|   | 
     
 ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА 
  "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
          - Здравствуйте, 
  наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение»! 
  Сегодня очередной выпуск программы «Архипастырь», и на ваши вопросы ответит 
  архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Владыка, благословите 
  наших зрителей и начало программы. 
            - Бог благословит, 
  Бог в помощь нам. 
            - Владыка, Вы 
  вместе с группой священнослужителей и прихожан только что вернулись из поездки 
  в Сербию и Черногорию. Что это была за поездка, и какие святыни Вы смогли посетить? 
            - Да, 20 
  июля мы с группой паломников нашей епархии прибыли в Черногорию, посетили митрополита 
  Черногорского Амфилохия. Мы были на одной из ежегодных конференций, проводимых 
  митрополитом Амфилохием с молодежью Черногории.  
            На том месте, 
  где когда-то было епархиальное управление, провели богослужение. Епархия была 
  разрушена еще в годы турецкого ига. Есть надежда, что на этом месте вновь возродится 
  церковная жизнь и будет построена Черногорская епархия.  
            ...Торжественная 
  была служба, было очень много народу, молодежи. Все причащались. Служба была 
  на улице: очень красиво, на берегу моря.  
            Служило три 
  архиерея: я и два Черногорских епископа: Владыка Амфилохий и Владыка Иоанн, 
  викарный епископ. Это была одна из главных целей нашей поездки. Но была еще 
  одна цель – совершить чин освящения и закладки храма в Черногории с участием 
  наших екатеринбургских благодетелей (наши уральские предприниматели хотели бы 
  там построить храм в русском стиле в хорошем, красивом месте). Этого не случилось, 
  потому что не успели еще оформить документы по выделению земли. Надеемся, что 
  это произойдет в ближайшее время, и закладка храма совершится.  
            Но мы посетили 
  много святых мест, очень интересных, исторически важных в Черногории и Косово. 
  В день Казанской иконы Божией Матери мы совершали богослужение в Цетинском монастыре 
  вместе с владыкой Черногорским и Приморским Амфилохием. В воскресенье мы совершили 
  богослужение в одном из приходов Черногории – в небольшом селении в горах. Это 
  место имеет большое значение для Черногории, для Сербии, потому что в этих краях 
  в битве с турками малочисленная армия черногорцев во главе с епископом Цетинским 
  Петром одержала победу. Очень интересно, что именно в этих горах, на этом поле 
  перед битвой епископ Петр совершал Божественную литургию. Вся армия черногорская 
  причастилась, и потом, с Божией помощью, пошла на бой, чтобы защитить свое Отечество. 
  И они победили в этом бою.  
            В память 
  об этом историческом событии митрополит Амфилохий совершил там Божественную 
  литургию, я ему сослужил. Было очень много народу, все собрались из окрестных 
  селений. Затем состоялась очень теплая, интересная беседа с людьми. Один из 
  черногорцев пригласил нас на обед. Такая была семейная трапеза, очень теплая. 
  Эти люди сами в своем селении архитекторы и скульпторы, как и весь их род испокон 
  веков. Как раз Владыка совершил Крещение одного из младенцев, и вся семья отмечала 
  это событие. Очень интересно, что в Черногории сохранилась древняя традиция: 
  местные жители знают свой род, много-много поколений. Знают небесных покровителей 
  рода. Даже когда мы ходили по городу или по каким-то селениям, Владыка спрашивает 
  совсем маленького ребенка: «Ты какого рода?» Он говорит: «Род Родовичей», или 
  «Петкович, Петрович». «А кто ваш небесный покровитель?» «Святитель такой-то», 
  – святитель Савва или святитель Петр, или еще кто-то. Люди это знают и относятся 
  очень серьезно, потому что у каждого рода есть свой небесный покровитель, святой, 
  и есть понятие о роде, который они чтут и относятся к этой памяти очень трепетно. 
   
            - Владыка, Сербия, 
  Черногория, Косово – политически это сейчас различные пространства. А Церковь 
  как там устроена? 
            - Пока, слава 
  Богу, Церковь едина. Она объединяет все эти республики. Хотя образовались новые 
  государства, Церковь объединяет всех сербов; народ в Черногории относится к 
  разделению, отделению от Сербии очень неодобрительно. К этому больше тянется 
  верхушка политическая. Народ простой считает себя сербами и государство – сербским, 
  но не черногорским, как это пытаются сейчас сделать. Сербы, черногорцы – это 
  не различные нации, это просто местности, где они живут. Черногорские сербы 
  или боснийские сербы – они все сербы. Разговаривают на одном языке, сербском. 
