|
"ВЕЛИКИЙ ПОСТ УЧИТ НАС САМЫМ ВАЖНЫМ НАВЫКАМ И ЖИЗНИ, И
СПАСЕНИЯ".
Наместник Свято-Николаевского
Верхотурского монастыря игумен Филипп (Ельшин):
- Очень важно
в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно на
будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого
поста познаются только на будничных службах. В субботу служится Литургия святителя
Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье
совершается Литургия святителя Василия Великого, но она с точки зрения (по крайней
мере клиросного) звучания отличается только одним песнопением: вместо "Достойно
есть" поется "О Тебе радуется". Других видимых отличий для прихожан
почти нет. Эти отличия очевидны в первую очередь для священника и тех, кто находится
в алтаре.
А вот на
будничной службе нам открывается как бы весь строй великопостной службы. Многократные
повторения молитвы Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего",
умилительное пение тропарей первого, третьего, шестого и девятого часов с земными
поклонами. Наконец, сама Литургия Преждеосвященных Даров вместе с ее умилительнейшими
песнопениями, сокрушающими даже самое окамененное сердце: "Да исправится
молитва моя, яко кадило пред Тобою", "Ныне Силы Небесные" на
входе Литургии Преждеосвященных Даров - не помолившись на таких богослужениях,
не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается
нам в великопостных службах. Прежде всего мы должны соблюдать Великий пост,
но, как говорит святой Исаак Сирин, существует мера поста. Надо понимать, что
все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека
в зависимости от его телесной крепости, возраста, здоровья и других особенностей.
Наместник монастыря
в честь Новомучеников Российских игумен Моисей (Пилатс):
- Для каждого
человека время проведения Великого поста индивидуально распадается на множество
его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее можно выделить
некоторые общие для всех направления наших духовно-аскетических и нравственных
усилий в Великий пост. Это должны быть усилия в организации нашей духовно-молитвенной
жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И,
наконец, усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать
более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности
с нашей стороны. Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост
тем и отличается, что предполагает (как в церковном Уставе, так и в нашем келейном
правиле) большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает,
потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, что мы много работаем
или что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим
до Всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения - у каждого
наберутся такого рода саможаления, - то Великий пост следует начать с того,
что все эти попущения, проистекающие из саможаления, пресечь.
Митрофорный
протоиерей Владимир Зязев:
- Тот, кто
имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, должен стараться
делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост. Хорошо было бы каждому и дома
тоже добавить молитву святого Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего".
Она многократно читается в храме в будние дни Великого поста, но естественно
ей было бы войти в домашнее молитвенное правило. Для тех, кто имеет такую возможность
и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время - вместе с
утренними или вечерними молитвами или отдельно от них - каноны из Триоди Постной
или другие каноны и молитвы. Допустим, если не удалось побывать на утреннем
богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене
соответствующего дня Великого поста.
Митрофорный
протоиерей Виктор Махонин:
- Пост, как
духовное явление, все-
гда обнажает наше восприятие и добра, и зла, поэтому каждый из нас должен помнить,
что в течение поста естественно возникают особенные искушения и мы можем приближаться
к Богу, а можем и особенно удаляться от Него вследствие того, что восприятие
добра и зла обостряется. Поэтому преподобная Синклитикия говорит, что пост внешний,
который не соответствует мере нашего духовного делания, более вреден, чем полезен.
То есть только одно внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу и другому
человеку, но, наоборот, удаляет от них. И все другие страсти - раздражение,
злоба и всё, что свойственно нам, может особенно ярко вспыхнуть во время поста.
Из года в
год мы привыкли хранить пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя
его к соблюдению одной диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание
своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это
время. К каждому из нас на самом деле приближается Христос, поэтому осознаем
еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами - это теплохладность, это
внешнее, формальное соблюдение поста. Постараемся с самого начала (не в конце,
как это бывает, когда на общей Исповеди мы вспоминаем все в завершении поста,
называя этот грех прежде всего) углубить наш пост, приближаясь ко Христу не
только чтением Священного Писания (в особенности пророков), не только чтением
Псалтири и молитв (это обязательно) и более частым посещением храма (это существенно
и необходимо), но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе -
Его любви, Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы
тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием.
