"ВЕЛИКИЙ ПОСТ УЧИТ НАС САМЫМ ВАЖНЫМ НАВЫКАМ И ЖИЗНИ, И СПАСЕНИЯ".

          Наместник Свято-Николаевского Верхотурского монастыря игумен Филипп (Ельшин):
          - Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. В субботу служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье совершается Литургия святителя Василия Великого, но она с точки зрения (по крайней мере клиросного) звучания отличается только одним песнопением: вместо "Достойно есть" поется "О Тебе радуется". Других видимых отличий для прихожан почти нет. Эти отличия очевидны в первую очередь для священника и тех, кто находится в алтаре.
          А вот на будничной службе нам открывается как бы весь строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего", умилительное пение тропарей первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама Литургия Преждеосвященных Даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающими даже самое окамененное сердце: "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою", "Ныне Силы Небесные" на входе Литургии Преждеосвященных Даров - не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах. Прежде всего мы должны соблюдать Великий пост, но, как говорит святой Исаак Сирин, существует мера поста. Надо понимать, что все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его телесной крепости, возраста, здоровья и других особенностей.

          Наместник монастыря в честь Новомучеников Российских игумен Моисей (Пилатс):
          - Для каждого человека время проведения Великого поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее можно выделить некоторые общие для всех направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия в организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны. Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает (как в церковном Уставе, так и в нашем келейном правиле) большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, что мы много работаем или что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до Всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения - у каждого наберутся такого рода саможаления, - то Великий пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления, пресечь.

          Митрофорный протоиерей Владимир Зязев:
          - Тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, должен стараться
делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост. Хорошо было бы каждому и дома тоже добавить молитву святого Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего". Она многократно читается в храме в будние дни Великого поста, но естественно ей было бы войти в домашнее молитвенное правило. Для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время - вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от них - каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста.

          Митрофорный протоиерей Виктор Махонин:
          - Пост, как духовное явление, все-
гда обнажает наше восприятие и добра, и зла, поэтому каждый из нас должен помнить, что в течение поста естественно возникают особенные искушения и мы можем приближаться к Богу, а можем и особенно удаляться от Него вследствие того, что восприятие добра и зла обостряется. Поэтому преподобная Синклитикия говорит, что пост внешний, который не соответствует мере нашего духовного делания, более вреден, чем полезен. То есть только одно внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу и другому человеку, но, наоборот, удаляет от них. И все другие страсти - раздражение, злоба и всё, что свойственно нам, может особенно ярко вспыхнуть во время поста.
          Из года в год мы привыкли хранить пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя его к соблюдению одной диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К каждому из нас на самом деле приближается Христос, поэтому осознаем еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами - это теплохладность, это внешнее, формальное соблюдение поста. Постараемся с самого начала (не в конце, как это бывает, когда на общей Исповеди мы вспоминаем все в завершении поста, называя этот грех прежде всего) углубить наш пост, приближаясь ко Христу не только чтением Священного Писания (в особенности пророков), не только чтением Псалтири и молитв (это обязательно) и более частым посещением храма (это существенно и необходимо), но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе - Его любви, Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием.

          Игумен Гермоген (Еремеев), настоятель храма во имя Преподобного Серафима, Саровского Чудотворца:
          - Самое главное, что Церковь напоминает нам о посте: когда мы совершаем телесное воздержание, наше тело, как плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается, и мы делаемся более восприимчивы к духовному миру. И если сердце наше не очищено, то естественно, что соприкосновения с этим невидимым миром связаны, в первую очередь, с темными силами. Отсюда все искушения и страсти, которые в течение поста могут только возрастать. Каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства - работу, учебу, житейские попечения - и выбраться на будничные великопостные службы. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов (говением и Исповедью) и достойно причаститься Святых Христовых Таин. Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум единожды, однако следует постараться поговеть и принять Святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице поста, на четвертой и на Страстной - в Великий Четверг.