  Но кому-то выгодно доказывать, что есть черногорский язык, или черногорская 
  культура. Хотя, как они мне рассказывали, сердце сербского языка – Черногория. 
  Здесь была основана культура сербского народа и языка и т.д. Но получается, 
  что их делят сейчас. К сожалению, есть тенденция разделить и Церковь. Есть такие 
  самозванцы в Черногории. Себя объявили Черногорским автокефальным (самостоятельным) 
  епископатом. Это из числа священников, архиереев, которые были запрещены в Константинопольской 
  Церкви, в Антиохии – они оттуда ушли, из других Церквей. А в Черногории, видя 
  политические разногласия, нашли себе место. Такая есть проблема в Черногории, 
  к сожалению. 
            - Владыка, Вы 
  были и в Косово. Какова там сейчас обстановка вообще? 
            - Конечно, 
  Косово – это слезы. Это боль души – видеть Косово. Косово – это самая древняя 
  часть Сербии, где начиналась жизнь церковная, христианская, где было и остается 
  до сих пор сердце Православия в Сербии. Но, к сожалению, Косово сейчас почти 
  полностью становится несербским государством, оно оккупировано албанцами. Везде, 
  куда я ездил по Косово, новые селения строятся, очень бурное строительство новых 
  красивых двухэтажных домов; почти все они одинаковые. Там селятся албанцы, а 
  сербов всех оттуда выгнали.  
            Очень печально: 
  едешь по дороге – то здесь, то там разрушенные православные храмы, разрушенные 
  дома. А рядом строятся такие красивые здания... Доступа сербам туда нет почти: 
  враждебно относятся к сербам. Сербы находятся в очень тяжелом положении. Если 
  осталось несколько поселений сербов, они пребывают в страхе и ужасе – боятся, 
  что их тоже повыгоняют или вырежут всех.  
            Были мы в 
  городе Пече, а рядом Печская Патриархия, где находится центр духовной жизни 
  и управления Сербской Церкви. Хотя кафедра находится в Белграде, но остается 
  Печская Патриархия, – центр Православия, христианства. Центр Патриархии Сербской 
  именно там. Есть такая традиция еще с XII века – здесь поставлялись митрополиты, 
  патриархи во главе Сербской Церкви. Последний Патриарх Павел тоже там был поставлен 
  на патриарший престол: интронизация, как мы говорим, была именно там.  
            В Пече сейчас 
  монастырь, корпуса, где живут сестры обители. Там резиденция Патриарха Сербского, 
  четыре очень древних храма – они были построены еще в VII веке; очень древние, 
  и они, конечно, перестраивались, каждый век что-то дополнялось. В результате 
  получился большой храм на трех фундаментах разных веков. В нем большой притвор, 
  из которого можно зайти в четыре храма. В честь Вознесения Господня – центральный, 
  Покровский, Великомученика Георгия и Николая Чудотворца. Красиво очень; древняя 
  архитектура.  
            Они находятся 
  в тяжелом положении, окружены войсками ООН, которые их охраняют, чтобы не было 
  нападения на монастырь и Патриархию. Хотя были попытки, очень много. Благодаря 
  хрупким женским сердцам, монахиням, которые там живут, еще как-то держится и 
  сохраняется этот древний монастырь, древняя Патриархия. Там всего лишь 28 монахинь. 
  Среди них есть молодые, но большинство старенькие. Они очень много молятся, 
  очень глубоко верующие, твердые. Когда я их спрашивал, как вы здесь живете, 
  как самочувствие, вокруг такая ненависть и такая ожесточенность, желание смести 
  с лица земли, а вы тут… Говорят: «Мы надеемся только на Бога, на Божию Матерь. 
  Господь, надеемся, сохранит и спасет, и сохранит это место, чтобы осталось центром 
  духовной жизни, центром Православия, Сербской Церкви».  
            Вот такие 
  надежды, такие упования есть у них, хотя они в очень тяжелом положении. Город 
  Печ, рядом с Патриархией, весь, можно сказать, заселен албанцами. Там было когда-то 
  15 церквей православных. Сейчас ни одной нет, полностью все разрушены. Остался 
  один полуразрушенный недействующий храм. Такая ситуация.  
