|
"ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА" СОЗЫВАЕТ ГОСТЕЙ СО ВСЕХ ВОЛОСТЕЙ.
18 февраля в
Харитоновском саду на Вознесенской горке в Екатеринбурге состоится праздник
«Широкая Масленица». Его проводит объединение патриотических клубов «Наследие»
при поддержке Отдела культурного наследия Екатеринбургской епархии. В празднике
примут участие спортивные клубы и секции русских единоборств, молодежные ансамбли,
школьные студии и подростковые клубы, клубы гармонистов из городов Свердловской
области, Екатеринбурга, Перми, Тюмени, Кургана и Магнитогорска.
О традициях этого
праздника, и о том, как он будет проходить в Екатеринбурге в нынешнем году мы
попросили рассказать руководителя Отдела культурного наследия Екатеринбургской
епархии, помощника Правящего Архиерея по вопросам культуры А.Н.Черепанова.
- Александр
Николаевич, очень многие люди поддерживаются такого мнения, что праздник Масленицы
– языческий праздник и мало что имеет общего с православными традициями и обычаями.
Как Вы можете прокомментировать это?
- У нас нет
какой-то границы, какого-то волнореза, скажем так, который бы говорил о том:
что вот это был языческий праздник, а теперь он стал церковным. Масленица никогда
не была церковным праздником и по сию пору им не является. Это – сугубо традиционный
народный праздник. Но вся ситуация в том, что когда Православие пришло на русскую
землю, оно освятило духовными, нравственными смыслами ту культуру, которая существовала.
И в этом отношении те внутренние содержательные видоизменения, которые происходили
с культурой благодаря Православию, и есть адаптация той самой языческой культуры,
в которой пребывала Русь до принятия Православия. Поэтому отождествлять или
противопоставлять эти вещи ни в коем случае нельзя.
Дело в том,
что каждый человек, как бы по наитию, все равно в истории своей культуры отличает
добро от зла, темноту от света и так далее. Вот почему так органично и легло
Православие на русскую культуру, на русскую землю, практически было воспринято
людьми, потому что это было продолжение традиционной народной культуры. Народ
в своей традиции все равно вырабатывал принципы сосуществования на этой земле,
принципы взаимоотношений между человеком и природой, между мужчиной и женщиной,
между стариками и детьми. И в этом есть в определенной степени и преемственность,
а с другой стороны – углубление духовным смыслом через идеалы Православия. Это
и есть освящение культуры язычества.
- Программа праздника
велика и разнообразна. Это и поднятие гири, и лазание на столбе, и перетягивание
каната, и бой мешками, и бег наперегонки на ходулях, и потешное сражение на
санках… Но почему-то многие обращают внимание только на кулачный бой «стенка
на стенку» и выражают сомнения: уместен ли такой вид состязаний на веселом празднике,
где будет присутствовать и много детей. Не явится ли это зрелище для них жестоким
и неразумным?
- Этот вопрос
в отношении кулачных боев мне задают нередко, и даже священники. Мы знаем, что
святители Московские в свое время даже осуждали это дело… Я считаю, что ответ
нашего глубокоуважаемого Владыки Викентия очень точно ложится в канву отношений
Церкви к традиционной культуре. Оно заключается в том, что Церковь всегда, и
в старые времена и сегодня, говорит о том, что должны быть некие нравственные
принципы проведения такого рода мероприятий. То есть кулачный бой сегодня проводится
по определенным правилам. У нас уже тринадцать лет проводятся эти состязания,
и не было, к счастью, еще ни одного серьезного увечья.
Я вспоминаю
«Димитриев день», мне очень понравилось, как сказал о кулачных боях один из
священников, присутствовавший там. В их основании нет злобы. И предполагать,
что кто-то собрался калечить другого, нет никакого основания. Среди участников
боев нет никакого противостояния, в их основе не лежат, говоря современным языком,
принципы каких-то «разборок». Речь идет именно о соревновании физическом наравне
с соревнованием духа.
Поэтому,
если мы будем отходить от этих правил, они будут развиваться по своему собственному
сценарию и станут неуправляемыми в определенной степени. С другой стороны, если
Церковь будет освящать их, говорить о духовных смыслах, о нравственности проведения
такого рода состязаний, то, я думаю, перспектива у них самая что ни на есть
хорошая.
- В этой связи
остановимся и на духовно-патриотическом воспитании, ведь каждый мужчина должен
быть готовым в любой момент встать на защиту своего Отечества…
- Совершенно
верно. Если говорить в целом о нашей культуре, то речь здесь идет вот о чем.
Известно, что у молодых людей накапливается избыточная энергия, и что с ней
делать? Мы видим, как в Европе, особенно на стадионах бесчинствуют фанаты, иногда
дело доходит до убийства. На мой взгляд, это – просто повод… Не важно, какой.
Вот – футбольный повод, для того, чтобы в конечной счете эту дурную, простите
за слово, энергию выплеснуть. И в этом отношении наши прадеды и прапрадеды очень
мудро поступали. То есть публично каждый парень мог в «стенке» выпустить свой
пар… Да еще и покрасоваться перед девками. А девки это зрелище не пропускали,
смотрели, какой парень покрепче. Ведь суть-то крепости парня в том, что он будет
крепким хозяином в доме, крепким работником, сильным мужчиной.
Поэтому если
говорить о каких-то расхождениях, то они заключаются, прежде всего, в духовности
и высокой нравственности. Потому что физически подготовленные парни нужны были
не только в поле, на каких-то мероприятиях они изучали приемы рукопашного боя,
практически говорились как защитники Отечества.
