|
ЧТО ТАКОЕ АРТОС.
Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» – общий всем членам
Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая.
Артос в
продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе
с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается
верующим.
Артос употребляется
с первых лет христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос
вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных
воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое
действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались
Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом
оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая
апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова
полагать в храме хлеб – в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель
сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе
изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого –
как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом
соединяется и древнее церковное Предание, что апостолы оставляли за столом часть
хлеба, долю Пречистой Матери Господа, в напоминание постоянного общения с Ней
и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот
обычай носит название «чин о Панагии», то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери
Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в
связи с раздроблением артоса.
Освящается
артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой
Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против
Царских врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой
с ним ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей
Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.
Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается
Крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается
молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании
креста раздается народу как святыня.
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|