ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

          - Владыка, в Пасхальную ночь на Святой Земле, в Иерусалиме происходит одно из величайших чудес – схождение Благодатного Огня. И делегация Екатеринбургской епархии во главе с Вами уже несколько лет доставляет Благодатный Огонь в Екатеринбург. Владыка, расскажите нашим зрителям об этом чуде…
          - Мы, конечно, очень благодарны Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Алексию за благословение поехать в Иерусалим за Благодатным Огнем, чтобы привезти его на уральскую землю, дабы уральцы принесли в свои дома Благодатный Огонь и освятили свои жилища. Благодатный Огонь принимают не только жители нашей области, но и других областей, нас окружающих – недавно Владыка Иов, митрополит Челябинский, просил передать священнослужителю Челябинской епархии Благодатный Огонь для Челябинска. Приезжают и из других епархий. Поэтому весь наш уральский регион имеет возможность прикоснуться к Благодатному Огню.
          Мы обычно в Страстную пятницу, после Чина Погребения Плащаницы, вылетаем в Иерусалим, стараемся приложиться ко Гробу Господню. А потом начинается в иерусалимском храме Гроба Господня Чин Погребения Плащаницы. Очень интересный чин, который проходит вокруг храма Воскресения Господня, доходит до Голгофы, до места распятия Христа. Там есть престол на месте распятия Христова, на котором ставится Плащаница, усыпанная лепестками роз. Патриархом Иерусалимским читается Евангелие, читаются молитвы – очень трогательный момент. Потом архиереи берут Плащаницу и несут ее к месту Помазания: по Евангелию, после распятия Христа сняли со Креста и понесли на место Камня Помазания и там помазывали Тело Христово святым миром...
          Потом Крестный ход с Плащаницей Спасителя направляется ко Гробу Господню, обходит вокруг Кувуклии, и Плащаницу полагают на Гробе Господнем. В заключение каждый присутствующий на богослужении архиерей прикладывается, берет понемножку лепестков роз. Затем Плащаница вносится в алтарь. И потом Патриарх Иерусалимский раздает на амвоне всем молящимся в храме Гроба Господня лепестки роз.
          Так совершается Крестный ход и чин погребения Плащаницы в иерусалимском храме Гроба Господня.
          Затем, уже в ночное время, спустя примерно час, начинается Чин Погребения с Литургией в нашей Русской духовной миссии. Как обычно, Литургия Великой Субботы очень торжественна и красива.
          После богослужения паломники идут к храму Гроба Господня за Благодатным Огнем. Это бывает около 2 часов дня. Начинается Крестный ход. Патриарх, все архиереи, священнослужители Иерусалимской Церкви, гости трижды обходят Кувуклию, Гроб Господень, потом Патриарх заходит в Кувуклию. Там он молится и спустя несколько минут выходит с Благодатным Огнем.
          Каждый раз, сколько мы были, Патриарх заходил в Кувуклию и примерно в течение 10-12, до 15 минут молился, после чего сходил Благодатный Огонь. Во время молитвы Патриарха по всему храму видны искры Благодатного Огня. Бывают даже такие случаи, что от этих искр загораются свечи в руках у молящихся или лампадки у икон. Такое случается. Но самое торжественное – это когда сам Патриарх выходит из Кувуклии с двумя большими пучками зажженных свечей. Все стараются зажечь от этих пучков себе Благодатный Огонь. И в течение очень короткого времени, 2-3 минут, вся церковь светится Благодатным Огнем. Все радуются, восклицают: «Христос Воскресе!» Все друг друга поздравляют. Как будто все одна семья, братья и сестры. Очень благодатная атмосфера в это время! И, конечно, с большой радостью, ликованием души мы едем в аэропорт и привозим Огонь в Екатеринбург в субботу вечером, к началу Пасхального богослужения.
          - Спасибо, Владыка! Давно уже телезритель ждет ответа на свой вопрос: «В советские времена в школе нам преподавали курс истории. И рассказывали, что были времена матриархата и патриархата. Что означает матриархат и патриархат? Особенно интересно взаимоотношение мужского начала и женского. Почему нет мира в семье, в государстве, в мире? Откуда берутся войны? Как созидается мир? Как Православие на этот вопрос может ответить?»
