|
ВИЗАНТИЯ - ИСТОКИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ.
Старший
экскурсовод епархиального Экскурсионно-паломнического отдела Ирина Владимировна
Тверякова стояла у истоков создания нового паломнического маршрута к православным
святыням Византии – сегодняшней Турции. Она несколько раз побывала там вместе
с первыми группами паломников и сегодня делится своими впечатлениями и рассказывает
о маршруте тем, кто только собирается познакомиться с древней христианской историей:
ведь именно Византия стала в свое время истоком русского Православия.
–
Территория современной Турции географически – это Древняя Византия. И здесь
разворачивались большие события библейской истории. На турецкой земле сейчас
хранятся многие святыни, связанные с расцветом Православия в Византийской империи.
И не случайно в свое время многовековой путь русских паломников ко Гробу Господню
на Святую Землю шел через Константинополь и Малую Азию – Константинополь стал
«воротами» в Иерусалим. Хождение наших паломников в Византию известно начиная
с XI века, и поток богомольцев не могли пресечь ни татарское нашествие, ни завоевание
Царьграда османами, ни многочисленные русско-турецкие войны XIX века. Паломнические
маршруты, разработанные при содействии Императорского Православного Палестинского
Общества, начинались из Одессы, откуда выходили корабли, которые доставляли
пилигримов в Константинополь. В городе паломники посещали святыни и готовились
к отправлению, кто – сухопутным путем, кто – по морю в Палестину или на Святую
Гору Афон.
В конце XIX
века в Стамбуле были созданы подворья трех русских обителей: Целителя Пантелеимона,
Андрея Первозванного и Илии Пророка, где могли останавливаться паломники. Сейчас,
к сожалению, сохранилось только подворье Святого Пантелеимона, которое, как
и в XIX веке, служит пристанищем для пилигримов.
Как я уже
говорила, из большого русского православного наследия в Константинополе и даже
в Турции на сегодня осталось очень и очень немного: из 500 прежних православных
храмов до наших дней сохранилось более 50; среди них очень мало действующих.
В первую очередь это Свято-Пантелеимоновское подворье, которое в свое время
расписывал известный иконописец М.Нестеров – пожалуй, оно сейчас главный русский
православный центр в Стамбуле.
Современный
Стамбул – это один из самых живописных городов мира, и бухта Золотой Рог приводит
в восторг и восхищение всех, кто там побывал. Самое яркое и самое сильное впечатление
в Стамбуле производит храм Святой Софии. Этот храм сохранился внешне практически
в таком виде, в каком он был построен; в 557 году состоялось его освящение.
Может быть, внешне храм и не производит особого впечатления, но когда ты входишь
в него, проходишь через врата, куда въезжали императоры, – возникает совершенно
иное чувство. И в первую же минуту вспоминаешь послов князя Владимира, которые
говорили: «Мы не знаем, где мы были – на земле или на небе». При том, что сейчас
в храме Святой Софии музей и служить там нельзя.
Турецкое
правительство, пришедшее к власти в 1924 году, провозгласило светскую республику,
и турки этим гордятся до сих пор: они всячески подчеркивают, что у них – светское
государство. И поэтому собор Святой Софии, в свое время переделанный в мечеть,
сейчас действует как музей. Турки с иконами обходились достаточно традиционно,
как и везде – они просто их забеливали. Таким образом иконы сохранились: если
с них снять штукатурку, они предстанут во всем своем величии. Но тем не менее
храм Святой Софии был и остается вторым храмом, который был освящен в Константинополе
– такой величественный имперский храм. А первый – это храм Святой Ирины, самый
старый храм, где сейчас находится концертный зал. В помещении великолепная акустика,
потрясающий купол, сохранились крест, хоры. Там сейчас проводятся концерты,
и не всегда духовной музыки.
Самое яркое
впечатление сегодня производит, конечно, храм Георгия Победоносца. Там находится
резиденция Константинопольского патриарха, и наших паломников принимают гостеприимно,
очень дружелюбно, показывают все святыни. А святынь там много: чудотворная икона
Пресвятой Богородицы, мощи Соломонии, Феофании, императора Льва Мудрого, иконы
с частицами мощей на иконостасе храма. Сохранилась и кафедра Константинопольского
патриарха, на которую в свое время поднимался и Иоанн Златоуст. А в 2004 году
этот храм обрел еще две святыни: мощи святителей Иоанна Златоустого и Григория
Богослова. Эти мощи были захвачены крестоносцами, а затем перевезены в Константинополь,
и самое первое богослужение у этих мощей в 2004 году возглавлял епископ Марк,
тогда один из заместителей нынешнего Патриарха Кирилла.
