ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

          – По закону Церковь отделена от государства, но на данный момент Русская Православная Церковь активно старается влиять на общественную жизнь. Почему?

          – Православная Церковь не занимается политикой и не влияет на жизнь в смысле каких-то политических направлений. Церковь имеет свое предназначение – нравственно влиять на людей, живущих в нашем обществе, и воспитывать их, чтобы направить на путь спасения, на путь в Царство Божие. Церковь и люди церковные стараются помочь окружающим обрести истину, которая ведет нас к вечной блаженной жизни.
          Как пишется в Евангелии, мы не от мира сего – мы думаем не о чем-то земном, не об утехах и благополучии, а о небесном, о вечном, о блаженном. И если кто-то из людей, находящихся у власти или состоящих в какой-либо политической партии, стал верующим, конечно, этот верующий политик, власть несущий человек уже совершает служение в политической и во властной жизни на основе своей веры – он проводит в своей жизни и деятельности те идеалы, ценности, к которым нас призывает Православие. Он уже более трезво смотрит на жизнь, видит все проблемы и старается что-то исправить на основе не только светских законов, но на основе еще законов Божиих, законов нравственности.
          И когда такой человек начинает поступать по-христиански, начинается противостояние: «почему он лезет со своими законами Божиими и пытается как-то преобразить светскую жизнь?». Так получается, потому что общество еще не поняло, что пока мы не возвратимся к Закону Божиему, пока не будем жить по заповедям Божиим, нам сложно будет преодолеть трудности в нашей жизни – бандитизм, убийства, жестокость, кровопролитие и нравственную распущенность.
          Никакими светскими законами их победить невозможно – их можно победить только тогда, когда общество постарается жить по заповедям Божиим и определять прерогативой своей жизни нравственные ценности, чтобы создать особую атмосферу нравственной жизни. И тогда греховные светские дела окажутся как бы на втором плане и совсем, может быть, исчезнут. Вот к этому нужно стремиться.
          И чем больше будет у власти людей с глубокой верой, со страхом Божиим, с любовью к Богу и к ближнему, тем скорей они смогут на своих местах создать атмосферу добра, благожелательности, честности, добросовестности, что приносит много радости всем. Что в этом плохого?
          Некоторые говорят, что Церковь влияет на политику. Нет, она просто показывает, указывает путь, который должен избрать самостоятельно и добровольно каждый человек. И если человек изберет путь добра, то это добро он будет нести везде, где бы он ни был: в политике, во власти... Я думаю, это хорошо, если мы будет проводить в жизнь добро, а не зло.

          – Я не понимаю такого термина, как прелюбодеяние. Что является прелюбодеянием: моральная измена второй половине или физическая, или все это в совокупности?

          – Слово «прелюбодеяние» предваряет приставка «пре-», это означает «что-то превосходное». Любодеяние есть грех блуда, а прелюбодеяние есть блуд в большей мере и большей степени тяжести греха. Любодеяние – это когда человек совершает грех блуда вне брачного союза, то есть до брака, он свободен; но по учению нашей Церкви и Божиему благоволению, по нашим каноническим правилам это грех большой – когда человек до брака вступает в подобные отношения, не будучи зарегистрированным, венчаным.
          К сожалению, это стало сейчас очень модно и для многих едва ли не норма жизни. А это большой грех – я бы сказал, смертный – грех блуда.
          А если человек вступил в брак и имеет уже законную жену и еще ищет на стороне другую, или, наоборот, другого – это блуд в превосходной степени – грех прелюбодеяния. Тяжелейший грех, приносящий очень много вреда душе человека.
          Конечно, человек, совершающий эти грехи, поначалу думает, что это просто наслаждение, удовлетворение своих страстей, и больше ничего. На самом деле за собой этот грех несет огромные страдания, болезни, терзания души и тела. И это не случайно, потому что действительно грех этот очень тяжел.
          Грехи прелюбодеяния и любодеяния начинаются с души человеческой, из нашего сознания, из наших мыслей, а потом развиваются и переходят к совершению собственно греховного дела. Конечно, нужно понимать, что человеческое существо испорчено грехом, и влечение к противоположному полу, казалось бы, естественно. Но человек должен быть внимательным к себе, чтобы это влечение не приобрело такую силу, когда человек не может владеть собой. Особенно часто это бывает в брачном союзе, когда человек живет уже с законной женой, c законным мужем, имеет детей. Это, к сожалению, часто встречается в современном обществе, когда одна из сторон не внимательна к себе и допускает влечение к постороннему человеку. Возникает такое сильное влечение, что человек не может уже владеть собой и уходит жить к другой или к другому. Иногда говорят, что это «самая сильная любовь», что человек «никогда раньше подобного не чувствовал» – это обман в высшей степени, потому что грех прелюбодеяния никакого отношения к высокому понятию любви не имеет! Это просто большое искушение диавольское – когда естественное влечение приобретает силу греховную. К этому еще примешивается и вражеская диавольская сила, которой человек не смог противостоять.
          Потом, конечно, пыл проходит, человек видит, что он ошибся, что был неправ, совершив страшный грех, но... искушение уже совершилось. Бывает, что человек вновь возвращается в свою семью, супруги друг друга прощают и продолжают совместно жить дальше. Бывает, что по своей гордыне человек не хочет этого делать, и это очень плохо.
          Поэтому очень важно понимать, что влечение друг к другу еще не любовь – это греховность самоудовлетворения. И человек должен понимать: если так предаваться своему влечению, то каждый день можно найти другого кандидата и опять сказать, что это «самая настоящая любовь, которой еще никогда не случалась». Это самообман – постоянный и бесконечный. Поэтому человек должен уметь себя ставить в определенные границы, чтобы не допустить такого глумления над собой, не допустить измены, предательства своих близких и родных.

