|
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
- ЖИТЬ В ОБЩЕНИИ С БОГОМ".
Слово Предстоятеля Русской Православной Церкви в Неделю сыропустную.
Сегодня
последнее воскресенье перед Великим постом - Прощеное воскресенье, и Церковь
в этот день вспоминает события, связанные с изгнанием первых людей из рая. В
Книге Бытие говорится о том, что люди, согрешившие пред Богом - вкусившие от
древа познания добра и зла и отступившие от Богом установленного правила жизни,
- были изгнаны из рая. Они были изгнаны для того, чтобы никогда не питаться
от древа жизни, которое также росло в райском саду. Именно вкушение от этого
древа жизни давало людям бессмертие. Мы никогда не будем точно знать, что это
за древо жизни, какая духовная реальность скрывается под этим образом - древний
текст доносит до нас упоминание об этой духовной реальности, но не раскрывает
ее.
Если люди
в раю имели бессмертие, то источником этого бессмертия мог быть только Бог.
А потому древо жизни есть некая передача Божественной жизни человеку, потому
что бессмертием обладает только Бог и тот, кому Бог благоволит передать этот
дар. Творя человека по образу Своему и подобию, Господь возжелал дар бессмертия
передать людям. Древо жизни - это и есть некий способ передачи человеку Божественной
благодати, Божественной силы, Божественной энергии - частицы Божественной жизни.
Эта передача благодати могла осуществляться только тогда, когда человек жил
в соответствии с установленным Богом правилом жизни. Нарушив это правило, человек
был отлучен от древа жизни. И, как замечательно повествует Книга Бытие, ангел
был поставлен с огненным мечом у дверей рая, чтобы не допустить человека к древу
жизни (см.: Быт. 3, 24). Удивительный красочный образ, который помогает понять
любому человеку - и образованному, и простому - что между этим источником Божественной
жизни и согрешившим встала непреодолимая стена.
Человек вынужден
был поддерживать свое физическое существование, возделывая землю, - как сказано
в той же Библии, в поте лица своего добывая хлеб (см.: Быт. 3, 19). Все развитие
человеческой истории пошло отныне по иному пути: борьба за выживание, за продолжение
рода стала главной целью человеческого бытия; и какое же огромное место в этом
целеполагании было отведено добыче хлеба насущного! Причем под хлебом нужно
подразумевать не только кусок хлеба, и даже не только пищу, а все необходимое,
что нужно человеку, чтобы сохраниться, выжить, продолжить свой род. На этом
пути люди начали с самого простого, а сегодня достигают невероятно сложного.
Но смысл исторического развития от этого не меняется - все направлено на то,
чтобы сохраниться, преумножиться, увеличить свою силу.
Трудно сказать,
каким было бы человечество, если бы не пошло по этому пути. Но оно сделало этот
шаг; и на пути добывания хлеба насущного существовало и существует огромное
количество проблем. Достаточно включить телевизор и посмотреть программу новостей,
чтобы понять: все в конечном итоге вращается вокруг этой проблемы. Великие идеи,
политические программы, правительственные решения - все направлено на достижение
этой цели. В конце концов, забота об экономике - это забота о хлебе насущном,
а забота о социальном благоустройстве - это забота о том, чтобы люди, добывая
свой хлеб, не становились врагами, не теряли человеческого лица.
А как же
основная цель бытия, ради которой человек был создан Богом, - жить в раю, в
общении с Богом? Эта цель ушла. В этом еще одна проблема, которая была вызвана
нарушением Божественного закона жизни - человек, добывая хлеб насущный, вкушая
этот хлеб, вкушая все блага земные, очень часто в этом потреблении благ и видит
высшее наслаждение и высшую цель. И если в древности благом и наслаждением был
действительно кусок хлеба, который не давал человеку погибнуть, то сегодня,
когда хлеба много, человек видит цель своего бытия в том, чтобы потреблять этих
благ как можно больше, потреблять все, что только можно потребить, и получить
максимум удовольствия.
Совершенно
не случайно именно в этот день мы с вами слышали отрывок из Послания апостола
Павла к Римлянам, который завершается удивительными по силе словами: "Но
облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте
в похоти" (Римл. 13, 14). А что же такое похоть? Похоть плоти - это и есть
нарушение внутреннего баланса сил человеческих, нарушение целостности человеческого
бытия, когда забота о плоти захватывает всего человека, когда забота о духе
исчезает или перемещается на периферию жизни. Вот это поглощение внимания, сил,
воли, чувств стремлением удовлетворить потребности плоти и есть похоть.
Как замечательно
апостол Павел одно противопоставляет другому! Попечение о плоти есть закон бытия,
закон падшего человечества. Ведь нет древа жизни, а потому и нужно пещись о
своей плоти, заботиться о ней - иначе прекратится род человеческий, иначе человек
не выживет. Попечение о плоти есть разумное и богоугодное дело, коль скоро человек
был отлучен от древа жизни. Но как легко Богом благословленное попечение о плоти
превратить в похоть!
Нам с вами
даются дни Великого поста именно для того, чтобы мы обо всем этом подумали.
Подумали о том, что является нашим главным целеполаганием, куда устремляются
все наши силы - силы ума, воли, чувств. Ради чего мы живем? Чем мы отличаемся
от животных, наших меньших братьев? Где место нашей заботе о внутренней жизни?
И не превращаем ли мы законное попечение о плоти в похоть плотскую, в служение
этой плоти как высшей ценности бытия?
Пост, который
всем нам предстоит пройти, дает возможность о многом подумать, многое духовно
переосмыслить и понять. Шаги, которые мы будем делать во время постного поприща,
- даже самые маленькие, незначительные шажки, направленные на преодоление похотей
плоти, - будут давать нам надежду, сопровождая нашу жизнь внутренним радостным
духовным опытом. А как важна надежда! Без нее невозможно жить. Без этой надежды
на достижение подлинных целей бытия действительно можно превратиться в животное
и потерять всякую перспективу жизни.
Пусть Господь
нам поможет именно так провести великие дни спасительной Четыредесятницы, чтобы
встреча с Воскресшим даровала нам яркий и укрепляющий наш дух опыт общения с
Богом, которое и являет нам прикровенно, но реально красоту рая, красоту Божиего
Царства. Аминь.
Патриархия. Ру
|
|