ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

          - Звонок из Краснодара: «Батюшка не благословляет взять приемных детей. У нас есть свои дети. Мы можем еще взять ребенка. Священник объясняет это так, что приемный ребенок может иметь плохую наследственность. Например, наркоманом станет, если его родители наркоманы и т.д. То есть, мы можем взять приемного ребенка и тем самым подвергнуть риску свою семью. Что бы Вы сказали нам по этому поводу? Спаси Господи».
          - Все может быть в нашей жизни. Но если мы так будем рассуждать, дети, которые остались без родительского попечения (а их целая армия), повзрослев без всякого воспитания станут еще хуже. И эта масса людей, которые не воспитаны в православной культуре, может причинить обществу еще больше зла и неприятностей. Нам необходимо это понимать, и из чувства милосердия к ближнему (а проявляем мы такое милосердие, чтобы Господь нас миловал) надо проявлять родительский подвиг, труд по воспитанию приемных детей. Это немалый труд – воспитать в ребенке добрые качества души. Чем больше мы будем иметь о приемном ребенке такое попечение, влияние, молиться за него, тем больше, я думаю, надежды, что те глубокие корни зла, которые, может быть, у него есть в душе, будут очищены благодатью Божией. Если мы будем думать о плохой наследственности, то, получается, Господь наш Иисус Христос пришел на землю не для всех и не может всех искупить, только некоторых искупает. Если мы имеем глубокую веру в Бога, во Христа Спасителя нашего, то любой тяжкий грех, который имеет человек, может быть очищен нашими молитвами, нашими подвигами.
          Если ребенок вырастет большим в такой благодатной, благочестивой семье, увидит только доброе и хорошее и будет воспитан в добродетельной жизни, в знании о том, как бороться со своими грехами, – он, будучи уже взрослым, начнет трудиться над собой, чтобы искоренять из своей души страсти греховные, которые заложены, может быть, еще родителями. Таким образом ваш родительский подвиг принесет плод, и ребенок достигнет спасения и очищения своей души. Поэтому помогайте этому ребенку, чтобы он приобрел истину, приобрел Христа, который имеет возможность спасти всех Своей благодатью.
          Я считаю, надо брать на воспитание детей в православные семьи. И чем больше мы их воспитаем, тем больше принесем пользы для себя, для ближнего и для нашего Отечества. Потому что, если мы оставим большое количество детей, брошенных родителями по неразумию своему, по непониманию, что они творят, и оставим их на произвол судьбы, уподобляясь этим же неразумным родителям, мы пожнем в будущем очень тяжкие плоды для всего нашего общества. Тем более, что у детей есть задатки зла, и эти задатки в той атмосфере, где они будут жить без Бога, еще больше укоренятся, еще больше разовьются. И что мы получим? Греховное окружение нашего общества, где сами себе мы сделаем плохо, для самих себя будем иметь много неприятностей. Потому что мы не потрудились создать общество, в котором бы нас окружали люди добрые и хорошие, честные и добросовестные. Трудиться надо сейчас, а не думать о том, «что может случиться». Все может случиться, но если мы будем трудиться, то случится только доброе и хорошее.
          - «Насчет антидора вопрос. Можно ли его из храма выносить? Я посещаю один монастырь, и там не благословляют выносить из храма – сразу в церкви вкушают».
          - Антидор можно взять домой. Вы же не каждый день можете прийти в церковь. Вот в течение того времени (в течение недели, может быть), когда вы находитесь дома и работаете, утром натощак вы должны вкусить кусочек антидора и святой крещенской воды, таким образом подкрепляя свою душу благодатью Божией, которая подается через эти святыни в храме во время богослужения. Поэтому выносить, конечно, надо.
          В данном случае, возможно, у братии монастыря есть опасение, что к этой святыне кто-то будет относиться без благоговения. Поэтому говорят: «Вот здесь и кушайте, дальше не выносите». Потому что иные могут бросить или неосторожно отнестись к антидору, и это будет поношением церковной святыни. Но если с благоговением, со страхом Божиим будем иметь эту святыню в своих домах и употреблять для нашего укрепления душевного, то это будет только на благо.
          - Звонок из Первоуральска: «Каково ваше отношение к Григорию Распутину? Можно ли ему молиться?»
