. Вот это самый первый
Пасхальный день 2000 года, когда в церковном помещении прозвучали первые молитвы.
Церковное
помещение, которое находится в цокольном помещении жилого дома № 46 по улице
Байкальской, первое время обустраивал отец Василий Зудилов, который сейчас служит
в Первоуральске, поэтому его многие жители считают первым основателем нынешнего
прихода. И хотя храм не имеет отдельного помещения, а находится в жилом доме,
для верующих это не имеет особого значения – они приходят сюда именно как в
церковь.
– Батюшка, какие особенности есть у Вашего прихода, отличия от других
приходов Екатеринбурга?
– Если
чисто географически, то это действительно обособленный, удаленный район – Синие
Камни. В нем никогда не было прежде храма, и даже достаточно близко никогда
не было церкви. Район этот – классический спальный, поэтому я поначалу думал,
что организация здесь православной общины дело чуть более простое, чем оказалось.
Выяснилось, что все это немножко не так, потому что, естественно, к тому времени
большинство христиан Синих Камней уже ездили в какие-то храмы и уже прикипели
к ним душой.
– В какие храмы ездили на богослужения жители этого микрорайона?
– Достаточно
удобно было ездить в Крестовоздвиженский и Свято-Троицкий храмы: туда было прямое
автобусное сообщение. А у нас, собственно, развитие христианского благочестия
в постперестроечный период идет так, что очень многие христиане знают, да я
и сам по себе знаю, что ты иногда ездишь на службу на другой конец города, хотя
рядом с твоим домом есть храм. И ездишь не по злобе какой-то, а просто потому,
что ты когда-то однажды пришел в этот храм, что ты его уважаешь, поэтому и продолжаешь
ходить туда. Но я считаю, это не препятствие, чтобы быть общинником в другом
месте.
Эта особенность,
которая характерна для нынешней церковной жизни, отличается от дореволюционной
жизни Церкви, когда были очень строго определены границы приходов. А с другой
стороны, именно географическая обособленность микрорайона, где со всех сторон
железные дороги и только один выезд в другие районы города, несомненно, чисто
визуально порождает забавную картину.
И эта визуальность,
то, что ты видишь и что ты чувствуешь, как раз и приводит к тому, что некоторое
деревенское настроение все-таки ощущается. Хотя Синие Камни – это далеко не
деревня.
– По этажности домов?
– Не только
по этажности домов, а по численности населения, и, по большому счету, на Синих
Камнях нужен не один приход – как минимум, два, скажем так. Я имею в виду, сколько
там может быть общин, люди из которых друг друга знают.
Я-то думал,
что это достаточно все легко будет; может, это, можно сказать, и думы такие,
духовного плана «шапкозакидательство», но сейчас община более-менее уже сформировалась.
– Сколько человек в этой общине?
– Если
это можно как-то мерить, то, наверное, человек 50-60 мы имеем. Это те люди,
которые с той или иной регулярностью в храм ходят, а не просто те, кто появляются
там раз в пятилетку или раз в год на Рождество или Пасху.
С другой
стороны, можно сказать, что значительная часть наших активных прихожан, как
ни странно, жители микрорайона ЖБИ. Конечно, он находится неподалеку, но по
другую сторону железнодорожной ветки, и идти к нам через рельсы им очень неудобно;
я это знаю, потому что сам ходил. А они все же идут сюда, преодолевая препятствия
и неудобства, хотя в микрорайоне ЖБИ и есть свой храм, но он не очень заметный,
как и наш.
– Отец Алексий, расскажите подробнее о той Архиерейской службе, которая
после длительного перерыва состоялась в вашем храме совсем недавно, на которой
и произошло возведение Вас в сан протоиерея.
– Как я
уже говорил, Владыка у нас был десять лет назад на освящении храма, как-то он
посещал наш приход в одну из Великих Суббот с Архипастырским визитом, посмотрел
все, остался доволен. А вот 25 февраля текущего года у нас состоялось Архиерейское
богослужение, сразу после него – Литургия Преждеосвященных Даров.
