СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "САМЫМ УБЕДИТЕЛЬНЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ЛЮДИ МОЛЯТСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ…".Из интервью телеканалу «Россия» — Ваше Святейшество, в годовщину Вашей интронизации я хочу напомнить нашим зрителям, как это было, и, глядя на эти кадры, я хочу Вам задать вопрос. Что Вы считаете своим главным свершением за истекший год, и было ли что-то, о чем, быть может, Вы сожалеете? — Я, конечно,
сожалею. Есть такое образное выражение, что в сутках лишь 24 часа. И я сожалею
о том, что очень не хватает времени — в первую очередь на то, чтобы читать и
думать. Патриарх должен обязательно думать. От Патриарха должны исходить идеи.
Он должен внимательно воспринимать все, что происходит в мире. А эта каждодневная
круговерть дел, к сожалению, переключает сознание с тех вопросов, которые, собственно,
и должны быть в первую очередь на повестке дня Патриарха, на вопросы как бы
второстепенные (но на самом деле не второстепенные). Поэтому я сожалею, но буду
стараться, потому что нуждаюсь в том, чтобы сопровождать свои размышления и
молитвы серьезным чтением. — Ваше Святейшество, Вы только что сказали, что не хватает времени для размышления над самыми главными вопросами. Все, однако, знают, что главная заповедь Христа — это любовь. Но как изменилась любовь за последние две тысячи лет, и изменилась ли она? — Я думаю,
что сейчас существует огромная цивилизационная проблема — я бы так ее обозначил
— в масштабах всего рода человеческого. Это полная деформация и искажение понятия,
которое связано со словом «любовь». Для меня как для верующего человека любовь
— это чудо и Божий дар, но дар не избирательный. Это не так, как таланты: одного
Бог одарил, и он стал музыкантом, другой — математиком, третий — врачом. Любовь
— это как воздух для всех. А уж дальше кто как может воспринимает этот Божий
дар. Один под солнцем может так облучиться, что в больницу попадет, а другой
укрепляет свое здоровье. Один чистым воздухом дышит, а другой делает все для
того чтобы загрязнить воздух промышленными отходами, так что люди вдыхают уже
не воздух, а заразу. Точно так же и с любовью. Это совершенно удивительный Божий
дар, потому что любовь сама по себе способна соединять людей. Все остальное:
наши таланты, наша самобытность, наши национальные, культурные и политические
различия — практически все работает на разъединение. В этом смысле кто-то может
сказать: «Странный Божий замысел о мире — откуда же столько различий, которые
работают на разъединение?» Да, действительно, это был бы странный замысел, если
бы не любовь, которая способна соединять людей. А то, что сейчас под любовью
подразумевается, — человеческая страсть, реализация этой страсти — к любви не
имеет отношения. Так разрушается это понятие. — И все же в мире есть, к сожалению, не только любовь. Благодаря телевидению миллионы людей ежедневно становятся свидетелями человеческих трагедий, терактов, смерти. Что может Церковь сказать людям, которые сталкиваются с трагедиями и смертью? Может ли она чем-то помочь? — Вообще
тема зла на телеэкране — это очень серьезная мировоззренческая проблема. Когда
в новостных блоках мы постоянно видим смерть, то происходит привыкание. Современное
человечество привыкло к картинам человеческого страдания. Если бы на человека,
жившего двадцать, тридцать, сорок лет назад, обрушился подобный информационный
ряд, наверное, психика бы не выдержала. Наверное, люди бы захотели встать со
своего места и побежать на помощь. Достаточно вспомнить, как люди помогали друг
другу после войны, делясь последним; как было развито чувство солидарности и
взаимной поддержки. Сегодня это чувство притупляется, и не в последнюю очередь
под влиянием того, что звучит слишком много рассказов о человеческих ужасах. — За последний год появился новый формат Ваших встреч с молодежью. Этот формат называется просто одним словом — стадион. Зачем Вам это? — Кто-то
из умных людей рассказал такую притчу. Человек прислонил лестницу к стене и
полез. Лестница длинная, местами соскальзывает, и человек напрягает все силы,
чтобы достичь цели, потому что там, наверху, он видит свою цель. Поднимается
на самый верх — и вдруг понимает, что не к той стене лестницу приставил. И состояние
такое, что готов сброситься с этой лестницы вниз — ведь потрачено столько сил,
столько энергии, столько времени... Вот что такое молодежь. Это тот возраст,
когда человек приставляет лестницу и по ней поднимается вверх. Это будет непростое
восхождение, и как важно, чтобы, достигнув вершины, он сказал: «Я в свое время
избрал правильный путь». — На встрече с молодежью в Витебске Вы цитировали французского физика и философа Блеза Паскаля. Позволю Вам предложить еще одну цитату из этого великого француза: «Есть только два типа людей: праведники, считающие себя грешниками, и грешники, считающие себя праведниками». Согласны? — Полностью
согласен. Могу еще одну цитату из Паскаля привести, конечно, не дословно: человека
нельзя сделать святым без благодати, а тот, кто сомневается в этом, не знает
ни что такое святость, ни что такое человек. Последнее утверждение очень важно,
оно перекликается с тем, что Вы процитировали. Человек имеет внутри себя склонность
к греху, об этом очень ясно говорит апостол Павел (см.: Римл. 7, 14-25). Притяжение
греха обусловлено тем, что человек не живет по Божиим заповедям. Наш отказ жить
по Божиему закону создает некую внутреннюю трещину в целостной природе человека.
