Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «союз» и радиостанции «Воскресение».
 
   
 

ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

          - Владыка, у нас на связи Курская область: «У меня такой вопрос. Отец покончил жизнь самоубийством, при этом убил маму. Маме я заказываю поминовение в церкви. А отца я могу поминать в родительские субботы, на работе, между соседями? Могу я его сама просто поминать? Я его простила, я его люблю. Я его могу дома поминать? Это не грех?»
          - Дома вы можете поминать, если он покончил самоубийством. Вы обязаны как ближайший родственник, дочь, молиться за своего отца дома. Но поминать его в церкви нельзя, самоубийц мы не поминаем.
          - Прасковья из Екатеринбурга задает такой вопрос: «Я никогда не исповедовалась, так как по состоянию здоровья не могу долго стоять на ногах. И боюсь, что не выстою таинство Исповеди до конца. Как мне поступить? Очень хочется приступить к Чаше».
          - Можно попросить священника, чтобы он подошел, или сидя поисповедоваться и причаститься. Тут нет проблем. В крайнем случае, когда человеку совсем тяжело ходить и есть необходимость в Причастии, можно пригласить священника на дом и там исповедоваться и причаститься. Если до церкви можно дойти, то до Исповеди не столь трудно. Если трудно стоять долго, можно сесть. У нас есть скамеечки, сами люди приносят с собой раскладную скамеечку, чтобы присесть, когда ноги болят сильно. Можно присесть, и ждать пока подойдет очередь. Или просто попросить, чтобы священник без очереди пропустил и исповедовал. Так что тут выходы есть, возможности большие. Нужно подойти к священнику, объяснить эту свою немощь, и, я думаю, пойдут навстречу.
          - Звонок из Екатеринбурга: «В программе «Новости» показали детский дом. В нем очень жестоко обращались с детьми: старшие дети били младших (дети – школьники 7-8 лет). Как же Господь Бог допускает, чтобы маленькие дети так страдали? Они и так наказаны».
          - Мы свои грехи перекладываем на Бога. Господь тут не при чем, что детей бьют или оскорбляют. Господь дал каждому человеку свободную волю. Человек должен как разумное существо поступать по правде Божией, по правилам жизни на земле, которые установил человеку Господь. Но поскольку люди отступили от Бога, от правды Божией, от нравственной жизни, то они нарушают закон, и за это получают от Бога наказание.
          Винить в этом Бога не надо. Винить надо самих себя. Нам необходимо больше усилий и стараний приложить, чтобы воспитывать людей в нравственности, духовности, в страхе Божием, чтобы они не были злыми и свою злобу не распространяли на своих и чужих детей, не били их. Православная Церковь, вместе с традиционными религиями нашей страны, ходатайствует о том, чтобы в школах преподавались «Основы православной культуры», чтобы воспитывать детей в нравственности, духовности, честности, добросовестности, учить их правильно относиться друг к другу. Вот от чего мы отступили и к чему нужно прийти. Чтобы не было таких страшных явлений, когда дети жестоко бьют младших, или взрослые бьют детей или друг друга, дерутся. Винить надо себя, что мы создали такие условия нашей жизни, где бушует зло. Тут не Бог виноват, а сам человек. Чтобы не было зла, надо бороться с ним: больше добра прививать в жизни нашего общества своим личным примером, добродетельной жизнью; стремиться к созданию таких условий, чтобы приоритетом жизни общества было добро, но не зло. К этому призывает нас Господь Бог. Он не должен взять за руку каждого и вести; Он дал правила жизни, мы должны их соблюдать.
          Вы, нарушив правила уличного движения, будете винить Государственную Думу, что она такой закон приняла? Будем и мы обвинять того, кто нарушает правила христианской жизни. Тут нужно правильно понимать смысл. Не Бог здесь виноват, а сам человек: мы грешим, а вину перекладываем на Бога. Это неправильно.
          - Еще один телефонный звонок: «Когда я крестила свою дочь (это было очень давно, 25 лет назад), батюшка рассердился. По-моему, мы ее слишком рано принесли крестить – где-то месяц спустя. Через сколько дней крестят новорожденных детей? Это первый вопрос. И еще второй. Я знаю, что грехом является связь с женатым мужчиной. А если мужчина живет с женщиной не в браке, вместе живут, это тоже грех – с ним отношения иметь, или нет?»
          - Тоже грех, конечно. Детей крестить можно сразу после рождения. Нет запрета крестить ребенка. Это зависит от состояния здоровья новорожденного: если он слабенький, и есть опасения какие-то, то лучше всего крестить его сразу после рождения; если видно, что он крепенький, то можно попозже. Есть традиция, что дожидаются до сорокового дня, чтобы крестить. Нет запрета крестить в определенное время.