Игумен Гермоген
(Еремеев), настоятель храма во имя Преподобного Серафима, Саровского Чудотворца:
- Самое главное,
что Церковь напоминает нам о посте: когда мы совершаем телесное воздержание,
наше тело, как плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается,
и мы делаемся более восприимчивы к духовному миру. И если сердце наше не очищено,
то естественно, что соприкосновения с этим невидимым миром связаны, в первую
очередь, с темными силами. Отсюда все искушения и страсти, которые в течение
поста могут только возрастать. Каждый должен постараться хотя бы несколько раз
за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства - работу, учебу, житейские
попечения - и выбраться на будничные великопостные службы. Пост есть время молитвы
и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов
(говением и Исповедью) и достойно причаститься Святых Христовых Таин. Во время
Великого поста исповедуются и причащаются минимум единожды, однако следует постараться
поговеть и принять Святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице поста, на
четвертой и на Страстной - в Великий Четверг.
Протоиерей Петр
Мангилев, проректор по учеб-ной работе Екате-ринбургской православной семинарии:
- Мы находимся
в преддверии дней Великого поста, который имеет огромное значение в нашей жизни.
Он учит нас послушанию уставам Церкви, он учит нас жертве, учит нас отказываться
от своего ради Бога и ради Христа. Великий пост учит нас самым необходимым,
самым важным навыкам в созидании нашего спасения. Наше духовное совершенствование
без опыта поста не может быть совершаемо так, как должно все происходить. Великий
пост требует внимательного к себе отношения, сосредоточенности. Для каждого
из нас Великий пост должен быть не только периодом ограничения себя в пище -
иногда это оказывается самым легким для нас. Но он должен сделаться для нас
и ограничением других страстей: нашего гнева, гордыни, нетерпения. Мы должны
научиться кротости и любви к ближнему. Труд поста совершается не только во внешнем,
но прежде всего - в душе каждого человека. И я бы хотел пожелать всем, чтобы
Великий пост был для каждого полезным. И чтобы к светлому празднику Христова
Воскресенья каждый из нас подошел очищенным, готовым принять в свою душу и сердце
радость Воскресения Христа. Спаси Господи.
Протоиерей Евгений
Попиченко, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии:
- Великий
пост - замечательное святое время, когда человек может освободиться от тех страстей,
которые лишают его храбрости, мира, любви, гармонии. Время Великого поста -
время приведения в порядок своей духовной жизни, которая в течение года расстраивается,
расслабляется.
И Церковь
для этого использует все возможные средства воспитания.
В первую
очередь изменяются богослужения, пение заменяется чтением, изменяются цвет облачений,
продолжительность служб, которые включают в себя постоянные поклоны, покаянный
настрой. Все это в комплексе помогает человеку удалиться внутрь своей души и
задуматься, насколько минувший год был проведен навстречу Богу, навстречу спасению
своей души.
Пост - это
не только некоторая диета, хотя и это очень важно: когда изменяется качество
пищи, наше тело, привыкшее к изнеженности, к приятным яствам, конечно, начинает
реагировать истощением и некоторой усталостью. И это позволяет человеку внимательнее
относиться к своей душе. Потому что когда тело слабеет, души начинают выходить
из тех страстей, которые под крепким телом, может быть, не очень заметны. Например,
раздражение, чревоугодие, похоть, гордость.
И это очень
важная цель поста - увидеть свое состояние, увидеть состояние своей души, все
свои болячки. Пост - это не только диета: здесь очень важны и весь уклад жизни,
и молитвенный настрой - важно настроить свое молитвенное правило. И духовное
чтение очень важно, чаще чтение именно святых отцов - ежедневно, хотя бы по
полчаса. Я подчеркиваю, святых отцов - Иоанна Лествичника, Феофана Затворника,
святителя Игнатия (Брянчанинова) и подобные им книги.
Очень важно
соблюдать регулярность Исповеди и Причастия. Эти таинства, к которым мы, может
быть, в обычное время относимся довольно расслабленно и обращаемся к ним от
случая к случаю, в Великий пост обретают особое значение. Поэтому надо постараться
этот режим настроить.
Хотелось
бы обратить особое внимание: дни поста - это дни милосердия и сострадания ко
всем людям. Поэтому в этот период благотворительным делам, делам милосердия
надо уделять как можно больше внимания, как можно больше времени.
Протоиерей Константин
Янович, настоятель храма в честь Воскресения Христова г. Нижнего Тагила:
- Что касается
Великого поста, то можно сравнить пощение человека с его отданием долга своему
Спасителю. Потому что это неоплаченный наш долг за то, что Господь привел нас
в этот мир, чтобы мы творили что-то доброе. А если мы сотворили что-то плохое,
мы должны отдать свой долг Спасителю. И этот долг отдается именно во время поста,
и вовсе не тем, что мы постимся гастрономически. Но если человек постится добрыми
делами, он отдает свой долг полностью: он должен поститься не только не употребляя
в пищу молочные и мясные продукты, но и еще творя добрые дела - чтобы люди,
видя добрые дела, прославили Отца нашего Небесного.
Подготовила Лидия ЕЖКОВА
|
|