|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА
"СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
- Здравствуйте,
наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение»!
Сегодня очередной выпуск программы «Архипастырь», и на ваши вопросы ответит
архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Владыка, благословите
наших зрителей и начало программы.
- Бог благословит,
Бог в помощь нам.
- Владыка, Вы
вместе с группой священнослужителей и прихожан только что вернулись из поездки
в Сербию и Черногорию. Что это была за поездка, и какие святыни Вы смогли посетить?
- Да, 20
июля мы с группой паломников нашей епархии прибыли в Черногорию, посетили митрополита
Черногорского Амфилохия. Мы были на одной из ежегодных конференций, проводимых
митрополитом Амфилохием с молодежью Черногории.
На том месте,
где когда-то было епархиальное управление, провели богослужение. Епархия была
разрушена еще в годы турецкого ига. Есть надежда, что на этом месте вновь возродится
церковная жизнь и будет построена Черногорская епархия.
...Торжественная
была служба, было очень много народу, молодежи. Все причащались. Служба была
на улице: очень красиво, на берегу моря.
Служило три
архиерея: я и два Черногорских епископа: Владыка Амфилохий и Владыка Иоанн,
викарный епископ. Это была одна из главных целей нашей поездки. Но была еще
одна цель – совершить чин освящения и закладки храма в Черногории с участием
наших екатеринбургских благодетелей (наши уральские предприниматели хотели бы
там построить храм в русском стиле в хорошем, красивом месте). Этого не случилось,
потому что не успели еще оформить документы по выделению земли. Надеемся, что
это произойдет в ближайшее время, и закладка храма совершится.
Но мы посетили
много святых мест, очень интересных, исторически важных в Черногории и Косово.
В день Казанской иконы Божией Матери мы совершали богослужение в Цетинском монастыре
вместе с владыкой Черногорским и Приморским Амфилохием. В воскресенье мы совершили
богослужение в одном из приходов Черногории – в небольшом селении в горах. Это
место имеет большое значение для Черногории, для Сербии, потому что в этих краях
в битве с турками малочисленная армия черногорцев во главе с епископом Цетинским
Петром одержала победу. Очень интересно, что именно в этих горах, на этом поле
перед битвой епископ Петр совершал Божественную литургию. Вся армия черногорская
причастилась, и потом, с Божией помощью, пошла на бой, чтобы защитить свое Отечество.
И они победили в этом бою.
В память
об этом историческом событии митрополит Амфилохий совершил там Божественную
литургию, я ему сослужил. Было очень много народу, все собрались из окрестных
селений. Затем состоялась очень теплая, интересная беседа с людьми. Один из
черногорцев пригласил нас на обед. Такая была семейная трапеза, очень теплая.
Эти люди сами в своем селении архитекторы и скульпторы, как и весь их род испокон
веков. Как раз Владыка совершил Крещение одного из младенцев, и вся семья отмечала
это событие. Очень интересно, что в Черногории сохранилась древняя традиция:
местные жители знают свой род, много-много поколений. Знают небесных покровителей
рода. Даже когда мы ходили по городу или по каким-то селениям, Владыка спрашивает
совсем маленького ребенка: «Ты какого рода?» Он говорит: «Род Родовичей», или
«Петкович, Петрович». «А кто ваш небесный покровитель?» «Святитель такой-то»,
– святитель Савва или святитель Петр, или еще кто-то. Люди это знают и относятся
очень серьезно, потому что у каждого рода есть свой небесный покровитель, святой,
и есть понятие о роде, который они чтут и относятся к этой памяти очень трепетно.
- Владыка, Сербия,
Черногория, Косово – политически это сейчас различные пространства. А Церковь
как там устроена?
- Пока, слава
Богу, Церковь едина. Она объединяет все эти республики. Хотя образовались новые
государства, Церковь объединяет всех сербов; народ в Черногории относится к
разделению, отделению от Сербии очень неодобрительно. К этому больше тянется
верхушка политическая. Народ простой считает себя сербами и государство – сербским,
но не черногорским, как это пытаются сейчас сделать. Сербы, черногорцы – это
не различные нации, это просто местности, где они живут. Черногорские сербы
или боснийские сербы – они все сербы. Разговаривают на одном языке, сербском.