  Когда в машине увидели нас местные албанцы, чувствуется такая агрессивность, 
  озлобленность к православным священникам. Неприятно видеть такое напряжение 
  в лицах людей. Они хозяйничают в городе, который когда-то был сугубо сербским, 
  где было Православие. Несправедливость налицо. К сожалению, она поддерживается 
  международными силами, и такое пока ослепление...  
            Чем оправдываются 
  албанцы? Они говорят: это «наши древние земли, поэтому мы сюда поселились». 
  Я говорил им: «Ну как же так? Допустим, раньше вы здесь жили, но сербы ведь 
  вас не выгоняли с кровью, убийствами, разрушениями. Они мирно жили. Сейчас вы 
  хотите заменять их, но только через кровь, уничтожение, жестокость».  
            Но когда 
  спрашиваешь сербов, говорят: никогда эти земли не были албанскими. Они всегда 
  были сербскими, православными. И когда-то сами албанцы были православными. Потом 
  они стали мусульманами. Хотя в самой Албании, говорят, очень активно принимают 
  люди Православие. Они изучают свою историю и знают, что их предки всегда были 
  православными...  
  В Косово были мы еще в Дичанском монастыре – он тоже в очень тяжелом положении 
  находится, окружен войсками. 
            - Там, говорят, 
  прямо на осадном положении, за колючей проволокой? 
            - Да, за 
  колючей проволокой. Туда не пропускают. Стоят войска, люди вооруженные, которые 
  защищают или охраняют монастырь. Когда я приехал в Дичанский монастырь, как 
  раз приехали американские генералы, которые в Косово несут службу. Они посетили 
  монастырь, встретились с игуменом, что-то обсуждали. Они доброжелательно, вроде 
  бы с любовью посетили, посмотрели храм, везде побывали. Но монастырь находится 
  в очень нелегком положении. Там есть мощи Стефана Дичанского, он был королем 
  Сербии и государственным деятелем. Его мощи сохранились очень хорошо. Мы совершили 
  там акафист, молебен перед его мощами, присутствовали на вечернем богослужении. 
   
            Когда осмотрели 
  весь монастырь, удивились: монахи живут, как будто ничего нет вокруг, никакой 
  напряженности. Они живут своей жизнью, молятся, трудятся. У них есть очень хорошие 
  иконописная мастерская, столярная мастерская, где изготовляют иконостасы, занимаются 
  резьбой по дереву. Бурное строительство. Какой-то хозяйственный двор они строят, 
  большой очень, интересный. Хозяйство очень большое. Можно сказать, что они особо 
  больших трудностей не чувствуют, потому что все выращивают своими руками – у 
  них есть земли, они там работают: овощей, фруктов много, все свое есть. Но, 
  конечно, в душе у них скорбь и тревога, потому что находятся братья в очень 
  непростой ситуации, когда обитель окружает такой народ с намерением их выселить, 
  уничтожить, разбить и т.д. Это неприятно. Но монахи не унывают, занимаются своим 
  делом. Как они говорят, «мы чем больше трудимся, тем нам легче переносить ситуацию, 
  которая нас окружает». 
            - Владыка, когда 
  в Екатеринбург приезжал митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, он говорил, 
  что сербы очень надеются на Россию, на помощь России. И он даже сказал, что 
  достаточно будет одного слова Президента В.Путина, чтобы там изменить ситуацию. 
  И мы знаем, что в совете безопасности ООН не была принята резолюция по отделению 
  Косово именно из-за того, что Россия наложила вето. Поэтому Косово пока сохраняется 
  в составе Сербии. Скажите, там как-то чувствуется присутствие России, влияние 
  России, или все-таки больше американские генералы ходят? 
            - Конечно, 
  народ сербский очень надеется на Россию. Единственная надежда после Бога на 
  нашу страну – как они выражаются: «Бог на небе, а Россия на Земле». Надеются, 
  что Россия поможет Сербии выстоять перед всеми этими искушениями, и Косово останется 
  в составе Сербии. Вопрос очень сложный, тяжелый, потому что всех сербов из Косово 
  выгнали. Осталось несколько поселений, в тяжелом положении находятся: сербы 
  не могут зайти в город – их сразу убьют, они не могут никуда на работу устроиться, 
  детей в школу не могут отдать. Такая очень непростая ситуация. И идет бурное 
  строительство албанских поселений по всему Косово. Тут, конечно, они работают 
  очень активно. Только с Божией помощью как-то все наладится. Конечно, надо молиться 
  за наших братьев сербов, чтоб Господь помог им выйти из этой очень сложной ситуации. 
