| |
ПОЙ, ПОЭТ, ПОЙ, МАТУШКА ЛЮДМИЛА!
В музыкальных программах православного радиоканала «Воскресение» Екатеринбургской епархии часто звучат песни автора-исполнителя Людмилы Кононовой. Как писал доктор философских наук В.Н.Катасонов, «этот голос не спутаешь ни с каким другим. Это поет сама душа России. России сегодняшней, прошедшей через горнило огненных испытаний ХХ века – через катастрофы его начала, через трагедию его конца. Поруганной, облитой ушатами грязи всех ее врагов, внешних и внутренних, надломленной, потерянной».
И действительно, когда слушаешь, как поет матушка Людмила, невольно задаешься вопросом: «Да можно ли жить в России или нужно только душу спасать?…» И понимаешь, что Россия – православная Святая Русь, которая, однажды сочетавшись со Христом, уже никогда не променяет Его ни на какие земные блага и утопии. И как бы ни было трудно, не отступит Святая Русь, не предаст своего Небесного Жениха и только еще истовей будет молиться и искать входа в град Божий… И петь свои молитвенные песни, как песни матушки Людмилы.
Я познакомилась с Людмилой Кононовой на православной выставке-ярмарке «Русь крещеная, святая», которая проходила в Екатеринбурге в январе текущего года. На выставке были представлены шесть альбомов с песнями матушки: «Ангел последний», «Снег идет по Божьей воле», «Нескучные песни», «От Рождества до Пасхи», «Семейный альбом», «Христу Богу работать легко», и книга стихов и песен «Поэтам железного века», изданная в Кирове в 2006 году. Каждый альбом построен по принципу единого смыслового пространства, основная тема которого определяется названием. Возле стенда с работами автора всегда было много людей – любители и ценители хорошей душевной музыки с удовольствием приобретали диски с записями песен матушки Людмилы.
Не удивительно, что так много людей собралось и на ее сольный концерт, который состоялся на выставке. Матушка не только исполняла песни собственного сочинения, но и беседовала со зрителями, рассказывала им о своих жизни и творчестве.
Среди православных бытует мнение, что главное и в идеале единственное призвание верующей женщины – семейный очаг. Но жизнь дает нам порой прекрасные примеры мудрого сочетания женщиной обязанностей жены, матери и личного творчества, например, авторской песни, как в случае с матушкой Людмилой Кононовой.
– Без отсечения собственной воли, наверное, не осилила бы это дело. Чувствую, что сейчас многое делается по чьей-то молитве. Потому что нагрузки, которые на меня выпадают в связи с переездами, концертами, не должны бы позволить быть готовой к выступлению или к написанию стихов, – говорит матушка.
– Делается это, конечно, не без моего участия. Но главное, что мой муж относится с сочувствием и пониманием природы творчества, поскольку он сам человек пишущий. Я слабее: легче поддаюсь каким-то сомнениям; бывает, хочется все оставить, а батюшка крепче, понимает все глубже, видит со стороны и, слава Богу, не то что не удерживает, а благословляет всякий раз на поездки и концерты. Только благодаря взаимопониманию и пониманию им необходимости этого творчества я и тружусь.
Необходимо объяснить, что после окончания музыкальной школы Людмила, в девичестве Лопаткина, поступила в Пермский институт искусств и культуры, работала в Пермской филармонии. Сцена – ее основная профессия. По слову апостола матушка осталась в том звании, в котором призвана. И с будущим отцом Андреем, поэтом-авангардистом, в 1989 году она познакомились на концерте… Вскоре молодая супружеская чета уезжает в город Уржум Кировской области восстанавливать собор Святой Троицы. Этот пятиглавый, крестом поставленный собор с центральным куполом высотой более пятидесяти метров, просторный, вмещающий несколько тысяч молящихся, с резным дубовым иконостасом, силами уржумского купечества воздвигнутый в начале ХХ века по проекту замечательного архитектора Дружинина, был и остается украшением вятской земли. Вот оно, живое церковное дело – и сердце к нему можно пристроить, и душу свою укрепить!
Людмилу приняли певчей на клирос, Андрея определили разнорабочим – а по вечерам секретарствовать: печатать на своей железной «Башкирке» отчеты, рапорты, прошения. Днем он подметал церковный двор, таскал бревна, колотил дранку в новоотстраиваемых помещениях, собирал и заведовал соборной библиотекой, делал временное рубероидное покрытие на соборной крыше, разгружал машины с цементом и гипсом для восстановления храмовой лепнины, топил печи, красил полы, помогал столяру делать шкафы и скамейки – в общем, все такие душеспасительные работы: чтобы сердце угнездилось, укоренилось в церковной ограде. Так и началась их совместная жизнь.
В храме Людмила пела больше семи месяцев, пока у нее не родился первый сын Василий.
– Я могу сказать, что клиросное послушание очень-очень нелегкое. Могу это утверждать как поющий человек: иногда легче отпеть полтора или два часа на концерте, чем одну Литургию. Что-то таинственное происходит, особенные такие энергии проходят через сердце, что ничем земным, домашним после службы не можешь заниматься. Душа возносится на Евхаристии высоко, и не так-то просто ей, вернувшись на землю, следовать земному порядку вещей.
