ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

          – Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
          Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.

          – Бог благословит всех нас; и Божией помощи.
          – Владыка, один из догматов Православия – учение о Триединстве Бога, из него следует, что в Боге-Отце всегда обитают Сын и Святой Дух. Аналогично в Сыне всегда присутствуют Отец и Дух Святой. В связи с этим вопрос: чем можно объяснить последние слова Иисуса на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой, отчего Ты Меня оставил?» Если Сын и Отец неразрывно связаны непостижимой для людей, но постоянной божественной связью, то зачем эти слова?
          – Нужно понимать, что Господь наш Иисус Христос был Богочеловеком. И в этих словах «Боже Мой, Боже Мой, отчего Меня оставил» – человеческая сторона Господа нашего Иисуса Христа. Он почувствовал богооставленность, которую чувствовали и наши подвижники, которые несли свой подвиг и на этом пути переживали времена, когда Господь попускает человеку почувствовать, что значит быть с Богом и что значит быть вне Бога или далеко от помощи Божией. Тогда человек больше понимает, что такое Божественная милость. Но на Кресте, как мы видим из Евангельского повествования, Господь проявил именно Свою человеческую сторону, которая всегда проявлялась в жизни Христа Спасителя: Он алкал, Он жаждал, Он спал на корме корабля и т.д. И это нужно понимать. А что касается единства Трех Лиц, то по определению Вселенского Собора, эти Лица соединены между собой неслитно, нераздельно, неразлучно. Это великая тайна Божия, которую мы не до конца понимаем, но это догмат, который определили наши святые отцы. И мы должны именно так его объяснять.
          – В чем различие между Божиим промыслом и Божиим попущением? В Писании сказано: «все, что делается по воле Отца…». В таком случае как определить, когда человек действует по Его воле, а когда по Его попущению? Скажем, Россия начала XX века – сплошное благолепие: в каждом селе храм, в городе их десятки. На троне – Божий помазанник, христолюбивое воинство окормляют полковые священники. И вдруг все это рушится. И нам говорят: это кара Господня за грехи ваши. Стало быть, Ленин – это орудие кары Господней? Божий меч?
          – Действительно, в жизни нашего общества мы усматриваем, что человечество, общество в дореволюционные годы находились в состоянии нравственного, духовного падения, хотя у нас были и школы, и храмы, и большие возможности, очень сильная система образования – в школах преподавался Закон Божий и т.д. Но было охлаждение к вере: люди не ходили в церковь, не участвовали в богослужениях, в таинствах церковных, охладели к добродетельной жизни, совершали служение или проявляли веру для вида... Глубокого раскаяния не было. Нужно еще помнить слова святых угодников Божиих, которые предупреждали, и очень строго, грозно предупреждали, что грядут на Россию большие испытания, если общество наше не изменится. И святой праведный Иоанн Кронштадтский, и другие угодники Божии предупреждали, но народ, к сожалению, не услышал гласа Божия, вещающего через Его святых угодников. И за отступление от веры Христовой было попущение таких испытаний.
          В этом горниле испытаний многие наши соотечественники, можно сказать, в последний час проявили особую любовь к Богу, к Царству Небесному, особую ревность к славе Божией, и испытали много унижений, оскорблений, гонений, мучений за Христа, и сподобились мученического венца. Так что все, что было совершено в годы лихолетья у нас, с одной стороны – вразумление, с другой стороны – пополнение числа святых угодников Божиих. Наше Отечество в это время приобрело многих мучеников, новомучеников и исповедников Российских, чего не было до этого периода. Они были, но очень мало, в большинстве своем это были преподобные, святители, юродивые ради Христа, а вот святых мучеников было меньше. Хотя была ослабленность, расслабление, но когда начались искушения, люди твердо встали на позиции веры и церковной жизни и очень претерпели, так что число верующих, число святых пополнилось в Царстве Божием этими страданиями.
          Конечно, это попущение Божие за грехи. Когда человек впадает в грех, Господь вразумляет разными способами, средствами, но когда человек не вразумляется, Господь попускает некоторые искушения, испытания, которые нас должны вразумить. Благо, если мы вразумимся этими испытаниями, оставим свои греховные дела и будем идти по пути веры и добра.
