|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
– Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Владыка, благословите наших телезрителей и радиослушателей и начало нашей беседы.
– Бог благословит всех нас.
– Владыка, начнем мы нашу сегодняшнюю передачу традиционно – с наиболее значимых дат церковного календаря. Россия в эти дни отмечает один из наиболее почитаемых и любимых народных праздников – день Покрова Пресвятой Богородицы. Расскажите об этом дне, каково его значение?
– Да, мы уже отслужили Всенощное бдение, посвященное великому празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Люди особо почитают этот день, приходят во множество храмов Божиих и благодарят Пресвятую Богородицу за надежный Покров, которым Она покрывает нас от всякого зла, бед, напастей, помогает в наших нуждах и печалях. Она – наша Покровительница, и Покров Пресвятой Богородицы над нашей страной, над Россией особо ощутим – Она много помогает нам в наших нуждах и печалях. И мы особо благодарны Ей. Мы обязаны приходить в этот день в церковь, молиться и просить Пресвятую Богородицу не оставлять нас и впредь, покрывать Своим всемощным омофором.
Этот праздник был учрежден в нашей стране, в Русской Православной Церкви, хотя событие совершилось в Константинополе, в Стамбуле, во Влахернской церкви, когда Византия была в опасности и люди уже не надеялись на свои военные силы, чтобы избавиться от внешних врагов. Они пришли во множестве в храм Божий, молились о Божией помощи. И в это время явилась Андрею и Епифанию Пресвятая Богородица с распростертыми руками, на которых Она держала Свой омофор, показывая Свое благоволение к слезным молитвам верующих, находящихся в храмах Божиих. И Пресвятая избавила город от неприятеля чудесным образом. В России это событие стало очень близко сердцу нашего народа, и Церковь установила праздник в честь этого события – великой помощи Божией Матери, которую Она оказывает всем нам. В этот праздник нам необходимо обратить внимание на помощь Божию, притекать к Божией помощи. Но не только в тяжелые годы или в тяжелое время для общества, для государства, для церкви нужно ходить в храмы Божии – нужно это делать всегда, еженедельно, каждый воскресный и праздничный день, чтобы Господь по молитвам Пресвятой Богородицы и угодников Божиих избавлял нас от всех печалей, бед, скорбей, напастей и покрывал нас Своей благодатью. Я всех поздравляю с праздником Покрова Божией Матери, желаю, чтобы Покров этот всегда был с нами.
– Владыка, у нас телефонный звонок. Алло, здравствуйте, с праздником!
– Добрый вечер. Это Татьяна из Екатеринбурга Вас беспокоит. Владыка, благословите!
– Бог благословит вас.
– Владыка, в светских новостях был показан сюжет: в здании студенческого храма Святой Мученицы Татианы после ремонта будет дизайн-центр и интернет-кафе. Чтобы прихожане не смущались неизвестностью и не возникали слухи, так как это Архиерейское подворье, мы просили бы Вас, Владыка, прояснить эту ситуацию. Какова дальнейшая судьба храма? Спасибо.
– К сожалению, мы были вынуждены освободить помещение, в котором совершали богослужения, – мы называли его межвузовским храмом во имя Мученицы Татианы. Я разговаривал с ректором Архитектурной академии, который обещал, что после окончания ремонта здания мы будем продолжать совершать богослужения. Я не знаю, как дальше сложится ситуация, но будем обращаться к нему; надеемся, что он даст разрешение и дальше совершать богослужения на прежнем месте. У нас есть еще желание и планы рядом построить небольшой храм-часовню во имя Святой Мученицы Татианы, которая почитается студенчеством.
– Владыка, мы начали передачу с праздника в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а у жителей Екатеринбургской епархии в минувшие выходные был еще один маленький праздник – в епархию были принесены частица мощей святого праведного Феодора Ушакова и его икона. Расскажите об этом событии: где будут пребывать эти святыни и как к ним можно прибегнуть?
