ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

          - Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала "Союз", слушатели радиостанции "Воскресение". Сегодня в нашем эфире вновь программа "Архипастырь", и на ваши вопросы, а также вопросы посетителей интернет-форума "Православной газеты" отвечает Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии архиепископ Викентий. Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и нас на начало нашей беседы.
          - Бог благословит! Христос Воскресе!
          - Дорогие друзья, мы очень рады, что во время между прямыми эфирами к нам также поступает очень много звонков. Мы их записываем и сегодня по ходу эфира постараемся задать Владыке.
          И первый вопрос - от Татьяны из г. Высоковска Московской области: "Мой 16-летний сын страдает пагубным пристрастием к табакокурению. Я считаю это очень тяжким грехом, поэтому заставляю его исповедоваться всякий раз, как он покурит. Правильно ли я поступаю, или стоит ждать, пока он сам осмыслит греховность этого пристрастия и бросит курить, а уже затем ему надо будет покаяться?"
          - Действительно, это большое, пагубное пристрастие - табакокурение; оно приносит человеку много вреда, много неприятностей: человек сам себе сокращает жизнь. Такой человек сам себя, свое здоровье губит табакокурением. Конечно, это пагубно для человека, и человек сам должен понимать, что он себе приносит очень много вреда в этом деле. Родители наши желают своим детям, чтобы они были здоровыми, крепкими, чтобы не было пагубных пристрастий и привязанностей к ним. Нужно принимать какие-то меры. Хорошо, что мать заставляет своего сына исповедоваться, чтобы он осознавал свое согрешение, и надеемся, что этим действием со временем человек оставит это пристрастие, поймет, что это плохо и найдет в себе силы отказаться от него. По молитвам и стараниям матери, эта привязанность, пристрастие, зависимость уйдет в страну далече, и человек останется свободным от этой зависимости. В таком случае человек несвободен, он раб этой страсти. Он делает то, что, может, даже и не хочет, но страсть его заставляет в определенное время пойти и покурить. Когда человеку нужно делать что-то более важнее, а это пристрастие заставляет оставить самые возвышенные дела, и прошло время, ему нужно бывает иногда оставить все самое ценное, - а эта страсть заставляет его оставить самое ценное - какое-то занятие он должен оставить и выполнить требования этой своей страсти. В таком случае человек не свободен - он раб страсти. Когда, сейчас особенно, мы говорим о свободе, что мы должны быть свободными, как раз в этом должна заключаться свобода настоящая: чтобы человек не был пристрастен ни к чему, был свободным от страстей, хозяином над собой - знал, что может делать то, что ему полезно, приятно, что спасительно. А когда человек пристрастен к табакокурению - и запах табака постоянно от него, и необходимость постоянно ходить курить на улицу приносит неприятности ближним, потому что табачный дым, запах не всем приятен. Сколько неприятностей он делает самому себе и в то же время окружающему миру, людям. Когда человек глубоко посмотрит на свое занятие, то поймет, что это ему не к лицу и он не совсем правильно поступает. Обычно спрашивают, грех ли это или не грех. Поскольку нас Господь призвал к свободе, то мы должны стремиться к той свободе, которую дал нам Господь: свободе от страстей. Когда мы пристрастны к чему-то, то мы рабы этого греха или этой страсти. Поэтому, конечно, это грех пристрастия, страсти. Это тоже тяжелый грех, которым поражен человек, потому что мы не должны быть рабами страстей, мы должны быть свободны от них, к этому стремиться. Слава Богу, - есть такие родители, которые стараются для своих детей - освободить от этого рабства и дать им свободу выбора.
          - Владыка, спасибо. У нас первый телефонный звонок: "Я хотел бы узнать, как Церковь относится к искусственному оплодотворению?"
