|
ПАСХА ГОСПОДНЯ - ОСНОВА ВСЕЙ НАШЕЙ ВЕРЫ.
Сегодня наш собеседник – настоятель прихода в честь Владимирской Иконы
Божией Матери протоиерей Андрей Канев. И тема нашего разговора – конечно же,
Пасха.
– Отец Андрей, какое значение имеет Пасха в жизни христиан, и почему
она считается главным праздником церковного календаря?
–
Я считаю, что Пасха для христиан не только самый главный день в году. Пасха
– основа всей нашей веры, поскольку апостол говорил, что если Христос не Воскрес,
тщетны и напрасны были бы наши проповеди. Поэтому Пасха должна быть для православных
христиан не только днем, когда мы соблюдаем какие-то околоцерковные традиции:
освящаем куличи, яйца, устраиваем пасхальные трапезы.
Пасха
должна быть нами понята правильно – прежде всего в вероучительном плане. Еще
раз повторюсь: Пасха – не какие-то внешние традиции, а основа нашей христианской
веры. Поскольку мы верим, что Христос Воскрес, значит, мы, соответственно, верим,
что Он – Сын Божий. Верим, что Господь послал Его в мир спасти людей. Отсюда
же вытекает, что мы верим, что Он воплотился от Марии Девы и принял человеческую
плоть. Мы верим в то, что Он три года учил и готовил Своих учеников, что Он
пошел на Крест, и искупил на Кресте Своей Кровью грехи человечества и Воскрес
на третий день, тем победив зло, смерть и плен, в котором находилось все человечество.
То
есть если мы будем правильно понимать суть и назначение праздника Пасхи, мы
поймем: это действительно торжество веры. Не торжество традиций, не просто хороший
душевный и радостный день (хотя все эти пласты, безусловно, есть, и они наверняка
нужны), а особенный знаменательный день. Потому что без основы, без Христа,
без понимания веры во Христа все остальное у нас будет как некая обертка, фантик,
в котором нет сердцевинки.
А
если мы будем понимать самое главное в Пасхе – что это основание, фундамент
нашей веры: то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, когда Господь
пострадал за всех нас, пролив Свою Кровь. Пасха ведь неразрывно связана со страданиями
Христа, неразрывно связана с Крестом, со смертью, с погребением и Воскресением
Христа. И это не просто какие-то отвлеченные события – это должно касаться каждого
человека в отдельности.
То
есть я должен понять: как ко мне это относится? А относится совершенно конкретно:
я еще должен осознать, во-первых, понять, сердцем принять всю эту истину. И
пропустить через свое сердце: а что во мне не соответствует этому дню? Можно
ведь Пасху по-разному праздновать. Можно устроить какую-то пьянку, что в народе,
к сожалению, есть – а можно, допустим, на Пасху готовиться к святому Причащению,
подытожив, что ты за прошедший Великий пост нашел в своем сердце; это же совершенно
разное поведение, разное празднование Пасхи, так?
И
если человек причастился, готовился на Пасху, то он соответственно и проведет
этот день. Естественно, что в его сердце будут совсем другие чувства. Не просто
праздник, день, в который человек объелся всевозможными яствами и потерял ощущение
праздника, а праздник, предполагающий правильный духовный настрой.
Соответственно,
мы же понимаем, что Пасха празднуется не только одну ночь и один день, а целую
неделю, и более того, целых сорок дней – до Вознесения Господня. А если еще
шире мыслить, то каждое воскресенье для православных христиан – Пасха. Такая
особая, Малая Пасха. И если это все осознать, понятно, что каждый христианин
должен совершенно по-другому начать относиться к своему времени, к воскресенью,
к воскресной службе, к Причастию, к покаянию.
То
есть смотрите, как от правильного понимания Пасхи вырастает вся правильно выстроенная
христианская жизнь, в которой должны быть обязательно и понимание веры, и покаяние:
оно рождается от правильной веры. Ведь если мы через сердце все это будем принимать,
то мы очень быстро поймем: да, мы искуплены от грехов, но они в нас есть еще.
И нам нужно очень сильно еще потрудиться, чтобы воспользоваться, скажем простым
языком, теми плодами, которые дает нам Господь Своими страданиями на Кресте
и Своим Воскресением.