– Мы очень благодарны Владыке Варсонофию, архиепископу Саранскому и Мордовскому, который благословил нам частицу святых мощей праведного Феодора Ушакова. Мы имели честь быть в Санаксарском монастыре, где почивают мощи праведного Феодора, где он подвизался, где он последнее время жил и трудился, совершили там молебен пред мощами праведного Феодора; нам выделили частицу его мощей. На следующий день мы совершили Божественную литургию в кафедральном соборе во имя Святого Праведного Феодора Ушакова в центре Саранска. Очень красиво, когда центр города оформлен как кафедральная площадь, куда стекаются все дороги – к храму. Очень удивительно, что в Саранске так почитают и Феодора Ушакова, и к Церкви относятся хорошо – устроили такой прекраснейший, огромный собор во имя великого флотоводца, праведника Божия. И туда стекаются многие люди. В конце Божественной литургии был торжественно вручен ковчежец с мощами, который мы самолетом доставили в Екатеринбург. Здесь нас встречали во множестве и миряне, и священнослужители, и воины разных родов войск – около тысячи солдат и офицеров; шли Крестным ходом от станции Шарташ до Ново-Тихвинского женского монастыря, и там совершилось Всенощное бдение, люди могли приложиться к святыне.
Что нас побудило привезти святые мощи? То, что святой праведный воин Феодор Ушаков совершил великое благо, добродетель. Он проявил большое милосердие и участие в открытии Ново-Тихвинского женского монастыря. Когда Феодор Ушаков еще находился в Петербурге, к нему обратилась простая женщина за помощью, чтобы он как-то содействовал открытию монастыря (это была будущая игумения будущего монастыря). Это было сложно, тяжело. И он взялся за это дело: сам помогал им оформлять документы, писать письма, обращался куда надо, водил эту монахиню к вышестоящим людям, от которых зависело открытие монастыря. Даже в течение некоторого времени она жила в доме Феодора Ушакова в Петербурге. Он – большой благодетель монастыря: благодаря его стараниям и помощи была открыта обитель. В знак благодарности праведному Феодору мы просили частицу его святых мощей для хранения в Ново-Тихвинском монастыре. Икона, которая была освящена на мощах праведного Феодора, и сама частица мощей будут находиться в Ново-Тихвинском женском монастыре. И многие люди, в том числе и воины, которым покровительствует Феодор Ушаков, могут сейчас прийти к мощам и приложиться к ним, чтобы святой помогал нам в жизни.
– Владыка, у нас звонок. Алло, здравствуйте!
– Владыка, по просьбе многих людей задаю один вопрос, а второй – личный. Мы слышали, что в ближайшее время выйдут на свободу около 14 тысяч заключенных. Большинство из них, конечно, не ждут на рабочих местах, у них нет жилья. Примет ли как-то Церковь участие в решении проблем, возникающих в связи с их приездом? Может, какие-то координаты есть в епархии, чтобы конкретно поучаствовать в каких-то действиях, в помощи освободившимся людям?
И второй вопрос: у меня на Пасху в этом году крестился муж. Он к этому долго и старательно готовился, а сейчас как-то охладел, успокоился, стал реже ходить в храм. Что я могу сделать для него? Спасибо.
– Да, скоро люди освобождаются из тюремного заключения. Но это накладывает определенную ответственность на нас, чтобы их принять, постараться их устроить в этой жизни, чтобы они не остались отвергнутыми нашим обществом, устраивались на работу, нашли жилье. Верующие должны содействовать им, не отвергать их – иногда люди выходят из тюрьмы, не зная, куда себя приткнуть. В основном они приходят, конечно, в Церковь, в монастыри. Мы их принимаем, стараемся им помочь. Но бывает, что они ведут себя не совсем соответственно с уставом монастыря. И приходится расставаться.
