|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
– Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.
– Бог благословит. Помоги всем нам Господь.
– Владыка, накануне передачи нам пришел такой вопрос: за живого человека специально подали поминовение за упокой; теперь этот человек тяжело болеет, а врачи не могут поставить диагноз. Что делать?
– Я не думаю, что из-за этого человек болеет. Мы ставим свечки Богу, а Господь знает каждого человека и знает, что ему полезно. Господь не может делать зло человеку. Если человек хочет сделать зло своему ближнему, это не значит, что Господь ему сделает зло. Так думать – не правильно. Человек болеет не потому, что за него кто-то поставил свечку за упокой, а потому, что он, может быть, какие-то грехи имеет, немощи, слабости, и они стали причиной болезни. Стоит этому человеку раскаяться в грехах, как Господь может ослабить болезнь или даже полностью исцелить от нее. Все зависит от расположения нашего духа, души: если мы сознаем свои грехи, слабости, Господь нас исцеляет от многих болезней. Но мы не исключаем при болезнях и обращение человека к врачу. Бывают болезни телесные, бывают душевные. Болезни телесные врачуются, как правило, с помощью медицинских средств, а если это не помогает, то в Церкви есть средства духовные, и мы, по мере своих сил, можем помочь ближнему, ради его веры: «По вере вашей будет вам», – сказал Господь. По молитвам Церкви и по вере болящего Господь совершает чудеса, исцеляет от многих болезней. Болезнь может быть дана человеку, чтобы остановить от греха, помочь осознать прежде соделанные грехи и перестать грешить, начать новую, добродетельную, христианскую жизнь.
– Владыка, к нам дозвонилась телезрительница, чтобы задать свой вопрос лично. Здравствуйте! Говорите, пожалуйста, вы в эфире.
– Раба Божия Ирина. У нас два вопроса. Первый вопрос – чем двунадесятые праздники отличаются от великих, и почему Пасха причисляется к двунадесятым праздникам? И второй вопрос – мы слышали, что на могилки нельзя класть конфеты и сладости. Чем можно поминать людей на могилках?
– Пасха – праздник праздников. Она выше всех праздников. Двунадесятые праздники непосредственно связаны с жизнью и важными событиями жизни Христа Спасителя и Божией Матери. Эти праздники свидетельствуют о домостроительстве нашего спасения, о промышлении Божием для спасения человечества, для очищения его от греха, чтобы сподобиться человечеству царства Божия.
Великие праздники – в честь святых угодников Божиих, которые потрудились ради Христа, достигли совершенства и являются для нас примером. Такова классификация церковных праздников.
Что касается поминовения, то мы должны понимать, что жертвуем, милосердствуем ради усопшего разными продуктами питания, нашими вещами, но самое главное – мы совершаем молитву: ведь усопшим не нужны наша пища, конфеты или какие-то вещи; им нужна наша милостыня от глубокого сердца, от милосердия исходящая, и мы совершаем дела милосердия ближним своим ради усопшего. Эта милостыня является важной и самой главной для усопшего, потому что через милосердие к окружающим мы привлекаем милосердие Божие к себе и нашим усопшим. К милосердию призывает Господь и говорит: «Будьте милосердны, как Отец ваш небесный», и милостыня превозносится над Судом Божиим. Поэтому мы, понимая, что милостыня имеет большое значение и для нас, и для усопших, совершаем милостыню ближним нашим. Не будем же мы просто бросать продукты на могиле, чтобы они там лежали и портились. Мы можем положить, конечно, их на могиле, но на короткое время, пока совершается панихида или лития, а потом мы должны все, что приготовили, раздать своим ближним, чтобы продукты были употребляемы во благо людей, для укрепления здоровья, особенно неимущих, слабых, больных и бедных людей. Это великое дело, которое мы совершаем, эта милостыня, милосердие наше – оно приносит ближнему нашему и усопшему радость и утешение.
Очень важная помощь оказывается усопшему молитвой в церкви, молитвой за богослужением, за Божественной литургией, когда мы поминаем усопших и вынимаем частицу за упокоение, а потом в конце службы окунаем в Кровь Христову и говорим: «Отними, Господи, грехи, поминавшиеся здесь, Кровью Твоею и молитвами святых». Это дает усопшим и радость, и утешение, и избавление от вечных мучений.
