|
В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ АЛЬБОМА
"НЕВЬЯНСКОГО ПИСЬМА БЛАГАЯ ВЕСТЬ".
Екатеринбург,
24 февраля 2010г., "Информационное агентство Екатеринбургской епархии".
Старообрядческое иконописание горнозаводского Урала - тема, благодатная
для исследования. И потому, что пока еще мало изучена, и потому, что произведения
этого направления религиозной живописи, по счастью, сохранились до наших дней.
И более того, имеют свое продолжение в творчестве современных иконописцев.
Быстрое развитие
иконописания на Урале началось в XVIII веке, когда сторонники "старой веры"
пришли из разных регионов России на заводы промышленников Демидовых. Здесь им
удалось создать своеобразную иконописную традицию.
Черты самобытности
в уральской иконе наметились уже в петровское время, однако расцвет иконописания
пришелся на рубеж XVIII - XIX столетий. Поскольку многие иконописцы жили при
Невьянском заводе, это направление в иконописании получило название "невьянской
школы".
Невьянские
мастера, выполняя различные заказы - от небольших домашних икон до грандиозных
многоярусных иконостасов - обустраивали мастерские в других уральских городах,
со временем распространяя свое влияние.
Трудные судьбы
пережили после большевистского переворота многие святыни. Изъятые из храмов,
невьянские образы частично оказались в музейных собраниях, частично у простых
людей, быть может, и не понимавших, какие шедевры у них на руках. И неудивительно,
что теперь коллекционеры где только не обнаруживают старинные иконы.
Труды собирателей
не могут не вызывать благодарности, как специалистов-искусствоведов, так и людей
верующих. Ведь достояние веры и культуры возвращается из небытия.
На днях в
Российской академии художеств состоялась презентация нового
издания по истории русской иконы "Невьянского письма благая весть.
Невьянская икона в церковных и частных собраниях".
В Белом зале
Российской академии художеств собрались живописцы и коллекционеры, искусствоведы
и любители книги. Художественный редактор альбома - екатеринбургский иконописец
Татьяна Водичева рассказала, что в издании опубликовано около 180 изображений
икон из частных, церковных и музейных собраний.
Материал
группируется по иконографическому принципу. Каждому разделу предшествует очерк
иконографии, где выделены специфически "невьянские" варианты. Последний
раздел посвящен продолжению традиций невьянской иконы в современной иконописи,
мастера которой стремятся воплотить характерную для невьянского письма манеру
в своих произведениях.
Новое издание
будет интересно как художникам, иконописцам, искусствоведам, так и всем ценителям
искусства.
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|