ПАСХА ГОСПОДНЯ - ОСНОВА ВСЕЙ НАШЕЙ ВЕРЫ.

           Сегодня наш собеседник – настоятель прихода в честь Владимирской Иконы Божией Матери протоиерей Андрей Канев. И тема нашего разговора – конечно же, Пасха.

           – Отец Андрей, какое значение имеет Пасха в жизни христиан, и почему она считается главным праздником церковного календаря?
           – Я считаю, что Пасха для христиан не только самый главный день в году. Пасха – основа всей нашей веры, поскольку апостол говорил, что если Христос не Воскрес, тщетны и напрасны были бы наши проповеди. Поэтому Пасха должна быть для православных христиан не только днем, когда мы соблюдаем какие-то околоцерковные традиции: освящаем куличи, яйца, устраиваем пасхальные трапезы.
           Пасха должна быть нами понята правильно – прежде всего в вероучительном плане. Еще раз повторюсь: Пасха – не какие-то внешние традиции, а основа нашей христианской веры. Поскольку мы верим, что Христос Воскрес, значит, мы, соответственно, верим, что Он – Сын Божий. Верим, что Господь послал Его в мир спасти людей. Отсюда же вытекает, что мы верим, что Он воплотился от Марии Девы и принял человеческую плоть. Мы верим в то, что Он три года учил и готовил Своих учеников, что Он пошел на Крест, и искупил на Кресте Своей Кровью грехи человечества и Воскрес на третий день, тем победив зло, смерть и плен, в котором находилось все человечество.
           То есть если мы будем правильно понимать суть и назначение праздника Пасхи, мы поймем: это действительно торжество веры. Не торжество традиций, не просто хороший душевный и радостный день (хотя все эти пласты, безусловно, есть, и они наверняка нужны), а особенный знаменательный день. Потому что без основы, без Христа, без понимания веры во Христа все остальное у нас будет как некая обертка, фантик, в котором нет сердцевинки.
           А если мы будем понимать самое главное в Пасхе – что это основание, фундамент нашей веры: то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, когда Господь пострадал за всех нас, пролив Свою Кровь. Пасха ведь неразрывно связана со страданиями Христа, неразрывно связана с Крестом, со смертью, с погребением и Воскресением Христа. И это не просто какие-то отвлеченные события – это должно касаться каждого человека в отдельности.
           То есть я должен понять: как ко мне это относится? А относится совершенно конкретно: я еще должен осознать, во-первых, понять, сердцем принять всю эту истину. И пропустить через свое сердце: а что во мне не соответствует этому дню? Можно ведь Пасху по-разному праздновать. Можно устроить какую-то пьянку, что в народе, к сожалению, есть – а можно, допустим, на Пасху готовиться к святому Причащению, подытожив, что ты за прошедший Великий пост нашел в своем сердце; это же совершенно разное поведение, разное празднование Пасхи, так?
           И если человек причастился, готовился на Пасху, то он соответственно и проведет этот день. Естественно, что в его сердце будут совсем другие чувства. Не просто праздник, день, в который человек объелся всевозможными яствами и потерял ощущение праздника, а праздник, предполагающий правильный духовный настрой.
           Соответственно, мы же понимаем, что Пасха празднуется не только одну ночь и один день, а целую неделю, и более того, целых сорок дней – до Вознесения Господня. А если еще шире мыслить, то каждое воскресенье для православных христиан – Пасха. Такая особая, Малая Пасха. И если это все осознать, понятно, что каждый христианин должен совершенно по-другому начать относиться к своему времени, к воскресенью, к воскресной службе, к Причастию, к покаянию.
           То есть смотрите, как от правильного понимания Пасхи вырастает вся правильно выстроенная христианская жизнь, в которой должны быть обязательно и понимание веры, и покаяние: оно рождается от правильной веры. Ведь если мы через сердце все это будем принимать, то мы очень быстро поймем: да, мы искуплены от грехов, но они в нас есть еще. И нам нужно очень сильно еще потрудиться, чтобы воспользоваться, скажем простым языком, теми плодами, которые дает нам Господь Своими страданиями на Кресте и Своим Воскресением.
           Потому что можно и не воспользоваться ими; можно быть крещеным, ходить в церковь, формально исповедоваться, причащаться через определенное время, но в то же время пройти мимо Христа. И Пасха для такого человека будет просто традицией. А если человек видит и понимает веру, очень хорошо знает ее, если он пытается жить по вере, слова Христовы из Евангелия старается применять в своей жизни, Пасха для него имеет совершенно особое значение.

