|
"РАДОСТЬ МОЯ, ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!"
(СЕРАФИМ САРОВСКИЙ).
«Пасха – особенный праздник для всех христиан», – такими словами начал
нашу беседу клирик Иоанно-Предтеченского Архиерейского подворья города Екатеринбурга
священник Иоанн Молоков.
– Поделюсь некоторыми своими размышлениями на эту тему. Пасха была и
в Ветхом Завете, она присутствует и в Новом Завете; хотя это совершенно разные
события, а слово то же.
Слово «пасха»
переводится как «переход». И если у древних евреев, иудеев это был переход из
Египта в Землю Обетованную, то для нас, для христиан, новозаветная Пасха – это
переход от смерти к жизни; не случайно Пасхой называется Сам Господь наш Иисус
Христос, потому что Он сделал, совершил для нас, христиан, этот переход от смерти
к жизни. Именно Он победил власть диавола над человеком, именно Он разрушил
смерть, упразднил ад, вывел души в Царствие Небесное, открыл это Царствие Небесное
для всех православных христиан, для всех верующих в Него людей.
И, конечно
же, по слову апостола Павла, если бы не было этой Пасхи, если бы Христос не
воскрес, вера наша была бы тщетна и напрасна. А для Ветхого Завета, для иудейского
народа, до пришествия Спасителя на Землю переход из Египта в Землю Обетованную
считался главным событием.
– Почему главным?
– Потому
что Египет символизировал собой рабство, послушание рабству, а Земля Обетованная
– это земля свободы. И это для них считалось главным и основным, пасха тоже
была для иудеев главным праздником. Но нам, христианам, тем более нужно радоваться,
потому что Господь освободил нас от власти греха, от власти диавола. И вот уже
благодаря Господу Иисусу Христу, благодаря Его мученичеству, Его крестным страданиям
и Его Воскресению мы имеем возможность быть свободными от греха, от диавола.
– И, конечно, для нас, христиан, Пасха – самое главное, самое важное
событие.
– На огласительных
беседах перед Крещением я всегда обращаю внимание людей на такой факт. Вы посмотрите,
в советское время разрушалось все, что было связано с религией, с верой в Бога
– начиная с храмов и заканчивая священнослужителями. Это делалось, чтобы люди
забыли Бога. Как говорили тогда коммунисты, чтобы не забивать людям головы,
потому что религия – это, по их идеологии, опиум для народа.
Но давайте
обратимся к давно привычными для нас названиям дней недели: понедельник, вторник,
среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье… Мало кто знает, что все эти названия
взяты из богослужения, из нашей христианской жизни, из жизни верующего человека.
– Отец Иоанн, вот на этом, пожалуйста, остановитесь поподробнее, чтобы
читатели могли сориентироваться.
– Что такое
понедельник? Это день, который следует «по неделе», «по» – это значит после.
А название «неделя» на церковно-славянском языке «воскресенье». И дальше – вторник,
среда, четверг, пятница – это понятно: второй, третий, четвертый и пятый день.
Суббота. Суббота названа так от слова «шаббат», которое означает «отдых». В
Ветхом Завете это был седьмой день недели, и он считался днем отдыха.
– А от чего должен был отдыхать ветхозаветный человек и почему именно
в этот день?
– От трудов
от своих, верно? А почему именно в этот день, могу объяснить так. Это было создано
по образу сотворения Господом мира: Господь шесть дней трудился, а на седьмой
день почил, то есть отдыхает. Так же и богоизбранный народ должен был шесть
дней трудиться, а один день Богу посвятить, то есть отдохнуть по образу и подобию
Господа.
А после
субботы день недели называется воскресенье. И это как раз и есть Пасха, Воскресение
Господне. Вы посмотрите, все религиозное тщательно уничтожалось, но Господь
так попустил, что эти названия дней недели у нас сохранились. И не просто сохранились,
сохранились и выходные дни в субботу и воскресенье. В большинстве случаев рабочая
неделя у нас считается с понедельника по пятницу, а суббота и воскресенье выходные.
В эти дни человек имеет возможность не идти на работу трудиться, а прийти в
храм, помолиться, или хотя бы задуматься о жизни, о смысле своей жизни. Может
обратиться к Богу или помочь людям, детям, ппотрудиться во благо ближних своих.
Вот так
Господь попустил, и это тоже не случайно, потому что Воскресение, Пасха – это
главное событие для всех людей, для человечества. И как бы человек злобой своей
ни дышал, как бы он зол ни был, он все равно не может убить, уничтожить память
о Воскресении Господнем.
