"ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ"

          Многим знакомо крылатое выражение – «глас вопиющего в пустыне». Но не все знают, что эти слова из Священного Писания относятся к пророку Иоанну Предтече (Ис. 40, 3; Мф. 3, 3), который призывал народ к покаянию. Святой пророк погиб во время пира, устроенного царем Иродом Антипой, правителем Галилеи, в день своего рождения. Во время пиршества вышла Саломия и бесстыдной пляской старалась угодить царю. Разгоряченный вином, Ирод решил похвалиться своим могуществом и в награду обещал ей все, что она попросит. И плясунья, наученная матерью, пожелала голову Иоанна Крестителя. Посланный отсек святому голову и принес на блюде. Так пьяный пир закончился смертью величайшего праведника.
          Вспоминая об этом злодеянии, нельзя не прийти к мысли, что всякое бурное, пьяное веселье не обходится без печальных последствий. Сколько безумных дел совершается в пьяном разгорячении! Для всех уже очевидно, что в России пьянство приняло размеры национальной катастрофы. Улицы наших городов заполнены рекламой, большая часть которой – сигареты и пиво. Такая реклама формирует порочный образец поведения, искаженную шкалу ценностей. Людям буквально навязывается порок. Искусственно создаются новые праздники, проводятся фестивали любителей пива. И печальные результаты этого налицо: 60% школьников начинают пить пиво с 13 лет.
          Сегодня как никогда актуальны слова архиепископа Новгородского Арсения, который еще в 1912 году сказал: «Необходимо совершить переворот в умах людей, нужно радикально изменить установившееся понятие о спиртных напитках. Надо убедить людей, что спиртные напитки – это яд для души и тела, что напиваться дома, в гостях, у соседей, в праздник – является большим позором». Чтобы спасти наших детей, нашу страну, мы должны обратиться к вековым традициям России.
          До революции в День усекновения главы святого Иоанна Предтечи был установлен Всероссийский праздник трезвости. Почему в этот день? Да потому, что святой пророк Иоанн Креститель был трезвенником. Он никогда не вкушал ни вина, ни сикера. В дореволюционной России праздник начинался с Божественной литургии. На молебнах в храмах возносилась особая молитва Церкви о помощи страдающим от винопития.
          И вот, в продолжение традиций, которые существовали в России до революции, 11 сентября в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе после Божественной литургии более 30 человек приняли обет трезвости пред Пречистым образом Пресвятой Богородицы, крестом и Евангелием. Чин обета совершил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Обращаясь к дающим обет, Владыка заметил, что «главным доводом в пользу необходимости трезвого образа жизни в нашей стране будет личный пример абсолютной трезвости, освященной Церковью».
          Обращаясь к прихожанам с проповедью, Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии особо остановился на том, что последствие пьянства – другой не менее тяжкий грех человечества, блуд и прелюбодеяние.
          К сожалению, в наш нынешний обиход давно вошло словосочетание «гражданский брак». Многие его приветствуют как возможность будущим супругам ближе познакомиться друг с другом, «опробовать» свои отношения. На такие отношения своих детей идут даже люди, которые считают себя истинно православными христианами, и благословляют такое сожительство. Нерасписанным и невенчанным детям предоставляют жилье в собственной квартире – пускай живут, пускай себя познают. Это неправильно, это беззаконно, это – разрушительно для души, для общества и в целом для нашего Отечества. И поэтому именно христиане, которые должны быть «солью земли» и «светом нашего мира», должны бороться с этим страшным грехом. И они должны воспитывать своих детей так, чтобы они, становясь взрослыми, также беспрекословно слушались советов родителей. И определяли свою семейную жизнь так, как это положено по Уставу Церкви и определению Божиему, а не так, как это принято в современном нашем обществе.
