ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

          – Владыка, нам звонят из Екатеринбурга. Здравствуйте!
          – Раба Божия Мария. У меня вопрос такого плана. Я не так давно смотрю канал «Союз», и он дает мне очень много познаний, я с жадностью все слушаю и очень много времени на это трачу. Но совсем недавно была в одном из монастырей в Свердловской области, где мне посоветовали не смотреть телевизор, даже канал «Союз». Говорят, что в телевизоре есть 25-й кадр. Я, ориентируясь на Вас, все-таки смотрю канал, но нахожусь в смущении: я не привыкла не исполнять то, что мне советует батюшка. И я не знаю, как мне быть, меня это очень беспокоит.
          – Наш телеканал не подвержен 25-м кадрам. И вы прекрасно знаете, что так влиять на психику человека пытаются светские каналы, чтобы пристрастить человека к каким-то грехам, порокам, навязать ему рекламируемый товар. Наша цель – показать доброе, хорошее, полезное, чтобы пробудить в сердце человека любовь к Богу, к церковной, добродетельной жизни. На канале «Союз» мы показываем людей, которые стремятся к исполнению воли Божией, заповедей Христовых. И транслируем эти передачи в разные епархии, в разные регионы нашей страны, чтобы на примере наших соотечественников мы могли учиться, как нужно жить по-христиански и достигнуть Царства Божия. Поэтому вы не смущайтесь. Конечно, во всем нужна мера. Даже если вы уделяете все время именно просмотру наших передач, вам мало времени остается, чтобы помолиться, пойти в церковь, совершить какие-то добрые дела. Этот канал – руководство к вашей духовной жизни, подспорье. Человек должен самостоятельно стараться выполнять в своей жизни заповеди Божьи, которые нам Господь дал для руководства в нашей жизни. Не смущайтесь, а руководствуйтесь, берите самое полезное для вас и применяйте в своей личной жизни.
          – Вопрос от Валентины: «Я родилась в день Илии Пророка. Батюшка сказал, что он мой небесный покровитель. Меня смущает, что мой небесный покровитель мужского пола. Что делать?»
          – Ваш небесный покровитель – святая, имя которой вы носите, – мученица Валентина. То, что вы родились в день памяти Илии Пророка – конечно, большой праздник: это великий святой нашей Церкви. И если в день своего рождения с любовью почитать святого пророка Илию, он тоже будет вашим покровителем, помощником, заступником, молитвенником. Этот святой имеет большое дерзновение к Богу, и мы желаем, чтобы он был нашим покровителем. Но мы говорим о том, что небесным покровителем нашей жизни является именно святой, имя которого мы носим. В покровители мы можем приобретать и других святых угодников Божиих, которых мы почитаем. Есть в житиях святых такие примеры: некоторые очень сильно почитали святого великомученика Георгия Победоносца; они носили имена других святых, но этого почитали больше всех и, конечно, получали от него особые благоволения, помощь, заступления... Это все зависит от нас – как мы относимся к тому или иному святому.
          – Владыка, вопрос от Надежды из Екатеринбурга: «Родственника посадили в тюрьму на 10 лет за убийство. На месте преступления он оставил сатанинские знаки. Полезно ли мне навещать его в тюрьме и общаться с ним?»
          – Сейчас, поскольку он попал в такую ситуацию, я думаю, он должен прийти к осознанию своего согрешения, покаяться в том, что совершил. И родственники должны прийти, чтобы помочь ему в покаянии, в осознании своей греховности. Тем более, что он имел приверженность к сатанизму и, может быть, новое состояние приведет человека к покаянию и сознанию своей греховности, и он оставит служение диаволу, будет служить истинному нашему Богу, Который даст ему и радость, и утешение, и прощение грехов, и вечную, блаженную жизнь. Зачем служить диаволу, который будет наказывать его вечно в адских мучениях? Он должен все же жалеть себя и не служить диаволу, а служить Богу, Который дает нам радость, блаженство, мир и неизреченную жизнь после нашей смерти. Если мы верим, знаем, что так действительно будет – к этому надо стремиться. А диавол нас будет мучить, поэтому нужно избегать этих мучений, тем более опасно служить диаволу открытым сознанием.
          – Вопрос из Краснодарского края: «Кем был Григорий Распутин с православной точки зрения, и почему он был близок к Царской Семье?»