Потому
что можно и не воспользоваться ими; можно быть крещеным, ходить в церковь, формально
исповедоваться, причащаться через определенное время, но в то же время пройти
мимо Христа. И Пасха для такого человека будет просто традицией. А если человек
видит и понимает веру, очень хорошо знает ее, если он пытается жить по вере,
слова Христовы из Евангелия старается применять в своей жизни, Пасха для него
имеет совершенно особое значение.
– Жить благочестиво, по вере Христовой многим кажется очень непростым
делом; им не по силам...
–
Конечно, ведь это же обязательно связано и с молитвой, и с покаянием человека,
и с Причастием, то есть нужно готовиться к тому, и надеяться, что со временем
это будет совсем другой христианин, совсем другой человек. Тогда для него каждая
воскресная Литургия будет Пасхой, а не только праздник Пасхи, который бывает
в нашем православном календаре раз в год.
– Батюшка, очень многие считают, что достаточно в праздник Светлого
Христова Воскресения постоять на Всенощной, принять участие в Крестном ходе
и получить от этого Божию благодать до следующего праздника Пасхи.
–
Это, пожалуй, одно из самых распространенных заблуждений и самый распространенный
вариант поведения и действий людей. Они думают, что если прошла ночная Пасхальная
служба, состоялся Крестный ход, то и Пасха закончилась.
Но,
я повторюсь еще раз, если так глубоко и серьезно копнуть, то Пасха для христиан
– это событие, которое никогда не кончается, оно отражается в каждой Литургии.
Событие, что, так или иначе, отражается в каждом христианине, глубоко подходящем
к пониманию и принятию веры.
– Отец Андрей, если люди, не приняв еще Господа, придут на пасхальную
службу из любопытства или с кем-то за компанию, они сильно согрешат?
–
Да нет, почему? Они вообще не согрешат. Нет греха в том, что человек пришел
на службу. Я не скажу, что очень многие, но некоторые люди делились со мной
своими впечатлениями, как они пришли в Церковь, обратились к более глубокому
пониманию христианства, потому что можно «фантик» усвоить, а сердцевину-то не
понять. Кстати, от этого очень много недопонимания Церкви, недопонимания действий
духовенства, житий святых – непонятно, почему они так или иначе поступают? Это
происходит потому что человек не понимает глубины, сердцевины христианства,
а принимает только некую обложку, и она ему кажется нелогичной, непонятной и
соблазнительной, может быть, даже.
Поэтому
я хорошо понимаю тех людей, которые говорили, что они пришли к более глубокому
пониманию христианства после того как побывали на Пасхальной службе. Конечно,
все, что на богослужении происходило, они как-то рационально, умом еще не поняли,
а сердце говорило: вот то, что нужно! Сердце говорило. Помните, как послы равноапостольного
русского князя Владимира впервые появились в Константинополе? Они же не понимали
греческого языка в той мере, чтобы понять богослужение.
Может быть, на каком-то бытовом уровне они язык знали, наверняка
же князь послал людей образованных, грамотных, умеющих договариваться, способных
узнавать что-то новое. Но богослужебный язык ведь не бытовой язык. И все-таки
что русские посланники вынесли из храма после богослужения? Они вынесли ощущение
святости: «Мы были в раю». Язычники говорили: мы были в раю. Так им казалось,
такие у них были ощущения при посещении богослужения в православном христианском
храме. Не надо ничего: никаких аргументов, никаких доказательств. Они поняли
– все, истина здесь.
Я
по своему опыту общения с прихожанами знаю, что есть среди них люди, которые
остались в Церкви, потому что кто-то из знакомых когда-то пригласил вместе с
ним побыть на Пасхальной службе. Они не причащались, они многое недопонимали,
но сердца их восприняли все, что происходило в храме. Наверное, сердца их уже
были готовы, открыты к принятию Бога. Так или иначе, но такие ситуации есть,
и если человек сходит в храм на Пасхальную службу, то он не согрешит. Если он
будет трезв, если он будет соблюдать правила поведения в храме, то греха, конечно
же, нет. Если он будет вести себя благочестиво, спокойно, именно с настроением
ученика, который что-то хочет узнать о Боге и Церкви, то Господь ему даст наверняка
те сердечные ощущения, что именно здесь истина. Несмотря на наши человеческие
немощи и грехи и наши слабости.