– Вопрос из Тюмени от Виктора: «Если на Исповеди я покаялся в грехах, но священник сказал, что грехи мне не отпускаются, то состоялась ли Исповедь?». И второй вопрос: «Если совершил смертный грех, который никогда не прощается, то зачем тогда ходить на Исповедь?»
– Есть несколько смертных грехов. Но если мы каемся в этих грехах и стараемся не возвращаться к ним, то они прощаются. Поэтому мы должны приходить в церковь, исповедоваться, чтобы через Исповедь получить силу Божию, Его помощь, чтобы не возвращаться к прежде соделанным грехам. Исповедуя грехи, мы отсекаем наши порывы к греху, корни греховные, и потихонечку освобождаемся от рабства греха, от зависимости, от страсти, которая нас удерживает в своих руках – и мы волей-неволей совершаем те или иные тяжелые грехи. Они называются смертными, потому что тянут нас к вечной смерти: мы теряем контроль над собой и увлекаемся страстями к греху и не имеем силы отвращаться от греховного пути. Нужно чаще приходить в церковь, чаще молиться, просить о помощи, стараться воздерживаться от греха, и с помощью Божией, посильными стараниями можно будет избавиться от тяжелого смертного греха.
– Владыка, звонок из Республики Коми.
– Здравствуйте, Владыка Викентий. У меня такой вопрос к Вам: почему нельзя совершать вечернее правило, если человек в комнате спит? И второй вопрос: почему по окончании этого правила нельзя ужинать, принимать пищу?
– Если вы не мешаете человеку, который спит в комнате, и читаете правило про себя, то, конечно, можно читать вечерние или утренние правила. Если вы читаете громко и это мешает ближнему, то лучше быть наедине. После правила, которое совершается перед сном, конечно, нежелательно кушать или пить чай. Это нужно сделать до вечерних молитв, а после – мирно отойти ко сну с молитвой, чтобы сон после молитвы был глубоким, здоровым, восстановил наши силы для следующего дня, чтобы трудиться во славу Божию.
– Владыка, вопрос из Омска: «Сейчас появилась традиция вдоль дорог, на месте, где человек разобьется на машине насмерть, ставить кресты, венки. В итоге весь город превращается в какое-то кладбище. Как к этому относиться?»
– Такое ощущение, что мы боимся кладбищ. Такова участь человека, что он рано или поздно отойдет к Господу. Поэтому не нужно бояться памятников или венков. Лишний раз это напомнит нам о вечности, о вечной жизни, о смерти, о том, что наша жизнь коротка и нужно её прожить так, чтобы потом не было горько. Не нужно смущаться этого, нужно иметь в виду, что это дань уважения людей своим родственникам, которые пострадали на этом месте, и они хотели оставить память именно на месте, где человек отошел к Господу.
Многим неприятно видеть эти кресты, венки, памятники, но это не должно нас смущать, потому что это напоминание о смерти. Оно нас удерживает от греха, от делания зла – мы понимаем, что после смерти уже покаяния нет и нужно сейчас делать как можно больше добра. С другой стороны, тем, кто скорбит об усопшем, тоже нужно какое-то утешение; по их пониманию, они сделали нужное, важное и полезное для усопшего, который так трагически скончался.
– Владыка, вопрос из Донецка: «У меня послушание на клиросе, и я сказала, что буду петь бесплатно. Но все остальные сказали, что не будут отказываться от материальной поддержки. И теперь, когда всем выдается зарплата, мне становится обидно. Что мне теперь делать?»
– Нужно не отказываться от своего обещания. Раз дали обещание, нужно делать и не смущаться. Бороться со своим состоянием души, когда наступает искушение. Раз дали обещание – надо приучаться к тому, что нужно что-то делать в своей жизни не только за деньги, а ради Христа, ради Бога. И за все, совершаемое ради Христа, приобретается благодать Божия – как говорил преподобный Серафим Саровский, делая ради Христа, мы стяжаем благодать Божию. А мы должны стремиться к этой важной цели в жизни – стяжанию благодати Божией. Не только прилепляться к земным утехам, иметь материальные средства. Если средств достаточно для жизни на земле, то нужно еще думать о своей душе, о своем благе духовном, о Царстве Божием, о том, чтобы приблизить Царство Божие подвигом пожертвования ради Христа. Если Господь дал дар петь, то этот дар нужно отдать Богу и, если есть возможность жить без вознаграждения, то это очень важно сделать.