Но кому-то выгодно доказывать, что есть черногорский язык, или черногорская
культура. Хотя, как они мне рассказывали, сердце сербского языка – Черногория.
Здесь была основана культура сербского народа и языка и т.д. Но получается,
что их делят сейчас. К сожалению, есть тенденция разделить и Церковь. Есть такие
самозванцы в Черногории. Себя объявили Черногорским автокефальным (самостоятельным)
епископатом. Это из числа священников, архиереев, которые были запрещены в Константинопольской
Церкви, в Антиохии – они оттуда ушли, из других Церквей. А в Черногории, видя
политические разногласия, нашли себе место. Такая есть проблема в Черногории,
к сожалению.
- Владыка, Вы
были и в Косово. Какова там сейчас обстановка вообще?
- Конечно,
Косово – это слезы. Это боль души – видеть Косово. Косово – это самая древняя
часть Сербии, где начиналась жизнь церковная, христианская, где было и остается
до сих пор сердце Православия в Сербии. Но, к сожалению, Косово сейчас почти
полностью становится несербским государством, оно оккупировано албанцами. Везде,
куда я ездил по Косово, новые селения строятся, очень бурное строительство новых
красивых двухэтажных домов; почти все они одинаковые. Там селятся албанцы, а
сербов всех оттуда выгнали.
Очень печально:
едешь по дороге – то здесь, то там разрушенные православные храмы, разрушенные
дома. А рядом строятся такие красивые здания... Доступа сербам туда нет почти:
враждебно относятся к сербам. Сербы находятся в очень тяжелом положении. Если
осталось несколько поселений сербов, они пребывают в страхе и ужасе – боятся,
что их тоже повыгоняют или вырежут всех.
Были мы в
городе Пече, а рядом Печская Патриархия, где находится центр духовной жизни
и управления Сербской Церкви. Хотя кафедра находится в Белграде, но остается
Печская Патриархия, – центр Православия, христианства. Центр Патриархии Сербской
именно там. Есть такая традиция еще с XII века – здесь поставлялись митрополиты,
патриархи во главе Сербской Церкви. Последний Патриарх Павел тоже там был поставлен
на патриарший престол: интронизация, как мы говорим, была именно там.
В Пече сейчас
монастырь, корпуса, где живут сестры обители. Там резиденция Патриарха Сербского,
четыре очень древних храма – они были построены еще в VII веке; очень древние,
и они, конечно, перестраивались, каждый век что-то дополнялось. В результате
получился большой храм на трех фундаментах разных веков. В нем большой притвор,
из которого можно зайти в четыре храма. В честь Вознесения Господня – центральный,
Покровский, Великомученика Георгия и Николая Чудотворца. Красиво очень; древняя
архитектура.
Они находятся
в тяжелом положении, окружены войсками ООН, которые их охраняют, чтобы не было
нападения на монастырь и Патриархию. Хотя были попытки, очень много. Благодаря
хрупким женским сердцам, монахиням, которые там живут, еще как-то держится и
сохраняется этот древний монастырь, древняя Патриархия. Там всего лишь 28 монахинь.
Среди них есть молодые, но большинство старенькие. Они очень много молятся,
очень глубоко верующие, твердые. Когда я их спрашивал, как вы здесь живете,
как самочувствие, вокруг такая ненависть и такая ожесточенность, желание смести
с лица земли, а вы тут… Говорят: «Мы надеемся только на Бога, на Божию Матерь.
Господь, надеемся, сохранит и спасет, и сохранит это место, чтобы осталось центром
духовной жизни, центром Православия, Сербской Церкви».
Вот такие
надежды, такие упования есть у них, хотя они в очень тяжелом положении. Город
Печ, рядом с Патриархией, весь, можно сказать, заселен албанцами. Там было когда-то
15 церквей православных. Сейчас ни одной нет, полностью все разрушены. Остался
один полуразрушенный недействующий храм. Такая ситуация.