           – Жить благочестиво, по вере Христовой многим кажется очень непростым делом; им не по силам...
           – Конечно, ведь это же обязательно связано и с молитвой, и с покаянием человека, и с Причастием, то есть нужно готовиться к тому, и надеяться, что со временем это будет совсем другой христианин, совсем другой человек. Тогда для него каждая воскресная Литургия будет Пасхой, а не только праздник Пасхи, который бывает в нашем православном календаре раз в год.

           – Батюшка, очень многие считают, что достаточно в праздник Светлого Христова Воскресения постоять на Всенощной, принять участие в Крестном ходе и получить от этого Божию благодать до следующего праздника Пасхи.
           – Это, пожалуй, одно из самых распространенных заблуждений и самый распространенный вариант поведения и действий людей. Они думают, что если прошла ночная Пасхальная служба, состоялся Крестный ход, то и Пасха закончилась.
           Но, я повторюсь еще раз, если так глубоко и серьезно копнуть, то Пасха для христиан – это событие, которое никогда не кончается, оно отражается в каждой Литургии. Событие, что, так или иначе, отражается в каждом христианине, глубоко подходящем к пониманию и принятию веры.

           – Отец Андрей, если люди, не приняв еще Господа, придут на пасхальную службу из любопытства или с кем-то за компанию, они сильно согрешат?
           – Да нет, почему? Они вообще не согрешат. Нет греха в том, что человек пришел на службу. Я не скажу, что очень многие, но некоторые люди делились со мной своими впечатлениями, как они пришли в Церковь, обратились к более глубокому пониманию христианства, потому что можно «фантик» усвоить, а сердцевину-то не понять. Кстати, от этого очень много недопонимания Церкви, недопонимания действий духовенства, житий святых – непонятно, почему они так или иначе поступают? Это происходит потому что человек не понимает глубины, сердцевины христианства, а принимает только некую обложку, и она ему кажется нелогичной, непонятной и соблазнительной, может быть, даже.
           Поэтому я хорошо понимаю тех людей, которые говорили, что они пришли к более глубокому пониманию христианства после того как побывали на Пасхальной службе. Конечно, все, что на богослужении происходило, они как-то рационально, умом еще не поняли, а сердце говорило: вот то, что нужно! Сердце говорило. Помните, как послы равноапостольного русского князя Владимира впервые появились в Константинополе? Они же не понимали греческого языка в той мере, чтобы понять богослужение.            Может быть, на каком-то бытовом уровне они язык знали, наверняка же князь послал людей образованных, грамотных, умеющих договариваться, способных узнавать что-то новое. Но богослужебный язык ведь не бытовой язык. И все-таки что русские посланники вынесли из храма после богослужения? Они вынесли ощущение святости: «Мы были в раю». Язычники говорили: мы были в раю. Так им казалось, такие у них были ощущения при посещении богослужения в православном христианском храме. Не надо ничего: никаких аргументов, никаких доказательств. Они поняли – все, истина здесь.
           Я по своему опыту общения с прихожанами знаю, что есть среди них люди, которые остались в Церкви, потому что кто-то из знакомых когда-то пригласил вместе с ним побыть на Пасхальной службе. Они не причащались, они многое недопонимали, но сердца их восприняли все, что происходило в храме. Наверное, сердца их уже были готовы, открыты к принятию Бога. Так или иначе, но такие ситуации есть, и если человек сходит в храм на Пасхальную службу, то он не согрешит. Если он будет трезв, если он будет соблюдать правила поведения в храме, то греха, конечно же, нет. Если он будет вести себя благочестиво, спокойно, именно с настроением ученика, который что-то хочет узнать о Боге и Церкви, то Господь ему даст наверняка те сердечные ощущения, что именно здесь истина. Несмотря на наши человеческие немощи и грехи и наши слабости.

