|
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ГНЕВ И ЗЛОБУ?
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой
седмицы Великого поста за уставным утренним богослужением в Богородице-Рождественском
монастыре Москвы.
Грех, который
гнездится в человеческой душе, проявляется в виде разных пороков. Среди них
есть особо опасные — как для человека, который является носителем этих пороков,
так и для окружающих его людей. К таким опасным порокам относятся гнев и злоба.
Иоанн Лествичник, размышляя о них, говорил, что это духовная болезнь. Как у
физической болезни есть много причин, так и у болезни духовной бывает много
причин.
Гнев является
формой выражения несогласия человека со словами и делами окружающих его людей.
Этот способ выражения несогласия сопровождается неадекватной реакцией, когда
человек повышает голос, употребляет злые слова, допускает оскорбления в отношении
других. Нередко гнев является результатом психического расстройства человека,
результатом болезни нервной системы. В таком случае это предмет медицинской
озабоченности; нас же интересует гнев как болезненное проявление внутренней
жизни человека, как некая духовная болезнь. Что же лежит в основе этой болезни?
Каковы причины, каковы корни этого заболевания?
Как и большинство
пороков, гнев произрастает от человеческой гордости. Гордый человек, который
поставляет самого себя в центр жизни, развивает чувство самоуверенности. Самоуверенность
все более и более утверждает человека в его горделивом отношении к окружающему
миру. И если в отношении такого самоуверенного и гордого человека кто-то говорит
слова или совершает дела, с которыми гордец не согласен, то он воспринимает
это как некий вызов своему собственному «я» — самому важному и центральному,
что есть в его жизни. Отсюда и произрастает эта страшная эмоция, сопровождающаяся
повышенными интонациями, злыми словами, страшным выражением лица. Человек силой
своего слова и выражением лица пытается нанести удар тому, кто с ним не согласен.
Есть в этом
пороке что-то мучительное для самого человека, ведь гневливый человек не имеет
друзей. Гнев разрушает отношения с ближними, с родными людьми, создает атмосферу,
чрезвычайно тяжелую для человека. Как много семей разрушается лишь от того,
что кто-то из членов семьи не способен сдержать свой гнев и жизнь становится
невыносимой! Святитель Тихон Задонский, размышляя о пороке гнева, говорит: «Как
страшна внешность гневающегося человека, но что же тогда происходит в его душе!»
Действительно, в момент гнева душа человека страдает, гнев действительно является
проявлением болезни души.
Есть очень
опасные последствия для жизни человека в гневе. Иоанн Лествичник, размышляя
на эту тему, говорит: «Ничто так не препятствует вхождению в нас Святого Духа,
как гневливость». Если человек не борется с гневом, если он не сознает опасности
своей духовной болезни, то гнев перерастает в злобу.
Злоба — это
искажение самой природы человека. Злоба — это такая болезнь, которая приводит
к необратимым процессам в духовной жизни, разрушающим человеческую личность.
Как замечательно говорит апостол Павел: «Солнце да не зайдет во гневе вашем;
и не давайте места диаволу» (Еф. 4, 26-27). Другими словами, если человек гневается
долее, чем в течение одного дня, то его гнев перерастает в злобу, а где злоба,
там диавол, потому что диавол есть зло. И если гневающийся человек пребывает
в состоянии гнева долгое время, то начинаются необратимые процессы в его духовной
жизни. Человек злобный может быть невоздержанным на слово, потому что он живет
во злобе. Невозможно все время кричать, ругаться, но возможно на протяжении
всей жизни сохранять зло в сердце. Для того чтобы не произошло такого страшного
помрачения духовной жизни человека, с гневом нужно бороться, не допуская, чтобы
гнев перерос в злобу.
А какие же
средства предлагает нам Церковь к тому, чтобы преодолевать порок гнева? Первым
и самым главным средством является молчание. «Положи, Господи, хранение устом
моим» (Пс. 140, 3) – эти замечательные слова псалма нужно вспоминать всякий
раз, когда вдруг появляется непреодолимое желание обрушить гнев на своего собеседника
или на человека, с которым вместе трудишься или живешь. Способность удержать
язык свой от зла означает сотворить благо (см.: Пс. 33, 13, 15).
Способность
молчать очень высоко ценится в человеческом обществе. Недаром говорят, что молчание
золото, а слово – серебро. Молчащий человек способен контролировать свои мысли,
свои слова, свои поступки. Поэтому так высоко ценилось и ценится молчание в
аскетической практике Церкви. Это не означает, что все люди должны перестать
говорить, что все должны превратиться в молчальников. Это невозможно, потому
что большинство людей вовлечены в общественную жизнь, во множество отношений
с окружающими. Но ценность молчания в том, что через него мы можем оградить
себя от гнева и злобы.
И, конечно,
великим средством преодоления этого порока является молитва. Когда чувствуем,
что возбуждается гнев в сердце нашем, нужно остановиться, замолчать и обратиться
к Богу с молитвой. Сделать это очень непросто. Но если в великие спасительные
дни Святой Четыредесятницы мы начнем этот подвиг борьбы с гневом, раздражительностью,
то сделаем очень важный шаг навстречу Господу. И да поможет нам Господь в эти
великие спасительные дни Святой Четыредесятницы, преодолевая пороки, свойственные
всем нам, делать хоть небольшие, но реальные шаги навстречу Воскресшему Спасителю.
Аминь.
Патриархия. Ру
|
|