Когда в машине увидели нас местные албанцы, чувствуется такая агрессивность,
озлобленность к православным священникам. Неприятно видеть такое напряжение
в лицах людей. Они хозяйничают в городе, который когда-то был сугубо сербским,
где было Православие. Несправедливость налицо. К сожалению, она поддерживается
международными силами, и такое пока ослепление...
Чем оправдываются
албанцы? Они говорят: это «наши древние земли, поэтому мы сюда поселились».
Я говорил им: «Ну как же так? Допустим, раньше вы здесь жили, но сербы ведь
вас не выгоняли с кровью, убийствами, разрушениями. Они мирно жили. Сейчас вы
хотите заменять их, но только через кровь, уничтожение, жестокость».
Но когда
спрашиваешь сербов, говорят: никогда эти земли не были албанскими. Они всегда
были сербскими, православными. И когда-то сами албанцы были православными. Потом
они стали мусульманами. Хотя в самой Албании, говорят, очень активно принимают
люди Православие. Они изучают свою историю и знают, что их предки всегда были
православными...
В Косово были мы еще в Дичанском монастыре – он тоже в очень тяжелом положении
находится, окружен войсками.
- Там, говорят,
прямо на осадном положении, за колючей проволокой?
- Да, за
колючей проволокой. Туда не пропускают. Стоят войска, люди вооруженные, которые
защищают или охраняют монастырь. Когда я приехал в Дичанский монастырь, как
раз приехали американские генералы, которые в Косово несут службу. Они посетили
монастырь, встретились с игуменом, что-то обсуждали. Они доброжелательно, вроде
бы с любовью посетили, посмотрели храм, везде побывали. Но монастырь находится
в очень нелегком положении. Там есть мощи Стефана Дичанского, он был королем
Сербии и государственным деятелем. Его мощи сохранились очень хорошо. Мы совершили
там акафист, молебен перед его мощами, присутствовали на вечернем богослужении.
Когда осмотрели
весь монастырь, удивились: монахи живут, как будто ничего нет вокруг, никакой
напряженности. Они живут своей жизнью, молятся, трудятся. У них есть очень хорошие
иконописная мастерская, столярная мастерская, где изготовляют иконостасы, занимаются
резьбой по дереву. Бурное строительство. Какой-то хозяйственный двор они строят,
большой очень, интересный. Хозяйство очень большое. Можно сказать, что они особо
больших трудностей не чувствуют, потому что все выращивают своими руками – у
них есть земли, они там работают: овощей, фруктов много, все свое есть. Но,
конечно, в душе у них скорбь и тревога, потому что находятся братья в очень
непростой ситуации, когда обитель окружает такой народ с намерением их выселить,
уничтожить, разбить и т.д. Это неприятно. Но монахи не унывают, занимаются своим
делом. Как они говорят, «мы чем больше трудимся, тем нам легче переносить ситуацию,
которая нас окружает».
- Владыка, когда
в Екатеринбург приезжал митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, он говорил,
что сербы очень надеются на Россию, на помощь России. И он даже сказал, что
достаточно будет одного слова Президента В.Путина, чтобы там изменить ситуацию.
И мы знаем, что в совете безопасности ООН не была принята резолюция по отделению
Косово именно из-за того, что Россия наложила вето. Поэтому Косово пока сохраняется
в составе Сербии. Скажите, там как-то чувствуется присутствие России, влияние
России, или все-таки больше американские генералы ходят?
- Конечно,
народ сербский очень надеется на Россию. Единственная надежда после Бога на
нашу страну – как они выражаются: «Бог на небе, а Россия на Земле». Надеются,
что Россия поможет Сербии выстоять перед всеми этими искушениями, и Косово останется
в составе Сербии. Вопрос очень сложный, тяжелый, потому что всех сербов из Косово
выгнали. Осталось несколько поселений, в тяжелом положении находятся: сербы
не могут зайти в город – их сразу убьют, они не могут никуда на работу устроиться,
детей в школу не могут отдать. Такая очень непростая ситуация. И идет бурное
строительство албанских поселений по всему Косово. Тут, конечно, они работают
очень активно. Только с Божией помощью как-то все наладится. Конечно, надо молиться
за наших братьев сербов, чтоб Господь помог им выйти из этой очень сложной ситуации.
