|
ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛАГЕРЬ - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ.
Настоятель прихода
в честь Святой Троицы города Полевского протоиерей Илия Кожевников – духовник
Екатеринбургской православной Духовной cеминарии. Работу с молодежью он ведет
не только во время учебного года, но на каникулах. Батюшка считает, что детские
православные лагеря – важное звено в воцерковлении детей. Его семилетний опыт
работы в организации и проведении детского православного лагеря «Покров» в деревне
Большая Лавровка Полевского района заслуживает обобщения и осмысления и может
стать добрым подспорьем для тех приходов, которые только собираются организовывать
на своей территории православные лагеря.
На календаре – начало
марта; кажется, до летних каникул еще очень далеко. Но чтобы правильно и интересно
организовать отдых детей, об организации детского православного лагеря в приходе
нужно задуматься уже сейчас.
Сегодня отец Илия
– гость нашей редакции.
– Батюшка, скажите,
кто больше нуждается в любви – мальчишки или девчонки? Взрослые или дети? Педагоги
или собственно воспитанники? И что важнее – получать любовь или отдавать ее?
– Эти вопросы
можно задать каждому человеку и получить на них совершенно разные ответы. Но
самый правильный ответ – в любви нуждаются все: как мы знаем, Бог есть любовь,
поэтому отсюда можно сделать такой вывод – все люди нуждаются в Боге. Но нельзя
научить людей жить по-христиански только по книгам. Трудно в реальной жизни
жить по заповедям Божиим, не увидев людей, уже живущих по ним. А православный
лагерь дает возможность невоцерковленным детям общаться с воцерковленными детьми,
поэтому самая главная цель православных лагерей – воцерковление взрослых и детей
с погружением в православную среду.
– Если воцерковление
– это сознательное вхождение и активная жизнь в Церкви Христовой, то процесс
воспитания человека в вере предполагает знание веры, дела веры и послушание
Промыслу Божию...
– Несомненно.
Именно потому мы учим детей наблюдать события жизни верой. Основной вопрос православной
педагогики – это усвоение нас и наших детей Христу. Воспитание цельной личности
состоит в восстановлении трех разорванных педагогических звеньев: православной
духовности, народности, содержащей все богатство русского народного фольклора,
и военно-патриотического воспитания.
– Какие задачи
ставятся перед детским православным лагерем?
– Уже при
самом планировании организации лагеря прямо заявлены следующие задачи: психическое
и физическое оздоровление детей, воспитание у них любви к ближнему, к Родине.
Воспитание мальчиков – как будущих отцов и защитников Отечества, воспитание
девочек – как будущих матерей и воспитательниц своих детей, хранительниц домашнего
очага. Таким образом осуществляется воспитание высоконравственной личности,
осознающей смысл своего жизненного назначения.
– Как проходит
жизнь в православном лагере, чем занимаются дети?
– В православном
лагере проводятся служение Божественных литургий, спортивные, военно-прикладные
и теоретические занятия, культурная деятельность – вечерние костры, походы и
экскурсии, традиционные русские народные игры и пляски. Лагерь дает детям и
взрослым возможность выйти из привычного хода жизни, отойти от мирских соблазнов.
В море соблазнов тяжело войти во внутреннюю жизнь в отношении с Богом, потому
что нет необходимости себя преодолевать. В глазах родных ты хороший, все тебя
любят, все у тебя замечательно. Однако все это не то – в этом нет полноты.
Реальная
же проблема современного молодого человека заключена в том, что он не видит
причин что-то кардинально и серьезно менять в своем привычном образе жизни.
Поэтому в молодежной среде процветает безответственность за свою жизнь, за свое
призвание. Если от этого всего удалиться и начать тесно и активно общаться с
духовником, братьями и сестрами, то встречаешься с собой таким, каким ты себя
не знал. В православном лагере по-новому открывают себя и взрослые, и дети.
Это всегда испытание и риск. Тогда возникает вопрос: что теперь делать, ведь
так, как раньше жил, поступал, говорил, думал – так больше нельзя: нет в этом
правды Божией, самому противно. А те отношения, которые сложились между детьми
и взрослыми в лагере, не могут после окончания смены завершиться. Возникает
потребность дальнейшего общения и вхождения в Церковь. В это время начинается
поиск себя, определение своего места в жизни.