– Владыка, у меня такой вопрос: почему нельзя кремировать православных? Ведь прах мы все равно хороним в землю...
– У нас нет такого правила в Церкви, чтобы кремировать усопших. Это привнесенная из других религий практика. Всегда православного христианина после его смерти хоронили. Кремируя ближних, мы нарушаем практику нашей Церкви, нашего Отечества, которая веками сложилась. Мы не вправе предавать останки наших близких огню, а должны предавать земле, как это повелевает Господь Бог.
– Владыка, вопрос из Екатеринбурга: «Разъясните, пожалуйста: если Дева Мария – Приснодева, то как младенец мог выйти, не повредив её девство?»
– В этом есть чудо Божие, что Господь родился от Приснодевы Марии, Которая до Рождества Христа Спасителя и после Рождества осталась девой. Это таинство Боговоплощения, которое служит нашему спасению. Все возможно Богу; Господь имеет силу, власть совершать такие славные чудеса, и поэтому в этом нет ничего удивительного – для Бога нет ничего невозможного.
– Татьяна из Екатеринбурга спрашивает, какого мнения Владыка о драке священников у гроба Господня в Иерусалиме?
– Думаю, нам не нужно особенно вникать в проблемы Армянской и Иерусалимской Церквей. Не надо осуждать никого: не будем осуждать ближнего – не будем осуждены Богом мы. Это наша христианская позиция, и если даже случилась такая ситуация, то каждый из них будет отвечать за свои действия перед Богом. А нам нужно смотреть за собой, чтобы не допускать в своей жизни каких-то неправильных действий.
– Владыка, звонок из Беларуси.
– Будьте добры, ответьте на такой вопрос. 23 года назад, при рождении дочери, при ее Крещении, я хотела дать имя Вероника. Но батюшка был уже в возрасте и почему-то сказал, что такого имени нет, и крестил дочь Верой. Будьте добры, скажите, как мне называть сейчас дочь при молитве и как обращаться? Каким именем правильно?
– Правильно – по тому имени, которым она была крещена. Если Верой крестилась, значит, Верой и поминать.
– И еще, будьте добры, если можно, один вопрос. Я очень хочу, чтобы дочка моего сына была крещена. Но так получилось в жизни, что не крестили её. Как мне помочь в этом?
– Нужно постараться крестить, проблемы в этом нет. Храмы есть, никто не запрещает, никто не ругает за то, что крестились в храме. Какая есть проблема креститься? Пожалуйста. Идите в любую церковь и обращайтесь к батюшке, он покрестит. Какая-то проблема есть в этом?
– Она уже взрослая, не хочет, ей 36 лет.
– Надо с ней говорить, объяснять, чтобы она знала смысл этого таинства, и потихонечку она подготовится к великому таинству, чтобы сознательно принять его с особым благоговением. Поэтому нужно сейчас с ней очень много потрудиться, объяснить ей, растолковать, отвечать на вопросы, которые есть у нее. Нужно потрудиться, чтобы она приняла Крещение.
– Большое спасибо.
– Владыка, Наталия из Костромы задает такой вопрос: «Погиб муж в пьяном виде. Осталось трое детей – 2, 5 и 9 лет. Старец сказал: «Иди сама в монастырь, детей в приют, а тело мужа отдай Церкви». Как к этому относиться?»
– Я не знаю, что имел в виду этот старец, но, по моему мнению, раз случилась такая беда, мать обязана воспитывать своих детей до совершеннолетия, тем более что они еще очень маленькие – два года самому маленькому ребенку. Нужно его растить, нужно привести к Богу, устроить жизнь, а потом уже идти в монастырь самой. Дети должны определиться в жизни самостоятельно, но нужно, конечно, потрудиться и все сделать правильно. Что касается усопшего, то обязанность матери и детей – молиться за усопшего отца или мужа, и любовь к отцу мать должна прививать детям, чтобы они, вырастая, всегда молились, помнили и не оставляли молитвы за своего отца – вот задача. Мое такое мнение.
– Владыка, интересный вопрос задает Людмила из Краснодара: «Если мать попадет в рай, а её дети в ад, то хорошо ли матери будет в раю?»