          - Церковь не приветствует искусственное оплодотворение, потому что это выходит из рамок закона, который дал нам Господь в деле нашего размножения. Есть много средств церковных, с помощью которых можно правильно родить детей, чтобы они были здоровы. Церковь Православная имеет огромный, богатый опыт в своей жизни. Надо обратиться к этому опыту. Поскольку этот церковный опыт наших отцов забыт, сейчас мы оторваны от наших корней, ценностей, веры христианской, поэтому мы сейчас, как после кораблекрушения, ищем, не зная, куда прислониться. Думаем о разных средствах в этом направлении. Но в Церкви есть возможности. Есть частые случаи, (не то, что когда-то было), а сейчас есть, что люди молятся, просят, есть специальные правила, как нужно молиться, чтоб Господь дал дитя. Казалось бы, врачи говорят, что невозможно там родить детей, но ничего нет невозможного у Бога. Господь все делает по просьбе, по молитве верующих Господь дает радость деторождения. К этому притекать нужно. Это труд, это подвиг: самоотречение, изменение своей жизни требуется по этому правилу, тогда Господь дает. С другой точки зрения, сейчас, к сожалению, есть люди, которые бросают своих детей. Тех тоже не надо оставлять без попечения: есть возможность бесплодной семье взять на воспитание ребенка из роддома, из детского дома, усыновить его и воспитывать его в Православной вере, в жизни христианской. Возможностей сейчас очень много, и не нужно делать то, что противоестественно.
          - У нас звонок из Подмосковья: "Хочу спросить: если в семье есть монашествующий, то прощаются грехи на два поколения вперед и на два назад?"
          - Если в семье есть люди, ведущие благочестивый образ жизни, то добро, которые они имеют и приобретают своим подвигом, распространяется на будущие поколения рода. Наоборот, если в этой семье много людей, творящих зло и совершающих беззаконие в своей жизни, то Господь дает наказание, и это зло распространяется на будущие поколения. Поэтому в России относились к своему роду очень внимательно, очень осторожно, чтобы в роду были только добродетельные, воспитанные люди, чтобы не распространялось зло на будущие поколения. Пресекали зло в своем роде пока человек живет на земле, понимая, что оно очень много страданий принесет будущим поколениям. Знали свой род хорошо, берегли его и приукрашали и приумножали добро в своем роде, чтобы зло не передавалось на будущие поколения. Это правильно: если в роду есть люди святой жизни, то это благо для будущих поколений этого рода.
          - Владыка, спасибо. Снова телефонный звонок: "Если я крестный, а родители не хотят причащать ребенка, я буду отвечать за это перед Богом?"
          - Вы можете о нем молиться, если вы знаете, что он находится не с вами; ваша задача молиться за него, чтобы Господь устроил его жизнь. При возможности, помогать, говорить и учить, это обязанности духовного отца как восприемника в таинстве Крещения. Но главная задача - молиться за него, чтобы Господь его укреплял в вере, помогал ему и сохранял от всякого зла. Нужно сознавать свою ответственность и стараться в меру своих сил помогать своему крестнику, чтобы он был воспитан правильно в христианской, православной жизни.
          - Галина из Екатеринбурга задает такой вопрос: "Объясните, пожалуйста, что такое сорокоуст, в каких случаях его заказывают и читают?"
          - Сорокоуст мы заказываем о здравии или упокоении своих сродников на сорок дней, чтобы ежедневно во время богослужения поминались наши отцы, наши родственники или те, о ком мы хотим, чтобы о них святая Церковь молилась. Очень важно подавать на сорок дней, чтобы сорок дней подряд в церкви каждый день поминали, молились за них, чтобы Господь миловал, сохранял, помогал и покрывал нас Своей благодатью.
          - Еще есть телефонный звонок: "Мы с мужем повенчались 15 лет назад. Недавно узнали о том, что он был крещен в старообрядческой церкви без священника. Батюшка сказал, что надо крестить, и он крестился. Как быть теперь с венчанием? Стоит опять венчаться или не стоит?"
          - Нет, конечно, не стоит венчаться второй раз. Он был крещен в старообрядчестве? Сейчас покрестили в Православии?
          - Да.
          - Значит, так остается.
          - Венчание у них законно?