          – Распутин был простым верующим человеком. Он какое-то время был в Верхотурском монастыре, общался со старцами обители. Очень любил праведного Симеона Верхотурского. И когда оказался в Петербурге, его познакомили с Царской Семьей с той целью, что, возможно, по его молитвам Господь поможет в исцелении болящего Цесаревича Алексия. И действительно, много раз были такие приступы у Алексия, когда по молитвам Григория Распутина он получал облегчение в страданиях. Вот почему Распутин в какой-то степени был близок к Царской Семье.
          – Владыка, спасибо. У нас вновь телефонный звонок. Алло. Здравствуйте. Говорите, пожалуйста, Вы в эфире!
          – Добрый вечер. У меня такой вопрос. Дочь родственников попала к иеговистам. Если подросток таким увлекается, что это – сектантское направление? И как это все рассматривается со стороны христианской Церкви?

          – Да, это сектантское направление, поэтому у нас отношение к «Свидетелям Иеговы» как к секте, которая противоречит Православной вере.
          – Вы знаете, у меня и муж занимался этим…
          – Конечно, желательно отводить вашего мужа от этого заблуждения. Надо подойти в церковь и посоветоваться со священником, или подойти в наш миссионерский отдел на улице Ленина, 11, где вам скажут о различии между Православием и этой сектой, разъяснят суть этой секты – и вы сможете уже более подробно и взвешенно говорить с вашим мужем, пытаясь ему сказать о его заблуждении в этой секте.
          – Владыка, можно ли женщине ходить в мужской монастырь на службу и Исповедь, или он только для мужчин?
          – В мужской монастырь, конечно, ходят и женщины. В мужском монастыре подвизаются мужчины, получившие монашеский чин, но эти монахи обслуживают всех прихожан, паломников, которые приходят в обитель. Среди паломников большинство женщин. Они приходят в монастырь исповедоваться, причаститься, получить совет в духовной жизни. Есть такие монастыри, но их немного у нас, куда не пускают женщин и, наоборот, есть женские монастыри, куда не пускают мужчин. Но это, повторяю, редкость – чаще пускают и женщин, и мужчин.
          – Вопрос от Валерии из Краснодара: «Отменено ли 11-е Апостольское правило, что нельзя поставлять в священники людей моложе 30 лет? Если отменено, то кем и когда?»
          – Нет, это Апостольское правило не отменено, оно действует. На нашем Архиерейском Соборе было принято, чтобы этого правила придерживались. В диаконское служение рукополагать после 25 лет, а в священническое – к 30 годам. Есть такие ситуации, но редко, когда рукополагаются в священнический сан моложе, чем в 25 лет или 30 лет. Это редкие и исключительные случаи.
          – Владыка, спасибо. Звонок из Москвы. Алло.
          – Я бы хотела пойти на Исповедь, но не могу помириться с одним человеком…

          – Конечно, нужно обязательно идти на Исповедь, а с человеком, на которого вы имеете какую-то обиду, желательно помириться, чтобы действительно прийти в церковь примиренным и чистосердечно раскаяться в грехах, которые вы совершили в течение всей своей жизни. Ведь мы идем на Исповедь, чтобы раскаяться и больше не возвращаться к прежде соделанным грехам, и надеемся, что помиримся с обидчиком и больше не будем с ним иметь раздора. Поэтому нужно помириться и обязательно идти на Исповедь, потому что грехи ложатся большой тяжестью на нашу душу, и нам тяжело нести это греховное бремя; приходится применять очень большие усилия, чтобы справиться с душевным беспокойством. Нужно обязательно исповедоваться, и чем чаще, тем лучше: мелкие грехи мы совершаем постоянно, и необходимо постоянное очищение от греха, чтобы жить с миром в душе, с умиротворенной совестью. Легче нести свое служение Богу, людям, когда душа наша свободна от тяжести греховной.
          – Мне 89 лет, я инвалид I группы. Мне тяжело морально – я не хочу жить и быть в тягость родным. Если я перестану есть, голодом уйду из жизни, это будет самоубийством или нет?