– Дело в том, что каждый получает по своим заслугам, по своим делам. И мать, если она достигла такого совершенства и Царства Божия, думаю, в своей жизни молилась за своих детей, чтобы они шли по пути веры, добродетели, церковной жизни. Тем более что она для своих детей – очень хороший пример христианской жизни. Все, что смогла сделать мать, она сделала. Если дети не захотели следовать по стопам матери и слушаться голоса Божия, который звучал в их сердцах по молитвам матери, то они сами избрали свою участь. Ни мать и ни Бог не вправе нарушить волю человека, избравшего такой путь – путь греха или разврата. Они не прислушались к голосу Божию и голосу своей матери – мать молилась, мать показывала пример, но они решили идти по другому пути, и этот путь привел их к этому месту.
– Вопрос от Нины: «У меня погиб сын. На третий день мне показалось, что душа сына дома, со мною. Мне стало спокойно. Что это такое было?»
– Мы знаем, что первые дни после смерти душа человека находится на земле и видит все свои добрые или злые дела, проходит по всем местам, где он в свое время был при жизни, вспоминая свои добрые и злые дела. Потом уже души приходят к Богу, и Господь показывает и райские обители, и адские места, потом совершается временный суд до Страшного Суда и определение на место пребывания до окончательного Суда Божия, который будет во Втором Пришествии. Поэтому и было такое чувство близости у матери.
– Вопрос из Коврова Владимирской области: «Я работаю в молельной комнате. Могу ли я для увещевания других людей приводить пример чуда, которое произошло по моей молитве в детстве?»
– Мы знаем, как апостолы, Господь наш Иисус Христос, святые угодники Божии говорили о чудесах, которые совершались в их жизни. Они говорили, что «некоторый человек, не знаю, в теле или не в теле, был восхищен до третьего неба...» и так далее. Не обязательно говорить о себе самом, что я помолился и произошло чудо, чтобы не было гордости и самохвальства, и, конечно, ложного почитания посторонних людей за такие, казалось бы, чудеса Божии, которые совершались в вашей жизни. Чтобы не было падения в гордыню, лучше говорить не от своего лица, а от лица ближнего своего.
– Павел из Твери спрашивает: «Я совершил грех – украл икону и продал её. Сейчас я инвалид и в храм на Исповедь прийти не могу. Можно ли исповедаться по телевизору?»
– Нет, по телевизору исповедоваться не надо; нужно пригласить священника на дом, и он исповедует, если посчитает нужным, причастит или пособорует. Возможности у нас сейчас есть, чтобы пригласить священника домой и совершить таинство Покаяния.
– Следующий вопрос от Сергея из Богдановича: «Причастие – это вкушение Тела и Крови Христовых. Мне эти слова режут ухо. Я считаю, что это варварство. Можно ли другим способом причащаться?»
– Как можно причащаться другим образом, когда Сам Господь Бог повелел нам и дал возможность соединиться с Христом так тесно, вкушая Его Пречистую Кровь, которая омывает наши грехи, и Пречистое Его Тело? В таинстве Причащения мы соединяемся со Христом самым теснейшим образом. И это для нас милость, что Господь так нас любит и дает нам такие возможности, чтобы в наше бренное тело вошло Пречистое Тело Христово для очищения нашей души, здравия нашего тела, вечной блаженной жизни. И мы прислушиваемся к голосу Божию. Господь сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. Пейте – сия есть Кровь Моя, и это совершайте в Мое воспоминание». И мы это делаем по повелению Божию – не потому, что мы сами придумали. Это воля Божия, и мы должны прислушиваться к воле Божией и не считать это варварством.
– Следующий вопрос из Тульской области от Людмилы: «У меня первый ребенок болен ДЦП – он инвалид. Второй ребенок умер. Хотела одного ребенка взять из детдома, но не получилось. Владыка, что Вы мне посоветуете? Попытаться взять ребенка из детдома еще раз или не стоит?»
– Если есть такое желание, то оно очень хорошее желание – взять ребенка из детдома, чтобы дать ему воспитание и приобрести еще одну душу для Бога, для Христа, для Царства Божия. Это очень важно и очень нужно.
– Вопрос от Людмилы из Перми: «Мне 68 лет, и я полгода живу с мусульманином. Ему 74. Он хороший, но Православие принимать не хочет. Считается ли это проживание без регистрации грехом?»
– К сожалению, да. Так и считается. Нужно обязательно хотя бы регистрироваться. А так это сожительство, грех блуда.
