|
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - ДЕНЬ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ.
В Великий Четверг (этот день еще называется Четверток, а Страстная Пятница
– Пяток) Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа
с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечере Христом было установлено главное
таинство христианской веры – Евхаристия (что в переводе с греческого означает
«благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого
Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере
Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно
на земле, соединение человека с Богом.
Об установлении
таинства Евхаристии на Тайной Вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие
от Матфея (26, 20–30).
В Великий
Четверг обычно причащаются все православные христиане, поэтому храмы бывают
наполнены верующим народом до отказа. В России до 1917 года большинство православных
причащалось только в Великий Четверг – раз в год; сейчас причащаются чаще, поскольку
редкое причащение противоречит как установлению Самого Христа («сие творите
в Мое воспоминание», – говорит Христос Своим апостолам о Евхаристии), так и
Предание Церкви, но Причащение в Великий Четверг все же остается совершенно
особенным. В этот день на Литургии несколько раз повторяется молитва, читаемая
перед Причащением: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…»,
– эту молитву поет хор, читают священники, повторяют все верующие.
После Литургии
Великого Четверга – в том случае, если служит епископ, – совершается чин умовения
ног. По образу Христа, по величайшему смирению умывшего ноги Своим ученикам,
епископ умывает ноги служащим с ним священникам и отирает их особым полотенцем.
Этот чин совершается в воспоминание описанного в Евангелии от Иоанна события
(Ин. 13, 2–17).
Также в
Великий Четверг происходит заготовление Запасных Даров для Причащения больных.
Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого Четверга, сохраняются
в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей.
Дарохранительница
стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело
и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец – дароносицу, причащают ими
тех, кто по старости или по немощи не может прийти в храм и причаститься.
В Великий
Четверг издавна совершается в Православной Церкви еще и чин мироварения, во
время которого лично Патриарх или те епископы, которых Патриарх благословил,
варят и благословляют миро – особое благоуханное масло, сваренное из различных
смол и благовоний. Это миро используется при таинстве Миропомазания, когда сразу
же после Крещения им помазывают нового члена Церкви, будь то младенец или взрослый
человек. В Миропомазании, которое происходит один раз в жизни православного
христианина, ему подаются дары Святого Духа, которые он призван в себе сохранить
и преумножить. Благословленное Патриархом в Великий Четверг миро затем развозят
по епархиям, а из епархиальных центров – по приходам, вплоть до самого маленького
дальнего сельского прихода. Этим подчеркивается единство Церкви: каждый вновь
входящий в Церковь через Крещение человек помазуется тем самым миром, которое
варил и благословлял Патриарх и которое впоследствии по этой длинной цепочке
дошло до данного прихода и было передано в руки данному священнику.
Вечером
Великого Четверга совершается продолжительное богослужение, во время которого
все стоят в храме с зажженными свечами. Это Последование 12-ти Евангелий – в
храме читают последовательно двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных cтраданиям
Христа. Существовал в России обычай не гасить свечи, с которыми стояли во время
12-ти Евангелий, а постараться донести их до дома и поставить перед иконами.
Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки
от горящих свечей, которые православные несут из храма домой.
Филипп
Тараторкин
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|