  Но у них есть большая надежда на нашу страну, на Россию, лично на Президента 
  Владимира Путина. Говорят: «Мы молимся за Путина, чтобы Господь его укрепил, 
  и он выстоял перед всеми трудностями. Понимаем, что ему тоже нелегко».  
            - Сербию и Россию 
  всегда связывали очень давние глубокие, крепкие исторические связи. В Сербии, 
  наверное, как нигде всегда было и есть почитание Святых Царственных Страстотерпцев. 
  Вы это, Владыка, почувствовали, увидели? 
            - Да, очень 
  почитают Царственных Страстотерпцев. Так получилось, что сразу после Царских 
  дней я поехал в Сербию. Были свежие впечатления об этом празднике. Я всем рассказывал 
  о Крестном ходе, о большом числе народа, о том, что у нас причащались в эту 
  ночь из 16 чаш в течение часа. Очень большое количество причастников было, и 
  Крестный ход.  
            Местные жители 
  слушали с особым удивлением, восторгом и спрашивали, интересовались Царской 
  Семьей. В каждом почти храме есть икона Царственных Страстотерпцев. Я сподобился 
  быть в одном городе, в котором была построена церковь, огромный собор Святому 
  Царю Николаю. Они свято чтят память о Царе Николае, там есть хорошая икона Царственных 
  Страстотерпцев. Храм в русском стиле. Немножко колокольню сделали в сербском 
  стиле, а сам храм в русском стиле. В очень красивом, высоком-высоком месте поставлен. 
   
            - Он действующий, 
  да? 
            - Да; он 
  доминирует над всем городом. Очень красивый храм... В этом же городе есть мост, 
  построенный Царем Николаем. «Царский мост» называется. Я посетил также один 
  скит в горах. И он посвящен Царственным Страстотерпцам. Сербы построили там 
  очень красивую деревянную часовню и с благоговением молятся Царственным Страстотерпцам. 
  Они рассматривают эту часовню как звено тесной связи между нашей епархией, Храмом-на-Крови, 
  Ганиной ямой. Один из наших уральских благодетелей пообещал, что закажет икону 
  и фарфоровый иконостас сделает, чтобы подарить от нашей епархии, от нашей уральской 
  земли им в память о таком союзе, добром взаимоотношении.  
            А там такие 
  благочестивые монахини, монашеская община. Они так благоговеют, так с особым 
  чувством благоговения к Царственным Страстотерпцам относятся – удивительно было 
  видеть. Владыка говорил, что хотел бы накануне 90-летия воспоминания об убийстве 
  царской семьи, чтобы были взаимные встречи, богослужения и конференции, чтобы 
  была какая-то связь более тесная Черногории, Сербии с нашей Церковью и нашей 
  епархией. Он говорил, что хотел бы даже дать поручение семинарии написать работу 
  о взаимоотношении Царской Семьи, Царя Николая с Черногорией. О делах Царя в 
  дни его правления: какие были контакты, дела, поступки и т.д. Что знает о Царской 
  Семье Черногория, Сербия, что доброго, хорошего сделал Царь Николай для Сербии 
  в годы своего государственного служения. Такие есть пожелания. И очень отрадно, 
  что по Черногории очень много открывается древних монастырей: у них раньше очень 
  много было древних монастырей, и эти монастыри возрождаются и хотя, конечно, 
  там не живет много монахов или монахинь, но очень приятно, что в горах, в недоступном 
  почти что месте, – но природа очень красивая там, – стоит церковь, огороженная 
  небольшим каменным заборчиком, и там монахи или монахини трудятся, молятся. 
  У нас есть такая проблема в России, что монастыри наши многочисленны и очень 
  посещаемы, и монахи устают от такого постоянного общения с народом. Хотелось 
  бы где-то уединиться, прожить сугубо монашески, отдавая себя только Богу, и 
  войти в себя, быть перед Богом постоянно. Там как раз для таких желающих очень 
  хорошее место. Они даже говорят: пожалуйста, кто желает из России, могли бы 
  приехать сюда, подвизаться. Есть монастырей еще много, которые нуждаются в возрождении. 
  Даже в том Печском монастыре, где я был, и в Косово тоже, говорят: если бы приехали 
  к нам русские монахини к нам в помощь, пожили бы у нас, нам была бы большая 
  поддержка. 
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков) 
  Аудиозаписи - Денис Денисов 
   
   
© При использовании информации ссылка на СМИ  
  "Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"  
  (свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА. 
        | 
      |