ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

          - Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение»! Сегодня очередной выпуск программы «Архипастырь», и на ваши вопросы ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Владыка, благословите наших зрителей и начало программы.
          - Бог благословит, Бог в помощь нам.
          - Владыка, Вы вместе с группой священнослужителей и прихожан только что вернулись из поездки в Сербию и Черногорию. Что это была за поездка, и какие святыни Вы смогли посетить?
          - Да, 20 июля мы с группой паломников нашей епархии прибыли в Черногорию, посетили митрополита Черногорского Амфилохия. Мы были на одной из ежегодных конференций, проводимых митрополитом Амфилохием с молодежью Черногории.
          На том месте, где когда-то было епархиальное управление, провели богослужение. Епархия была разрушена еще в годы турецкого ига. Есть надежда, что на этом месте вновь возродится церковная жизнь и будет построена Черногорская епархия.
          ...Торжественная была служба, было очень много народу, молодежи. Все причащались. Служба была на улице: очень красиво, на берегу моря.
          Служило три архиерея: я и два Черногорских епископа: Владыка Амфилохий и Владыка Иоанн, викарный епископ. Это была одна из главных целей нашей поездки. Но была еще одна цель – совершить чин освящения и закладки храма в Черногории с участием наших екатеринбургских благодетелей (наши уральские предприниматели хотели бы там построить храм в русском стиле в хорошем, красивом месте). Этого не случилось, потому что не успели еще оформить документы по выделению земли. Надеемся, что это произойдет в ближайшее время, и закладка храма совершится.
          Но мы посетили много святых мест, очень интересных, исторически важных в Черногории и Косово. В день Казанской иконы Божией Матери мы совершали богослужение в Цетинском монастыре вместе с владыкой Черногорским и Приморским Амфилохием. В воскресенье мы совершили богослужение в одном из приходов Черногории – в небольшом селении в горах. Это место имеет большое значение для Черногории, для Сербии, потому что в этих краях в битве с турками малочисленная армия черногорцев во главе с епископом Цетинским Петром одержала победу. Очень интересно, что именно в этих горах, на этом поле перед битвой епископ Петр совершал Божественную литургию. Вся армия черногорская причастилась, и потом, с Божией помощью, пошла на бой, чтобы защитить свое Отечество. И они победили в этом бою.
          В память об этом историческом событии митрополит Амфилохий совершил там Божественную литургию, я ему сослужил. Было очень много народу, все собрались из окрестных селений. Затем состоялась очень теплая, интересная беседа с людьми. Один из черногорцев пригласил нас на обед. Такая была семейная трапеза, очень теплая. Эти люди сами в своем селении архитекторы и скульпторы, как и весь их род испокон веков. Как раз Владыка совершил Крещение одного из младенцев, и вся семья отмечала это событие. Очень интересно, что в Черногории сохранилась древняя традиция: местные жители знают свой род, много-много поколений. Знают небесных покровителей рода. Даже когда мы ходили по городу или по каким-то селениям, Владыка спрашивает совсем маленького ребенка: «Ты какого рода?» Он говорит: «Род Родовичей», или «Петкович, Петрович». «А кто ваш небесный покровитель?» «Святитель такой-то», – святитель Савва или святитель Петр, или еще кто-то. Люди это знают и относятся очень серьезно, потому что у каждого рода есть свой небесный покровитель, святой, и есть понятие о роде, который они чтут и относятся к этой памяти очень трепетно.
          - Владыка, Сербия, Черногория, Косово – политически это сейчас различные пространства. А Церковь как там устроена?