          - Да, остается.
          - Таисия Ильинична из Кузнецка прислала такой вопрос: "У нас есть традиция во время отпуска посещать родственников, которые живут в другом городе. Как нам не нарушить Успенского поста? Наш отпуск обычно выпадает на август".
          - Сейчас у нас есть возможности сохранить пост в любое время года, тем более в летний период, с 15 по 28 августа, когда идет Успенский пост. Он очень строгий: нельзя есть в том числе и рыбу, мясные и молочные продукты. Рыба только положена на Преображение Господне. Он очень короткий: тут даже не успеешь оглянуться, как он уже кончается. В этом посту обилие и овощей, и фруктов, и всего, чего душа желает. В этом проблемы нет - только желание должно быть. Находясь даже в отпуске, посещая своих родных, близких можно сохранить этот пост. Ничего тяжелого, сложного в этом нет. Нужно доброе произволение. Это будет проповедь среди наших родственников, когда мы придем и скажем: "В эти дни у нас пост, поэтому давайте будем готовить постную пищу". Тогда будет повод для разговора о посте, о христианстве, о Православной вере, о церковной жизни и т.д. Поэтому не надо смущаться, потому что все эти наши действия не показуха, а как раз проповедь, миссионерское служение среди наших близких. Поскольку наши отцы, братья и сестры и т.д., близкие наши оторваны от наших церковных христианских традиций православных, нам нужно им говорить, показывать своим примером, что есть возможность поститься и ходить в церковь даже в дни отпуска. А отпуск - не отпуск от молитвы. У нас отпуска от молитвы нет. Мы знаем слова апостола Павла, который говорит: "Непрестанно молитесь". В отпуске когда находимся, не надо расслабляться в молитве - сохранить свою правильную христианскую жизнь. В праздничные и воскресные дни прийти в церковь, помолиться, получить благословение Божие, силы Божией, чтобы устоять перед всеми искушениями этого мира и получить от Бога помощь поститься нормально, точно как положено по нашему уставу.
          - Телезрительница из города Мурманска звонит: "Раба Божья Елена. Спасибо вам большое за вашу передачу. Лично я поражена обилием духовной жизни, которая у вас есть. У нас маленький город. У меня даже мысли к вам переехать. Как бы Вы могли сказать, с духовной точки зрения о негативном отношении к России Прибалтики, Грузии, а сейчас и Украины? У меня мама живет в Риге. Я знаю, люди относятся с ненавистью".
          - Конечно, нам неприятно, что такая ситуация складывается в Прибалтике. Отношение к русским, к нашим памятникам - это неприятно, это очень плохо. Когда-то были едиными, были вроде бы друзьями, близкими, да и сейчас очень много есть у нас друзей и в Прибалтике. Простые люди встречаются, общаются, радуются встрече, обмениваются своим опытом и т.д. К сожалению, сложилась такая ситуация, видите, политическая. Мы в политику не вмешиваемся, не знаем, но из-за этих политических интриг страдает простой народ, который не желает этих напряженностей. Будем молиться, чтобы Господь вразумил всех прийти к единению, к братолюбию, к единомыслию. Все мы православные христиане, все мы верующие в единого Бога, и нас объединяет Господь Бог. Мы как дети Божьи должны любить друг друга, быть братьями и сестрами: нечего делить. Все мы рано или поздно придем к Богу и будем отвечать за все эти сложности, интриги, которые сейчас создаются в нашем обществе. По поводу желания переехать я скажу, что и в Мурманске нужны православные люди, которые бы показывали пример христианской жизни, тем самым приобретая в лоно Церкви большое количество людей.
          - Еще один телефонный звонок: "Первый вопрос: что такое Божья благодать и как ее можно почувствовать? Второй вопрос: я знаю, что сошествие Святого Духа было после Воскресения Христа. А почему про Святой Дух говорится в псалмах Давида: "и Духа Святого не отыми от меня", - как бы обращается Давид к Богу?".