          - Да, действительно у нас большие проблемы сейчас. К сожалению, мы многое утеряли из того, что было создано нашими отцами и предками в течение многих столетий. У нас прервалась связь времен, традиций, истории, мы оторваны от истоков, которые давали живительную силу для созидательного труда. С момента революции нити исторические прервались, и сейчас мы испытываем большие трудности в семье, потому что нет родовых традиций, они утеряны. Были и традиция мира, добра, взаимопомощи, и многодетность в семье. Люди жили в радости и утешении, потому что все были воспитаны терпеть и скорби, и трудности, делиться радостью и т.д. Существовал определенный порядок, как это предписано Законом Божиим, какая должна быть семья. Люди придерживались нравственных законов, которые даны нам Богом в руководство, чтобы семья была сильной, крепкой и благополучной. Вот эти все нравственные ценности, которые имели люди, – утеряны. Сейчас люди далеки от Церкви, от церковной жизни, многого не знают, поэтому согрешают. Из-за этих ошибок много получается проблем в семейной жизни и в других отношениях. Поэтому Святейший Патриарх всегда говорит, душой болеет, что мы теряем очень многое, пытается доказать и объяснить важность преподавания в школах «Основ православной культуры». Чтобы человек знал свою культуру, ценности, корни, правила нравственной жизни, которыми должен руководствоваться каждый человек. Сейчас этого нет в семье и в школе.
          Бабушка, к сожалению, тоже не знает, потому что она жила в атеистическое время, когда никто ничего не мог говорить. Те бабушки, которые знали, к сожалению, ушли.
          Сейчас потеряна передача из поколения в поколение ценностей нравственных, которые сохранялись в каждой семье. Бабушка и дедушка имели такую обязанность – смотреть за внуками, за правнуками, учить их на своем личном опыте, передавать свой опыт духовной жизни. И, конечно, дети многое знали, многое понимали. Сейчас получается наоборот – дети больше стараются знать о Боге, изучать нравственные ценности и передавать своим родителям, дедушкам и бабушкам. Молодой человек, получивший эти знания, богатства духовные, не может жить один с этим богатством. Он хочет отдать его родителям, бабушкам, дедушкам, чтобы они тоже соприкоснулись с радостью Богообщения.
          Понимаете, это не совсем правильно. Во все времена бабушка была авторитетом для своего правнука или внука. Она должна была бы учить, ведь прожила больше, знает жизнь и ее законы. Потом внук вырастал и отдавал своим детям. И такую преемственность мы потеряли.
Слава Богу, мы надеемся, что современные молодые люди, становясь верующими, церковными людьми, стремятся узнать как можно больше о Боге, пройти путь духовной жизни, увидеть и почувствовать важность жизни в рамках нравственного закона, не как наша испорченная природа хочет, а как это положено по всем правилам человеческой, нравственной жизни.
          Человек – богоподобное существо, поэтому он должен именно с божественной точки зрения трудиться и работать, а не как хочет наша необузданная природа. Надеемся, что нынешние молодые, которые сейчас своим пытливым умом проникают внутрь премудрости Божией, станут родителями, станут дедушками и бабушками – так и вернется традиционная передача духовного, церковного опыта от отцов к детям.
          Ребенок смотрит на своего отца, дедушку, как на человека особого, человека авторитетного, нужного, важного, потому что без их опыта он не знает, как себя вести в этом мире. Много шишек можно себе набить и много трудностей претерпеть, когда можно на готовом опыте успешно развивать себя, свою жизнь в современном обществе.
          Конечно, очень важно современным бабушкам, которые кое-что помнят от своих бабушек, воскресить в памяти, что они говорили, что делали, и стараться выполнить это. Это нетрудно. Самообман в нестаром еще возрасте говорить: «Да я уже все. Я уже потерян, ничего со мной не случится».
Ничего страшного. Можно научиться, можно наверстать упущенное и стать церковным человеком, жить церковной жизнью, показать пример своим детям, внукам. Это будет очень большая подмога современной молодежи, потому что молодежь ищет Бога, стремится к Богу, хочет Его найти. Но, к сожалению, бабушки наши и дедушки мешают молодежи это сделать. Вот такая получается борьба с атеистическим временем, когда мам, пап учили, что не надо ходить в церковь, не надо быть церковным человеком.
          К сожалению, еще сохранилась эта тенденция. Молодые семьи, молодые мамы и папы не хотят иметь верующих детей – сами не хотят быть верующими и препятствуют своим детям в этом. Такая борьба еще сохраняется. Надеемся, что этот кризисный момент мы преодолеем. Добро победит зло, вера станет нужной и важной для общества, для семьи и укрепит семейную жизнь, когда мы будем строить ее по нравственным законам, правилам, которым учит Господь Бог, учит и призывает святая Церковь.