          - Пока, слава Богу, Церковь едина. Она объединяет все эти республики. Хотя образовались новые государства, Церковь объединяет всех сербов; народ в Черногории относится к разделению, отделению от Сербии очень неодобрительно. К этому больше тянется верхушка политическая. Народ простой считает себя сербами и государство – сербским, но не черногорским, как это пытаются сейчас сделать. Сербы, черногорцы – это не различные нации, это просто местности, где они живут. Черногорские сербы или боснийские сербы – они все сербы. Разговаривают на одном языке, сербском. Но кому-то выгодно доказывать, что есть черногорский язык, или черногорская культура. Хотя, как они мне рассказывали, сердце сербского языка – Черногория. Здесь была основана культура сербского народа и языка и т.д. Но получается, что их делят сейчас. К сожалению, есть тенденция разделить и Церковь. Есть такие самозванцы в Черногории. Себя объявили Черногорским автокефальным (самостоятельным) епископатом. Это из числа священников, архиереев, которые были запрещены в Константинопольской Церкви, в Антиохии – они оттуда ушли, из других Церквей. А в Черногории, видя политические разногласия, нашли себе место. Такая есть проблема в Черногории, к сожалению.
          - Владыка, Вы были и в Косово. Какова там сейчас обстановка вообще?
          - Конечно, Косово – это слезы. Это боль души – видеть Косово. Косово – это самая древняя часть Сербии, где начиналась жизнь церковная, христианская, где было и остается до сих пор сердце Православия в Сербии. Но, к сожалению, Косово сейчас почти полностью становится несербским государством, оно оккупировано албанцами. Везде, куда я ездил по Косово, новые селения строятся, очень бурное строительство новых красивых двухэтажных домов; почти все они одинаковые. Там селятся албанцы, а сербов всех оттуда выгнали.
          Очень печально: едешь по дороге – то здесь, то там разрушенные православные храмы, разрушенные дома. А рядом строятся такие красивые здания... Доступа сербам туда нет почти: враждебно относятся к сербам. Сербы находятся в очень тяжелом положении. Если осталось несколько поселений сербов, они пребывают в страхе и ужасе – боятся, что их тоже повыгоняют или вырежут всех.
          Были мы в городе Пече, а рядом Печская Патриархия, где находится центр духовной жизни и управления Сербской Церкви. Хотя кафедра находится в Белграде, но остается Печская Патриархия, – центр Православия, христианства. Центр Патриархии Сербской именно там. Есть такая традиция еще с XII века – здесь поставлялись митрополиты, патриархи во главе Сербской Церкви. Последний Патриарх Павел тоже там был поставлен на патриарший престол: интронизация, как мы говорим, была именно там.
          В Пече сейчас монастырь, корпуса, где живут сестры обители. Там резиденция Патриарха Сербского, четыре очень древних храма – они были построены еще в VII веке; очень древние, и они, конечно, перестраивались, каждый век что-то дополнялось. В результате получился большой храм на трех фундаментах разных веков. В нем большой притвор, из которого можно зайти в четыре храма. В честь Вознесения Господня – центральный, Покровский, Великомученика Георгия и Николая Чудотворца. Красиво очень; древняя архитектура.
          Они находятся в тяжелом положении, окружены войсками ООН, которые их охраняют, чтобы не было нападения на монастырь и Патриархию. Хотя были попытки, очень много. Благодаря хрупким женским сердцам, монахиням, которые там живут, еще как-то держится и сохраняется этот древний монастырь, древняя Патриархия. Там всего лишь 28 монахинь. Среди них есть молодые, но большинство старенькие. Они очень много молятся, очень глубоко верующие, твердые. Когда я их спрашивал, как вы здесь живете, как самочувствие, вокруг такая ненависть и такая ожесточенность, желание смести с лица земли, а вы тут… Говорят: «Мы надеемся только на Бога, на Божию Матерь. Господь, надеемся, сохранит и спасет, и сохранит это место, чтобы осталось центром духовной жизни, центром Православия, Сербской Церкви».
          Вот такие надежды, такие упования есть у них, хотя они в очень тяжелом положении. Город Печ, рядом с Патриархией, весь, можно сказать, заселен албанцами. Там было когда-то 15 церквей православных. Сейчас ни одной нет, полностью все разрушены. Остался один полуразрушенный недействующий храм. Такая ситуация.