          Сейчас тоже много знаков Божиих. Много известий о наводнениях, землетрясениях, военных действиях, о других катаклизмах в жизни общества. Это тоже нам предупреждение: зло доминирует в какой-то степени над добром, оно имеет свое воздействие на окружающую среду. И, как написано в Священном Писании, природа «стенает и мучается», и это мучение и стенание проявляется в мире через катаклизмы. Нас Господь предупреждает, чтобы мы внимательней были к своей жизни – соответствует ли она жизни христианской, евангельской? Соответствует ли высокому званию православного христианина? Живем ли мы по-христиански? Исполняем ли обеты, данные при Крещении? Ведь мы при Крещении дали обеты, что отрекаемся от диавола, от всех дел его и сочетаемся со Христом. Нам нужно посмотреть на свои дела, поступки, на мысли и чувства, на желания. Если они богоугодны, если они идут от благочестивого сердца и от желания делать добро по евангельскому учению, то мы выполняем волю Божию. Если же мы делаем дела, противоположные евангельскому учению, значит, мы идем по пути исполнения воли диавола. И, конечно, это плохо – мы нарушаем обет, данный при Крещении, и выполняем дела диавольские... Если мы их выполняем, значит мы на ложном пути; если дела Божии совершаем – мы на правильном пути. Чтобы не было таких горьких вразумлений для нас, мы должны исправить свою жизнь, ходить в церковь в праздничные и воскресные дни, и сделать это правилом жизни.
          Сегодня был праздник в честь святого Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил – мы почитаем сегодня весь ангельский мир. Это сила Божия, которая дана нам, чтобы помочь в нашей жизни. Это ангелы-хранители, ангелы-спутники, помощники, которые помогают нам в нашей жизни. Но мы не пользуемся, к сожалению, этой силой Божией, мы не знаем даже о них. Праздник прошел, но многие из наших верующих не ходили в церковь в этот день и не почтили память святых ангелов Божиих, не поблагодарили их за то, что они нас хранят, утешают, помогают нам, воодушевляют нас. Незаметно для нас, но мы чувствуем, что есть какая-то радость, возвышенное состояние души. Это Господь посылает нам через Своих ангелов, а мы, к сожалению, ангельский мир мало почитаем. Но если мы хотим иметь таких помощников, заступников, утешителей, хранителей нашей жизни, то, конечно, мы должны прийти один раз в году в церковь и почтить их. Конечно, своему ангелу-хранителю каждый день нужно молиться, чтобы он хранил, помогал. Тогда проявляется на нас Промысел Божий, когда мы откликаемся на Его зов, ходим в церковь, почитаем угодников Божиих, ангелов-хранителей. Когда же мы заблуждаемся и делаем какие-то непотребные дела, Господь попускает некоторые трудности в нашей жизни, чтобы вразумить нас, остановить от злых поступков, вновь направить на путь добра и святости.
          – Спасибо, Владыка. У нас первый телефонный звонок – из Петербурга.
          – Здравствуйте, Владыка Викентий. У нас с женой 31 октября родился сын. Мы все думаем, как его назвать. Есть желание назвать его Николаем, но по святцам в этот день память святого Луки. Вы не посоветуете, как нам его назвать? И когда его крестить? Через сорок дней после рождения или, если можно назвать Николаем, то через 49 дней, 19 декабря, в память святителя Николая, Мирликийского Чудотворца?

          – Во-первых, я бы хотел вас поздравить с рождением сына, дай Бог ему здоровья и помощи Божией вам в его христианском воспитании. Конечно, было бы замечательно крестить его к 19 декабря и назвать Николаем. Это величайший святой нашей Церкви, который помогает нам в наших нуждах, печалях, скорбях и болезнях. И было бы очень хорошо, чтобы этот святой угодник Божий был небесным покровителем вашего сына и вашей семьи.