На северо-востоке
города находится храм в честь иконы Божией Матери. На этом месте в 435 году
был основан храм, и хотя он был несколько раз перестроен, главная храмовая икона
сохранилась. Рядом с иконой есть небольшой источник, и монахи, которые там бывают,
дают паломникам воду из него, как и из источника другой замечательной церкви
в честь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Мне очень нравится этот храм.
Там, по преданию, был монастырь, и когда турки брали Константинополь, один из
монахов в это время жарил рыбу неподалеку от источника. Когда ему сообщили,
что Константинополь взят, он сказал, что поверит в это только когда жареная
рыба оживет. Он сбросил рыбу со сковородки, и она ожила. Говорят, что в этом
источнике до сих пор живут рыбы – с одного бока светлее, а с другого – темнее,
и из этого же источника люди берут воду. Источник чистейший, в нем очень вкусная
вода.
В храмах
«Живоносный Источник» и Георгия Победоносца разрешают служить, и мы служили
там молебны.
Хотелось
бы рассказать еще о нескольких святынях. Из самых знаменитых – конечно, Демре,
бывшие Миры Ликийские. Это место очень посещаемо русскими туристами (я подчеркиваю
– туристами), паломниками – меньше. Но в последнее время там в храме начались
богослужения. В этом храме не служил святитель Николай, но там пребывали его
мощи до перенесения в Италию в Бари. Рака от его мощей в этом храме сохранилась.
Одну из первых Литургий в этом храме отслужил чуть больше года назад архиепископ
Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Из местных жителей на ней была только
женщина с детьми, во второй раз, когда мы приехали служить, было около десяти
человек, а на празднование памяти святителя Николая весной прошлого года собрался
уже целый автобус с местными богомольцами – русскими людьми, живущими в Турции.
Они и сами причащались у наших батюшек, и детей своих причащали.
К сожалению,
мы можем констатировать, что в Турции можно служить в храмах только по специальному
разрешению турецкого правительства. Когда в первый наш приезд Владыка Викентий
сказал Владыке Марку, что хотел бы отслужить Пасхальный канон в каком-либо православном
храме, всю ночь шли переговоры. И только утром нам разрешили это сделать.
Ранее это
был огромный православный храм Равноапостольных Константина и Елены – ныне просто
заброшенный. Перед нашим приездом там стали убирать, выметать мусор и прочее.
Владыка Викентий стоял сосредоточенно, не зная, как на это реагировать. Но мы
решили: в храме убрали – это уже хорошо, уже плюс нашего пребывания в нем. Когда
мы первый раз служили там, даже стекол не было. И когда шла служба, все проходящие
с большим интересом заглядывали в окна, чтобы узнать, что там происходит.
Разрешают
служить и возле могилы Иоанна Богослова под открытым небом. Мы служили Литургию
под проливным дождем, и эта была, скажем так, одна из самых проникновенных служб
в полном смысле этого слова... Все мы промокли до последней нитки, потому что
зонты были отданы батюшкам, которые прикрывали ими престол.
Самое красивое место в Турции, на мой взгляд, это, конечно, Каппадокия. Там
высокие горы очень удивительной причудливой формы, и создается впечатление нереальности
реального мира. В Каппадокии сохранилось очень много православных храмов со
старинными росписями IX-XI века, как сирийскими, так и византийскими. Причем
образы вполне узнаваемы.
В заключение
хочется сказать, что благодаря такому вниманию и посещению русских православных
паломников в Турции начинается возрождение не только храмов, но и литургической
жизни. И это очень важно. Ведь это место, с которого началось и наше русское
Православие, оттуда мы получили свою веру. Здесь мы видим и следы былого величия
Византийской империи – самой великой в истории человечества, и что от него сейчас
осталось. И если нам удастся возродить православные святыни и традиции, это
будет просто замечательно.
Материал подготовила Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|