– Почему люди обязательно должны встречать Пасху в церкви, разве нельзя
обойтись только домашними молитвами в кругу семьи?
– Что такое
Церковь? Церковь – это Тело Христово. Церковь основана Господом Иисусом Христом
Спасителем. И поэтому именно Церковь несет на себе такое Его благословение,
освящение свыше. Все таинства церковные призваны освящать человеческое естество,
человеческий род, помогать нам жить, бороться со грехом и со страстями нашими.
И, конечно, в богослужении главным кульминационным моментом является богослужение,
связанное с Воскресением Господа.
И вот раз
в неделю, один раз в седмицу, в седьмой, воскресный день мы служим богослужения,
которые как раз посвящены Воскресению Господа, Воскресению
Господню, это называется малая Пасха. Если в Ветхом Завете седьмой день,
суббота, был установлен, чтобы человек не забывал о Боге, о Творце и сотворении
мира, то у нас сделано точно так же. Богослужение установлено, чтобы мы не забывали,
что сделал Господь – Воскресение: Воскресение из мертвых, спасение всего рода
человеческого.
Мы еще
называем Пасхой тот момент, когда человек причащается Святых Христовых Таин,
то есть соединяется со Христом.
– Слышала, как многие верующие говорят, что причастие – это залог вечной
жизни; из чего они исходят в этом утверждении?
– Причастие
вполне можно назвать залогом вечной будущей жизни. Потому что мы вкушаем, принимаем
в себя еще не имея, еще реально не видя перед своими глазами Царствия Небесного
– Царствие Божие: мы получаем как бы задаток, залог будущей вечной жизни. И
если мы уже здесь, на Земле, получаем этот залог, то можем надеяться практически
на сто процентов, что Господь и там нас не оставит – и в будущей жизни Он будет
с нами.
Таким образом,
один раз в году мы совершаем большой праздник Великой Пасхи – так его назовем,
потому что раз в неделю, по воскресеньям совершается малая
Пасха. Большая Великая Пасха – это Праздник праздников, который даже не
входит в состав больших двунадесятых праздников, то есть двенадцати праздников,
посвященных Господу и Матери Божией.
– Но ведь это тоже значительные и торжественные праздники в православном
богослужебном круге.
– Несомненно.
Но Пасха не входит в их число, она стоит над всеми праздниками. Она – выше всех.
Потому-то и подготовка к Пасхе особая, самая строгая. Поэтому Пасхе предшествует
Великий пост, а после него присоединяется еще и Страстная седмица. Она хоть
и не входит в дни Великого поста, но по строгости нисколько не меньше, а, может
быть, даже наоборот. Потому что в Великую пятницу, например, мы вообще не должны
вкушать пищу и вспоминать распятие Господа. Шесть дней Страстной седмицы мы
вновь и вновь переживаем те события, которые описаны в Евангелии. Особенно события,связанные
с последними днями земной жизни Спасителя. Мы как бы не просто переживаем их,
а идем за Христом след в след: слушаем Его беседы, слушаем Его наставления,
читая Евангелие в понедельник, вторник, среду, когда как бы Сам Господь к нам
обращается. И тем, что в эти дни мы стоим в храме, а не сидим или не лежим дома
на диване перед телевизором, не ленимся, а стоим, трудимся и молимся, и делаем
земные поклоны, и этим мы участвуем в страданиях, которые Господь претерпевал
ради нас. И Страстная седмица призвана активизировать наши силы духовные и телесные,
чтобы принести себя в жертву Господу Богу.
– Как Господь принес Себя в Жертву за нас, так и мы призываемся принести
себя в жертву Господу Богу?
– Только
так. И кульминацией, завершением и Страстной седмицы, и всего Великого поста
становится праздник Воскресения Господня, Пасха. Этот праздник – самый торжественный,
какой только бывает в нашем богослужении, самый радостный. Он длится не один
день, а сорок дней, более торжественно – в первую, так называемую Светлую, седмицу.
И мы в эту седмицу уже не должны поститься, не должны скорбеть о своих согрешениях,
а, наоборот, радоваться. Ибо, как сказано в книге Екклесиаста, всему свое время
под солнцем, есть время радоваться, есть время скорбеть.
Так вот,
в Пасху никто не должен скорбеть, все должны переполняться радостью о Воскресшем
Господе, самое главное – от того, что Господь для нас сделал: Он спас нас от
власти греха, от власти диавола. И, конечно, нам всем хочется подготовиться
достойно к этому дню. Ведь не случайно тем, кто серьезно готовился к празднику,
старался, трудился, потом значительно радостнее встречать его. А те, кто как-то
нерадиво подходят к этому празднику, не чувствуют и особой торжественности его,
не испытывают духовной радости о Воскресшем Господе и о пришествии Спасителя
в мир, от того, что Он сделал и что Он совершил.