          – Это будет самоубийство, конечно. Это какое-то бесовское наваждение и искушение, когда человек принимает такие мысли, что он в тягость кому-то и поэтому лучше уйти из жизни. Это большое заблуждение. Никто никогда не будет в тягость. Мы все должны и обязаны помогать друг другу. И мы должны чтить старцев, старших по возрасту. Все мы будем в таком возрасте, и все будем нуждаться в помощи. И не надо даже думать, что мы в тягость и нам лучше быстрее уйти из жизни... Жизнь нам дал Господь, Господь ее и заберет, когда посчитает нужным. Поэтому нам нужно думать не как уйти из жизни, а как подготовиться к тому, чтобы Господь принял нас в Царство Свое Небесное. Может быть, Господь дает возможность в терпении болезни, немощи старческой, в испытаниях этой жизни очистить, омыть нашу душу: она, может быть, не готова уйти из этой жизни. Если вы не готовы по своим грехам, может быть, уйти из жизни, Господь поэтому и не забирает ее, дает возможность еще покаяться. А вы сами пытаетесь забрать у себя жизнь насильно – совершаете тяжелейший грех, за который на том свете будете мучиться, и не будет возврата. Надо быть очень осторожным с этим делом и не допускать таких мыслей! К сожалению, есть очень много людей, проживших большую жизнь, а в конце уходящих таким печальным образом. А потом приходят в церковь, плачут родители и родственники: вот, добровольно ушел из жизни. Такая смерть приносит страдания и родственникам, и самому совершившему это греховное преступление. Поэтому не надо этого делать – это очень опасно, ведь люди, которые лишились старого человека, готовы были служить ему до конца дней своих, а сейчас они уже ничем ему не помогут. Не делайте: это очень большой грех, большое преступление, и эти мысли от себя удаляйте, чтобы их не было – это просто бесовское наваждение.
          – Алло! Владыка, я читаю Евангелие, Новый Завет. Как мы можем сейчас понести поругания за Христа в современной жизни? И еще один вопрос: в чем ценность Православия?
          – Ценность Православия в том, что в Православной Церкви есть непрерывное действие Благодати Божией, действие которой не прерывалось от святых апостолов. Эта благодатная преемственность, которая идет от епископа к диаконам, священникам, от епископа к епископу, – главная ценность для Православной Церкви. Ценно и то, что в Православной Церкви мы стараемся сохранить апостольское учение, которое нам дано через апостолов Господом нашим Иисусом Христом. И мы стараемся выполнять Апостольские правила, правила святых Вселенских Соборов, и в этой преемственности поколений, учения – ценность Православия для нас всех. Поэтому мы должны любить Православие, жить в Православной вере и стараться сохранить древние традиции, древние учения, и преемственность Благодати Святого Духа, которая идет от святых апостолов.
          В современной жизни нам предоставляется много возможностей понести поношения за Христа, поругания, унижения, оскорбления, которые даются нам почти каждый день. И если мы принимаем эти поругания, унижения, оскорбления от наших близких, родных со смирением, с послушанием воле Божией, с терпением, даже с любовью к обижающему нас человеку, то все они являются для нас спасительными и приносят нам утешение, радость, блаженную жизнь. Господь говорит: «Претерпевший все спасен будет». Когда нас унижают, оскорбяют, не надо смущаться – наоборот, радоваться, что через эти трудности мы можем получить от Бога благословение и благодать.
          – Владыка, к нам дозвонился очередной телезритель. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
          – Здравствуйте, Владыка! Раба Божия Елена. У меня такой вопрос: невозможно примирение с человеком, потому что он не хочет идти на контакт – чем больше я иду на контакт с желанием помириться, тем больше он злится. Может быть, я что-то неправильно делаю?

          – Если у вас есть устремление примириться и какие-то действия с вашей стороны предпринимаются – добрые, хорошие – конечно, это очень хорошо с вашей стороны. Если он не принимает, не готов к этому, то остается вам немножко еще потерпеть и отступить на некоторое время, молясь, чтобы Господь смягчил его сердце и он стал по-другому относиться к вам. И через некоторое время опять сделать добрые шаги к примирению. Возможно, с Божией помощью он изменит свое отношение к вам и будет идти на контакт, на примирение. Поэтому надо и духовными средствами, и вашими добрыми побуждениями сделать этому человеку добро, и он со временем изменит свое отношение к Вам.
          – «Профессор Осипов говорит, что просить у Бога ничего не нужно, так как Бог знает, что нам надо. Но ведь в утренних и вечерних молитвах одни прошения. Как это понять?» – спрашивает Анна из Асбеста.