Надеемся, что и наше правительство тоже будет стараться помочь этим людям. Думаю, общими усилиями мы сможем приютить этих людей, чтобы они не чувствовали себя чужими, а вошли в колею нашей жизни.
Что касается охлаждения в вере и благочестии вашего мужа... конечно, это плохо, что он так быстро забыл о благодати, которую почувствовал при совершении таинства Крещения. Нужно эту благодать возгревать постоянно, преумножать, постоянно сохранять это состояние. Чтобы сохранить его, нужно регулярно приходить в церковь, молиться утром и вечером – возгревать благодать, которую Господь дает в церковных таинствах. Конечно, нужно заставлять себя – бывает борьба с нашей природой, испорченной грехом. Нужно себя понуждать. Может, ваш муж еще не понимает, что сначала Господь дал даром, по Своей милости благодать, а сейчас нужно потрудиться, чтобы сохранить ее и преумножить. Надо труд приложить. Нужно хоть усилие со стороны человека, чтобы Господь видел наше усердие и даровал нам крепость, помощь и т.д. А вам нужно, конечно, молиться, чтобы Господь не оставил его, в частных беседах рассказать мужу о благодати, дать ему почитать книги духовного содержания, святых отцов, – чтобы воодушевить его вновь на духовную жизнь, подкрепить его дух, чтобы он активно участвовал в церковной жизни.
– Владыка, у нас вновь звонок. Алло, здравствуйте!
– Здравствуйте, Владыка Викентий. Раба Божия Ольга звонит. У меня такой вопрос: когда на телеканале «Союз» транслируют Божественную литургию, а мы не имеем возможности быть в храме по каким-то причинам и слушаем эту службу, совершаем крестные знамения, – скажите, в этом случае есть такой эффект присутствия, как будто мы в храме? Спасибо.
– Конечно, лучше всего в воскресные и праздничные дни быть в храмах Божиих. Мы показываем в прямом эфире богослужение для людей, которые по болезни, по немощи, по старости лет не могут ходить – даем им возможность не быть лишенными участия в церковной жизни, слушать богослужение, наслаждаться радостью воскресного или праздничного богослужения. Когда человек, находясь в немощи, не может прийти в церковь, трансляция очень благотворно, благодатно влияет на его душу, если человек со вниманием, молитвенно обращается к святым иконам и молится вместе со всей Церковью словами и песнопениями данного богослужения. Конечно, благодать касается человека, Господь посещает, крепость и силы дает, радость и утешение – для больного это во благо. А если человек здоров и мог бы прийти, но только по лени не захотел – это плохо. Нужно преодолеть свою лень, немощь и идти в церковь, потому что это наша прямая обязанность, это наш долг – прийти и поблагодарить Бога за помощь, за содействие, за то, что Он нас хранил в течение предыдущей недели и помогал в нашей жизни. Можно приступить к таинству Покаяния, покаяться пред священником, испросить благословение. Мы должны выполнить это каноническое правило святых Вселенских Соборов, которое говорит, что если человек «2 или 3 недели», то есть воскресных дня не был на службе, то он отлучается от Церкви. Чтобы не лишиться благодати Божией, которую нелегко стяжать, нужно ходить в церковь регулярно – чтобы благодать Божия всегда содействовала, сопутствовала, помогала и охраняла нас от всех бед и напастей.
– Владыка, как влияет на душу чрезмерное общение 16-летнего подростка с компьютером, сотовым телефоном и телевизором?
– Все люди подвергнуты испорченности греховной, и мы очень быстро привязываемся к тем или иным предметам, в том числе и к телевизору, компьютеру, другим вещам. Но мы должны стараться быть свободными от той или иной привязанности, чтобы не быть рабами того или иного предмета – телевизора, компьютера или чего-то другого. Мы должны постараться быть внимательными к себе, чтобы ничто нас не сковывало, не привязывало. Если человек пристрастился к этому, потом очень сложно освободиться от привязанности. Если мы почувствовали, что находимся в состоянии привязанности, нужно прилагать все усилия, чтобы избавиться от нее: это очень негативно сказывается на душе человека, на его психике, на его духовном состоянии и на здоровье телесном. Господь в Священном Писании предупреждает, что «все нам позволительно, но не все полезно»: все мне позволительно, но не все назидает – мы можем всем пользоваться в этой жизни, но только если это на пользу нам, во благо.
