|
"ХРАНЕНИЕ ИСТИННОЙ ВЕРЫ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ВСЕГО
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА".
Церковь
есть община единомышленников, которые верят во Святую Троицу, в Господа и Спасителя
нашего Иисуса Христа. Вера, которая соединяет членов Церкви в единую общину,
Самим Господом была передана апостолам – вначале тем самым двенадцати, о призвании
которых мы только что слышали из Евангелия, а затем и другим апостолам, проповедникам,
евангелистам, благовестникам, учителям – тем, кто по всей вселенной нес весть
о Христе Воскресшем. Апостолы же поставили мужей в каждой из созданных ими общин,
которые позже стали называться епископами, и на них возложили особую ответственность
– хранить веру Христову.
Почему Церковь
так тщательно охраняет подлинную веру? Охраняет и словом убеждения, и любовью,
и каноническими прещениями, ибо все еретики всегда были отлучаемы от Церкви
по слову Божиему: «Измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5, 13)? Да потому, что
хранение истинной веры жизненно необходимо не только для Церкви, но и для всего
человеческого рода – даже для тех, кто Церкви не принадлежит, и даже для тех,
кто принадлежит к другим религиям. Кто-то может сказать: а при чем здесь неверующие
люди, при чем здесь другие религии, при чем здесь современный, такой разнообразный
или, как теперь говорят, плюралистический мир? И многие хотят убедить нас, что
вера, которая пришла к нам от Господа через святых апостолов, – это лишь один
вариант человеческой мысли, лишь одно из многих убеждений, которое ничем не
отличается от других, и люди, будучи свободными и подкрепляя свою свободу законодательством
и понятием человеческих прав, могут с легкостью выбирать любое убеждение, любой
взгляд на жизнь, на историю. Таково господствующее сегодня мнение о человеческих
убеждениях.
Но есть нечто
особенное в христианской вере. Эта вера касается не только умозрительных истин
в богословии – эта вера касается нашей жизни, человеческого бытия; в этой вере
содержатся истины, помогающие человеку не сбиться с жизненного курса. Одно из
понятий, которые содержатся в греческом слове, соответствующем русскому слову
«грех», это «промах». Грех как промах: человек согрешающий сходит с правильного
курса, промахивается мимо самой важной цели – цели своего бытия. Сохранение
этого курса и обеспечивается верой апостольской, которая пришла к нам от воплотившегося
Сына Божия. Господь спасает нас Своею благодатью и Своею истиной. Он спасает
род человеческий обновлением того завета, который в глубокой древности люди
заключили с Богом. Господь спасает нас, давая ясное понимание добра и зла, и
пока вера Церкви хранит эту норму человеческой жизни, пока вера Церкви свидетельствует
о том, что есть правда, а что ложь, что грех, а что святость, вместе с Церковью
весь род человеческий сохраняет способность и возможность в условиях разномыслий,
в условиях множественности взглядов и убеждений сохранять некую общую основу
человеческого бытия.
Если когда-нибудь
эта общая нравственная основа бытия будет разрушена (а сегодня очень многие
силы стараются ее разрушить, чтобы у каждого человека была своя основа бытия,
чтобы, опираясь на свой разум и на свою свободу, он мог поступать так, как хотел
бы), тогда погибнет род человеческий. Тогда мир не сможет существовать, тогда
не будет никаких общих законов и правил, потому что все законы и правила черпают
свое содержание из нравственной природы человека – той самой природы, которая
через истинную веру дана людям для того, чтобы они могли воспринимать не только
сердцем и чувством, но и разумом, что есть Божия правда, что есть добро и что
есть зло.
|
|