ЗА ТАКУЮ "ДЕРЖАВУ" НАМ НЕ ОБИДНО…

           Владимир Николаевич Пономаренко – председатель Свердловской областной общественной организации «Реабилитационный центр «Держава», а также казачий атаман хутора «Державный» исетской линии станицы «Медный рудник». Этому центру 14 ноября 2008 года исполнится два года. Он находится при городском округе Среднеуральск в селе Черемшанка, на территории бывшего второго отделения Балтымского совхоза. А основная его задача – помочь людям, оказавшимися в трудных жизненных обстоятельствах по причине алкоголизма или правонарушения, которых нигде никто не ждет и отвергает современное «цивилизованное» общество. Помочь не на словах, а на деле – дать людям шанс вернуться к обычной человеческой жизни, снять с себя ярлык «алкоголика» и «зека»...
           На IV Епархиальном съезде православных законоучителей, который проходил в Екатеринбурге 25-26 августа, Владимир Николаевич поделился опытом реабилитационной работы с бывшими алкоголиками и заключенными, освободившимися из мест лишения свободы, а также опытом работы по воспитанию молодежи и реабилитантов в духе казачества, которую активно ведет Свердловская общественная организация «Держава».

           – Идея создать такой реабилитационный центр для определенной категории людей появилась не только у меня одного, ее поддержал и глава местной администрации Алексей Николаевич Данилов. За благословением поехали в Екатеринбург к отцу Игорю Бачинину, который на епархиальном уровне занимается вопросами трезвения населения. Батюшка поддержал наши задумки, благословил. И началась работа – мы стали готовить помещения к приему первых посетителей, решивших пройти социальную реабилитацию и отказаться от пагубных привычек, оборудовали молитвенную комнату, потому что сразу задумывали вести перевоспитание людей через молитву и общение с Богом, поэтому и думали принимать в центр только тех людей, которые уже сами решили бросить пить. Отдаленность центра от городской суеты и толкотни, мирских соблазнов и навязчивых предложений тоже имела положительное значение. Но большую роль должна была сыграть не «география», а «психология» и «педагогика»: в центре необходимо было создать определенную психологическую атмосферу, такую обстановку, такой круг общения людей, чтобы у них не было желания возвращаться к своей прежней жизни, прежним друзьям-собутыльникам. А что может создать такую обстановку? Только православная община, основанная на традициях православия.
           Мы долго думали, на какой основе строить реабилитацию, кто должен будет работать с людьми. Любого сюда не поставишь – не каждый человек способен стать педагогом, суметь убедить людей, что все, что он говорит и делает – истина, которой нужно следовать и им. Нужны такие люди, которые бы изнутри знали суть проблемы, знали пути ее решения и сумели убедить в этом своих подопечных.
           Не иначе чем по промыслу Божиему случилось так, что освободился из мест лишения свободы молодой парень, бывший казак, который и загорелся идеей создать казачье подразделение в Среднеуральске. Вот и предложил он нам с отцом-настоятелем свои планы. Сам он в Пышминском казачестве состоял, поэтому мы с батюшкой поехали к их атаману с целью познакомиться с деятельностью братьев-казаков, с атаманом, обсудить возможные варианты совместной работы.
           Атаман заинтересовался предложением и вскоре лично приехал к нам, посмотрел на наши условия и прямо с ходу заявил: «Я предлагаю вам здесь создать хутор». А так как у меня самого казачьи корни, я – потомственный казак из Запорожья, он и назначил меня наказным атаманом хутора.
           – Владимир Николаевич, а насколько востребован ваш православный реабилитационный центр у страждущих людей?
           – Несмотря на то, что мы начали работу совсем недавно и не проводим агитационных и специальных информационно-рекламных акций, наш центр стал уже известен многим. За минувший год в центре побывало 83 человека. Кто-то быстро уехал обратно, кто-то остался на длительное время. Кого-то устроили наши условия, а кого-то нет…
           – Здесь Вы подошли к нескольким организационным вопросам, которые интересуют многих. За счет чего проходит реабилитация страждущих людей, чем они занимаются в центре?
           – Во-первых, у нас много работы по устройству быта. Сделали баню, провели капитальный ремонт в помещении, где живут ребята. Сейчас готовимся к зиме – нужно теплом себя обеспечить, котлы поставить, топливом запастись. Нужно подумать и о собственной скважине, потому что пока воду для хозяйственных и бытовых нужд мы привозим из соседней деревни. По весне ребята разработали несколько соток заброшенной земли и посадили картофель. Затем соорудили теплицы, в которые высадили огурцы, помидоры, зелень. Все лето питались продуктами с собственного подсобного участка; планируем провести заготовку и переработку овощей «под зиму».
           Во-вторых, у нас имеется небольшой скотный двор, где в настоящее время находятся кролики, свиньи, козы. Планируем приобрести корову. Помогают материально и добрые люди. Так, Пышминский хлебокомбинат привозит нам хлеб на благотворительной основе, да и прихожане храма помогают и продуктами, и одеждой. Так мы потихоньку и выживаем. Имеется и лошадь, но мы используем ее только в хозяйственных целях, хотя нам и предлагают серьезно заняться коневодством. Надо подумать над этим предложением… Казак ведь без лошади и не казак… В планах – создание на территории нашего центра небольших производственных предприятий, чтобы все люди, находящиеся здесь, были заняты не только общественно-полезным трудом, но и зарабатывали деньги.
           Для улучшения результатов реабилитации и было решено создать при центре казачий хутор. На сегодняшний день численность казачьего хутора 8 человек. Эти восемь казаков – основа реабилитационного центра, между ними распределены должности и обязанности.