Для нас
это событие, конечно, уникально, важно, радостно, для меня – тем более, потому
что в тот день у меня как раз были именины, и я даже без возведения в сан протоиерея
прекрасно бы себя чувствовал. Так что, как говорится, «достать чернил и плакать»
не пришлось бы.
Конечно,
немного отразилось на количестве богомольцев, присутствующих на Архиерейском
служении, то, что 25 февраля было первым рабочим днем после четырех выходных.
Я знаю, что многие пытались отпроситься с работы, не всех отпустили, но кто
смог, пришел. Хотя в дни перед этой службой все прихожане (особенно отмечу тех,
которые катехизацию проходили) постарались, кто как мог, приготовить храм к
приезду Владыки.
– Батюшка, расскажите, пожалуйста, как и где начинался Ваш священнический
путь в Церкви.
– Я окончил
исторический факультет Уральского государственного университета. А служение
в Церкви началось со служения в храме во имя Святого Целителя Пантелеимона на
Сибирском тракте, поэтому можно сказать, что я являюсь духовным чадом его настоятеля
игумена Димитрия (Байбакова). Там в это время подвизались и отец Владимир Зайцев,
и отец Андрей Канев – тоже духовные чада батюшки. И меня рукоположили в сан
священника в 1998 году на празднование преподобного Нестора Летописца.
После этого
я год служил в Троицком кафедральном соборе. И очень много там приобрел в плане
совершения богослужений, в общении с батюшками не из Пантелеимовского храма.
Можно сказать, что я приехал туда, так сказать, хоть и из великой, но провинции,
хотя я не считаю, конечно, Пантелеимоновский храм провинциальным. Но, слава
Богу, этот год для меня был очень полезным. Я поначалу переживал: мне хотелось
сразу в Пантелеимоне служить; но теперь я понимаю, что тогда это верно все получилось.
Спустя
год, на зимнее празднование святителю Николаю меня перевели в храм Святого Великомученика
Пантелеимона. Пантелеимоновский храм тогда, как и сейчас, духовно окормлял и
храм во имя Святых Космы и Дамиана в первой областной больнице, я и там раз
в неделю служил долгое время. Ну, и в самом, конечно, Пантелеимовском храме
служил.
А вот когда
открылся храм на Синих Камнях, игумен отец Димитрий сказал, что там нужно служить,
и благословил меня на это. Хотя до этого на Синих Камнях я бывал считанное количество
раз, и считал их, образно говоря, чем-то вроде Северного Полюса – какой-то поселок,
не пойми где находится.
Через год храм стал самостоятельным, и я остался там служить.
– Батюшка, а как в Вашей жизни случился такой поворот, что Вы совмещаете
служение в приходе и работу в канцелярии?
– В канцелярию
меня назначил еще Владыка Никон (я так полагаю, не без подачи отца Димитрия).
В то время в храме я прослужил всего четыре самых счастливых своих месяца, а
потом «загремел» в канцелярию, и здесь и остался.
– А как Вы успеваете работать в канцелярии и служить в приходе?
– Кто-то,
может быть, и успевает, если посмотреть на того же отца Димитрия, но, мне кажется,
я не успеваю ничего сделать ни здесь, ни там… Я из тех людей, которым очень
сложно совмещать несколько дел.
– Тут, батюшка, Вы явно поскромничали: я слышала немало добрых отзывов
и о Вашей работе в канцелярии, и о Вашем служении в приходе. Сколько же часов
длится Ваш рабочий день?
– Конкретного
графика нет, рабочий день может по необходимости в разные дни начинаться и заканчиваться
в разное время.
– Отец Алексий, есть ли у Вас какое-то хобби, увлечения, как стараетесь
отдохнуть от трудов праведных, когда появляется свободное время?
– Я думаю,
в принципе это неудивительно, я ведь советского воспитания человек, поэтому
мое хобби – это книги, вот и все дела.
– Отдаете предпочтение духовной литературе или светской, классической?
– Читаю
абсолютно разные книги, по настроению.