          – Да, Господь знает все наши нужды и печали, но Он хотел бы, чтобы мы молились Ему, просили у Него. К сожалению, мы часто просим то, что нам неполезно, не то, что нам необходимо для спасения. В утренних и вечерних молитвах, составленных мудрыми отцами, есть то, что нам полезно для души, для нашего спасения. Поэтому мы должны молиться этими молитвами, и меньше – своими личными молитвами, в которых просьбы о мирском, а не о небесном. Господь говорит: «Ищите прежде Царствия Небесного, остальное вам приложится». Когда мы думаем о небесном и просим небесное, Господь дает нам и материальное, необходимое для нашего пребывания на земле. На первый план необходимо ставить духовное, вечное, и тогда Господь все устроит. А у нас получается наоборот – мы сначала думаем о земном, материальном благополучии, а духовное оставляем на потом. Если мы сумеем настроить себя на духовное, то легче будет приобретать что-то материальное – временное, земное.
          – Владыка, вопрос от Валерии из Москвы. Дочь привезла из паломнической поездки в отдельных бутылочках масло и миро. Скажите, пожалуйста, как пользоваться миром?
          – Масло и миро, святую воду мы часто привозим из святых мест, от святынь нашей Церкви. Если это водичка, то нужно пить ее натощак. А что касается масла, то мазаться им, когда у нас что-то болит или скорбь на душе: взять и помазать, как мы обычно лоб крестим, вместе с освященным елеем, таким образом, мы освящаемся с молитвой, обращенной к святому, от которого мы взяли святое масло, и надеемся, что по его молитвам Господь даст нам и исцеление и облегчение, помощь в нашей жизни.
          – Житель Кабардино-Балкарии, зовут его Хазамат, спрашивает: «Я не православный человек. Протоиерей Всеволод Чаплин рекомендует вводить в школах предмет «Основы православной культуры». Может быть, лучше ввести «Основы религиоведения»?
          – Вся наша жизнь, хотя мы прошли долгий путь атеизма, пропитана духом православной культуры. Поэтому нам необходимо знать истоки культуры, которая уже существует в нашей обыденной жизни. И эта культура дает нам благо, она учит нас нравственности, духовности, воспитывает нас в гармонии. Мы лучше понимаем наших классиков – у них все построено на основе Православия. Все, что нас окружает – архитектура, храмы, памятники – все имеет православную основу, а мы этого не знаем. Конечно, очень важно, чтобы мы знали свою культуру, изучали ее. Что касается других религиозных конфессий, то им полезно знать разницу между Православием и другими конфессиями, чтобы человек мог ориентироваться в своей жизни. У нас получается какая-то каша: и буддизм, и йога, и все что угодно, все смешано – и мы не знаем, где истоки.
          – Владыка, звонок из санатория «Обуховский». Алло, здравствуйте!
          – Здравствуйте, Владыка! У меня такой вопрос. Я ходила в Крестный ход на Царские дни. И там женщина носила икону Цесаревича Алексия с Распутиным. Она рассказывала всем, что художнику, нарисовавшему эту икону, приснился Царь и попросил нарисовать эту икону. Как Вы к этому относитесь?

          – Распутин не причислен к лику святых, и мы не имеем права до канонизации того или иного человека писать его икону. Это нарушение наших канонических правил. Если будет воля Божия канонизовать того или иного человека, которого люди считают святым, тогда мы можем писать иконы, читать акафисты, молебны. А поскольку наша Церковь не канонизовала Распутина, то мы не имеем права писать иконы, тем более носить Крестным ходом или молиться перед ними.
          – Тамара из Челябинской области спрашивает: «Дочь была крещена без подготовки и очень испугалась при Крещении. Сейчас она выросла, в Бога особо не верит и меня упрекает в этом. Как исправить эту ситуацию? Или, может быть, второй раз креститься?»
          – Повторно креститься нельзя. А поскольку человек уже взрослый, пускай читает духовную литературу, углубляется в знание о Боге. В младенчестве она не понимала, а сейчас могла бы понять, что такое святое Крещение, что совершалось в таинстве, как оно совершалось и какая благодать была дана ей в этом таинстве, и что нужно, чтобы преумножать эту благодать. Благодать подобна семени, которое мы вкладываем в землю. И если мы не даем этому семени влагу, тепло и свет, то, конечно, оно не взойдет; а когда мы все это дадим, то благодать принесет хорошие, добрые плоды. Нужно, чтобы дочь углубилась в знание о Боге, о церковной жизни, о жизни Церкви, о Православии в целом. И тогда она сможет уже по-другому смотреть на все, от нее отойдут и страх, и всякие вопросы. Все можно решить чтением и советами наших священнослужителей.