          - Григорий Распутин не причислен к лику святых нашей Церкви. Поэтому ему нельзя молиться. И плохо делают те люди, которые уже пишут икону ему или акафисты читают. Это нарушение канонических правил Русской Православной Церкви. Поэтому мы должны прислушаться к голосу Матери-Церкви, к голосу нашего Святейшего Патриарха как главы Русской Православной Церкви и не принимать преждевременных решений.
          Какое отношение к Григорию Распутину? Мы не можем сказать, святой он или не святой. Это Господь один знает, но поскольку Церковь еще не приняла никакого решения по отношению к этому человеку, то мы не имеем права ни писать иконы, ни молиться перед этими иконами, ни читать акафисты.
          Подобное было в свое время, когда стоял вопрос о канонизации Царской Семьи. Тоже такая была дерзость: давайте читать акафисты, давайте будем молиться... Слава Богу, совершилось это важное дело – канонизация Царской Семьи. Но я бы не сказал, что сейчас такое ревностное и благоговейное отношение к Святым Царственным Страстотерпцам. Этот пыл уже спал. Пыл, который был до канонизации, уже сходит на «нет». Я помню, когда приехал в Екатеринбургскую епархию, люди так жаждали, чтобы каждый день совершались молебны, читались акафисты Царской Семье. Я говорил, что акафисты, молебны пока не было канонизации Царской Семьи читать нельзя. Мы получили такое же благословение от Святейшего Патриарха. Нет, люди все равно требовали: «Давайте акафисты!».
          А сейчас, пожалуйста, есть храм даже, есть место, где совершилось это злодеяние, убийство. Приходите! Каждый день приходите и молитесь. Читайте акафисты, читайте молебны. – Никого нет. Никого нет в Храме-на-Крови, чтобы читать. Неужели и в делах веры «запретный плод сладок»?
          У нас есть такое правило – каждую неделю читаем акафист около Расстрельной комнаты, читаем в нижнем храме Храма-на-Крови акафист и совершаем молебен Царской Семье. Но на службе народу совсем не так много, как этого хотелось бы.
          Я думал, после канонизации в храм нескончаемый поток будет. Такую видел ревность: «Давайте! Давайте!» А когда совершилось – все, успокоились. Так же по отношению к Распутину или другим, которых, говорят, нужно канонизировать. Сейчас требуют, рвутся, а когда, Господь даст, будет, – все, кончится этот пыл.
          Что, у нас некому молиться? В нашей Церкви очень много угодников Божиих. Слава Богу, мы не обделены благодатью Божией. Святынями не обделены. У нас очень много святынь: и святых мощей угодников Божиих, и святых икон чудотворных. Есть кому молиться, и нужно быть послушными воле Божией, воле нашей Церкви. Когда Господь определит и благословит через чиноначалие нашей Церкви, благословит на ту или иную канонизацию, тогда мы будем молиться и новым святым, которые будут канонизированы. Чего так сильно, напористо требовать именно вот этого? Что, ты думаешь, все перевернется в жизни нашей? Перевернется только тогда, когда мы сами ее перевернем. Когда мы изменим жизнь и перестанем грешить, нарушать закон Божий.
          А стремление к канонизации того или иного человека – нельзя сказать, что это будет в оправдание «активным» людям или они получат какое-то особое Божие благословение или очищение. С какими грехами они есть, с такими и останутся. Но могут избавиться от грехов только тем, чтобы молиться святым, молиться истинному Богу. Господь дает избавление, очищение, исцеление от недугов и от пристрастий по молитвам святых угодников Божиих, причисленных к лику святых на основе канонических правил. Поэтому, я считаю, не нужно делать такие беспорядки в нашей церкви, а нужно быть послушными воле Божией. И все Господь устроит в свое время. Все будет, если это будет угодно Богу.
          Хочу снова вернуться к почитанию Царской Семьи. Давайте сейчас, когда она причислена к лику святых, приходите в Храм-на-Крови. Прекрасный храм. Молитесь, читайте акафисты, будьте на богослужениях.
          Да, на праздник Царских дней приезжает много гостей из разных концов нашей страны, из-за рубежа, в храме очень большое количество народа. Но я бы хотел, чтобы те, казалось, ревностные люди здесь, в Екатеринбурге, остались ревностными до конца. Святые достойны большего уважения и почитания, большей ревности, чем «ожидающие канонизации».
