|
16 МАЯ - ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ, ИГУМЕНА КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО.
Преподобный
отец наш Феодосий Печерский, память которого празднуется сегодня, родился в
конце десятого века в городе Василеве, близ Киева, а отрочество и юность свою
провел вместе с родителями в городе Курске. С первых лет жизни святой отрок
возлюбил Господа, непрестанно молился, был кроток, послушлив, смирен. Когда
ему было 13 лет, он лишился отца своего; мать его, видя в нем наследника всего
отцовского богатства, старалась развить в нем любовь к мирской жизни, и набожный
юноша часто терпел от нее поношение и скорби за свое благочестие. Наконец он
ушел тайком от матери в Киев на 23-м году своей жизни. Здесь он упал к ногам
преподобного Антония, первоначальника Печерского, и молил того принять его к
себе на послушание. Преподобный Антоний поручил его для научения иноческой жизни
опытному священноиноку Никону. Феодосий оказывал во всем беспрекословное послушание
своему старцу и скоро был облечен в ангельский образ, вслед за сим был посвящен
во священника и наконец единодушно избран был братией во игумена Печерской обители.
Более сорока лет угодник Божий подвизался в святой обители в непрестанных трудах
и духовных подвигах. В 1047 году, тяжко заболев на святой неделе, призвал к
себе братию разлучиться, но, благословив их, сказал: «Телом отхожу от вас, но
духом буду с вами», и с молитвою на устах предал дух свой Богу.
Жизнь преподобного
Феодосия весьма богата нравоучительными уроками. Ревнующему о спасении советуем
прочесть полное житие святого игумена в Четьи Минеях. Здесь же хотя один урок
из его жизни возьмем в назидание себе. Однажды преподобного Феодосия посетил
великий князь Изяслав и пожелал у него трапезовать. Простое кушанье иноков весьма
понравилось князю и, обратясь к преподобному, он сказал: «Верь мне, отец, я
никогда с таким удовольствием не вкушал пищи; скажи отчего мои брашна, которые
гораздо дороже, не так сладки?» – «Оттого, – ответил святой старец, – что у
нас все готовится с молитвою и благословением. Твои рабы ссорятся, клянут друг
друга, терпят побои от приставников, а у нас вот какой устав: прежде чем начнут
приготовлять к трапезе, братия приходят к настоятелю и берут у него благословение;
потом сделают три поклона пред святым алтарем и, возжегши свечу от елея, горящего
пред образом Господним, ею разводят огонь в поварне или хлебне; также, когда
надобно лить воду в котел, служитель говорит старейшему: «Благослови, отче!»,
а тот отвечает: «Бог да благословит тебя!». Вот причина, что пища наша имеет
вкус и такую сладость».
Какой поучительный
урок здесь для всех нас, братия!
Соображения
здравого смысла говорят, что начинать без молитвы ничего не должно, тем более
приготовлять и употреблять пищу, назначенную Творцом для сохранения потраченных
организмом сил и для поддержания драгоценного дара жизни, и по принятии ее всегда
должно сотворить молитву, которая должна служить естественным выражением чувств
благодарности к Богу, нашему Благодетелю и Промыслителю. Пища есть дар Божий.
Принимая ее без благословения Божия мы как бы похищаем дар этот из Божиих щедрот,
а взятое без спроса и у простого человека не пойдет на пользу.
Слово Божие
как вообще учит благодарности человека к Богу, так в частности научает просить
благословения Божия пред принятием пищи. Апостол говорит: освящается пища словом
Божиим и молитвою (Тим. 4, 5), значит – без молитвы приемлемая не освящается
и не может быть полезной. Господь наш и апостолы по Тайной вечери, воспевше,
изыдоша в гору Елеонскую.
Первенствующие
христиане, по словам еван-гелиста Луки в «Деяниях апостольских», принимаху пищу
в радости и простоте сердца, хваляще Бога (Деян. 2, 46-47).
Подобным
же образом учат и святые отцы Церкви. Так, святитель Тихон Задонский, побуждая
нас молиться пред принятием пищи, говорит: «Худо те христиане делают, которые
без молитвы и благословения Божия начинают ясти, пити и прочие благая употребляти.
Знать такие не знают, откуда всякое добро происходит, и Дателя не зная, не благодарят
Ему».
Да возбудят
же в наших сердцах эти душе-полезные наставления и примеры благочестивой жизни
преподобного и богоносного отца нашего Феодосия Печерского святое усердие пред
принятием пищи возносить молитву Подателю всех благ и по принятии ее не оставаться
пред Ним неблагодарными, дабы не лишиться Его как земных, так и небесных благ.
Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
|
|