          – Владыка, Вы недавно были в паломнической поездке в Турции, но мы знаем Турцию как мусульманскую страну, страну курортов, дешевого отдыха. Разве туда можно ездить православному христианину с паломнической целью? И вообще, разве там есть какие-то христианские святыни?
          – Да, действительно в нашем сознании Турция – это сугубо мусульманская страна и там нет ничего христианского. На самом деле это неправда. Милостью Божией, по благословению Святейшего Патриарха, была совершена паломническая поездка по Турции. Оказывается, в прошлом это была колыбель христианства. Действительно, сейчас это мусульманская страна, много там мечетей, жители в основном мусульмане, но Стамбул, Константинополь в прошлом – это столица Византийской империи, где совершались все самые важные события в жизни нашей христианской Церкви. Там проходили Вселенские Соборы, в этом городе проповедовал Иоанн Златоуст.
          В Константинополе осталась церковь в честь иконы Божией Матери «Влахернская», где совершилось чудо явления Божией Матери с Покровом над молящимися в этом храме. И святые Андрей и Епифаний это увидели и засвидетельствовали, что Божия Матерь – Покровительница рода человеческого. Есть там храм «Живоносный Источник» и другие святыни. Многие путешествия святых апостолов проходили через Турцию. Есть Послание апостола Павла к Галатам – это Турция, послание к Ефесянам – тоже. Послание к семи Церквам апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Апокалипсисе обращено к Церквам, находившимся в Турции: Лаодикия, Пергамская, Ефесская Церкви... К сожалению, сейчас все эти храмы и города – в руинах, остались только стены, по которым можно определить, что когда-то здесь был храм, и в этом месте совершались богослужения.
          На территории нынешней Турции и Никея, где произошел I Вселенский Собор. В Ефесе был III Вселенский Собор. Что касается Каппадокии, это тоже центральная часть Турции, где проповедовали величайшие богословы нашей церкви – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Назианзин. Сохранилась и Кесария Каппадокийская, где епископом был Василий Великий. В Каппадокии действительно была колыбель христианства . Там были христианские школы, много пещер, где подвизались пустынники, несколько подземных городов, где прятались от гонений в первые века христианства мученики – там они жили своими семьями, даже скотина там находилась. Когда бываешь в местах, где подвизались первые христиане, где они хранили свою веру Православную, находясь в подземных городах, то понимаешь: это величайший подвиг.
          В Турции же подвизался и святой праведный Иоанн Русский. Когда была русско-турецкая война в XVIII веке, он попал в плен, его продали богатому хозяину, где он вел благочестивую жизнь, его очень любили и уважали. Он жил вместе со скотом в большой пещере, там и скончался. И когда спустя некоторое время обрели его святые мощи, совершалось много исцелений и чудес. Когда в 1923 году в Турции была провозглашена республика, то православные греки оттуда все уехали и взяли с собой мощи святого Иоанна Русского. Сейчас они находятся на острове Бие... Многие угодники Божии родились в нынешней Турции, в прошлом – христианской стране, в Византийской империи, потом они подвизались в разных местах. Это и Василий Великий, и Григорий Богослов, как я уже сказал, Иоанн Русский, святитель Николай Чудотворец и многие-многие другие. Вся нынешняя Турция была местом многих путешествий святого апостола Павла.
          Поэтому можно поехать в эту страну и окунуться в истоки истории нашей Церкви.
          Современная ситуация в Турции похожа на то, что было в нашей стране, в Советском Союзе, когда многие годы бушевали атеизм, гонения на Православную Церковь, на храмы Божии, на святыни наши. Но потом в 90-е годы совершилось чудо, и все храмы вновь возвращались Церкви и люди могли их восстановить. Отношение к православным верующим в корне изменилось. Даже сейчас в Турции можно наблюдать, что турки, хотя и мусульмане, к православным относятся очень хорошо, по-доброму, с доброжелательством. Они даже говорят, что это место не только для Турции, а для всего мира, потому что здесь огромное количество святынь христианской Церкви. При этом они даже приглашают приехать и посмотреть, соприкоснуться с этими святынями, которые сохранились, хотя и в руинах. Может быть, если мы будем чаще туда приходить, то милостью Божией каким-то образом эти святыни восстановятся, будут реставрироваться величественные храмы, в которых служили великие угодники Божии, известные во всем мире.