          Этот процесс сейчас идет, слава Богу. Но очень трудно, потому что такая есть борьба. Это, может быть, чудо Божие – молодой человек, родившийся в атеистической семье, ничего не слышавший о Боге, о Церкви, вдруг становится верующим, церковным человеком и отдает опыт своего искания родителям. Это чудо Божие, особый призыв Божий современной нашей молодежи. Мы должны принести слова и дела нашей благодарности Богу за милость, которую Он оказывает нам. Казалось, пропащая, потерянная молодежь, но среди этой молодежи есть стебельки, росточки, которые благоухают и дают хорошие плоды. И вот уже родители и среднего возраста, и пожилые могут приобщиться к великим ценностям Православия, которые они, к сожалению, потеряли в свои молодые годы. Слава Богу за это. Дай Бог, чтобы Господь посетил Своей благодатью как можно больше молодых, зрелых и пожилых людей, и они почувствовали сладость жизни с Богом.
          - У нас есть телефонный звонок: «Как обстоят дела в храме Космы и Дамиана на улице Волгоградской? Спасибо».
          - Сейчас идет согласование с администрацией города. И довольно неплохо. Документы уже находятся на стадии второго рассмотрения главы города. Я думаю, скоро мы получим все документы и сможем приступить к строительству.
          - Спасибо, Владыка! У нас есть телефонный звонок прямо из больничной палаты: «Владыка, благословите болящую рабу Божию Нину».
          - Бог благословит вас!
          - Мне вчера, по Вашему благословению, сделали операцию. Как мне быть с постом?
          - Вам нужно полностью подчиниться воле врачей. Что они скажут, то и делать, потому что они знают, какую вам пищу дать, чтобы вывести вас из кризиса послеоперационного периода, раз Господь попустил, что вы прошли операцию. Слава Богу, что она прошла удачно, надеюсь. Сейчас пища для вас – это лекарство. Поэтому мы сейчас говорим не о посте, а о том, чтобы Господь даровал вам здоровье.
          Когда вы будете здоровой и не будете поститься, – тогда это плохо. А сейчас, когда вы имеете немощь телесную, должны питаться тем, чем вам врачи рекомендуют для вашего выздоровления.
          - Нина из Екатеринбурга задает такой вопрос: «Я живу гражданским браком с мужчиной, у которого умер внук. Не крещеный, но очень хороший. Когда умер, его кремировали. Как его поминать?»
          - Конечно, очень плохо, что существует «гражданский брак». Мы должны изжить из нашего общества подобное понятие. Почему у нас и семьи слабенькие, и дети нездоровы? Потому что у нас есть гражданские браки. Это безответственное отношение друг к другу. Это просто издевательство друг над другом. И, конечно, слабохарактерность. Это сразу показывает, что человек боится приступить к серьезному делу. Как в прошлые времена: человек был молодой, гулял, веселился и т.д., а потом говорит: «Надо взяться за ум. Все, хватит. Мальчишество из головы надо выбросить».
          Сейчас, если серьезные отношения, надо создавать семью и жить нормально. Для того, чтобы жить по-настоящему, нужно взять благословение Божие. А благословение Божие подается в таинстве Венчания. Поэтому перед тем, как иметь какие-то отношения между собой, нужно сначала расписаться, потом повенчаться – получить благословение Божие на совместное жительство, и жить не думая: «пойдет – не пойдет», «хороший – не хороший». Нужно было смотреть до свадьбы. А потом уже все, после свадьбы нужно нести тяготы друг друга, нести свой крест до конца жизни. И тогда никаких проблем не будет.
          А когда у нас есть такая раздвоенность – будет или не будет, – то вы сами сразу же себя ставите перед фактом, что брак этот ненормальный, недолгий, некрепкий. А надо принять, что брак один и навсегда, он благословенный, и должно хранить его как зеницу ока. Чтобы не было поползновений к измене, к своим слабостям. Чтобы кончилось детство в голове: началась серьезная семейная жизнь. Это подвиг, это дети, их воспитание, это очень важно.