Примерно через год разнообразной службы при храме настоятель определил Андрея в штат звонарем и представил его как кандидата в диаконы. Его поступление в духовную семинарию совпало с рукоположением. Вот что вспоминает матушка о том времени.
– Среди творческой интеллигенции в год тысячелетия крещения Руси был духовный порыв: оставить артистическое, писательское, художественное поприще и принять посильное участие в церковной православной жизни. Это по всей России – как благодатная волна прокатилось. Уходили служить в Церковь доктора и кандидаты различных наук, известные писатели и поэты, заслуженные артисты, талантливые художники, замечательные музыканты и даровитые философы. Уходили, принимали монашество, священство, начинали петь на клиросе, строить и расписывать храмы, воссоздавать колокольное искусство, устраивать иконописные мастерские, поднимать древние иноческие обители, преподавать Закон Божий в детских домах и воскресных школах, открывать православные гимназии.
Это было, несомненно, призвание Свыше. И мне тоже захотелось не час на воскресной литургии отдавать Богу, а теми силами, что у меня есть, послужить в церковной ограде, захотелось душу свою приложить к этому святому делу – воцерковлению Отечества. Мне стало понятно, как и тысячам других русских людей, что жизнь в России целиком зависит от Церкви, от веры православной – жизнь земная от жизни Небесной, истинной, Господней.
В 1992 году рождается сын Алексей, и тогда же режиссер-документалист Марина Дохматская снимает фильм о творческом и духовном становлении матушки Людмилы и отца Андрея – «Возвращение»: большой, почти часовой фильм о возврате души к Первоисточнику Жизни, к Единому Божиему Корню. Они стали в нем главными героями.
– Мы долго сомневались, нужно ли выносить свое личное решение служить в Церкви, свои прошлые ошибки и горечи на широкий людской суд. Согласились. Наш опыт поражений и отхода от вечности был типичным опытом творческих людей восьмидесятых годов, поэтому и попытка идти другим, благодатно-церковным путем кому-нибудь тоже по своей типичности может послужить к возвращению не на круги своя, а на гончарный Божественный круг, – отмечает матушка Людмила.
Поэт и музыкант Людмила Кононова много концентирует по России и за рубежом с авторскими программами. География поездок обширна: Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Кострома, Нижний Новгород, Ярославль, Днепропетровск, София, Киев, Сыктывкар, Калининград, Пермь и многие другие города…
– Я знаю, что у вас на православном радиоканале «Воскресение» очень часто звучат записи моих песен. Поэтому считаю, что я небезызвестный человек на Урале. Моими песнями оформлены многие православные фильмы – «Кронштадтский пастырь», «ВЧК против Патриарха Тихона» и многие другие.
Я уже очень давно, тридцать лет пишу стихи, придумываю мелодии на эти стихи. Это началось еще до моего воцерковления, и я счастлива, что это пригодилось мне после него, и пришлось, так сказать, к делу возрождения нашего Отечества. В настоящее время у меня уже шесть выпущенных аудиоальбомов, которые я впервые и привезла нынче на екатеринбургскую ярмарку «Русь крещеная, святая…». Все это производится и распространяется больше всего в Москве, Санкт-Петербурге, в других крупных городах Центральной России. Я подумала, что несправедливо не приехать на Урал и не познакомиться со своими слушателями воочию.
Эпиграфом одной из первых песен, посвященных судьбе России, которую написала матушка Людмила, стали слова старца Лаврентия Черниговского. В 1942 году, когда стоял вопрос: будет ли дальше существовать Россия, к нему пришли его духовные дети, чтобы узнать, что им делать. И он ответил: «Молитесь за Святую Русь, она как роза цвела, а иноземцы принесли в нее грехи содомские, растлили и развратили ее». И вот этот образ моей Родины как цветка в снегу, там, где жизни по естеству быть не должно, настолько меня поразил, что была написана песня.
Осеняла крестным знаменьем
Матерь Божия посады,
И горели ровным пламенем
Негасимые лампады.
И цвела ты Розой Белою
На заснеженной равнине,
И была ты Светлой Девою,
Причастившейся святыне.
Иноземные растлители
Чистоту твою казнили,
Твои горние обители
Попирали и сквернили.
Сапоги кирзовые,
вышки смотровые –
Где же твои соколы,
Матушка Россия?
Сколько зельем нас не потчевать,
Не хвалить чужие страны,
Знаю, вспомнят веру отчую
Твои Марьи да Иваны.
В предрассветной стылой темени
У Креста, где ты распята,
Тихо светятся до времени
Сокровенные булаты.
Полетят к заутрене
Преподобных стаи,
И восстанет мудрая
Русь моя святая!