– Из Тверской области от Наталии вопрос: «Как помогают молитвы, панихиды, молебны душам тех, кто не попал в рай? Ведь не бывает перехода из ада в рай».
– Молитвы церковная, домашняя и милостыня, которую мы совершаем ради наших усопших, имеют силу вывести души людей из глубин ада в райские обители по молитвам Церкви, силою Честного и Животворящего Креста Господня. Я уже говорил, что в молитве церковной мы молимся и говорим: «Отыми, Господи, грехи, поминавшиеся здесь, молитвами святых Твоих». И Господь, по молитве Церкви, омывает грехи усопших и избавляет от вечных мучений. И тогда душа переходит из ада в рай.
– Вопрос от Ларисы из Тамбова: «Мама сильно болеет. Раньше мы вызывали священника на дом, мама причащалась и соборовалась. Теперь она отказывается от этого. Против воли её соборовать нельзя, но, с другой стороны, на ее решение могла повлиять болезнь мозга. Как мне быть?»
– Нужно чаще её исповедовать, если она имеет возможность исповедоваться, чтобы она осознала. Конечно, и священник должен с ней побеседовать, чтобы настроить её на духовную жизнь, потому что, видно, она впала в уныние, отчаяние. Видя, что болезнь не ослабевает, а усиливается, она начала унывать и отчаиваться. И в состоянии уныния она считает, что ничто больше ей не поможет. Но это духовное состояние, которое нужно излечивать именно правильным собеседованием и ответами на ее вопросы – у нее, может быть, есть вопросы, которые нужно решать. Надо посидеть, поговорить, объяснить, убедить, чтобы она не унывала, а продолжала надеяться на милосердие Божие, и Господь совершит с ней милость и избавит от болезни.
– Раба Божия Маргарита. Моя сестра в 1968 году умерла, прожив только полгода после рождения в больнице, и ее так и не смогли крестить. Увидит ли она Царствие Небесное?
– К сожалению, мы за некрещеных не молимся в Церкви, но мы молимся дома и подаем милостыню с надеждой, что Господь помилует, что Господь усмотрит и для нее определенное спасение, определенный свет Божественный. Поэтому не надо ослабевать в домашней молитве, в совершении добра, дел милосердия; надо надеяться, что Господь помилует ее на Суде Божием.
– Владыка, такой вопрос: «Как относиться к тому, что православный христианин работает в налоговых органах и занимается выдачей ИНН?»
– К сожалению, мы живем в такое время, когда есть подобные явления. Мы не в силе противостоять налоговым новшествам, которые сейчас очень распространены и в России, и во всем мире. Поэтому каждый человек должен сам себе определить, как ему рассуждать по этому вопросу. Это личный вопрос.
– Владыка, Валентина из Екатеринбурга спрашивает: «В одной из прошлых передач Вы говорили, что при угрозе внезапной смерти человека может крестить водой любой православный. Значит, женщина тоже может? Я спрашиваю, потому что в Церкви женщины не совершают таинств».
– Любой православный может совершить таинство Крещения страха ради смертного, если некрещеному человеку угрожает смерть, – и женщины, и мужчины, и даже ребенок, только нужно правильно произносить формулу Крещения. Нужно говорить: «Крещается раба Божия (или раб Божий) – имя – во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». И если он в таком болезненном состоянии, поливать святой водой или даже простой водой – трижды. Но главное – произнести эту формулу Крещения. А потом, если, даст Бог, человек выздоровеет, – принести в церковь, и священник полностью совершит это таинство.
– Алло. У меня такой вопрос: как правильно употреблять святую воду, ладан и елей?
– Святую воду нужно пить натощак каждое утро после совершения утреннего правила. Что касается ладана, то можно воскуривать его перед иконами. Святой елей можно использовать, когда есть какие-то болезни, головные боли: помазывать с молитвой больные части тела.
– Владыка, вопрос от Наталии: «Почему Царская Семья прославлена как страстотерпцы, а не как великомученики?»
– Во-первых, это определение Священного Синода, Комиссии по канонизации святых, принятое на Архиерейском Соборе. Именно такая форма была принята, и мы принимаем ее так, как было решено нашей Церковью.
– И, Владыка, от этой же телезрительницы второй вопрос: «Если монастырь становится ставропигиальным, ему лучше или хуже от этого?»
