ВИЗАНТИЯ - ИСТОКИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ.

          Старший экскурсовод епархиального Экскурсионно-паломнического отдела Ирина Владимировна Тверякова стояла у истоков создания нового паломнического маршрута к православным святыням Византии – сегодняшней Турции. Она несколько раз побывала там вместе с первыми группами паломников и сегодня делится своими впечатлениями и рассказывает о маршруте тем, кто только собирается познакомиться с древней христианской историей: ведь именно Византия стала в свое время истоком русского Православия.

          – Территория современной Турции географически – это Древняя Византия. И здесь разворачивались большие события библейской истории. На турецкой земле сейчас хранятся многие святыни, связанные с расцветом Православия в Византийской империи. И не случайно в свое время многовековой путь русских паломников ко Гробу Господню на Святую Землю шел через Константинополь и Малую Азию – Константинополь стал «воротами» в Иерусалим. Хождение наших паломников в Византию известно начиная с XI века, и поток богомольцев не могли пресечь ни татарское нашествие, ни завоевание Царьграда османами, ни многочисленные русско-турецкие войны XIX века. Паломнические маршруты, разработанные при содействии Императорского Православного Палестинского Общества, начинались из Одессы, откуда выходили корабли, которые доставляли пилигримов в Константинополь. В городе паломники посещали святыни и готовились к отправлению, кто – сухопутным путем, кто – по морю в Палестину или на Святую Гору Афон.
          В конце XIX века в Стамбуле были созданы подворья трех русских обителей: Целителя Пантелеимона, Андрея Первозванного и Илии Пророка, где могли останавливаться паломники. Сейчас, к сожалению, сохранилось только подворье Святого Пантелеимона, которое, как и в XIX веке, служит пристанищем для пилигримов.
          Как я уже говорила, из большого русского православного наследия в Константинополе и даже в Турции на сегодня осталось очень и очень немного: из 500 прежних православных храмов до наших дней сохранилось более 50; среди них очень мало действующих. В первую очередь это Свято-Пантелеимоновское подворье, которое в свое время расписывал известный иконописец М.Нестеров – пожалуй, оно сейчас главный русский православный центр в Стамбуле.
          Современный Стамбул – это один из самых живописных городов мира, и бухта Золотой Рог приводит в восторг и восхищение всех, кто там побывал. Самое яркое и самое сильное впечатление в Стамбуле производит храм Святой Софии. Этот храм сохранился внешне практически в таком виде, в каком он был построен; в 557 году состоялось его освящение. Может быть, внешне храм и не производит особого впечатления, но когда ты входишь в него, проходишь через врата, куда въезжали императоры, – возникает совершенно иное чувство. И в первую же минуту вспоминаешь послов князя Владимира, которые говорили: «Мы не знаем, где мы были – на земле или на небе». При том, что сейчас в храме Святой Софии музей и служить там нельзя.
          Турецкое правительство, пришедшее к власти в 1924 году, провозгласило светскую республику, и турки этим гордятся до сих пор: они всячески подчеркивают, что у них – светское государство. И поэтому собор Святой Софии, в свое время переделанный в мечеть, сейчас действует как музей. Турки с иконами обходились достаточно традиционно, как и везде – они просто их забеливали. Таким образом иконы сохранились: если с них снять штукатурку, они предстанут во всем своем величии. Но тем не менее храм Святой Софии был и остается вторым храмом, который был освящен в Константинополе – такой величественный имперский храм. А первый – это храм Святой Ирины, самый старый храм, где сейчас находится концертный зал. В помещении великолепная акустика, потрясающий купол, сохранились крест, хоры. Там сейчас проводятся концерты, и не всегда духовной музыки.
          Самое яркое впечатление сегодня производит, конечно, храм Георгия Победоносца. Там находится резиденция Константинопольского патриарха, и наших паломников принимают гостеприимно, очень дружелюбно, показывают все святыни. А святынь там много: чудотворная икона Пресвятой Богородицы, мощи Соломонии, Феофании, императора Льва Мудрого, иконы с частицами мощей на иконостасе храма. Сохранилась и кафедра Константинопольского патриарха, на которую в свое время поднимался и Иоанн Златоуст. А в 2004 году этот храм обрел еще две святыни: мощи святителей Иоанна Златоустого и Григория Богослова. Эти мощи были захвачены крестоносцами, а затем перевезены в Константинополь, и самое первое богослужение у этих мощей в 2004 году возглавлял епископ Марк, тогда один из заместителей нынешнего Патриарха Кирилла.
