ДОКЛАД АРХИЕПИСКОПА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО И ВЕРХОТУРСКОГО ВИКЕНТИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЯХ.

Екатеринбург, 28 января 2010г., "Информационное агентство Екатеринбургской епархии".

Доклад Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского на пленарном заседании I направления XVIII Международных Рождественских образовательных чтений "Катехизация и таинства Церкви"

          Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, честные отцы, дорогие братья и сестры!
          Более 20 лет отделяет нас от того периода, когда Русская Православная Церковь в условиях прекращения гонений получила необходимую свободу и возможность просвещать и крестить. Тогда это воспринималось как чудо, вызывало радость по поводу возрождения Православия в нашем Отечестве.
          В Церковь пришли тогда сотни тысяч, миллионы людей. Многие из них полностью связали с Церковью всю свою жизнь, стали священниками, монахами, церковнослужителями. Их трудами восстановлены и построены вновь храмы и монастыри, Церковь стала важнейшим участником общественных процессов. Их усердием ныне открываются многочисленные духовные учебные заведения - училища, семинарии, академии. Церковь активно представлена в современном информационном пространстве. Постепенно укрепляется институт военного духовенства, организовано плодотворное сотрудничество с армией, милицией и другими силовыми ведомствами. Церковь активно взаимодействует с высшими учебными заведениями: проводится совместные мероприятия, осуществляются различные проекты. Одним из знаменательных событий является начало эксперимента по введение в общеобразовательных школах предмета "Основы православной культуры".
          Но одновременно мы являемся свидетелями умаление духовной жизни, разгула страстей и падение нравственных устоев в окружающем нас мире, в нашем обществе. Почему это происходит? Как можно изменить ситуацию, которая угрожает самому существованию нашего Отечества? Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так отвечает на эти насущные вопросы: "Я не вижу другого пути для духовного возрождения нашего народа, кроме как перевести религиозный фактор исключительно из сферы фольклора, культуры в сферу реальных размышлений, в сферу реального творчества, чтобы религиозные истины помогали человеку справляться, в том числе и с кризисными явлениями, которые существуют в современной цивилизации и которые наверняка не исчезнут из этой цивилизации с окончанием текущего экономического кризиса. Другими словами, сегодня, чтобы сохранить себя, свою страну, свою культурную самобытность, чтобы нас не раздавил информационный поток, мы должны научиться сопрягать свои убеждения с реальностью".
          До XX века религия была неотъемлемой частью повседневной жизни каждого: общество и государство не спрашивали человека, верует ли он, просто предполагалось, что человеку естественно верить, а неверие понималось как своего рода неестественное состояние души, обусловленное безнравственным поведением. Именно поэтому исторически сложилось так, что у Русской Православной Церкви не было опыта системной подготовки ко Крещению и другим Таинствам. Церковь сразу по Крещении Руси сделалась государственной, что способствовало воцерковлению всей культуры, люди жили в атмосфере христианских ценностей, естественным образом воцерковлялись с младенчества.
          Однако именно тогда стали проявляться первые негативные тенденции. Уже в 1716 году выходит царский Указ который предписывал, чтобы люди всех чинов "у отцов своих духовных исповедывались повсягодно", а на нарушителей священниками подавались "имянные росписи" губернатору, налагавшему на них штрафы. То есть в обществе, где Православие было государственной религией, у слишком многих людей уже не было живого религиозного чувства, стремления трудиться над душой своей, прибегая к Таинствам Церковным! В 1737 году это требование подтверждается.
          Почему это происходило? Вот что об этом проблеме говорит Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "Можно прочитать много умных и полезных книг, но если у человека не сформировался свой собственный религиозный опыт, он не сможет быть эффективным в служении Церкви, его слово не будет убедительным, потому что если священник, даже получивший академическое образование, не имеет собственного глубокого внутреннего религиозного опыта, он будет говорить людям в проповедях не свои, а чужие мысли, он будет просто пересказывать то, что выучил. И народ это чувствует. Самое сильное слово - то, которое преломляет, отражает внутренний духовный мир проповедника".