          - Благодать Божия - это сила Божья, которая дается нам по особому промышлению, благоволению Божью к нам. Она действует благотворно на нашу душу, дает нам мир, радость, утешение, благополучие и все, что приятно нашей душе, дается благодатью Божьей. Мы знаем, что многие люди, даже неверующие, приходят в церковь, не знают, как молиться, что делать в церкви, но, пребывая некоторое время в церкви, участвуя в церковной молитве, хотя не умеют молиться, чувствуют облегчение, умиротворение, успокоение, какую-то радость, утешение, даже слезы покаяния или радости. Это действие благодати Божьей, которая действует на душу человека и дает ему такое состояние. Поэтому и святые отцы, в том числе и Серафим Саровский, говорили, что одна из важных составляющих нашей жизни - это стяжать благодать Божью, Духа Божья, животворящего и спасительного. Благодатью Божьей мы существуем и действуем и имеем возможность преодолеть все трудности, которые есть на пути нашей жизни. Но что касается того, что в День Святой Троицы мы вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов: действительно, Дух Божий, благодать Божья существовала всегда и существует, но она особенно проявилась после Вознесения Господа нашего, потому что Господь Иисус Христос сказал, что "Я иду к Отцу Моему небесному, и пошлю Духа Святого, который научит вас всему, чему Я вас научил. Даже больше". Обетование, обещание Иисуса Христа, Сына Божия, что будет послан Дух Божий на нас, и этой благодатью Божьей созиждется Церковь Божья, которую не одолеют врата адовы. Вот почему мы говорим о Духе Святом, о том, что Господь исполнил Свое обещание. Но Дух Божий, мы знаем, даже в дни творения носился над видимой и невидимой тварью и совершал созидательное действие, творение видимого и невидимого мира. Все делается Духом Божьим. Дух Божий, или Дух Святой является третьей ипостасью Святой Троицы. Это полнота Божества, Святой Дух, - поскольку мы имеем такое откровение Божие, что Бог един по существу Своему, но троичен в лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. "Троице Святая, слава Тебе", - мы прославляем Бога, в Троице славимого. Проявление Святого Духа было и в Ветхом Завете, но особое проявление, особо значимое для нас, это было после искупительных подвигов Христа Спасителя, Его Вознесения на небо и сошествия Святого Духа на апостолов для укрепления в созидании Церкви Христовой на земле.
          - Спасибо, Владыка. Еще один телезритель хочет задать свой вопрос: "Сына своего я крестила у соседки, немки. Не знала тогда, что вера отличается. У них лютеранская. Ему был годик. Сейчас ему 27 лет. Ему надо снова креститься? Могу я за него заказывать заказные в нашей Православной Церкви?"
          - Сейчас, поскольку он не крещен в Православной Церкви, вы не можете заказывать молебны, поминать его на Литургиях о здравии. В церкви мы не поминаем крещеных не в Православной вере. Необходимо, чтобы он крестился в Православной вере. Тогда уже будет приступать к нашим таинствам, и будем заказывать молебны и молиться о его здравии и благополучии. Сейчас есть такая возможность. У нас при каждой церкви есть огласительные беседы с желающими креститься в нашей церкви, со взрослыми. Человек уже взрослый может более осознанно подойти к этому таинству, получить необходимые знания о таинстве Крещения, иметь самые элементарные знания о христианской жизни, о церковной жизни, о обязанности христианина и каким должен быть христианин в нашей земной жизни. Это все человек может узнать в огласительных беседах в церкви, а потом уже креститься в той церкви, где есть купель для Крещения взрослых. Купель специальная, где мы можем окунуть крещаемого полностью в воду, как это сейчас положено, и получить это благодатное таинство, с помощью которого мы входим в церковь, входим во все таинства церковные и можем пользоваться всеми теми благами, которые дал нам Господь Бог в Церкви Христовой. Есть такая возможность. Воспользуйтесь ею.

Беседовал игумен ДИМИТРИЙ (Байбаков)

Расшифровка аудиозаписи - Денис ДЕНИСОВ

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.