          Во-вторых, если человек некрещеный, то его в церкви поминать нельзя, и в церкви молиться тоже нельзя. Дома можно помолиться за него, попросить у Бога помощи, чтоб Господь его помиловал, «ими же весть судьбами». Вот что мы можем делать. И, конечно, очень важно для этого человека, если ближайшие родственники начнут жить благочестиво, церковно, если его смерть подвигнет их оставить греховную жизнь и стать людьми церковными. Сами себе помогут, сами спасутся, и поскольку эта смерть послужила к их исправлению, исправление послужит к благу и помощи усопшему.
          - Владыка, Светлана из Калуги задает такой вопрос по поводу браков: «Возможно ли расторжение брака по причине отсутствия детей? Считается ли это грехом?»
          - Нет, я не думаю, что это повод для расторжения брака. Причина для расторжения брака – блуд, прелюбодейство, измена и т.д. Есть иногда разводы и по религиозным причинам.
          Поэтому нужно сохранить этот брак, тем более, если он венчаный, и жить вместе до конца дней своих с надеждой, что Господь может дать вам детей. Это случается очень часто даже в наше время, когда люди живут вместе по 15, 20 лет и больше, а потом появляются дети. Господь дает. Если будут молиться, если будут вести христианский образ жизни, то Господь, по молитвам Божией Матери, по молитвам других угодников Божьих, может совершить чудо.
          Есть еще один выход из положения – усыновить детей. Сейчас, к сожалению, много брошеных детей, и их можно взять в семью, усыновить и нести подвиг их воспитания. Это тоже большое дело. Так что нет причины для развода, есть повод для надежды и подвига в семейной жизни.
          - Снова дозвонился телезритель: «У нас при Свято-Троицком соборе строится православная гимназия. Скажите, пожалуйста, когда она будет открыта?»
          - Если даст Бог, нам помогут благотворители, и мы желали бы, чтобы была школа к 1 сентября, и уже начались уроки. Поэтому мы надеемся, что все будет хорошо, что за лето мы ее закончим, и 1 сентября дети начнут учебу.
          - Благодарю, Владыка. Еще один вопрос: «У меня муж инвалид-колясочник. И у нас очень большая проблема попадать в храмы нашего города и святые места области. Единственный храм, куда мы можем попасть, – это Храм-на-Крови и наш приходской храм во имя Марка Печерского. Когда мы были на Ганиной яме, я бегала, просила братию помочь затащить коляску в один, другой храм – мы заметили, что там вполне возможно, например, рельсы положить хотя бы рядом со ступеньками. Ступеньки очень широкие. Возможность есть. Мы предложили монаху, и он говорит: «Да, в общем-то можно, наверное». Я думаю, Владыка, от Вас такой должен совет произойти. Вы знаете, даже в Свято-Троицком соборе перила начинаются только с середины пандуса, а до них ведь надо дотянуться. Я толкаю коляску, а у меня муж тяжелый – и просто обратно скатываюсь с ним…».
          - Понятно, хорошо. Постараемся исправить это дело.
          - Владыка, раба Божия Мария задает вопрос: «Можно ли ставить в церкви простые восковые свечи, которые не освящены?»
          - Нет, не желательно. Надо, чтобы свечи были освящены – и желательно, чтобы свечи были приобретены именно в том храме, где мы молимся. Ведь свечи – жертва наша Богу, жертва для храма, и в этом смысл этой жертвы. А когда мы принесем свою свечу, значит, решили не жертвовать. Конечно, Господь всех принимает, но мы же хотим что-то принести для храма Божия. И мы берем в этом храме свечу, полагаем ее на подсвечник, и тем приносим пользу церкви этой и себе, потому что мы вносим некоторую лепту, жертву на этот храм, как это было еще во времена Христа Спасителя. Конечно, когда мы несем это от чистого сердца, с сознанием своей греховности и нищеты духовной, эта жертва имеет большую силу для нас. Чтобы Господь, видя наше милосердие, наше желание пожертвовать ради Христа, ради Церкви, – тоже нас помиловал, услышал, помог в нашей жизни.

          Беседовал Илья ЮКОВ

          Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

          Программа «Архи-пастырь» выходит на радиостанции «Воскресение» по вторникам в 14.20 и 20.20 .
          На телекомпании «Союз»: понедельник – 10.30, 23.30, среда – 17.30, пятница –03.00, суббота – 16.30, воскресенье – 12.00.
          Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телеканал «Союз» по телефону: (343)217-93-38.


 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.