          - Звонок из Нижнего Тагила: «Скажите, пожалуйста, можно ли поменять имя, данное при Крещении, на другое? У меня есть сноха. Зовут ее Вера. Она 30 с лишним лет своей жизни прожила под именем Вера. Потом вдруг она мне говорит: «Я не люблю это имя. Это имя умершей бабушки. Оно мне всегда было тяжело. Я его никогда не любила. Я хочу поменять имя». Я объясняла ей, что это бессмыслица. Она крещена Верой, на небесах записана Верой, но все бесполезно. Она поменяла свои документы. Сейчас она Вероника. Она спрашивает, нельзя ли теперь ей быть и в Церкви Вероникой? Как сделать, чтобы ее можно было поминать Вероникой?»
          - Нужно понимать, что мы получаем имя не в честь своей бабушки, а в честь святой; если почитать о жизни святой Веры, то мы умилимся сердцем и полюбим это имя и будем всегда носить его с радостью. Вы знаете, есть такие святые – матерь София с тремя дочерьми: Верой, Надеждой, Любовию. Ознакомившись с их умилительным житием, мы полюбим Веру, и имя Вера, будем молиться всегда этой святой, чтобы она была покровительницей в жизни, укрепляла нашу веру в Бога и помогала жить по вере в Бога.
          В принципе, можно менять имя, если есть такое сильное желание. Так делаем чаще всего тогда, когда по какой-то причине дано имя неправославное. Мы меняем тогда на православное имя.
          Тут случай такой, что православное хорошее прекрасное имя святой Веры, мученицы Веры, мы меняем на другое. Святая Вероника тоже почитаемая святая нашей Церкви. В принципе, можно поменять, но нужно понимать, что это неправильное отношение к своему имени. Не по имени бабушки, которую, к сожалению, она не любит, названа ваша сноха. Если мы православные люди, мы должны всех любить. Если Господь заповедал нам любить наших врагов, мы должны найти силу, чтобы не иметь недовольства или ненависти к бабушке, близкому человеку. Но если такая немощь нас одолевает, то можно подойти в церковь к священнику и поисповедоваться, рассказать об этом своем намерении, и в таинстве Исповеди уже можно будет называть при разрешительной молитве новым именем. И на Причастии, когда будет причащаться, назвать новое имя, которое желает носить человек. Тогда в таинстве Причастия Тела и Крови Христовых мы можем освятить свое новое имя.
          - Давно дожидается ответа на свой вопрос телезритель из Самары: «Ко мне попала книга «Пророчества русских святых». На ней нет архиерейского благословения. Я не хотел бы дома держать такую книгу. Как мне с ней поступить?»
          - Отдайте батюшке. Он знает, как с ней поступить.
          - Татьяна из Московской области прислала такой вопрос: «Мы купили земельный участок, на котором, как выяснилось позже, 60 лет назад трагически погибла девочка. Сейчас на этом месте нашего участка находится памятный камень, к которому родные и близкие иногда приносят цветы. Нас эта ситуация немного смущает, но отказать мы им не можем. Как нам быть? Может, убрать этот камень? Ведь могила девочки в другом месте».
          - Конечно, это для них трагедия большая, что именно на этом месте погибла дочь. Надо как-то уважить, снизойти к немощи этих людей и войти в их положение и допускать их к месту, где совершилась трагедия. Можно было бы, когда они придут, с ними поговорить, с их согласия перенести камень, чтобы не нанести вторую рану на их сердца. Я думаю, с их согласия можно будет перенести камень с почтением, уважением в память об усопшей на кладбище, где покоится ее тело.
          - Юрий из Нижнего Тагила задает такой вопрос: «Я очень долгое время пил. Сейчас я веду трезвый образ жизни, постоянно посещаю храм, участвую в Божественной литургии, приступаю к спасительным таинствам. Однако наладить отношения с семьей, которые были испорчены во время моего пьянства, никак не удается. Как мне быть?»
          - Надо терпеть, поскольку когда-то ваши родные очень много терпели неприятностей от вашего пьяного состояния: нужно понимать, что им тоже было тяжело в свое время. Сейчас нужно потерпеть. Это неприятно, когда родные не признают, не любят, не уважают. Нужно это уважение заработать своим личным примером, своим трудом и, я думаю, в скором времени родные, близкие, видя исправление вашей жизни, изменят отношение, полюбят и будут относиться так, как нужно.
          - Снова телефонный звонок: «Мои бабушка и дедушка были крещеными людьми, они умерли 16 лет назад. Мы их не отпевали. Сейчас можно их отпеть заочно, или уже все сроки прошли и это поздно? Спасибо за ответ, дай Вам Бог здоровья и многая лета!»
          - Спаси Господи. Да, обязательно и необходимо прийти в церковь и заказать заочное отпевание ваших близких, бабушки и дедушки. Это очень важно, это нужно. Плохо, что в свое время этого не сделали. Лучше всего, по традициии, если есть такая возможность, привезти усопших в храм Божий, помолиться. Сейчас мы должны восстановить традицию, когда усопшего привозят в храм вечером, на вечернее богослужение. Всю ночь находится тело в церкви, там читается Псалтирь. Утром после заупокойной Божественной литургии совершается отпевание. Нужно восстановить эту традицию, потому что она очень полезна, нужна для души усопшего. В свое время люди были прихожанами своих храмов, ходили в церковь регулярно, каждый воскресный, праздничный день. Когда человек уходит из жизни, последний раз его привозят в церковь, его душа прощается со своими друзьями, которые приходили в церковь, они прощаются друг с другом, затем торжественно хоронят на кладбище. Должна быть восстановлена эта добрая традиция: всю жизнь люди были вместе, вместе ходили в церковь. Потом вместе провожают усопшего на кладбище и молятся в этой же церкви за упокой своих братьев и сестер, которые трудились и молились в одном храме.