           Создан казачий орган управления центром. В отличие от казаков «Медного рудника», казаки реабилитационного центра находятся на казарменном положении, что укрепляет дисциплину и способствует соблюдению порядка в центре. Казаки – инструкторы для реабилитантов и служат примером для подражания.
           Не секрет, что к нам в центр приезжают самые разные люди с самыми разными взглядами и планами на жизнь. Некоторые приезжали просто для того, чтобы «перекантоваться» зимой, а летом снова уходили бродяжничать и попрошайничать. Некоторые решили «пожить на халяву», при этом ничего не делая… А вот с созданием казачества у этих людей укрепилось желание начать новую жизнь и после успешного прохождения испытательного срока пополнить ряды казачества. Поэтому у нас далеко идущие планы – создание подобных казацких хуторов в соседних селах; возможно, образуются и крепкие казачьи семьи, в которых мальчишек с малолетства будут приучать к крестьянскому труду и боевым искусствам, воспитывать настоящих патриотов и надежных защитников Родины. А юные казачки будут воспитываться в целомудрии и уважении к мужчинам. Тогда и не будет пьянства, разврата, проституции.
           15 августа 2008 года в окрестностях города Каменска-Уральского проводились военно-полевые сборы казаков исетской линии Оренбургского войска. В составе станицы «Медный рудник» участие в сборах принимал и хутор «Державный», где ребята заняли в командном зачете 3 место. В соревнованиях в основном принимали участие молодые казаки в возрасте от 15 до 25 лет.
           Видя интерес молодежи к казачеству, считаю, что в будущем неплохо было бы на базе нашего центра создать кадетский корпус. Так что в наших планах – еще и работа с беспризорными детьми, из которых можно сформировать детский казачий корпус. И опять же, возвращаясь к вопросам сотрудничества службы «Милосердие» и казачества, можно говорить о формировании сестер милосердия из числа казачек, которые могут нести служение в больницах и детских приютах.
           У нас в области все еще до конца не решен вопрос альтернативной службы в армии; а почему бы казачество не сделать этой альтернативной службой, включив сюда медицинскую службу и службу «Милосердие»?
           Я предлагаю на территории реабилитационного центра «Держава» создать центр реабилитации населения, в котором будет находиться карантин, куда будут приниматься все бездомные. Карантин должен выявить, кого отправить на лечение, кого – в дом инвалидов. Трудоспособных людей обеспечить рабочими местами, для чего на территории реабилитационного центра создать цех по переработке древесины, животноводческий комплекс, тепличное хозяйство. При центре необходимо создать Духовно-просветительский центр, который бы направлял воспитательный процесс в духе Православия.
           Конечная цель реабилитации – создание православных общин, которые расселялись бы на заброшенных землях Свердловской области. Нам нужно создать механизм, который мог бы защитить наш народ от алкоголизма, наркомании и разврата. Возможно, казачество и есть механизм, который мог бы противостоять этим недугам. Казачество – это дисциплина, это крепкая, православная, многодетная семья. Дети в этих семьях воспитываются в православном духе и казачьих традициях.
           – Почему Вы решили принимать ребят в казаки? Что это меняет в их жизни и мироощущении?
           – В казачестве существует Устав, по которому казак должен жить, и в Уставе указана взаимоподдержка, братство казачье – весь уклад казачьей жизни подтягивает, дисциплинирует людей. Несколько первых наших казаков, которые встали на правильный христианский путь... это уже неплохой результат, но главная цель остается – увеличить число казаков и сделать так, чтобы каждый казак стал своего рода воспитателем, наставником для новичков, прибывающих в центр реабилитации.
           Нужно сказать, что во всех своих делах и помыслах мы не одиноки. Большую помощь нам оказывает епархиальная служба «Милосердие»: к нам регулярно приезжает батюшка, отец Владимир Первушин. Он ведет среди реабилитантов как индивидуальную, так и совместную работу: читает лекции, направленные на утверждение здорового образа жизни, учит ребят контролировать и анализировать свое поведение.
           Конечно, желательно, чтобы в центре на постоянной основе работал «собственный» священник, который бы хорошо знал наших подопечных, да и самим людям проще исповедоваться, например, постоянному духовнику-наставнику. Поэтому в самых ближайших планах – строительство на территории реабилитационного центра своего храма.
           – Владимир Николаевич, учитывая контингент Ваших подопечных, трудно представить, что все они воцерковлены и ведут духовный образ жизни…
           – И тем не менее у нас каждый день начинается и заканчивается молитвой – утренняя и вечерняя молитвы обязательны. Мы считаем: коль назвался груздем, полезай в кузов; коль пришел в православную общину за помощью и поддержкой – живи по установленным здесь правилам.
           – А как появилось само название центра – «Держава», которое впоследствии дало название всему казачьему хутору?
           – Я долго думал над этим названием. Миссия нашего центра – дать человеку шанс и возможность изменить свою жизнь, а затем прийти туда, где будут нужны его руки, где к нему отнесутся по-человечески, с пониманием, и не будут попрекать прошлым. Может быть, тогда восстановятся старые, в свое время распавшиеся семьи, создадутся новые. В заброшенных деревнях, которых так много сегодня на Урале, создадутся православные казачьи хутора.
           Вот это и будет возрождением крепкой Российской державы, какой она была до революции. Казаки ведь всегда беззаветно служили на благо и во имя Царя-батюшки и Отечества. А где как не на Урале служить царю, который духовно, невидимо всегда находится рядом с нами, является нашим небесным покровителем и заступником.

Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.