Этот самый
великий праздник для всех христиан – Пасха еще утверждается тем чудом, которое
совершается в Иерусалиме – схождением Благодатного Огня на гроб Господень. Ведь
все христиане, даже не обязательно православные – и католики, и протестанты,
и армяне, и копты – все съезжаются в храм Воскресения Господня в Иерусалим,
чтобы увидеть своими глазами это чудо. Ну, и помолиться, конечно, кто как может.
Помолиться Господу Богу.
И Господь
ведь каждый год посылает это чудо точно во время празднования православной Пасхи
по юлианскому календарю, утверждая тем самым, что действительно, все это истина.
– Две тысячи лет прошло, сколько поколений сменилось с того времени.
Есть и сейчас верующие люди и неверующие, и ярые атеисты, и каждый имеет свое
мнение по этому поводу.
– Да, и
во времена апостольские не все верили в то, что воскресение из мертвых действительно
возможно. Апостол Матфей пишет о том, что даже в его времена многие считали
ложью Воскресение Христа, они обвиняли Его учеников, апостолов в том, что они
сами украли Тело Своего Учителя, а людям стали говорить, что Он Воскрес.
Но вот,
видите, Господь такими чудесами показывает, что Воскресение Христово – истинная
правда: было Воскресение, и будет еще воскресение из мертвых. Раз было первое
Воскресение, и что было сказано до него и было сказано после него – все правда,
истина.
– Следовательно, будет еще одно воскресение мертвых.
– Вот когда
мы постимся Великим постом, готовимся к празднику Пасхи, мы прочитываем Псалтирь,
книги Ветхого Завета, пророческие книги, в которых говорится и о Воскресении
Господнем, и о всеобщем воскресении из мертвых. А также мы читаем притчи Соломоновы,
в которых даются нам наставления к нашей богоугодной жизни, как жить этой богоугодной
жизнью.
– Для чего это все делается?
– Чтобы
настроить нас жить по заповедям Божиим. Может, кто-то спросит: почему я должен
жить по заповедям Божиим, почему я не могу жить так, как мне хочется? Потому
что, если бы не Господь создал этот мир, а образовался он так, как говорят некоторые
ученые – случайно, из-за стечения каких-то обстоятельств, – то тогда, действительно,
можно было бы делать все то, что мне хочется. И мнение каждого человека было
бы истиной.
Но, однако
же, вы посмотрите, мы читаем Евангелие, читаем Священное Писание, и там везде
красной нитью проходит одна мысль о том, что мир лежит во грехе и Сам Бог, как
сказано в Ветхом Завете, придет, чтобы его спасти. А в Новом Завете мы читаем
уже, что Бог пришел. И спас.
Мы читаем
Евангелие, и начинаем пробовать жить по Евангелию: правда это или нет, то, о
чем там сказано, и оказывается, что все там правильно, каждое слово Священного
Писания актуально в любое время, когда бы мы его ни читали – в IV веке, и в
X, и в XXI, и в XXII веке.
– Батюшка, а как неискушенному, только начинающему воцерковляться человеку
определить понятие духовной радости?
– Духовная
радость возникает от того, что ты опять находишься в духе богослужения, ведь
богослужение, можно сказать, – это лицо и сердце Церкви нашей, то что мы переживаем
вместе со всеми и вместе с Церковью. Вот Господь шел на распятие, на вольную
страсть. Вот Он во гробе в Великую Субботу. И вот Он Воскрес. Вот Он является
Марии Магдалине, ученикам, потом еще 500 Своим ученикам. Вот Он, Воскресший,
вот Он говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святаго Духа, и учите их соблюдать все, что Я вам повелел соблюдать. И Я с вами
во все дни до скончания века».
Вот это
осознание, что Господь всегда со мной, и приносит радость для души и для сердца.
Господь со мной. Нет больше радости, чем осознавать, что Господь рядышком, вот
Он. Вот она – духовная радость. Но она потом подкрепляется и телесной радостью,
ведь тело тоже Господом создано. Можно разговеться, яичко скушать, похристосоваться,
за столом посидеть за праздничным с братьями и сестрами, поговорить, пошутить,
песни попеть духовные. И вот это завершает, дополняет уже полноту нашей радости
духовной.
И желательно,
чтобы такая радость была как можно дольше. Серафим Саровский, например, вообще
всегда желал всем такую радость. Когда он встречал любого человека, он так и
говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!»
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|