"МАТЕРИНСТВО НЕМЫСЛИМО БЕЗ ОТЦОВСТВА".

Из доклада председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия

          Обозначенные в программе нашей встречи темы, относящиеся к здоровью матери и ребенка, важны для всех матерей и детей. Но они имеют чрезвычайную актуальность в тех случаях, когда мать и дитя нуждаются в медицинской помощи. Слова Спасителя «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мк. 10, 14) имеют особенный смысл в медицинском контексте охраны материнства и детства, — в тех случаях, когда речь идет об абортах, о бесплодии, о невозможности родить здорового ребенка, о безвременной смерти новорожденного или его матери.
          Очевидно, что для сохранения здоровья матери и ребенка, для спасения жизни новорожденного и женщины, у которой возникли связанные с родами осложнения, необходима своевременная и качественно оказанная медицинская помощь. Не дело Церкви заниматься анализом процессов финансирования современного здравоохранения, однако Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку любых явлений. В силу несметных богатств, которыми наделил нашу страну Господь, удивительно богатой культуры нашей Родины, мы не можем считать нравственно приемлемым такое положение дел, при котором по общим расходам на здравоохранение на душу населения Россия оказывается на одном уровне с развивающимися странами, — рядом с Габоном и Уругваем.
          Преклоняюсь перед подвигом врачей, которые в условиях такого финансового обеспечения здравоохранения отдают свой опыт, знания и труд ради спасения здоровья матерей и их детей. Вместе с тем, мы должны признать, что у медицины и Церкви имеются отличные представления о причинах благополучного материнства. Бесспорно: качество питания, отсутствие вредных привычек, состояние окружающей среды беременной женщины, ее медицинское обслуживание влияют на здоровье детей. Но Церковь относит здоровье детей к еще более ранним событиям: к моменту зачатия и воспитания его родителей. Так, в Евангелии от Луки рождение Иоанна Крестителя описывается в контексте религиозного благочестия Захарии и Елисаветы, а описание Рождества Самого Спасителя предваряется описанием святости жизни Пресвятой Девы Марии и Иосифа (Лк. 1, 5-58). Более того, Церковь усматривает подлинную первопричину здоровья матери и ребенка не в причинно-следственных связях природных или экономических процессов, но в личной встрече человека с Богом. Состояние человеческой природы зависит от богообщения и от попечения Творца о нашем здоровье и благополучии. Как говорит об этом Бог своему народу через пророка Исайю: «Послушайте меня... принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: и до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис. 46, 3-4).
          К сожалению, многочисленные проблемы материнства и детства становятся подтверждением того, о чем Православная Церковь неоднократно предостерегала: общество, где под маской морального релятивизма прячется тоталитаризм идеологий, в которых нет места Богу и Евангелию, является обществом людей, обреченных на болезни и смерть. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «истина — фундаментальная ценность бытия. Если в основе жизни неправда, заблуждение, то жизнь не состоится». Предстоя перед сложными проблемами, связанными со здоровьем матери и ребенка, настала пора признать: Церковь говорила и говорит правду о любви, семье и браке. Отвержение современным обществом этого здравого учения Церкви проходило поэтапно. Вначале была абсолютизирована романтическая влюбленность, которой чужда всякая ответственность и в которой интимное общение людей было отделено от брака. Позднее супружеская связь была отделена от чадородия и превращена лишь в способ получения удовольствия. Последний шаг состоял в том, что сексуальность человека отделили от самой любви и превратили ее в составную часть сферы потребления и услуг. И вот теперь, когда Церковь напоминает людям о том, что в замысле Творца сексуальные отношения неотделимо связаны с чадородием и браком, нам говорят, что это все «поповские выдумки», ограничивающие свободу человека. Горькие плоды такого поэтапного отказа общества от церковного учения о браке и семье мы уже пожинаем. Это — рост числа абортов, заболеваний, передающихся половым путем, личные драмы разрыва брачных отношений, домашнее насилие, дети, вырастающие без родителей, нежелание молодежи иметь детей, суррогатное материнство, рост числа врожденных пороков развития у детей и другие проблемы, которые мы будем сегодня обсуждать.
          Одно из самых серьезных последствий забвения истин христианской семейной жизни — это принижение роли отцовства. Рождение и уход за новорожденным ребенком требуют огромных душевных и физических сил и знаний как от матери, так и от отца. Не говоря уже о воспитании детей. Нередко в докладах, посвященных здоровью матери и ребенка, мужчины упоминаются лишь как пьяницы, лица, совершающие насилие, или как безответственные партнеры, которые не берут на себя обязанности по использованию методов контрацепции. Обращает на себя внимание тот факт, что в научной литературе, касающейся здоровья матерей и новорожденных, мужчины, как правило, вообще не упоминаются. В светском обществе серьезно деформировано представление об отцовстве. Между тем в церковной традиции рождение ребенка, особенно первого ребенка, является значительным событием в жизни мужчины, укрепляющим его любовь и формирующим у него ответственность за тех, о ком он Богом призван заботиться и ухаживать: ответственность за свою супругу и новорожденных детей, ответственность, которая, собственно, и делает мужчину мужчиной. Рождение человека не может рассматриваться лишь как физиологический акт изгнания плода из чрева матери. Это глубоко личностный процесс, к которому сопричастны оба супруга и который преображает их обоих. Поэтому считаю оправданной поддержку инициативы по развитию условий, создающих возможность присутствия отца при родах его ребенка. Материнство немыслимо без отцовства, питаемого чувством глубокой сердечной радости от того, что супружеская любовь божией милостью была воплощена в маленьком человеке.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.