Но у них есть большая надежда на нашу страну, на Россию, лично на Президента
Владимира Путина. Говорят: «Мы молимся за Путина, чтобы Господь его укрепил,
и он выстоял перед всеми трудностями. Понимаем, что ему тоже нелегко».
- Сербию и Россию
всегда связывали очень давние глубокие, крепкие исторические связи. В Сербии,
наверное, как нигде всегда было и есть почитание Святых Царственных Страстотерпцев.
Вы это, Владыка, почувствовали, увидели?
- Да, очень
почитают Царственных Страстотерпцев. Так получилось, что сразу после Царских
дней я поехал в Сербию. Были свежие впечатления об этом празднике. Я всем рассказывал
о Крестном ходе, о большом числе народа, о том, что у нас причащались в эту
ночь из 16 чаш в течение часа. Очень большое количество причастников было, и
Крестный ход.
Местные жители
слушали с особым удивлением, восторгом и спрашивали, интересовались Царской
Семьей. В каждом почти храме есть икона Царственных Страстотерпцев. Я сподобился
быть в одном городе, в котором была построена церковь, огромный собор Святому
Царю Николаю. Они свято чтят память о Царе Николае, там есть хорошая икона Царственных
Страстотерпцев. Храм в русском стиле. Немножко колокольню сделали в сербском
стиле, а сам храм в русском стиле. В очень красивом, высоком-высоком месте поставлен.
- Он действующий,
да?
- Да; он
доминирует над всем городом. Очень красивый храм... В этом же городе есть мост,
построенный Царем Николаем. «Царский мост» называется. Я посетил также один
скит в горах. И он посвящен Царственным Страстотерпцам. Сербы построили там
очень красивую деревянную часовню и с благоговением молятся Царственным Страстотерпцам.
Они рассматривают эту часовню как звено тесной связи между нашей епархией, Храмом-на-Крови,
Ганиной ямой. Один из наших уральских благодетелей пообещал, что закажет икону
и фарфоровый иконостас сделает, чтобы подарить от нашей епархии, от нашей уральской
земли им в память о таком союзе, добром взаимоотношении.
А там такие
благочестивые монахини, монашеская община. Они так благоговеют, так с особым
чувством благоговения к Царственным Страстотерпцам относятся – удивительно было
видеть. Владыка говорил, что хотел бы накануне 90-летия воспоминания об убийстве
царской семьи, чтобы были взаимные встречи, богослужения и конференции, чтобы
была какая-то связь более тесная Черногории, Сербии с нашей Церковью и нашей
епархией. Он говорил, что хотел бы даже дать поручение семинарии написать работу
о взаимоотношении Царской Семьи, Царя Николая с Черногорией. О делах Царя в
дни его правления: какие были контакты, дела, поступки и т.д. Что знает о Царской
Семье Черногория, Сербия, что доброго, хорошего сделал Царь Николай для Сербии
в годы своего государственного служения. Такие есть пожелания. И очень отрадно,
что по Черногории очень много открывается древних монастырей: у них раньше очень
много было древних монастырей, и эти монастыри возрождаются и хотя, конечно,
там не живет много монахов или монахинь, но очень приятно, что в горах, в недоступном
почти что месте, – но природа очень красивая там, – стоит церковь, огороженная
небольшим каменным заборчиком, и там монахи или монахини трудятся, молятся.
У нас есть такая проблема в России, что монастыри наши многочисленны и очень
посещаемы, и монахи устают от такого постоянного общения с народом. Хотелось
бы где-то уединиться, прожить сугубо монашески, отдавая себя только Богу, и
войти в себя, быть перед Богом постоянно. Там как раз для таких желающих очень
хорошее место. Они даже говорят: пожалуйста, кто желает из России, могли бы
приехать сюда, подвизаться. Есть монастырей еще много, которые нуждаются в возрождении.
Даже в том Печском монастыре, где я был, и в Косово тоже, говорят: если бы приехали
к нам русские монахини к нам в помощь, пожили бы у нас, нам была бы большая
поддержка.
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Аудиозаписи - Денис Денисов
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
|
|