          На северо-востоке города находится храм в честь иконы Божией Матери. На этом месте в 435 году был основан храм, и хотя он был несколько раз перестроен, главная храмовая икона сохранилась. Рядом с иконой есть небольшой источник, и монахи, которые там бывают, дают паломникам воду из него, как и из источника другой замечательной церкви в честь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Мне очень нравится этот храм. Там, по преданию, был монастырь, и когда турки брали Константинополь, один из монахов в это время жарил рыбу неподалеку от источника. Когда ему сообщили, что Константинополь взят, он сказал, что поверит в это только когда жареная рыба оживет. Он сбросил рыбу со сковородки, и она ожила. Говорят, что в этом источнике до сих пор живут рыбы – с одного бока светлее, а с другого – темнее, и из этого же источника люди берут воду. Источник чистейший, в нем очень вкусная вода.
          В храмах «Живоносный Источник» и Георгия Победоносца разрешают служить, и мы служили там молебны.
          Хотелось бы рассказать еще о нескольких святынях. Из самых знаменитых – конечно, Демре, бывшие Миры Ликийские. Это место очень посещаемо русскими туристами (я подчеркиваю – туристами), паломниками – меньше. Но в последнее время там в храме начались богослужения. В этом храме не служил святитель Николай, но там пребывали его мощи до перенесения в Италию в Бари. Рака от его мощей в этом храме сохранилась. Одну из первых Литургий в этом храме отслужил чуть больше года назад архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Из местных жителей на ней была только женщина с детьми, во второй раз, когда мы приехали служить, было около десяти человек, а на празднование памяти святителя Николая весной прошлого года собрался уже целый автобус с местными богомольцами – русскими людьми, живущими в Турции. Они и сами причащались у наших батюшек, и детей своих причащали.
          К сожалению, мы можем констатировать, что в Турции можно служить в храмах только по специальному разрешению турецкого правительства. Когда в первый наш приезд Владыка Викентий сказал Владыке Марку, что хотел бы отслужить Пасхальный канон в каком-либо православном храме, всю ночь шли переговоры. И только утром нам разрешили это сделать.
          Ранее это был огромный православный храм Равноапостольных Константина и Елены – ныне просто заброшенный. Перед нашим приездом там стали убирать, выметать мусор и прочее. Владыка Викентий стоял сосредоточенно, не зная, как на это реагировать. Но мы решили: в храме убрали – это уже хорошо, уже плюс нашего пребывания в нем. Когда мы первый раз служили там, даже стекол не было. И когда шла служба, все проходящие с большим интересом заглядывали в окна, чтобы узнать, что там происходит.
          Разрешают служить и возле могилы Иоанна Богослова под открытым небом. Мы служили Литургию под проливным дождем, и эта была, скажем так, одна из самых проникновенных служб в полном смысле этого слова... Все мы промокли до последней нитки, потому что зонты были отданы батюшкам, которые прикрывали ими престол.
Самое красивое место в Турции, на мой взгляд, это, конечно, Каппадокия. Там высокие горы очень удивительной причудливой формы, и создается впечатление нереальности реального мира. В Каппадокии сохранилось очень много православных храмов со старинными росписями IX-XI века, как сирийскими, так и византийскими. Причем образы вполне узнаваемы.
          В заключение хочется сказать, что благодаря такому вниманию и посещению русских православных паломников в Турции начинается возрождение не только храмов, но и литургической жизни. И это очень важно. Ведь это место, с которого началось и наше русское Православие, оттуда мы получили свою веру. Здесь мы видим и следы былого величия Византийской империи – самой великой в истории человечества, и что от него сейчас осталось. И если нам удастся возродить православные святыни и традиции, это будет просто замечательно.

Материал подготовила Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.