Это как здание с трещиной: вот оно стоит и может долго простоять; а если тряхнет,
здание с трещинами падает. — Большинство людей в России смотрят на Церковь как на нечто родное. И все же — как бы Вы объяснили невоцерковленному человеку, зачем нужна Церковь? — Мы уже
говорили о талантах. Действительно, один рождается с талантом математика, другой
— с талантом врача, третий — еще с какими-то талантами. Один может быть ученым,
дипломатом или бизнесменом, другой не может, а верующим человеком может быть
каждый. Вера и дает человеку внутреннюю опору и способность строить свое счастье.
В сознании современной молодежи понятия счастья и веры сочетаются, может быть,
с большим трудом. Да, люди приходят в храм, им нравится наше литургическое искусство;
кроме того, у многих верующие родители, родственники или знакомые. И Вы правы:
у большинства людей уважительное отношение к Церкви. Но ту картину, которую
они видят в храме, им невероятно тяжело актуализировать и применить к своей
жизни, потому что у них нет собственного религиозного опыта. И для человека
существуют как бы две реальности: реальность в храме – одна картинка, а на улице
– другая. Другая картинка – это его жизнь. — Вы приглашаете людей в храм. Придет человек и увидит, как там люди молятся. Что для Вас молитва? — Все связано
с нашим предыдущим вопросом. Религиозный опыт осуществляется, в первую очередь,
через молитву. Без молитвы не может быть религиозного образа жизни. А что такой
религиозный образ жизни? Это не только сознание того, что Бог есть, — это ясное
понимание того, что Бог присутствует в твоей жизни. Он не где-то на небе, Он
не за горами, Он не в каком-то неведомом пространстве — Он рядом с тобой. И
у тебя есть две возможности. Можно сделать вид, что Бога нет, но от этого сам
факт не меняется. И есть другая возможность — попытаться вступить в отношения
с Богом, замкнуть цепь. Молитва — это и есть замыкание цепи между человеком
и Богом. Когда мы нажимаем на кнопку выключателя, мы замыкаем электрическую
цепь между источником питания и потребителем. То же самое происходит через молитву:
человек замыкает цепь и вступает в реальные отношения с Богом. Обращается человек
с просьбой к Богу и получает просимое. Какое доказательство бытия Божия может
быть сильнее? — Реальный современный человек может ходить в церковь лишь по воскресеньям. Естественно, следует молиться каждый день, но вспоминается присказка, которая родилась в свое время в США, что по воскресеньям человек верит в Бога, а по будням — в фондовую биржу. Не кажется ли Вам, что эта проблема актуальна и для России? — Для начала нам нужно достичь реализации первой части сказанного — чтобы люди каждое воскресенье в храм ходили. Я думаю, что уже это очень многое изменит. Но, действительно, есть проблема, которую я называю внутренней секуляризацией, внутренним обмирщением. Человек верит в Бога, признает необходимость молитвы, особенно в моменты стрессов, переживаний, болезней, неудачи, смерти близких; но жизнь засасывает, и происходит некое отделение сознания от этого религиозного опыта, переключение внимания на текущие проблемы, и начинает казаться, что все можно решить и без Бога. Глубочайшее заблуждение. Мы должны призывать Бога в помощь и при решении наших профессиональных задач. Это не значит, что Господь нам непременно увеличит счета в банке — сомневаюсь, что молитвой можно увеличить эти счета. Но Бог может удержать нас от ошибок, удержать от действий непорядочных и греховных. Вот мы говорили о катастрофах на дорогах. Ну как, выйдя из дома и сев за руль, не перекреститься и не сказать: «Господи, помоги»? А это значит, что между воскресеньем и воскресеньем появляется нечто, что является важным для духовной жизни человека. Приехал на работу: «Слава Богу, я добрался». Завершился день, пришли вы домой и, если день был счастливым, поблагодарите Бога за то, что все так сложилось. А если что-то было сделано неправильно, то следует проанализировать случившееся, а может, покаяться перед Богом. Это и есть религиозный образ жизни: когда мы постоянно ставим себя перед лицом Божиим и оцениваем с точки зрения Его заповедей, Его закона свои собственные поступки и свою жизнь. Беседовал Дмитрий Киселев |
||||||||
|
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты" Design by SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002. |
||||||