– Владыка, спасибо; у нас звонок из Кировской области. Алло, здравствуйте, с праздником вас!
– Здравствуйте. У меня такой вопрос. Сын в коме 4 месяца, и неизвестно, сколько еще пробудет – очень тяжелое состояние: у него травма черепа. Хотелось бы его причастить. Батюшка из нашей церкви отказался, а мы видели в передаче по Вашему каналу, что причащали людей в психиатрической больнице. Они же тоже, можно сказать, ничего не понимают, и их причащали. Я поняла, что батюшка не хочет причащать, потому что человек без сознания...
– Да.
– Соборование предлагали, но что лучше?
– А сын крещеный?
– Да, он крещеный, ему 34 года.
– Он в церковь ходил до этого?
– Да.
– Исповедовался, причащался?
– Нет, не причащался.
– Как же он ходил в церковь и не причащался?
– Ну, так ходил…
– Редко ходил, да?
– Да, редко.
– Потому батюшка и не хотел причастить, что сын никогда не исповедовался – нужно исповедаться в своих грехах, а потом причаститься. Надо вам будет обратиться в свою епархию, чтобы они как-то этот вопрос решили. Сложно сейчас говорить. Мы так далеко, что не можем ничем помочь, нужно на местном уровне этот вопрос решить и получить благословение, чтобы оказать помощь человеку. Сейчас главное, что вы можете сделать, это молиться за него в храмах Божиих – молитесь дома и в храме, подавайте на Псалтирь, на службах. Молитва Церкви имеет большую силу, чтобы вывести вашего сына из этого состояния, чтоб Господь дал ему здоровья и возможность в дальнейшем жить церковной жизнью и регулярно исповедаться, причащаться и готовиться ко спасению.
– Владыка, если здоровый молодой человек психологически не может обходиться без мяса, но причаститься хочет, что делать?
– Я думаю, если молодой человек здоровый, то он может отказаться от мяса всего лишь на один или два дня – это не проблема. Просто надо силу воли применить, заставить себя. Это тоже пристрастие к продуктам питания, если не может от них отказаться. Если откажется – не умрет: можно дать гарантию, что человек не умрет, если не будет кушать мясные или молочные продукты, а будет кушать обычную постную пищу – она тоже очень полезна для здоровья. Он не потеряет здоровье из-за того, что не будет кушать эти продукты в течение 2-3 дней. Если человек хочет причаститься, он должен жертвовать собой. Ведь причастие – это жертва Господня ради наших грехов; Он пролил Свою Кровь, претерпел величайшие страдания за нас, жертвуя ради нашего спасения Собой, а мы, чтобы получить эту благодать Божию в таинстве Причастия Тела и Крови Христовых, не хотим пожертвовать собой, отказаться от мясных и молочных продуктов в течение всего лишь двух дней. Если в пятницу и так пост, в субботу один день, думаю, можно совершить этот подвиг и причаститься в воскресенье. Если мы не будем этого делать, то не будем иметь жизни вечной: мы принимаем таинства для исцеления души и тела, для достижения вечного спасения. Я думаю, найдутся силы у молодого человека отказаться на время от мясных и молочных продуктов и приступить к этому величайшему таинству.
– Владыка, Людмила из Екатеринбурга задает Вам вопрос: «Я понимаю, – говорит Людмила, – что с христианской точки зрения женщина – самое грешное существо. Но может ли женщина надеяться на спасение? И вообще: женщина – это человек?»