Когда в машине увидели нас местные албанцы, чувствуется такая агрессивность, озлобленность к православным священникам. Неприятно видеть такое напряжение в лицах людей. Они хозяйничают в городе, который когда-то был сугубо сербским, где было Православие. Несправедливость налицо. К сожалению, она поддерживается международными силами, и такое пока ослепление...
          Чем оправдываются албанцы? Они говорят: это «наши древние земли, поэтому мы сюда поселились». Я говорил им: «Ну как же так? Допустим, раньше вы здесь жили, но сербы ведь вас не выгоняли с кровью, убийствами, разрушениями. Они мирно жили. Сейчас вы хотите заменять их, но только через кровь, уничтожение, жестокость».
          Но когда спрашиваешь сербов, говорят: никогда эти земли не были албанскими. Они всегда были сербскими, православными. И когда-то сами албанцы были православными. Потом они стали мусульманами. Хотя в самой Албании, говорят, очень активно принимают люди Православие. Они изучают свою историю и знают, что их предки всегда были православными...
В Косово были мы еще в Дичанском монастыре – он тоже в очень тяжелом положении находится, окружен войсками.
          - Там, говорят, прямо на осадном положении, за колючей проволокой?
          - Да, за колючей проволокой. Туда не пропускают. Стоят войска, люди вооруженные, которые защищают или охраняют монастырь. Когда я приехал в Дичанский монастырь, как раз приехали американские генералы, которые в Косово несут службу. Они посетили монастырь, встретились с игуменом, что-то обсуждали. Они доброжелательно, вроде бы с любовью посетили, посмотрели храм, везде побывали. Но монастырь находится в очень нелегком положении. Там есть мощи Стефана Дичанского, он был королем Сербии и государственным деятелем. Его мощи сохранились очень хорошо. Мы совершили там акафист, молебен перед его мощами, присутствовали на вечернем богослужении.
          Когда осмотрели весь монастырь, удивились: монахи живут, как будто ничего нет вокруг, никакой напряженности. Они живут своей жизнью, молятся, трудятся. У них есть очень хорошие иконописная мастерская, столярная мастерская, где изготовляют иконостасы, занимаются резьбой по дереву. Бурное строительство. Какой-то хозяйственный двор они строят, большой очень, интересный. Хозяйство очень большое. Можно сказать, что они особо больших трудностей не чувствуют, потому что все выращивают своими руками – у них есть земли, они там работают: овощей, фруктов много, все свое есть. Но, конечно, в душе у них скорбь и тревога, потому что находятся братья в очень непростой ситуации, когда обитель окружает такой народ с намерением их выселить, уничтожить, разбить и т.д. Это неприятно. Но монахи не унывают, занимаются своим делом. Как они говорят, «мы чем больше трудимся, тем нам легче переносить ситуацию, которая нас окружает».
          - Владыка, когда в Екатеринбург приезжал митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, он говорил, что сербы очень надеются на Россию, на помощь России. И он даже сказал, что достаточно будет одного слова Президента В.Путина, чтобы там изменить ситуацию. И мы знаем, что в совете безопасности ООН не была принята резолюция по отделению Косово именно из-за того, что Россия наложила вето. Поэтому Косово пока сохраняется в составе Сербии. Скажите, там как-то чувствуется присутствие России, влияние России, или все-таки больше американские генералы ходят?
          - Конечно, народ сербский очень надеется на Россию. Единственная надежда после Бога на нашу страну – как они выражаются: «Бог на небе, а Россия на Земле». Надеются, что Россия поможет Сербии выстоять перед всеми этими искушениями, и Косово останется в составе Сербии. Вопрос очень сложный, тяжелый, потому что всех сербов из Косово выгнали. Осталось несколько поселений, в тяжелом положении находятся: сербы не могут зайти в город – их сразу убьют, они не могут никуда на работу устроиться, детей в школу не могут отдать. Такая очень непростая ситуация. И идет бурное строительство албанских поселений по всему Косово. Тут, конечно, они работают очень активно. Только с Божией помощью как-то все наладится. Конечно, надо молиться за наших братьев сербов, чтоб Господь помог им выйти из этой очень сложной ситуации. Но у них есть большая надежда на нашу страну, на Россию, лично на Президента Владимира Путина. Говорят: «Мы молимся за Путина, чтобы Господь его укрепил, и он выстоял перед всеми трудностями. Понимаем, что ему тоже нелегко».