          - И причем там знамения даются по сей день. Там не так давно икона царская замироточила. И когда она была в Москве на выставке, там, говорят, очередь выстраивалась москвичей, чтобы поклониться. Со всей Московской области приезжали. Сейчас икона пребывает в Храме-на-Крови.
          - Недавно я был в Савва-Сторожевском монастыре. Там есть икона Царской Семьи, на которую были положены просто веточки цветов. Эти цветы сначала завяли, а через некоторое время – расцвели. Это очень знаменательно, что такое чудо совершилось у иконы Царственных Страстотерпцев в Савва-Сторожевском монастыре в Звенигороде. Это, может быть, царский монастырь, потому что и Алексей Михайлович, и другие российские государи покровительствовали этому монастырю. Можно сказать, это монастырь царского рода, рода Романовых. Многие члены царской фамилии приходили к преподобному Савве на благословение и получали помощь Божию по молитве преподобного Саввы Сторожевского. Мы надеемся, что игумен монастыря по благословению Святейшего Патриарха привезет в Екатеринбург на Царские дни икону с мощами преподобного Саввы Сторожевского, чтобы единство между этим монастырем и Царской Семьей сохранилось до настоящего времени, восстановилась духовная связь.
          - Посетитель интернет-форума из Перми задает такой вопрос: «Может ли священник отказать в причастии женщине, которая живет в невенчаном и незарегистрированном браке 5 лет и имеет ребенка от человека, с которым живет?»
          - Конечно, такой образ жизни – греховный. И надо упорядочить эту жизнь. Может быть, священник, чтобы небольшую встряску дать этой женщине, и говорит, чтобы временно не причащалась, пока не найдет возможность упорядочить свою жизнь. Потому что не должно жить без венчания, без регистрации. Это не по-христиански, и не по-православному, не по-русски. Что-то это новое, чуждое для русского народа, такой образ жизни. Это какой-то страх перед законным браком. Все равно живут. Но ведь ребенок, который родился в таком браке, в любое время может оказаться без отца или без матери. Там что-то у них случится – и все.
          Какое отношение должно быть к ребенку? Ребенок должен быть связующим звеном между супругами. А у них есть еще какие-то мысли о разводе. Может быть, еще будут жить, может быть, не будут. Раз живут вместе, надо узаконить брак и просить у Бога помощи, чтобы никогда не думать о разводе. Жить законной жизнью. Я думаю, священник именно этого хочет от прихожанки. Чтобы эта небольшая встряска побудила бы мужа и жену узаконить свой брак.
          - Вопрос из Нижнего Тагила: «Здравствуйте, Владыка! Мой вопрос, я уверен, интересует многих. Могут ли муж и жена быть крестными у ребенка? Знаю несколько примеров, когда такие случаи имели место лет 10-15 назад. Какие сейчас правила? Если это исключение, и семейная пара может быть крестными, то что для этого необходимо? Достаточно ли настойчивой просьбы родителей ребенка?»
          - В годы советской власти была очень сложная ситуация и крестили тайком, конечно, крестили так, какая была возможность. И порой не было возможности иметь крестных отцов или матерей, поэтому родители сами становились крестными отцами и крестными матерями. Это, конечно, не совсем правильно. Лучше, чтобы ребенок имел крестного отца или крестную мать из родственников своих, из близких, родных людей, которые могли бы исполнить очень активно свою миссию как духовного отца или духовной матери.
          Крестные родители должны воспитывать ребенка религиозно. Прививать ему веру в Бога и помогать родителям ребенка в его воспитании. Чтобы он мог ходить в церковь, причащаться, исповедоваться, получать знания о Боге с самого детского возраста, получать навыки христианской жизни, получать какие-то добродетели, учиться им.
          Ребенка надо учить с самого раннего возраста добродетелям смирения, послушания, терпения, кротости и т.д. Много добродетелей можно воспитывать в ребенке с самого раннего возраста. И, конечно, когда это делается с детства, процесс воспитания и воцерковления идет гораздо легче. Позже навыки христианской жизни укореняются. Человек становится взрослым, и добродетельная жизнь становится уже нормой, и ему не трудно бороться с теми негативными сторонами жизни, которые встречаются. Задача крестного отца и крестной матери именно в этом – подготовить и защитить крестного сына или дочь от сложностей взрослой жизни. Но когда сами родители являются крестными, только они одни занимаются этим делом, без духовных помощников. Важно и нужно воспитывать своих детей, и хорошо, что родители это делают. Но когда есть подмога от крестного отца или крестной матери – это еще лучше.