          В данном случае, поскольку вовремя не было совершено отпевание, сейчас заочно нужно это делать. К сожалению, еще с советского периода, когда у нас мало было храмов, стало традиционным отпевание совершать, в основном, заочно, очень редко было очное. Сейчас нужно наоборот, чтобы больше было очных, чем заочных отпеваний. В редком случае, как сейчас, если вспомнил человек, что усопший не был отпет, – можно отпевать заочно.           А вообще ныне есть возможность усопших привезти в церковь и отпеть очно. Это будет правильно.
          - Вновь звонок: «У меня старшего сына зовут Эдуард. Он крестился Евгением. Но у меня еще и младший сын Евгений; он разбился на машине. Когда я прихожу в храм и записываю о здравии Евгения, я все время вспоминаю того Евгения. Я и в скобках писала «Эдуард». Мне очень неудобно. Можно ему поменять имя на Эдуарда?»
          - Евгений – нормальное имя. Вы поминаете о здравии одного Евгения и о упокоении другого Евгения. Поэтому все тут нормально. Не надо ничего менять.
          - Вопрос от Антонины из Чебоксар: «Я боюсь одного человека, который доставил мне очень много скорбей. По совету своего батюшки, читаю Псалтирь. Но страх не проходит. Может быть, я неправильно читаю? Что мне делать?»
          - Во-первых, нам нужно себя настроить правильно, потому что мы должны иметь страх перед Богом, но не перед людьми. Господь говорит: «Бойтесь Того, Кто может и душу и тело погубить». Человек может погубить только тело. Если мы будем правильно понимать смысл жизни человека на земле, что он должен готовиться к блаженной вечности, и многими скорбями нам нужно достигнуть этой блаженной вечности, – то страх сам по себе уйдет. Мы должны воспитывать страх Божий, бояться Бога, чтобы Его не оскорбить и не прогневить, думать о своем спасении, чтобы своими делами не оскорбить Бога – проявлять любовь к Богу как к нашему Отцу небесному. Должно в этом воспитывать себя.
          Страх перед человеком является нашей немощью, с которой нужно бороться чтением духовной литературы. Из нее мы можем узнать что такое страх Божий, страх перед людьми, и применять это знание в своей жизни. И избавляться от страхов молитвенным подвигом, молитвенным правилом. В том числе и чтение Псалтири имеет большое значение. Не нужно думать о том, что один-два раза почитали Псалтирь и этим кончится. Нужно больше постоянства в этом правиле, и молиться словами святой Псалтири, чтобы Господь отнял этот страх и дал страх Божий, спасительный для нас и удерживающий от многих грехов, поползновений в грех, от нарушения заповедей Божиих.
          - Звонок из Первоуральска: «Раб Божий Александр. У нас при городской больнице в Первоуральске, в терапевтическом корпусе есть небольшая церковь Пресвятой Богородицы. Мы ходили с женой туда на Крещение Господне 19 января, там не было Крестного хода. Считается ли с их стороны грехом, что они не сделали Крестный ход? И второй вопрос. Мы с женой ездили в Екатеринбург 9 мая. Возле Храма-на-Крови ребята стояли, пиво пили. Мы им сделали замечание, они не отреагировали. Подошли к охраннику, он тоже не отреагировал. Почему не принимаются никакие меры? Почему ребята стоят, пьют пиво, и охранник на это даже не реагирует?»
          - В Первоуральске при больничном храме, конечно, нет возможности совершить Крестный ход, потому что церковь находится в самой больнице, и там нет такой возможности. Где нет такой возможности, не делаются Крестные ходы, в этом нет большого греха. Есть и такое, что, с разрешения местной власти, делается большой Крестный ход даже вокруг больницы. Нужно посмотреть условия, возможности, чтобы делать Крестный ход вокруг всей территории больницы. Когда там построят настоящую церковь, будет предусмотрена возможность совершать Крестные ходы.
          А то, что пьют перед храмом пиво, это конечно плохо. Никто не говорит, что это хорошо. Это воспитание нашей молодежи или наших людей. Если бы человек был воспитан в религиозном, нравственном духе, то он более благоговейно относился бы к святыне нашей Церкви и имел большее представление о том, что он делает, давал отчет в своих действиях: что нужны страх Божий, уважение, доброе отношение к святыням. Тем более когда делают замечание, нужно смириться и сказать «спасибо», потому что человек хочет добра. Опять вопрос о воспитании: если будем воспитывать друг друга в нравственной жизни и с духом кротости исправлять все наши недостатки, – создадим в обществе атмосферу добра и нам легче будет жить.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ


© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.