          В ХХ веке ситуация обострилась до предела. Россия первой испытала натиск не просто атеистической доктрины, а прямого богоборчества. При этом среди первых и ярых гонителей Православия на государственном уровне был Владимир Ульянов (Ленин), у которого по Закону Божьему в симбирской гимназии была оценка "отлично".
          Последующее семидесятилетнее отчуждение нашего народа от христианской традиции, не прекращавшиеся, хотя и менявшие свою внешнюю форму, гонения искореняли даже какую-либо возможность проповеди и подготовки человека к принятию Крещения. Так называемое советское общество стремилось жить только светской жизнью и, одновременно, стремилось вытеснить верующего человека из своей среды. В последние десятилетия XX века в силу активного влияния атеистической идеологии нормальным признавалась уже не вера, а неверие.
          Эта тенденция сохраняется до сих пор, она все еще не преодолена, не смотря на все вышеприведенные перемены в жизни нашей Церкви, и поэтому многие скрывают свои Христианские убеждения, а тем, кто решается жить по заповедям Божиими открыто, необходимо невероятное мужество и крепкая вера. В итоге с горечью приходиться отмечать, что в народе нашем, даже среди церковных людей утрачена потребность поделиться радостью Благой вести, радостью жизни в Боге!
          Показательно, что в современном мире религию уже не отвергают открыто, но всячески пытаются изгнать из публичной сферы - чаще всего её представляют как исключительно "частное дело человека", не имеющее никакого отношения к его общественной, политической и культурной жизни.
          Еще страшнее то, что многие верующие поддаются духу времени, находя такой образ жизни вполне приемлемым. Такая позиция и устроение жизни происходит потому, что люди ищущие решения своих проблем у Церкви, не встречают среди церковных людей горения Веры, свидетельства духовной жизни, выражаемое в отказе от соблазнов мира сего. Поэтому когда новый человек приходит в храм, часто ради земного благополучия, то он так и остается на уровне потребительского отношения к Церкви. В этом в первую очередь наша вина. Для того чтобы изменить такое положение вещей нам необходимо поставить в основание всякого служения - слова Господа и Спасителя нашего: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6:33).
          За решением различных задач по восстановлению храмов, выстраивания взаимоотношений с обществом и государством, мы не должны упускать из виду главную задачу - создание крепкой христианской общины, способной свидетельствовать своей жизнью о своем опыте жизни с Богом. Сегодня зачастую в церковных общинах сильно обрядоверие, замкнутость, позиция индивидуального спасения, прихожане не знают, как зовут друг друга. Атомизация церковного общества свидетельствует о том, что таинственная жизнь не стала центром духовной жизни человека. Современный христианин зачастую не только не может свидетельствовать своей жизнью о своей вере, но и не имеет ясного понятия о ней, не говоря уже о христианском мировоззрении. И как результат мы видим отсутствие единства, невозможность противостоять вызовам современности, которые требует консолидации всех нравственных сил общества.
          Потому таким актуальным является призыв Святейшего Патриарха Кирилла, который отмечает: "Данные статистических опросов показывают, что подавляющее большинство жителей нашей страны в той или иной степени ассоциирует себя с Православием. Это является их свободным личным выбором. Конечно, факт принадлежности к Церкви по Крещению не отменяет необходимости воцерковления, индивидуального осмысления своего места в церковной общине. Привлечение верующих к более активной церковной жизни в настоящее время составляет одну из главных задач нашей пастырской работы".
          Таким образом, сегодняшней главной задачей является помочь братьям и сестрам нашим, как еще пребывающим за церковной оградой, так и тем, кто крестился, но еще не живет полноценной православной жизнью, обрести живой религиозный
          - опыт Богообщения,
          - опыт молитвы,
          - опыт благоговения перед святыней,
          - опыт исполнения заповедей Божиих,
          - опыт дел добра и милосердия к ближним,
          - опыт свидетельства, живого рассказа окружающим о той великой радости, которую дает человеку жизнь в Церкви Христовой.
