ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - ДЕНЬ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ.

           В Великий Четверг (этот день еще называется Четверток, а Страстная Пятница – Пяток) Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры – Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом.
           Об установлении таинства Евхаристии на Тайной Вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея (26, 20–30).
           В Великий Четверг обычно причащаются все православные христиане, поэтому храмы бывают наполнены верующим народом до отказа. В России до 1917 года большинство православных причащалось только в Великий Четверг – раз в год; сейчас причащаются чаще, поскольку редкое причащение противоречит как установлению Самого Христа («сие творите в Мое воспоминание», – говорит Христос Своим апостолам о Евхаристии), так и Предание Церкви, но Причащение в Великий Четверг все же остается совершенно особенным. В этот день на Литургии несколько раз повторяется молитва, читаемая перед Причащением: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», – эту молитву поет хор, читают священники, повторяют все верующие.
           После Литургии Великого Четверга – в том случае, если служит епископ, – совершается чин умовения ног. По образу Христа, по величайшему смирению умывшего ноги Своим ученикам, епископ умывает ноги служащим с ним священникам и отирает их особым полотенцем. Этот чин совершается в воспоминание описанного в Евангелии от Иоанна события (Ин. 13, 2–17).
           Также в Великий Четверг происходит заготовление Запасных Даров для Причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей.
           Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец – дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может прийти в храм и причаститься.
           В Великий Четверг издавна совершается в Православной Церкви еще и чин мироварения, во время которого лично Патриарх или те епископы, которых Патриарх благословил, варят и благословляют миро – особое благоуханное масло, сваренное из различных смол и благовоний. Это миро используется при таинстве Миропомазания, когда сразу же после Крещения им помазывают нового члена Церкви, будь то младенец или взрослый человек. В Миропомазании, которое происходит один раз в жизни православного христианина, ему подаются дары Святого Духа, которые он призван в себе сохранить и преумножить. Благословленное Патриархом в Великий Четверг миро затем развозят по епархиям, а из епархиальных центров – по приходам, вплоть до самого маленького дальнего сельского прихода. Этим подчеркивается единство Церкви: каждый вновь входящий в Церковь через Крещение человек помазуется тем самым миром, которое варил и благословлял Патриарх и которое впоследствии по этой длинной цепочке дошло до данного прихода и было передано в руки данному священнику.
           Вечером Великого Четверга совершается продолжительное богослужение, во время которого все стоят в храме с зажженными свечами. Это Последование 12-ти Евангелий – в храме читают последовательно двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных cтраданиям Христа. Существовал в России обычай не гасить свечи, с которыми стояли во время 12-ти Евангелий, а постараться донести их до дома и поставить перед иконами. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые православные несут из храма домой.

Филипп
Тараторкин

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.