– Нельзя говорить, что женщина самый грешный человек, это не правильно. Да, первой согрешила женщина, через нее вошел грех в мир, потом согрешил Адам. Поэтому в знак того, что женщина согрешила первой и она должна искупать свой грех; в знак повиновения и смирения перед своим мужем, Господь установил, чтобы женщина всегда ходила с покрытой головой. Это сознание своего падения. Но если женщина ведет христианскую, добродетельную жизнь, обращается за помощью к Спасителю, и Спаситель для нее является Тем, Кто может ее спасти от вечных мук, от греха, то она достигает спасения. Мы знаем огромное число святых жен, которые достигли спасения: и Жены-Мироносицы и мученицы, и преподобные и княгини... Например, княгиня Ольга тоже достигла спасения, так что нельзя отчаиваться, что нельзя спастись женщине. Мы видим, что в большинстве женщины в храмы ходят: они более чувствительны и раньше сознают свою греховность, оставляют греховную жизнь и приходят, молятся – и Господь прощает содеянные грехи, помогает совершенствоваться.
– Владыка, здравствуйте! Благословите раба Божия Виктора.
– Бог благословит вас.
– Владыка, у меня такой вопрос. Скажите, почему считается зазорным в Церкви работнику церкви просить о повышении зарплаты? Ведь каждый человек достоин, по Евангелию, оплаты, если он хорошо выполняет свои обязанности. Люди живут по нынешним временам за деньги и этого невозможно избежать...
– Дело в том, что в церкви священник, настоятель может повышать зарплату, если есть такая возможность – Церковь существует за счет добровольных пожертвований верующих. Есть возможность повысить зарплату – это делается и без просьбы работника. Сами священники хотят, чтобы каждый служащий в церкви имел достойную зарплату, но не всегда получается, потому что есть разные ситуации в храмах, разные приходы. Один приход имеет больше возможностей в финансах, другой – поменьше. Исходя из этого и размер зарплаты разный; поэтому вы не должны обижаться.
Конечно, большая честь человеку, который имеет возможность жить и служить при церкви, нести свое послушание. Я помню свое детство, я тоже был при храме – для меня было большой радостью быть в алтаре и служить пономарем. Для меня большая радость, что я мыл пол там и что-то еще делал, и никогда я даже не думал, чтобы получить какую-то зарплату. Для меня было самое главное, что меня удостоили чести быть в святом месте и трудиться. Конечно, пища была, и домой давали хлеба и еще какие-то продукты – и это была для нас большая радость. Даже не думали о деньгах! Сейчас, конечно, менталитет у человека другой – если сделал какую-то работу, то нужно обязательно получить деньги. Не думают, что нужно трудиться еще для своего спасения, для своего небесного блага, для Царства Небесного, заслужить его своим трудом. А мы порой требуем: пока не дадут денег, никакую работу не будем делать! Но такого не должно быть у нас, мы должны все же оставаться православными христианами и не идти в ногу с потребительской цивилизацией, которая нас гонит за товарами, которые не всегда бывают нам и нужны. Когда мы будем больше думать о своем спасении, о вечности, о духовности, то откажемся от излишеств, будем довольствоваться малым. Поэтому не надо обижаться, что дается столько, сколько есть возможность – нужно думать о своем спасении.
Люди трудились и трудятся в Церкви, не желая никаких особых вознаграждений: они имеют самое необходимое и этим довольствуются. Было время, когда люди почти ежедневно приходили в церковь, помогали, чистили, убирали, порядок наводили – и это для них была большая честь: они были рады, что могут потрудиться физически для своего спасения. Наверное, стоит возродить эту традицию, когда человек думает о своем спасении, приходит в церковь просто потрудиться, что-то сделать хорошее – и для него это радость, утешение и благо для спасения. Когда же мы приходим в церковь получить вознаграждение за какую-то работу, то это не совсем по-христиански, по-православному.
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|