          Протоиерей Петр Мангилев, проректор по учеб-ной работе Екате-ринбургской православной семинарии:
          - Мы находимся в преддверии дней Великого поста, который имеет огромное значение в нашей жизни. Он учит нас послушанию уставам Церкви, он учит нас жертве, учит нас отказываться от своего ради Бога и ради Христа. Великий пост учит нас самым необходимым, самым важным навыкам в созидании нашего спасения. Наше духовное совершенствование без опыта поста не может быть совершаемо так, как должно все происходить. Великий пост требует внимательного к себе отношения, сосредоточенности. Для каждого из нас Великий пост должен быть не только периодом ограничения себя в пище - иногда это оказывается самым легким для нас. Но он должен сделаться для нас и ограничением других страстей: нашего гнева, гордыни, нетерпения. Мы должны научиться кротости и любви к ближнему. Труд поста совершается не только во внешнем, но прежде всего - в душе каждого человека. И я бы хотел пожелать всем, чтобы Великий пост был для каждого полезным. И чтобы к светлому празднику Христова Воскресенья каждый из нас подошел очищенным, готовым принять в свою душу и сердце радость Воскресения Христа. Спаси Господи.

          Протоиерей Евгений Попиченко, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии:
          - Великий пост - замечательное святое время, когда человек может освободиться от тех страстей, которые лишают его храбрости, мира, любви, гармонии. Время Великого поста - время приведения в порядок своей духовной жизни, которая в течение года расстраивается, расслабляется.
          И Церковь для этого использует все возможные средства воспитания.
          В первую очередь изменяются богослужения, пение заменяется чтением, изменяются цвет облачений, продолжительность служб, которые включают в себя постоянные поклоны, покаянный настрой. Все это в комплексе помогает человеку удалиться внутрь своей души и задуматься, насколько минувший год был проведен навстречу Богу, навстречу спасению своей души.
          Пост - это не только некоторая диета, хотя и это очень важно: когда изменяется качество пищи, наше тело, привыкшее к изнеженности, к приятным яствам, конечно, начинает реагировать истощением и некоторой усталостью. И это позволяет человеку внимательнее относиться к своей душе. Потому что когда тело слабеет, души начинают выходить из тех страстей, которые под крепким телом, может быть, не очень заметны. Например, раздражение, чревоугодие, похоть, гордость.
          И это очень важная цель поста - увидеть свое состояние, увидеть состояние своей души, все свои болячки. Пост - это не только диета: здесь очень важны и весь уклад жизни, и молитвенный настрой - важно настроить свое молитвенное правило. И духовное чтение очень важно, чаще чтение именно святых отцов - ежедневно, хотя бы по полчаса. Я подчеркиваю, святых отцов - Иоанна Лествичника, Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова) и подобные им книги.
          Очень важно соблюдать регулярность Исповеди и Причастия. Эти таинства, к которым мы, может быть, в обычное время относимся довольно расслабленно и обращаемся к ним от случая к случаю, в Великий пост обретают особое значение. Поэтому надо постараться этот режим настроить.
          Хотелось бы обратить особое внимание: дни поста - это дни милосердия и сострадания ко всем людям. Поэтому в этот период благотворительным делам, делам милосердия надо уделять как можно больше внимания, как можно больше времени.

          Протоиерей Константин Янович, настоятель храма в честь Воскресения Христова г. Нижнего Тагила:
          - Что касается Великого поста, то можно сравнить пощение человека с его отданием долга своему Спасителю. Потому что это неоплаченный наш долг за то, что Господь привел нас в этот мир, чтобы мы творили что-то доброе. А если мы сотворили что-то плохое, мы должны отдать свой долг Спасителю. И этот долг отдается именно во время поста, и вовсе не тем, что мы постимся гастрономически. Но если человек постится добрыми делами, он отдает свой долг полностью: он должен поститься не только не употребляя в пищу молочные и мясные продукты, но и еще творя добрые дела - чтобы люди, видя добрые дела, прославили Отца нашего Небесного.

Подготовила Лидия ЕЖКОВА

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.