Поскольку я нахожусь в Екатеринбурге, то не могу не представить песню, посвященную Святым Царственным Страстотерпцам. Она написана давно, в 1994 году, когда появились материалы о гибели Царской Семьи. За нее как за лучшую песню о Царе я награждена Свято-Введенским монастырем Оптиной Пустыни медалью «Всенародное покаяние». Основная тема этого произведения – предательство Царя его подданными. Ведь во время его ссылки «не нашлось крестьянина, Ивана Сусанина из всего народа. И никто спасти не смог, да за него костьми не лег…» И только сейчас восстановлена историческая справедливость по отношению к Святым Царственным Страстотерпцам, и именно она «будет отрезвлять и кровью поминать».
Есть у меня еще одно стихотворение, посвященное Царственным Страстотерпцам, которое пока еще не положено на музыку.
А к утру изуверы устали,
И делов-то всего.
Это после того, как распяли?
Это после того.
Не помянут ни в девять, ни в сорок,
Не оплачут его.
По стране расстилается морок,
Во хмелю потешается ворог –
Это после того.
По следам
В оседающей глине
Не найти ничего.
Это было уже в Палестине?
Это после того.
Сизы голуби землю вращали,
Претворив естество.
Отлетали, просили, прощали.
Это после того.
Слышим, братие, бездны минуя
В оскверненном дому,
Что Господнюю волю иную
Возвещают ему.
«Полагается в замковый камень
Пречестная главо».
Покаянной молитвой восстанем –
Только после того.
Судьба России в ХХ веке – главная тема, на которую матушка Людмила пишет. Возможно, это происходит еще и оттого, что сама она из семьи репрессированных, есть в ее роду и люди, пострадавшие за веру. Возьмем одну из песен, которая, по словам матушки, абсолютно биографична. Это – история о том, как в одну ночь 1937 года поселок ссыльно-каторжных, который состоял сплошь из сосланных со всей России благочестивых работящих людей, с множеством детей, в число которых входила и ее семья, лишился всех мужчин.
Люди жили в землянках, и когда взяли всех мужчин, земля как будто стонала от горя, потому что в каждой землянке раздавался плач жен, матерей и сестер.
– Моему деду Ивану тогда было 25 лет, бабушке Анисье – 23 года, но в семье было уже пятеро детей. Мама моя, Екатерина, в то время была семимесячным младенцем и еще лежала в люльке. Эта песня очень дорога для меня, потому что в ней называются родные имена.
Да, не видела я, да, не ведала я,
Как костьми дорогих засевались поля,
Как стонала по детям родная земля,
Да как жены и матери выли,
Когда их по ночам уводили.
Но напрасно искать следопытам следы –
Ни куста, ни креста, ни фанерной звезды,
Ни холма, ни приметы в глухой стороне,
Где мой дед неотпетый взывает ко мне!
Многие теперь любят расковыривать душевные раны и получать какое-то мазохисткое удовольствие от самомучительства. Даже называют это очищением, лишая себя преображения и здоровья. Но с матушкой Людмилой все иначе. Каждая ее песня – преодоление.
– У меня не получается только рыдать и плакать. Так организм устроен, – шутит матушка, – хотя есть такие моменты, когда написать песню – не только возможность избавиться от тяжести, но сказать то, чего от себя не ожидаешь. Не могу сказать, что получаю Откровение, просто обозначается что-то, чего от себя не ждала. И тогда все сказано, обретаешь опору. Да и в жизни не бывает беспросветной ночи и беспросветного мрака.
Практически все песни написаны мной, но некоторые стихи к моим песням пишет и мой муж, отец Андрей. Одна из таких песен – «Псалом боевой», которая широко известна в России. Ее поют хоровые коллективы, она часто звучит в фильмах. В ней замечательные слова:
Прочти нам, священник, псалом боевой
И силою, данною Богом,
Благослови нас на битву со тьмой
Державным пророческим словом…
В песнях Людмилы Кононовой выражен стиль эпохи со всеми ее контрастами: нищетой, бесправием, униженностью народа и процветанием власть предержащих, разобщенностью людей. Но выражен и свойственный православному мироощущению исторический оптимизм – поскольку «если с нами Бог, кто против нас»: «И восстанет мудрою Русь моя святая». В ее песнях и исповедь русского народа, и проповедь покаяния для еще не осознавших смысл своего существования; выражение горячей и нежнейшей любви к Родине и к жизни во всей ее полноте и многогранности, и ободрение унывающих:
Поэт осознает себя так:
И главное – в пути неблизком,
В мелькании числ
Я – малый светоч Божьей искры,
И в этом смысл…
В предисловии к одному из альбомов Людмилы Кононовой доктор философских наук Владимир Николаевич Катасонов написал: « Это поет сама Россия, ее недра, политые кровью стольких героев и принявшие останки стольких святых, ее бескрайние поля, леса и горы, где выходят на поверхность благородные рудные пласты с золотыми прожилками. Пой же, поэт, пой же, матушка Людмила, учи нас, малодушных, любви, вере, памяти и… сопротивлению!» К этим словам могут присоединиться сотни, тысячи людей, которые любят и ценят творчество Людмилы Кононовой.
Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|