– Пасхальная служба так значительно отличается от остальных богослужений,
что ее очень трудно понять начинающим воцерковляться людям?
–
Хотелось бы особо остановиться еще и на том, чтобы мы правильно понимали участие
христианина в Пасхальной литургии и в Пасхальной неделе. По Уставу Церкви Пасхальные
службы служатся на протяжении всей следующей за Пасхой Светлой седмицы. И эта
неделя дана нам не чтобы мы ели, пили, веселились, а чтобы мы все эти семь дней
были на Причастии. Так говорит Устав. Понятно, что современные христиане так,
может быть, и не делают. Создается впечатление, что мы к этому еще не готовы.
Не потому что мы слабы физически, а потому что нам нужно еще подготовиться к
этому духовно.
Но
есть постоянные прихожане в нашем храме, у которых вера крепка, у которых уже
выправлена жизнь, у которых уже хорошее покаяние, хорошая молитва. И вот такие
люди почему не могут причащаться во все Пасхальные дни? Пожалуйста – могут,
конечно.
– Но это, батюшка, при условии, что они не работают, они ведь не могут утром
успеть на причастие до работы?
–
До работы, конечно, никак не успеть. И это особенность нашей современнсти. Понятно,
что в дореволюционной России Пасхальные дни были днями всеобщих выходных, как
у нас сейчас Новый год, как Рождественские каникулы. Хотя на Руси и раньше были
Рождественские каникулы, но проходили они не с такой интенсивностью как сейчас.
Люди
праздновали Пасху все-таки больше и радостнее. Так, например, в Израиле иудеи
и в настоящее время отмечают Пасху как государственный праздник в течение десяти
дней. Мы такой возможности сейчас не имеем, но, по крайней мере, люди свободные
должны в Пасхальную неделю ежедневно быть в храме. Как вариант, можно использовать
отгулы, можно оформить краткосрочный отпуск, можно попросить отгулы в счет последующей
отработки.
И
это есть среди наших прихожан, которые стараются дни Страстной седмицы и Светлой
седмицы посвятить церковной жизни. Они две недели ежедневно посещают храм, и
никто из них об этом еще не пожалел. Они приходят на богослужения, готовятся
к Причастию и получается это весьма неплохо, эти люди показывают хорошие результаты
своего духовного возрастания. Они понимают Пасху глубже: не просто как возможность
наесться и напиться и после поста бросить церковь.
Вот
таким своим наблюдением мне хотелось поделиться; это очень важно. Но еще раз
повторюсь, что это должны быть хорошо подготовленные люди, а не просто пришел
первый попавшийся человек, как говорится, с улицы, и пошел причащаться – так
причащаться, конечно, нельзя. Но людям опытным, постоянным и благочестивым христианам
ничто не мешает это делать. Иначе получается очень горько, когда служится Пасхальная
Литургия, выходит священник и говорит: «Со страхом Божиим приступите», а никого
нет, кто бы приступил.
– Почему?
–
Да потому, что мы уже наелись, напились, и нам уже не до причастия. Это так
горько получается, потому что мы сердце, сердцевину оставляем без должного внимания
и попечения, а второстепенное делаем первостепенным – это неправильно, и очень
горестно, что так происходит.
– Но иногда и от священников можно услышать, что в Пасхальные дни причащаться
не надо.
–
Почему не надо? Можно и надо.
– А креститься можно?
–Конечно,
можно.
– Батюшка, и в завершение нашей беседы скажите несколько слов читателям
нашей газеты.
–
Я поздравляю всех с Пасхой Христовой, и желаю, чтобы те плоды, которые дает
нам Господь искуплением Своим, Воскресением Своим не пропали даром: чтобы мы
ими пользовались, и не просто хранили, как традицию, а активно применяли в своей
жизни, – мы действительно стали правильными хорошими православными христианами.
– Спаси Господи, отец Андрей за добрые наставления и теплые слова. Светлой
Пасхальной радости и Вам.
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|