СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА - ЖИТЬ В ОБЩЕНИИ С БОГОМ".

Слово Предстоятеля Русской Православной Церкви в Неделю сыропустную.

          Сегодня последнее воскресенье перед Великим постом - Прощеное воскресенье, и Церковь в этот день вспоминает события, связанные с изгнанием первых людей из рая. В Книге Бытие говорится о том, что люди, согрешившие пред Богом - вкусившие от древа познания добра и зла и отступившие от Богом установленного правила жизни, - были изгнаны из рая. Они были изгнаны для того, чтобы никогда не питаться от древа жизни, которое также росло в райском саду. Именно вкушение от этого древа жизни давало людям бессмертие. Мы никогда не будем точно знать, что это за древо жизни, какая духовная реальность скрывается под этим образом - древний текст доносит до нас упоминание об этой духовной реальности, но не раскрывает ее.
          Если люди в раю имели бессмертие, то источником этого бессмертия мог быть только Бог. А потому древо жизни есть некая передача Божественной жизни человеку, потому что бессмертием обладает только Бог и тот, кому Бог благоволит передать этот дар. Творя человека по образу Своему и подобию, Господь возжелал дар бессмертия передать людям. Древо жизни - это и есть некий способ передачи человеку Божественной благодати, Божественной силы, Божественной энергии - частицы Божественной жизни. Эта передача благодати могла осуществляться только тогда, когда человек жил в соответствии с установленным Богом правилом жизни. Нарушив это правило, человек был отлучен от древа жизни. И, как замечательно повествует Книга Бытие, ангел был поставлен с огненным мечом у дверей рая, чтобы не допустить человека к древу жизни (см.: Быт. 3, 24). Удивительный красочный образ, который помогает понять любому человеку - и образованному, и простому - что между этим источником Божественной жизни и согрешившим встала непреодолимая стена.
          Человек вынужден был поддерживать свое физическое существование, возделывая землю, - как сказано в той же Библии, в поте лица своего добывая хлеб (см.: Быт. 3, 19). Все развитие человеческой истории пошло отныне по иному пути: борьба за выживание, за продолжение рода стала главной целью человеческого бытия; и какое же огромное место в этом целеполагании было отведено добыче хлеба насущного! Причем под хлебом нужно подразумевать не только кусок хлеба, и даже не только пищу, а все необходимое, что нужно человеку, чтобы сохраниться, выжить, продолжить свой род. На этом пути люди начали с самого простого, а сегодня достигают невероятно сложного. Но смысл исторического развития от этого не меняется - все направлено на то, чтобы сохраниться, преумножиться, увеличить свою силу.
          Трудно сказать, каким было бы человечество, если бы не пошло по этому пути. Но оно сделало этот шаг; и на пути добывания хлеба насущного существовало и существует огромное количество проблем. Достаточно включить телевизор и посмотреть программу новостей, чтобы понять: все в конечном итоге вращается вокруг этой проблемы. Великие идеи, политические программы, правительственные решения - все направлено на достижение этой цели. В конце концов, забота об экономике - это забота о хлебе насущном, а забота о социальном благоустройстве - это забота о том, чтобы люди, добывая свой хлеб, не становились врагами, не теряли человеческого лица.
          А как же основная цель бытия, ради которой человек был создан Богом, - жить в раю, в общении с Богом? Эта цель ушла. В этом еще одна проблема, которая была вызвана нарушением Божественного закона жизни - человек, добывая хлеб насущный, вкушая этот хлеб, вкушая все блага земные, очень часто в этом потреблении благ и видит высшее наслаждение и высшую цель. И если в древности благом и наслаждением был действительно кусок хлеба, который не давал человеку погибнуть, то сегодня, когда хлеба много, человек видит цель своего бытия в том, чтобы потреблять этих благ как можно больше, потреблять все, что только можно потребить, и получить максимум удовольствия.
          Совершенно не случайно именно в этот день мы с вами слышали отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, который завершается удивительными по силе словами: "Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Римл. 13, 14). А что же такое похоть? Похоть плоти - это и есть нарушение внутреннего баланса сил человеческих, нарушение целостности человеческого бытия, когда забота о плоти захватывает всего человека, когда забота о духе исчезает или перемещается на периферию жизни. Вот это поглощение внимания, сил, воли, чувств стремлением удовлетворить потребности плоти и есть похоть.
          Как замечательно апостол Павел одно противопоставляет другому! Попечение о плоти есть закон бытия, закон падшего человечества. Ведь нет древа жизни, а потому и нужно пещись о своей плоти, заботиться о ней - иначе прекратится род человеческий, иначе человек не выживет. Попечение о плоти есть разумное и богоугодное дело, коль скоро человек был отлучен от древа жизни. Но как легко Богом благословленное попечение о плоти превратить в похоть!
          Нам с вами даются дни Великого поста именно для того, чтобы мы обо всем этом подумали. Подумали о том, что является нашим главным целеполаганием, куда устремляются все наши силы - силы ума, воли, чувств. Ради чего мы живем? Чем мы отличаемся от животных, наших меньших братьев? Где место нашей заботе о внутренней жизни? И не превращаем ли мы законное попечение о плоти в похоть плотскую, в служение этой плоти как высшей ценности бытия?
          Пост, который всем нам предстоит пройти, дает возможность о многом подумать, многое духовно переосмыслить и понять. Шаги, которые мы будем делать во время постного поприща, - даже самые маленькие, незначительные шажки, направленные на преодоление похотей плоти, - будут давать нам надежду, сопровождая нашу жизнь внутренним радостным духовным опытом. А как важна надежда! Без нее невозможно жить. Без этой надежды на достижение подлинных целей бытия действительно можно превратиться в животное и потерять всякую перспективу жизни.
          Пусть Господь нам поможет именно так провести великие дни спасительной Четыредесятницы, чтобы встреча с Воскресшим даровала нам яркий и укрепляющий наш дух опыт общения с Богом, которое и являет нам прикровенно, но реально красоту рая, красоту Божиего Царства. Аминь.

Патриархия. Ру

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.