          То есть сегодня, как никогда, важно не просто просвещать народ, а организовать полноценное и последовательное научение основам Веры и жизни в Церкви. Такая деятельность в истории Церкви получила название "катехизация". Понятием "катехизация" в церковном языке выражается "образ учения", который приводит интересующегося христианством к основным догматическим истинам Церкви, к духовной жизни в Боге, отречению от греховной жизни уже до принятия таинства Крещения. Об этом говорит Апостол Павел в своем послании к Римлянам: "Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности." (Рим. 6:17,18).
          Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что главной задачей для нашей Церкви в области катехизации является создание (в кратчайшие сроки) общецерковной, эффективной системы подготовки ко Крещению и дальнейшего воцерковления. Человек, готовящий к Святому Крещению должен умом и сердцем понять и принять Крещальные обеты, которые он будет давать во время участия в Таинстве, понимать от чего он отрицается, с Кем сочетается и какую обязанность он принимает на себя - обязанность необходимости жизни в Боге после Крещения. Необходимо привить оглашаемым любовь к церковной жизни еще до Крещения: они должны посещать Богослужения в праздничные и воскресные дни, совершать дела милосердия, стремиться всей своей жизнь свидетельствовать о своей Православной вере. Надо дать людям знание о грехах и страстях, которые им предстоит преодолевать каждодневно на пути к спасению. Еще более важно направить их в стремлении к добродетелям, которые дают нам возможность противостоять козням дьявольским.
          С другой стороны, мы видим, что порой наши братья и сестры, имеющие опыт молитвы, с благоговением прибегающие к Таинствам, к сожалению, не обладают настоящими знаниями об учении Церкви по самым простым, казалось бы, вопросам. Поэтому катехизация должна охватывать всех прихожан.
          Для решения этой двуединой задачи необходимо развивать основные области церковной жизни, которые определяют весь строй церковного образования, церковного просвещения и устроения самой жизни в Церкви.
          Катехизация - должна стать делом всей церковной общины, особенно в наше время - это дело в большей степени мирян. В истории Церкви именно община являлась источником миссионерского служения, средой духовного научения и просвещения. Полноценное воцерковление мирян невозможно без участия в общинной жизни.
          Воцерковление - это жизнь в общине, поэтому нам необходимо постоянно повышать значимость общинной жизни, защищать ее от проникновения духа индивидуализма, закрытости, сепаратизма и сектантства в любых его проявлениях. Создание общин в приходах требует самоотверженного терпеливого пастырского труда в первую очередь с каждым служащим и работающим при храме, а затем с их помощью и со всеми прихожанами. Катехизация призвана помочь человеку в обретении своего места в Церкви, в развитии его духовной жизни и в осознании собственной ответственности за жизнь церковной общины.
          Особая роль принадлежит церковной школе, одной из составляющих приходской общины. Из общины выходят педагоги, в ней наполняется внеучебная часть жизни школы. Цель церковных школ - провести детей по спасительному пути, вырастить их в любви, помочь в воцерковлении. В одном классе мы встречаем детей глубоко верующих, а рядом - тех, кто еще проходит катехизацию. Научение Закону Божию необходимо и для детей, и для их родителей, и для учителей. Вопрос спасения детей - это и вопрос личного спасения педагога, обретающего в школе место своего церковного служения. Приходская школа преподает своим ученикам Евангельский идеал. Здесь преподаются начала православного вероучения и закладываются основы духовной жизни, здесь воспитываются христиане, готовые преображать мир. Воспитанники церковных школ должны быть научены твердости веры, умению противостоять соблазнам мира, мужеству не сдавать позиций Церкви. Об этом много размышлял митрополит Антоний Сурожский: "Я совершенно уверен, что заниматься детьми может всякий человек, который их понимает и может им передать свою веру - не только головные, умственные знания на религиозные темы, но горение собственного сердца и понимание путей Божиих".