          - Звонок из Пензы: «Мне бы хотелось задать три вопроса. Первый: у нас окна квартиры выходят на запад, и так как икона в переднем углу, то, получается, мы молимся на запад. Допустимо ли это? Второй вопрос по поводу поста в среду и пятницу: пост начинается с полуночи или с вечера предыдущего дня? И еще вопрос: можно ли читать Толстого?»
          - Что касается иконы, в какую сторону ее нужно установить в своей квартире, конечно, лучше всего ее установить на восток. Так принято у нас. Но если в квартире нет возможности, потому что на восток дверь или окно, то следует иконы размещать ближе к восточной части.
Что касается поста среды и пятницы. Пост начинается с двенадцати часов ночи постного дня. К примеру, сегодня четверг. Мы можем кушать мясную или молочную пищу до двенадцати часов ночи. После двенадцати все, мы не должны кушать ничего. Потому что начинается новый день, постный. До двенадцати часов следующего дня мы тоже должны воздерживаться от мясной или молочной пищи, потому что идет среда или пятница.
          - И Толстой?
          - У нас есть огромное количество книг. И воздействуют они на разных людей по-разному. Если человек утвердился в правильном понимании жизни, в правильном толковании вопросов Православной веры, он может читать любую литературу – для сравнения, для критического анализа. Когда мы ничего не знаем и приступаем к чтению, мы окунемся в слова Толстого и можем почерпнуть из них что-то, способное повредить нашей душе, ввести ее в искушение. Поэтому когда мы тверды в Православии, в Православной вере, знаем хорошо святых отцов, как они понимают те или иные вопросы нашей жизни, когда мы все это знаем, тогда можно читать эту литературу. Когда мы слабы, ищем духовную опору, то там можем не ее найти, а такое, что может нам повредить.
          - Владыка, почему вообще такие мысли возникают? Они откуда? Вот я еще мечусь, грубо сказать, из стороны в сторону, но мне так хочется почитать Толстого, вот прямо не могу – охота почитать. Откуда они возникают, от кого?
          - Конечно, наша природа грехолюбива или очень легко уклончива ко греху. Она ищет что-то более легкое, легкомысленное. Но человек должен быть господином над собою и управлять своими желаниями, не давать воли той или иной мысли, чтобы она осуществилась.
Надо испытывать свои мысли: они к добру или ко злу, к правде Божией или в какие-то заблуждения нас вводят. И мы должны это оценивать, должны направлять себя, чтобы не заблуждаться. Человек должен бояться себя самого. В Священном Писании такие слова: чтобы идти за Христом, нужно отречься от себя. Вот первое условие. В данном случае, если мы хотим за Христом идти, – зная, что у Толстого есть некоторые заблуждения, – надо отречься от этого желания. Надо идти за Христом. Взять свой крест и следовать за Господом. По такому принципу надо всегда себя испытывать и направлять.
          - Посетитель интернет-форума Православной газеты спрашивает: «Владыка, ни для кого не является секретом уровень культуры, нравственности и духовности в современной России. Я мусульманин. Почему-то на моей родине нет такого разгула пьянства, наркомании, неуважения к старшим и свободной любви. Почему это происходит в православной России? Кто в этом виноват?»
          - Конечно, виноваты мы сами, что так относимся к своей вере. И, конечно, честь и хвала тем, кто живет в другой стране, в другой религии и сохраняет ценности, которые есть, конечно, и в нашей Вере Православной. Порой христианские ценности больше сохраняются в других вероисповеданиях.
          Рассуждая о причинах такого уровня культуры и нравственности в России, по-человечески можно себя оправдать – ведь на Православие больше было гонений и было мощное атеистическое влияние на людей, их всячески отрывали от своих корней. И люди, оторванные от отеческих корней, от своих ценностей, мечутся по этому миру, захватывая в своей жизни много негативного, плохого, которое чуждо русской душе, духу русскому, чуждо вере наших отцов.

          С архиепископом Викентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

          Программа «Архи-пастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
          На телекомпании «Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00,субботам – в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
          Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: (343)217-93-38.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.