          Я приглашаю всех поехать в эти места и увидеть их своими глазами. При нашем Паломническом отделе епархии есть люди, которые собирают группу желающих поехать в Турцию. Собирается такая группа к празднованию святителя Николая Чудотворца на 19 декабря – там будет служить Вселенский Патриарх Варфоломей. Можно будет побывать на службе в храме, где когда-то служил святитель Николай Чудотворец, где он почил и были прославлены его святые мощи.
          – Спасибо, Владыка. У нас телефонный звонок из Нижневартовска.
          – Добрый вечер, Владыка Викентий и телезрители телеканала «Союз»! Спасибо Вам большое за этот замечательный канал, здоровья всем и процветания каналу!

          – Спасибо.
          – Владыка, по Библии раньше люди приносили Господу Богу пожертвования и десятину. Исходя из этого, я делаю вывод, что мы тоже должны теперь давать десятину Господу Богу. Пожертвования – это понятно, а вот десятину обязательно ли мы должны давать? Я думаю, что обязательно. И потом, Библия говорит, что мы не должны поклоняться изделиям рук человеческих. В Библии написано, что даже нельзя произведениям рук художников поклоняться – прокляты будем. Значит, мы должны поклоняться только Господу Богу одному, я так понимаю. А почему тогда мы молимся иконам? Непонятно мне... Мощам поклоняемся. Всегда смущает меня этот вопрос. Иисус Христос ведь сказал, что «никто не придет к Отцу, как только через Меня», чтобы мы просили только во имя Его. Я так понимаю, что это Иисус Христос, а не святые – святые были просто призваны Господом служить людям. Мы же не можем им поклоняться? Объясните, пожалуйста. Спасибо Вам большое!
          – Да, действительно была такая традиция у нашей Церкви, что православный христианин отдавал десятую часть своих доходов на содержание Церкви, чтобы на эти средства благоукрашалась Церковь. Но эта традиция утеряна. Я думаю, она потихоньку возрождается, многие совершают десятину по призыву Божию, данному через Священное Писание Ветхого Завета. Что касается поклонения Богу в духе истины, мы так и делаем – поклоняемся Богу в духе истины. Мы почитаем и святые иконы Божии. И это поклонение не идолам или краске и дереву, на котором нарисован тот или иной образ. Мы поклоняемся и молитвы возносим к Первообразу, который находится в Царстве Божием и готов нам помочь, содействовать в нашей жизни. Святые угодники Божии действительно так и называются, потому что угодили Богу и имеют дерзновение пред Ним ходатайствовать за нас. Да, един ходатай между Богом и человеком – Иисус Христос. Действительно, Господь является ходатаем, потому что Он совершил дело нашего искупления, но люди, которые полюбили Христа и живут жизнью Христовой, сподобились благодати, которую Господь дает служителям Божиим – они сподобились величайшей чести быть в Царстве Христовом, получить обители Христовы, которые уготовал нам Христос Бог. И они могут помочь нам в наших нуждах и печалях: когда мы обращаемся с молитвой к угодникам Божиим, мы знаем, что они нас слышат и помогают – совершаются чудеса, исцеления. И это удостоверяет нас в том, что когда мы кланяемся их иконам, святым мощам, то это богоугодное дело. Святые мощи, которые сохранились до настоящего времени нетленными, сохранились не просто так – они сохранились благодатью Божией. И мы поклоняемся великой благодати Божией, которую они стяжали своей жизнью и разделяют с нами, немощными, нуждающимися.
          Что еще касается святых икон, то мы имеем благословение святых отцов Вселенского Cобора на истинное поклонение святым иконам, потому что для нас они средство возвышаться к Первообразу и получать от Господа нашего Иисуса Христа, от Божией Матери, от святых угодников Божиих помощь, которая нам необходима в нашей жизни.

Беседовал Виктор Васюнин
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.