          Развивая катехизацию в современных условиях, мы должны всегда помнить и следовать соборным решениям нашей Церкви. Сегодня мы не можем полностью повторить древний опыт катехизации, но новые формы и методы оглашения мы должны открывать только через изучение и глубокое знание святоотеческой традиции во всей ее глубине и разнообразии.
          О содержании катехизации в Древней Церкви свидетельствует текст 7 книги Апостольских постановлений, где говориться: "имеющий огласиться словом благочестия прежде крещения да будет наставлен в ведении о Нерожденном, в познании о Сыне Единородном, в убеждении о Святом Духе. Пусть изучит порядок различного творения, пути промысла, суды различного законоположения. Пусть узнает, почему создан мир, и почему человек поставлен господином мира. Пусть изучить природу свою какова она есть... Сие и согласное сим пусть изучает во время оглашения приходящий".
          В "Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы" указывается на каноническую недопустимость (за исключением особых случаев) Крещения без предварительной катехизации. Крещение без оглашения запрещается 78 правилом VI Вселенского Собора и 46 правилом Лаодикийского Собора.
          В то же время, не упуская ничего ценного из святоотеческого огласительного наследия, нам надо стремиться к созданию новых катехизических методик и пособий, учитывающих изменения, произошедшие в обществе. Именно с таких позиций необходимо разрабатывать систему подготовки кадров для катехизаторской работы. Об этом ярко сказал Святейший Патриарх Кирилл:
          "Поэтому сейчас очень важный момент - мы должны говорить миру Божию правду так, чтобы эта Божия правда была услышана. Но для этого нужно научиться так говорить, а наш язык бывает очень заскорузлым, мы до сих пор предпочитаем говорить схоластическими схемами: и в проповеди, и общаясь с людьми".
          Надо сказать, что проблема развития катехизации вызывает сегодня много вопросов. Приведу лишь некоторые из них, связанные с процессом развития длительной катехизации на приходе, которые активно обсуждаются в нашей епархии:
          - Чем отличается катехизация в больших городах от катехизации на селе и в деревне?
          - Какие формы катехизации возможны на предприятиях, в Вузах, в общеобразовательных школах, для того чтобы потом ввести катехуменов в церковную жизнь конкретного прихода?
          - Какое количество времени должна длиться подготовка ко Крещению?
          - Как организовать длительную подготовку ко крещению если священник один на приходе?
Все эти вопросы и многие другие требуют скорейшего соборного осмысления и ответа. Надеюсь, что этой благой цели послужит наше сегодняшнее обсуждение. Когда мы начинаем нашу церковно-просветительскую деятельность, то каждая методика или форма преподавания должны обсуждаться соборно и нужно смиренно принимать экспертное заключение от своих собратьев, имеющих подобный опыт. С своей стороны, должен сообщить, что в течение последних двух лет в нашей Екатеринбургской епархии проведено несколько круглых столов и конференций, на которых обсуждались поставленные вопросы и с выводами, к которым нам удалось прийти, мы познакомим Вас на секциях первого направления.
          Подводя итог сказанному, считаю необходимо отметить 3 основные задачи, которые должны быть решены в процессе подготовки человека к участию в таинственной жизни Церкви:
          Первое: в процессе катехизации необходимо открыть человеку живое слово Евангелия, так чтобы он стал соизмерять свою жизнь с жизнью Спасителя;
          Второе: в процессе катехизации необходимо сформировать у слушающего христианское мировоззрение, укорененное в Священном Писании и догматических основах Православия, явленных, прежде всего в Символе Веры;
          Третье: в процессе катехизации необходимо помочь человеку войти в живой опыт церковной жизни.
          При этом мы должны глубоко осознать, что наше свидетельство о Христе, наш опыт встречи с Богом, опыт нашего воцерковления, решения сложных и часто запутанных личных проблем - ощутимая в своей жизни милость Божия, поэтому наш духовный опыт является приоритетным в деле катехизации. Потому будем поступать по слову Мужа Апостольского священномученика Поликарпа Смирнского: "Будем сперва учить самих себя поступать по заповеди Господней, а потом и детей воспитывать в страхе Божьем".

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.