          Здесь мы говорим о том, что нормальным, законным, богоугодным брак считается только тогда, когда молодые люди сохранили свою девственную чистоту до брака, до таинства Венчания. Именно таинством Венчания Господь дает благословение на совместное жительство для деторождения. Крепкая семья не создается на грехе, она создается на правде Божией, на чистоте и целомудрии. Почему у нас сейчас в нашей стране так много разводов? Семья, которая 20-30 лет живет вместе, считается уже особенной, рассматривается как единичный случай, редкость.
          Одна из причин демографического кризиса, в котором оказалась сейчас Россия, – пьянство. «Не упивайтесь вином, в нем уже есть блуд». Человек, который помрачает свою нравственность пьянством, не дает себе отчета о своем поведении и поступках. Не удивительно, что главным «оправданием» за свои действия для многих становятся слова: «Я был пьян, ничего не соображал».
          Когда мы видим, что в нашем обществе пьянство дошло до такой степени, что уже полным ходом идет деградация человека, надо встать на борьбу со злом всем миром. Давайте опять же обратимся к цифрам. В XIX веке в России употребляли 4 литра чистого спирта на душу населения в год, но уже тогда били тревогу, что Россия – пьющая страна. По всей стране проводилась большая работа против этого зла, открывались общества трезвости, чтобы дать отпор этому страшному явлению.           Пьянство считалось бичом общества, некой эпидемией. В современной России потребление чистого спирта – 25 литров в год на душу населения – значительно больше, чем в любой другой стране мира. Это полнейшее одурманивание людей, это значит, что мы стремительными темпами идем к разрушению нации. По общепринятым правилам Всемирной организации здравоохранения считается, что если в стране употребляется по 8 литров спирта в год на человека, это ведет к деградации нации. У нас в России эти цифры в три раза больше, мы ускоренными темпами разрушаем свою Святую Русь.
          Поэтому все мы, и прежде всего православные люди должны воздерживаться от чрезмерного употребления вин, сделать так, чтобы в наших традициях исчез такой обычай, когда мы во время застолья требуем от человека: «Пей до дна!». Пусть человек сам решает, сколько выпить, а лучше бы и вообще не пил. Есть еще много других «традиций», связанных с винопитием, от которых мы должны отречься. В России всегда был крепкий и могущественный народ, потому что люди пили в основном квас, соки, морсы.
          После совершения молебна, в котором прихожане храма молились о том, чтобы те люди, которые дали обет трезвости, воздержания от винопития, сдержали его, Владыка Викентий поприветствовал их. «Мы вас поздравляем, мы вас любим и почитаем, потому что для многих окружающих людей вы становитесь примером, взяв на себя такой подвиг. И очень примечательно то, что многие из тех, кто был занесен в список, это люди непьющие, которые болеют душой за своих мужей, детей, за своих ближних и родных, которые пьют. И они дают за них, ради них этот обет, чтобы Господь, видя их подвиг, труд, отречение от всего злого, помог их близким пьющим людям оставить их страсть, ведущую к гибели, страху и ужасу».
          В современном мире мы нередко слышим о том, что человек должен быть свободным, и люди тянутся к свободе. Но не к той свободе, которой учит Церковь Православная: они тянутся к свободе в грехе. Владыка призвал всех свободно жить вне греха, вне привязанности к страстям – в любви к ближнему и делании добра. Как можно больше добра: милосердия, сострадания, терпения, жертвенной любви – в этом мы должны развиваться и совершенствоваться.
          Как сообщила Алевтина Лежнина, редактор журнала «Трезвое слово», вечером этого же дня рядом с собором, где проходило принесение обета трезвости, в Духовном центре начались занятия для страждущих от винопития и их родственников, которые провел иерей Игорь Бачинин, духовник общества «Трезвение», клирик Ново-Тихвинского женского монастыря.
          Сегодня выражение «глас вопиющего в пустыне» воспринимается большинством не в библейском значении. Оно означает напрасные, остающиеся без ответа обращения и просьбы. Пусть же наши молитвы не останутся неуслышанными, не будут гласом вопиющего в пустыне. Будем обращаться к святому пророку Иоанну Предтече, чтобы он укрепил нас на пути воздержания и трезвения. Ведь призыв пророка к покаянию, к исправлению, очищению от пороков действенен для нас.

Лидия Ежковa


© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.