          – Я бы хотела узнать, каково официальное отношение Церкви к игральным и гадальным картам, и можно ли гадать на картах. Спасибо.

          – Как-то в Стамбуле, в прошлом – Константинополе, я зашел в константинопольскую Софию. И там экскурсовод, православная, хотя живет в Турции, рассказала нам интересную вещь. На фресках, которые сохранились чудом на стенах этого величественного константинопольского собора Софии, она показала нам некоторые символы нашей Церкви и сравнила их с изображениями на игральных картах.
          Получается, что символика нашей Церкви – и орудие страданий Христа Спасителя – Крест, и другие символы изображены на картах. Получается, что мы, играя в карты, как она объясняла, глумимся над этими символами, которые имеют глубокий смысл. Ведь Господь и копьем был пронзен, а «пики» и есть символ копья, а «трефы» – символ креста. Они все – символы нашей веры, а люди, играя в карты, глумятся над ними.
          Если есть желание во что-то поиграть, не надо забывать, что есть много интересных безобидных игр, не задевающих святыни Церкви. Поэтому, я думаю, у человека, который попользовался картами, все-таки в душе есть какое-то сомнение, что это не совсем правильно, неспасительно и неполезно. И для того чтобы свою душу успокоить, лучше всего совсем исключить карты из своей жизни – есть и другие, более правильные способы проводить свободное время.

          – У нас в храме ставят компьютер. Как Вы к этому относитесь?

          – Сейчас такие времена, когда требования контролирующих органов нашей власти намного повысились. Они требуют, например, сдавать документы отчетности строго в электронном виде – хотим мы этого или нет. Конечно, было лучше, как в прежние времена – написали от руки и сдали отчет. Но сегодня требуют, чтобы мы сдавали всю документацию через компьютерные программы.

          – Владыка, в течение многих лет я являюсь прихожанкой одного храма. Однако по работе мне так много приходится общаться с людьми, что участвовать в приходской жизни у меня нет никакого желания. Иными словами, в храм я прихожу только на богослужения, жизнь прихода и других прихожан меня не интересует. Правильно ли я поступаю?

          – Это хорошо, что человек ходит в церковь регулярно, как это и положено каждому христианину – в воскресные и праздничные дни быть на службе и молиться, почитать тот или иной праздник. Но мы должны сейчас уже поменять свое отношение к храму: не только приходить, но еще и быть полезными приходу, не просто быть «захожанкой» – помолилась и ушла, а быть прихожанкой: участвовать в жизни прихода, что-то делать.
          Мы потеряли хорошие традиции, которые сохраняли даже в советское время – мы собирались вместе, работали, совместно перед праздниками убирали храм, прибирали территорию; не отказывались, когда священник попросит оказать какую-то помощь ближним, немощным, болящим и так далее.
          Нужно проявлять свое христианство не только в том, что ходишь в Церковь, на этом не надо останавливаться, надо дальше идти, развиваться и совершенствоваться, приступить к второму этапу духовного и церковного развития – когда становятся настоящими и полноправными участниками жизни прихода, когда прихожанин приходит в храм и знает всех, кто вместе с ним приходит в церковь, знает их состояние, нужду, заботы, проблемы, помогает их решать. На приходе должна быть единая семья. И отдельные приходы уже приходят к таким братским и сестрическим встречам, организуют работу по оказанию помощи нуждающимся и болящим.

          – Я неоднократно в православной литературе читала, что когда деньги на улице находишь, поднимать нельзя. Так ли это?

          – Я думаю, можно их поднимать. Если вы смотрели, скажем, на копейку, то на ней изображен великомученик Георгий Победоносец – великий святой нашей Церкви. Если вы эти копейки соберете и не будете бросать куда попало – это будет добрым делом, благоговением к нашим святыням.
          Может быть, вам эти копейки не нужны, но можно их подать нуждающимся – в то же время мы избавим святыню от глумления, от поношения.

          – Скажите, пожалуйста, как отделить грех от человека? Любить человека или ненавидеть грех, который есть в нем? Это так трудно, я стараюсь, но у меня не всегда получается.

          – Действительно, мы должны любить всех людей, но ненавидеть грех, который совершает человек в своей жизни.
          Когда мы стараемся жить благочестиво и богоугодно, то всегда замечаем в себе свои грехи, слабости и немощи. Мы знаем, как тяжело бывает нам самим избавиться от греховной привязанности, греховной наклонности, как много трудов надо прилагать, чтобы хотя бы приостановить тягу и действие того или иного греха в нашем сердце.
          И когда какие-то греховные действия мы видим у другого человека, то должны сразу увидеть себя: «Я то же самое делаю, в те же ситуации попадаю, а бывает, еще хуже, чем кто-то из близких». Тогда мы не будем ненавидеть человека, а будем ненавидеть грех, зная, какой он мерзкий и как трудно с ним бороться. И будем даже, наоборот, жалеть человека и сочувствовать его состоянию, помогать ему избавиться от греховных наклонностей.

Беседовал Илья ЮКОВ

Расшифровка аудиозаписи - Лидия ЕЖКОВА

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.