– Тут большой разницы нет, единственное – ставропигиальный монастырь, находящийся в какой-то епархии, подчиняется непосредственно Святейшему Патриарху, минуя местного архиерея или благочинного. Вот и вся разница. Поскольку монастырь находится в пределах той или иной епархии, Святейший Патриарх поручает местному священству совершать какие-то службы или дает поручения Правящему Архиерею совершать их в том или ином монастыре.
– Владыка, звонок из Самары. Раба Божия Ольга спрашивает: «Мне нужно получить совет по строительству храма. В Самарской области есть село, жители которого решили построить храм на месте разрушенного, во имя Димитрия Солунского. Провели собрание. У нас есть протокол этого собрания, но благочинный не хочет там строить храм. Мы к нему приезжали на прием, он нам в этом отказал. Какими должны быть наши дальнейшие действия?»
– Я думаю, вы могли бы обратиться непосредственно к Владыке Сергию, Владыка решит этот вопрос. Записывайтесь на прием.
– Владыка, вопрос из Кабардино-Балкарии: «У нас священник в храме говорит: «Я не служу Богу, а работаю в Церкви». Может ли такой священник служить в храме, может ли он исповедовать? Если нет, то куда обращаться и что делать?»
– У нас много священнослужителей, которые, к сожалению, еще не окончили духовные училища, духовные школы, семинарии. Может быть, есть такие, которые еще не понимают глубокого смысла богослужения. Возможно, человек в данном случае выражает непонимание своего призвания. Что касается Исповеди или Причастия, мы не должны смущаться высказываниями священника, потому что на самом деле он служит Богу, совершает богослужение и совершает, я думаю, правильно, потому что его научили. Исповедуемся мы не священнику, а Богу, и Господь принимает нашу Исповедь, Господь очищает через Исповедь наши грехи – не священник очищает. Поэтому нужно не смущаться, а если есть такое смущение, нужно очень деликатно высказать свое недоумение благочинному или Правящему Архиерею. И они уже примут какое-то решение, дадут наставление священнику...
– Вопрос из Беларуси: «Можно ли староверам исповедоваться в Православной Церкви?»
– Можно, конечно, если староверы приняли Православие через Миропомазание.
– Марина из Сухого Лога спрашивает: «На могиле у родственника мы установили крест. Прошло 11 лет, крест потерял внешнюю красоту. Можно ли заменить его на памятник или нужно обязательно поменять на крест?»
– Мы имеем практику на могилки ставить крест или памятник. Если есть возможность сделать красивый памятник, это не возбраняется; в этом случае можно поменять крест на памятник.
– Татьяна из Обнинска спрашивает: «В храме Христа Спасителя распространяется молитва Оптинских старцев более длинная, чем обычно. И в ней есть такие слова: «Господи, благослови мои выхождения и вхождения». Что они означают?
– Они означают, что куда бы мы ни шли или откуда бы мы ни возвращались, Господь – наш вход и выход на каждое наше дело.
– Галина из Артемовска интересуется: «Обычно говорят об умершем так: «Царство ему Небесное», а другие говорят: «Земля ему пухом». Как говорить правильно?»
– Лучше, конечно, сказать: «Царство ему Небесное», потому что земля не может быть пухом, а тело человека становится прахом и становится одним целым с землей. Поэтому мы должны говорить о том, чтобы Господь дал усопшему Царствие Небесное. Тем самым мы совершаем молитву пред Богом о упокоении ближнего, чтобы Господь вселил его в селения праведных.
– У меня такой вопрос: чтение Псалтири или о здравии, за упокой – как влияют на чтеца? Грехи переходят на него или нет?
– Нет, конечно, не переходят грехи. Если человек молится и живет добродетельной жизнью, то ничто не влияет на него. Если он совершает какие-то грехи, может быть, какое-то влияние и есть. Поэтому внимательная, усердная молитва – только на благо человеку, и это доброе дело – молиться за ближнего своего. Господь даже призывает нас молиться за друга, потому что такова воля Божия. Поэтому здесь не нужно смущаться и бояться, что грехи того или иного человека в молитве перейдут к нам. Именно потому мы молимся, чтобы Господь помиловал, избавил от греховной жизни, и Господь слышит наши молитвы, помогает. Это великое и доброе дело.
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Александр Вилков
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|