          - Сербию и Россию всегда связывали очень давние глубокие, крепкие исторические связи. В Сербии, наверное, как нигде всегда было и есть почитание Святых Царственных Страстотерпцев. Вы это, Владыка, почувствовали, увидели?
          - Да, очень почитают Царственных Страстотерпцев. Так получилось, что сразу после Царских дней я поехал в Сербию. Были свежие впечатления об этом празднике. Я всем рассказывал о Крестном ходе, о большом числе народа, о том, что у нас причащались в эту ночь из 16 чаш в течение часа. Очень большое количество причастников было, и Крестный ход.
          Местные жители слушали с особым удивлением, восторгом и спрашивали, интересовались Царской Семьей. В каждом почти храме есть икона Царственных Страстотерпцев. Я сподобился быть в одном городе, в котором была построена церковь, огромный собор Святому Царю Николаю. Они свято чтят память о Царе Николае, там есть хорошая икона Царственных Страстотерпцев. Храм в русском стиле. Немножко колокольню сделали в сербском стиле, а сам храм в русском стиле. В очень красивом, высоком-высоком месте поставлен.
          - Он действующий, да?
          - Да; он доминирует над всем городом. Очень красивый храм... В этом же городе есть мост, построенный Царем Николаем. «Царский мост» называется. Я посетил также один скит в горах. И он посвящен Царственным Страстотерпцам. Сербы построили там очень красивую деревянную часовню и с благоговением молятся Царственным Страстотерпцам. Они рассматривают эту часовню как звено тесной связи между нашей епархией, Храмом-на-Крови, Ганиной ямой. Один из наших уральских благодетелей пообещал, что закажет икону и фарфоровый иконостас сделает, чтобы подарить от нашей епархии, от нашей уральской земли им в память о таком союзе, добром взаимоотношении.
          А там такие благочестивые монахини, монашеская община. Они так благоговеют, так с особым чувством благоговения к Царственным Страстотерпцам относятся – удивительно было видеть. Владыка говорил, что хотел бы накануне 90-летия воспоминания об убийстве царской семьи, чтобы были взаимные встречи, богослужения и конференции, чтобы была какая-то связь более тесная Черногории, Сербии с нашей Церковью и нашей епархией. Он говорил, что хотел бы даже дать поручение семинарии написать работу о взаимоотношении Царской Семьи, Царя Николая с Черногорией. О делах Царя в дни его правления: какие были контакты, дела, поступки и т.д. Что знает о Царской Семье Черногория, Сербия, что доброго, хорошего сделал Царь Николай для Сербии в годы своего государственного служения. Такие есть пожелания. И очень отрадно, что по Черногории очень много открывается древних монастырей: у них раньше очень много было древних монастырей, и эти монастыри возрождаются и хотя, конечно, там не живет много монахов или монахинь, но очень приятно, что в горах, в недоступном почти что месте, – но природа очень красивая там, – стоит церковь, огороженная небольшим каменным заборчиком, и там монахи или монахини трудятся, молятся. У нас есть такая проблема в России, что монастыри наши многочисленны и очень посещаемы, и монахи устают от такого постоянного общения с народом. Хотелось бы где-то уединиться, прожить сугубо монашески, отдавая себя только Богу, и войти в себя, быть перед Богом постоянно. Там как раз для таких желающих очень хорошее место. Они даже говорят: пожалуйста, кто желает из России, могли бы приехать сюда, подвизаться. Есть монастырей еще много, которые нуждаются в возрождении. Даже в том Печском монастыре, где я был, и в Косово тоже, говорят: если бы приехали к нам русские монахини к нам в помощь, пожили бы у нас, нам была бы большая поддержка.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Аудиозаписи - Денис Денисов


© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.