– Наверно, у Вас большая библиотека…
– В приходе
или дома? Дома у меня достаточно тесно, поэтому там насчет богатейшей библиотеки
говорить нельзя, я видел более богатые и ценные библиотеки и у наших священников,
и у прихожан. Но я в этом смысле должен иметь еще и некоторую совесть и больше
внимания уделять не личной, а приходской библиотеке.
Поэтому
многое сейчас из моего дома уходит в приходскую библиотеку. Не то что я сейчас
хвастаюсь, что, мол, я пожертвовал свое собственное на нужды прихода. Скорее,
это такой прагматический принцип: ели эти книги мне когда-нибудь понадобятся,
я ведь их все равно найду, а с другой стороны, людям будет какая-то польза от
того, что эти книги там есть и их можно прочесть.
– Батюшка, коль мы заговорили о духовном воспитании ваших прихожан с
помощью литературы, давайте поговорим и об их духовном просвещении в церковно-приходской
школе.
– Воскресная
школа у нас детская и взрослая, причем дети приходят на занятия в разное время
– не только по воскресеньям, а на протяжении всей недели. Но я сам с детьми
не занимаюсь, потому что все-таки не могу разорваться, хотя провожу с ними единичные
беседы. Больше я занимаюсь со взрослыми, провожу как общие, так и индивидуальные
беседы.
– У Вас, в основном, молодежный приход?
– Почему?
Я понимаю, отчего нередко возникает этот вопрос, потому что наш приходской православный
молодежный клуб очень часто устраивает и проводит различные мероприятия. Но
мне больше кажется, что молодежный клуб – это все-таки какой-то инструмент.
Молодежь все равно должна была как-то соединиться, она могла объединиться и
без этого названия «молодежный клуб», но если она может так соединиться, это
прекрасно: это те средства, в которых молодежная инициатива может аккумулироваться
и проявлять себя каким-то образом.
А так в
приходе и бабушки есть, и люди среднего возраста, и молодежь, конечно. Это правда,
что скрывать?
А вот
мнения некоторых прихожан Свято-Никольского храма на Синих Камнях о своем отце-настоятеле.
– Наш батюшка
не жалеет ни сил, ни времени своего для организации катехизаторской, просветительской
и миссионерской работы в приходе. Мы очень благодарны отцу Алексию за такую
заботу о своих прихожанах. Он заботится обо всех: и о детях, и о подростках,
и о престарелых людях.
– Конечно,
мы мечтаем о том, что когда-нибудь в нашем микрорайоне будет возведен «настоящий»
храм – и не только мечтаем: по благословению батюшки, каждый день собирается
группа прихожан, и прямо на улице люди молятся cвятителю Николаю, чтобы у нас
решился этот вопрос и храм начал строиться. Мое мнение такое: если в микрорайоне
будет своя, хотя бы небольшая, но с куполом и крестом, церковь, то больше людей
сможет прикоснуться к великому и вечному.
– Мы рады,
что у нас такой батюшка, как отец Алексий: молодой, инициативный, трудоспособный.
Его возраст ничуть не влияет на его авторитет среди прихожан. Для молодежи это,
наверное, еще лучше – они чувствуют, что священник хорошо понимает их, что он
еще не забыл свою собственную молодость. А мы, взрослые люди, воспринимаем его
как священника, облеченного от Бога благодатью, и возраст тут не имеет никакого
значения. Мы надеемся, что его трудами и нашими молитвами когда-нибудь будет
на Синих Камнях построен настоящий храм.
– Я на
приходе не очень давно, но мне глубоко интересен отец Алексий, с ним не скучно
никогда. Он – батюшка, совершенно чуждый уныния и нечуждый мудрости.
Для отца Алексия каждый человек, будь ему два года или восемьдесят лет,
по-своему интересен, ко всем он проявляет любовь и внимание.
Все вышесказанное
говорит, что и отец Алексий интересен всем прихожанам – они проявляют к батюшке
любовь и внимание, готовы поддержать его во всех делах и начинаниях… И дай Господь
им силы в этом!
Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|