РАСШИФРОВАН ТЕКСТ НА ИКОНЕ-ЭПИТАФИИ.

Увеличить          Екатеринбург, 23 ноября 2009г., "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". 18 ноября - день кончины игумении Таисии, основательницы и первой настоятельницы екатеринбургской Ново-Тихвинской обители. В 1826 году, когда игумения отошла ко Господу, сестры испытывали такую скорбь о своей духовной матери, что изобразили прощание с ней на необычной картине, которая может рассказать о матушке Таисии больше, чем любой исторический документ.
          Картина эта, названная искусствоведами "иконой-эпитафией", написана не на дереве или холсте, как это чаще всего бывает, а на меди, по редкой, ныне утраченной технологии. Где находилась она в монастыре - неизвестно, можно предположить, что в настоятельских келиях.
          Сестры возрожденной в наши дни обители узнали о ней случайно: изучая альбом с работами уральских мастеров. Одна из насельниц, которая несет послушание в церковно-историческом монастырском кабинете, заметила необычную иллюстрацию. Подпись к ней заинтересовала еще больше: "Прощание сестер обители с игуменией Таисией и вид Ново-Тихвинского монастыря". Рядом значилось: икона-эпитафия находится в запасниках Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
          Так в летописи обители появилась еще одна нить, связывающая современных сестер с теми, которые видели основание Ново-Тихвинского монастыря. И тексты, и живописные изображения иконы-эпитафии стали настоящим открытием для монастырской истории.
          В верхней части изображен план Ново-Тихвинского монастыря, самый ранний из всех дошедших до нас. Насельницы изобразили обитель необыкновенно подробно: можно различить зубцы чугунной ограды, деревья возле монастырского собора и даже монахинь, возвращающихся с богослужения в Успенском храме.
          Прощание с матушкой Таисии тоже запечатлено с удивительной точностью: видимо, память сестер сохранила все, самые тонкие детали скорбных минут прощания. Казначея монахиня Серафима держит игуменский посох и четки почившей, помощница настоятельницы и ее будущая преемница, игумения Александра, опустилась на колени в изголовье. У нее в руках блюдо с золотым наперсным крестом матушки Таисии, пожалованным ей Императором Александром. Рядом за чтецким аналоем стоит еще одна сестра, в руках у нее - раскрытая Псалтирь. С другой стороны, в ногах почившей настоятельницы - еще несколько монахинь и священники монастыря.
          Особенную важность представляли для сестер тексты, помещенные на иконе-эпитафии. Для того чтобы расшифровать их, потребовалось немало усилий: буквы довольно мелкие и сильно повреждены, кроме того, составлен текст на церковнославянском языке. Расшифровку удалось выполнить специалистам из археологической лаборатории исторического факультета Уральского государственного университета. После расшифровки текст с иконы, на первый взгляд небольшой, занял четыре печатные страницы.
          Когда, наконец, сестры узнали, что передали им столь необычным образом их предшественницы, жившие два столетия назад, стало понятно: для монастыря эти тексты - настоящее сокровище. Здесь было и описание императорских даров, пожалованных игумении Таисии, и ее жизнеописание.
          Именно из этого текста сестры узнали, когда именно скончалась и была погребена игумения. Благодаря этому сейчас они могут особо чтить ее память и совершать в день ее кончины заупокойные богослужения. Стало известно и точное место погребения первой настоятельницы: напротив алтаря старейшей монастырской Успенской церкви (на сегодняшний день этот храм еще не передан обители).
          Но самым главным открытием для современных монахинь стало отношение к матушке Таисии ее духовных чад. Редко можно встретить такую скорбь о почившей настоятельнице, какая была у сестер.
          "Сих монахинь написаны сии плачевные причеты по духовной матери своей" - так начинается повествование о кончине матушки Таисии и ее погребении, которое продолжается как торжественный гимн усопшей. "О, достопамятная матерь Таисия, не видим ныне подобных тебе. Воистину была еси земной ангел, небесной человек. О, лоза истинная, о, леторосля масличная, о, изумрюта самоцветная, твоими неусыпными потами и многими трудами преславно процвела пустыня сия, яко крино Господне". В этих строках - то, что нельзя найти ни в официальной переписке, ни в отчетах о хозяйственной деятельности, ни в исторических описаниях…
          Прочитав эти "причеты", каждый может понять, что игумения Таисия - не просто основательница монастыря с хорошими организаторскими способностями и предприимчивым умом. Нет, для сестер она была "возженной свещой", "духовным бисером", "теплой молитвенницей", "духовной наставницей", которая "матерскою любовию духовною поучала от златых уст, и от медоточного языка услаждала спасительным наставлением".

Увеличить
Увеличить

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.