          – Вопрос от Ирины из поселка Заречного: «Почему 24 июля поминают только равноапостольную Ольгу, а Великую княжну Ольгу из Семьи Святых Царственных Страстотерпцев не поминают?»
          – Потому что 24 июля – день память только равноапостольной Ольги. А Ольга-Страстотерпица поминалась в дни Царские, то есть 17 июля, когда была память Царской Семьи, всех ее членов: Царя Николая, Царицы Александры, Цесаревича Алексия – в том числе и Царевну Ольгу мы поминали; тогда их память. А святая равноапостольная Ольга являлась небесной покровительницей Царевны Ольги.
          – Владыка, у нас звонок из Екатеринбурга. Здравствуйте!
          – Здравствуйте! У меня такой вопрос Владыке: для нашего города и для многих городов России актуальна тема конфликта на национальной почве. Я хочу сказать, что к нам приезжают в Россию, в Екатеринбург, в Екатеринбург узбеки, таджики, чеченцы, и они не ходят в наши храмы, не уважают наши обычаи. Они ходят в свои мечети, и постоянно между русскими и инородцами возникают конфликты на национальной почве. Как Вы видите решение этой проблемы? Спасибо.

          – Приезжают люди из республик бывшего Советского Союза, но у нас тоже есть свои мусульмане в нашем городе и области. Они могут прийти в свои храмы и получать духовное окормление у своих духовных наставников, которые будут учить их уважать нашу культуру, обычаи нашей страны, относиться ко всем православным как относятся традиционные религиозные конфессии друг к другу: мы жили всегда в мире, дружбе, уважении друг друга, и никаких религиозных конфликтов у нас не было. Мы надеемся на наставников мусульман или других конфессий, которые будут вести духовное окормление приезжих, которое даст единство, чтобы не было никаких конфликтов на религиозной или национальной почве. Я думаю, мы должны относиться к ним по-доброму, потому что многие из них тоже интересуются нашей культурой, нашей верой, хотят принимать Крещение. Если мы их будем отторгать, они уйдут и будут озлоблены против нас, а если мы будем по-доброму относиться к ним, будем как одно целое.
          – Владыка, Ольга из Тверской области прислала нам просьбу. Она просит благословить ее дочь на поступление в институт МВД.
          – Бог в помощь. Помоги Господь ей, чтобы она поступила. Там тоже нужны хорошие православные люди.
          – Следующий вопрос из Свердловской области: «Почему Бог допускает такой грех, как приворот мужа к жене?»
          – Господь не допускает никаких грехов, а поскольку мы созданы Богом со свободной волей, Господь не нарушает эту волю. Если мы по доброй воле делаем то или другое, то Господь не насилует нашу волю. В данном случае, если человек делает такой грех, как приворот или отворот, то это грех человека, но не грех Бога. Господь разными путями старается человека отвратить от греха, но если человек не хочет, то Господь не может насиловать его волю и заставлять делать то, что Он считает нужным. Не надо винить Бога; надо винить человека, который совершает тяжкие грехи. Если человек совершает грех и кается в нем, то Господь по Своему милосердию прощает и с любовью принимает, какие бы тяжкие грехи человек ни совершал.
          – Вопрос от Галины из Тамбова: «Бывают несчастные случаи, когда люди угорают в закрытых гаражах от выхлопных газов. Церковь их не отпевает. Не грех ли отказывать в отпевании, ведь некоторые из них могут быть благочестивыми людьми?»
          – Мы таких людей отпеваем. Если человек совершил самоубийство, сам сжег себя, чтобы таким образом закончить свою жизнь, это, конечно, плохо. Но когда мы знаем, что по неосторожности совершился пожар и он в этом пожаре погиб, мы отпеваем усопшего. Помню, когда учился в семинарии, у нас был пожар и погибло несколько семинаристов. Мы их всех отпевали с большой печалью, скорбью, что такие молодые ребята ушли из жизни такой страшной смертью. Мы не отпеваем самоубийц – и это неправильно, что не отпеваются погибшие.

Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Александр Вилков

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.