           – Пасхальная служба так значительно отличается от остальных богослужений, что ее очень трудно понять начинающим воцерковляться людям?
           – Хотелось бы особо остановиться еще и на том, чтобы мы правильно понимали участие христианина в Пасхальной литургии и в Пасхальной неделе. По Уставу Церкви Пасхальные службы служатся на протяжении всей следующей за Пасхой Светлой седмицы. И эта неделя дана нам не чтобы мы ели, пили, веселились, а чтобы мы все эти семь дней были на Причастии. Так говорит Устав. Понятно, что современные христиане так, может быть, и не делают. Создается впечатление, что мы к этому еще не готовы. Не потому что мы слабы физически, а потому что нам нужно еще подготовиться к этому духовно.
           Но есть постоянные прихожане в нашем храме, у которых вера крепка, у которых уже выправлена жизнь, у которых уже хорошее покаяние, хорошая молитва. И вот такие люди почему не могут причащаться во все Пасхальные дни? Пожалуйста – могут, конечно.

           – Но это, батюшка, при условии, что они не работают, они ведь не могут утром успеть на причастие до работы?
           – До работы, конечно, никак не успеть. И это особенность нашей современнсти. Понятно, что в дореволюционной России Пасхальные дни были днями всеобщих выходных, как у нас сейчас Новый год, как Рождественские каникулы. Хотя на Руси и раньше были Рождественские каникулы, но проходили они не с такой интенсивностью как сейчас.
           Люди праздновали Пасху все-таки больше и радостнее. Так, например, в Израиле иудеи и в настоящее время отмечают Пасху как государственный праздник в течение десяти дней. Мы такой возможности сейчас не имеем, но, по крайней мере, люди свободные должны в Пасхальную неделю ежедневно быть в храме. Как вариант, можно использовать отгулы, можно оформить краткосрочный отпуск, можно попросить отгулы в счет последующей отработки.
           И это есть среди наших прихожан, которые стараются дни Страстной седмицы и Светлой седмицы посвятить церковной жизни. Они две недели ежедневно посещают храм, и никто из них об этом еще не пожалел. Они приходят на богослужения, готовятся к Причастию и получается это весьма неплохо, эти люди показывают хорошие результаты своего духовного возрастания. Они понимают Пасху глубже: не просто как возможность наесться и напиться и после поста бросить церковь.
           Вот таким своим наблюдением мне хотелось поделиться; это очень важно. Но еще раз повторюсь, что это должны быть хорошо подготовленные люди, а не просто пришел первый попавшийся человек, как говорится, с улицы, и пошел причащаться – так причащаться, конечно, нельзя. Но людям опытным, постоянным и благочестивым христианам ничто не мешает это делать. Иначе получается очень горько, когда служится Пасхальная Литургия, выходит священник и говорит: «Со страхом Божиим приступите», а никого нет, кто бы приступил.

           – Почему?
           – Да потому, что мы уже наелись, напились, и нам уже не до причастия. Это так горько получается, потому что мы сердце, сердцевину оставляем без должного внимания и попечения, а второстепенное делаем первостепенным – это неправильно, и очень горестно, что так происходит.

           – Но иногда и от священников можно услышать, что в Пасхальные дни причащаться не надо.
           – Почему не надо? Можно и надо.

           – А креститься можно?
           –Конечно, можно.

           – Батюшка, и в завершение нашей беседы скажите несколько слов читателям нашей газеты.
           – Я поздравляю всех с Пасхой Христовой, и желаю, чтобы те плоды, которые дает нам Господь искуплением Своим, Воскресением Своим не пропали даром: чтобы мы ими пользовались, и не просто хранили, как традицию, а активно применяли в своей жизни, – мы действительно стали правильными хорошими православными христианами.

           – Спаси Господи, отец Андрей за добрые наставления и теплые слова. Светлой Пасхальной радости и Вам.

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.