– Где расположен
ваш приходской лагерь?
– Православный
лагерь находится в глубинке, далеко от города, где даже телефон не всегда работает.
Хотя мы при соглашении с родителями сразу оговариваем, чтобы они звонили ребятам
как можно реже – только в каких-то крайних случаях. Дети ведь очень разные,
кто-то очень привязан к родителям, к дому и тяжело переносит даже незначительную
разлуку. Поэтому прошедшим летом у нас в лагере даже работал психолог, который
оказывал детям моральную поддержку во время адаптации, привыкания к новому режиму
жизни, к новым условиям.
– Кстати, об
условиях жизни. Какие они в лагере?
– В лагере
ребята живут в помещении бывшего клуба, часть которого оборудована под спальни,
а в большом зале мы совершаем богослужения и какие-то общие массовые мероприятия:
братание, вечорки, на которые ребята приходят в народных костюмах, водят традиционные
хороводы, поют народные песни, проводят народные игры. И если в первые годы
надо было кого-то из ребят убеждать нарядиться в народный костюм, то сейчас
такая форма одежды для всех стала обычной, девушки очень естественно чувствуют
себя в сарафанах и кокошниках.
– Понятно, что
на каждую новую лагерную смену составляется новая программа. А существуют ли
какие-то незыблемые традиции?
– Традиционно
в лагере совершается длительный поход на 18 километров, во время которого совершается
водосвятие у лесного родника, а после дети с удовольствием купаются в ледяной
воде.
Главная задача
православного лагеря – преподать детям образ благочестивой православной жизни,
где старшие заботятся о младших, младшие находятся в послушании старшим, и все
друг другу помогают, поддерживают. Этому способствуют и совместная молитва,
и совместное участие в других делах, начиная от хозяйственных дел и кончая богослужением.
Таким образом создается своеобразная подростково-молодежная среда общения, и
в этой среде дети из разных приходов и воскресных школ радуются встрече друг
с другом, а после смены ездят друг к другу в гости. И они понимают, что не одиноки
в этом мире: у них есть единомышленники в других городах и других приходах.
– Отец Илия,
Вы сказали: «ребята из других приходов». Что, есть и такие?
– Да, наш
лагерь давно уже вышел за пределы только нашего прихода. Из года в год наш лагерь
набирает силу, достаточно цельно выстроены его концепция и правила жизни. Сначала
– дни занятий, потом совместные игры, поход, Божественная литургия. На лагерную
смену всегда приходятся дни памяти Святых Царственных Страстотерпцев, и они
становятся в лагере особыми днями.
А в прошлом
году в день памяти благоверных супругов Петра и Февронии Муромских нам удалось
поставить спектакль. Достаточно большой, с привлечением множества юных актеров,
с участием «змия» в два с половиной метра длиной, которого, как известно из
истории, сшили с участием князей Петра и Павла, с бегством по реке Оке и возвращением
обратно, с принятием иночества и так далее. Дети с большим восторгом приняли
спектакль, по достоинству оценили работу артистов.
После спектакля
были проведены беседы – с мальчиками о задачах отцовства, с девочками о счастье
материнства, чадородии, важности приготовления к этому, осмысления материнского
счастья как исполнения своего предназначения.
В день Петра
и Февронии, День любви и семьи, девочки собственными руками приготовили праздничный
обед – насколько в походных условиях возможно приготовление праздничных пирогов,
бутербродов, салатов, разнотравных чаев.
– А сколько детей
вы можете принять в свой православный лагерь?
– В первый
год работы лагеря в нем было два десятка детей, сейчас их численность доходит
до 120–150 человек. Некоторые дети именно в лагере первый раз принимают участие
в богослужении, исповедуются, причащаются. И относятся к таким событиям очень
серьезно. У нас, например, был один мальчик, который два года готовился к Крещению.
Традиционно все эти годы мы совершаем Крещение детей в лагере прямо в пруду.
Дети во времмя таинства молятся, некоторые из старших детей становятся крестными
для малышей, атмосфера лагеря способствует духовному единению детей.
Материал подготовила
Лидия Ежкова
|
|