- Многие из нас
видели широкую роскошную Масленицу в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».
Как Вы, человек, не раз организовывавший и проводивший подобные праздники, оцениваете
правдивость представленных кадров?
- Конечно,
в любом кино существует художественный вымысел, это без сомнения. И в этом фильме
было много чего приукрашенного. Хотя, конечно, очень четко был передан дух праздника.
И в этом плане я хочу вот о чем сказать. Мы, к великому сожалению, проживаем
мимо своей культуры, мы не знаем своих традиций, потому, в конечном итоге, мы
не знаем даже самих себя. Человек, опираясь на опыт предшествующих поколений,
становится богат на опыт тысячелетий. И если он лишается этого опыта, он не
просто обедняется, а фактически обкрадывается.
Поэтому я
хочу сказать, что естественная полнота жизни во Христе подразумевала, естественно,
жизнь в быту. И отсюда мы, не зная этих традиций, сейчас пытаемся их как-то
реконструировать. Хотя они еще достаточно сложны. Надо задумываться вот о чем.
Когда человек сам становится носителем культуры, не потребителем, а именно носителем,
тогда он сам знает, когда придет Масленица, что на Масленице делать, куда приходить,
что приносить… Печь ли блины, вставать ли в «стенку».
И, кстати
сказать, Харитоновский сад – пример возрождения русских народных традиций. Потому
что в большей или меньшей степени там уже люди собираются для того, чтобы себя
в этом празднике проявить. Это очень важно. Тем более, что Масленица – это такой
многогранный праздник! Я бы назвал его даже не институтом, а университетом культуры.
Это – семейный праздник, для всех возрастов, этот праздник очень важен и полезен,
интересен и глубок и для всего общества.
- Здесь остается
только добавить, что, если бы мы возвращались к истокам своей культуры, понимали
ее глубину и серьезность, и смысл ее, то у нас было бы, наверное, совершенно
другое отношение к нашей земле, к защите нашего Отечества, к людям, живущим
на этой земле.
- Действительно,
когда человек стремится жить на земле не только интересно, но и осмысленно,
он включается в естественные процессы бытия этой земли: ему нужно эту землю
защищать, ему нужно эту землю преображать, ему хочется, чтобы и его дети соприкоснулись
с этой землей, и чем больше их будет – тем лучше.
- Но, наверное,
Вам приходилось сталкиваться с такой ситуацией в нашей современной жизни, когда
многие сельские жители сетуют на то, что в деревне они не живут, а прозябают…
- К сожалению,
это реалии нашего времени. Потому и рвутся многие сначала из деревни – в районный
центр, из районного города – в Екатеринбург, из столицы Урала – в Москву или
Питер, из Москвы и Петербурга – в Париж или Нью-Йорк… Получается, что мы бежим
сами от себя, потому что о том, какие несметные богатства нам здесь оставили
наши предки – мы не знаем. Понятно, что в большей степени, это – не вина человека,
но, я считаю, думать о своих предках, вспоминать их, изучать и понимать их жизнь
– дело каждого человека. И не прикрываться только тем, что «нам это не дали,
мы этого не знаем и не хотим ничего знать».
- Россия стала
страной, в которой была разрушена связь времен, преемственность поколений…
- Я бы так
не говорил. Эстафета, которая тысячелетиями передавалась из поколения в поколение,
все же дошла до нас. Если мы поймем, что люди, которые жили до нас, наверное,
были не глупее нас, если они такую Россию держали, если Россия прирастала новыми
освоенными землями. Мы знаем немало примеров полноты всей русской культуры:
и героические подвиги русских защитников, и научные открытия, имеющие мировое
значение, и образование, да и в других сферах жизни.
Если бы мы
отнеслись к своим предкам с уважением и задали бы себе вопрос: кто и как жил
даже в моем личном роду? Вот за эту ниточку мы и могли потянуть «клубок истории».
Потому что наши предки ходили в церковь, гуляли Масленицу, Рождество встречали…
Человек, возвращаясь на круги своя, попадает в тот календарный круг, который
мы сейчас пытаемся восстанавливать в Екатеринбургской епархии.
- Вот Вы говорите
о годовом календарном круге. Но люди среднего поколения помнят то время, когда
церковь в стране была под запретом, а во многих городах отмечали «Проводы русской
зимы». По срокам это как-то подходило к прежним временам празднования Масленицы.
И хотя официально праздник назывался по-другому, многие отождествляли его именно
с Масленицей.
- Понимаете,
в чем дело? В культуре, конечно, всегда существует инерция. И я думаю, что именно
сила этой инерции, сила духовных ценностей, заложенная у каждого народа в его
культуре, до сих пор спасают нас от лживости иных культур. Когда коммунисты
провозгласили «безбожную» жизнь, они поставили перед собой задачу «вымыть» из
сознания людей высокие духовные смыслы. И в этом отношении те же проводы зимы
проводились как обыкновенное массовое гуляние, традиционную культуру сводили
к какому-то только внешнему проявлению. Причем, самое, наверное, принципиальное
расхождение между традиционной культурой и государственной политикой, которая
существовала в СССР, заключается в том, что в социалистическом обществе человек
был простым потребителем… Кто-то для него что-то в парке готовил, кто-то наливал,
кто-то пел со сцены, а он все это потреблял, не будучи носителем культуры.
Традиционная
культура подразумевает другую вещь, она не направлена на сцену, она направлена
на взаимодействие человека с другими людьми, на общение между собой. И в этом
ее принципиальная разница.
В свое время,
когда я много ездил в экспедиции по деревням и занимался сбором вот этих образцов
традиционной русской культуры, меня всегда поражала одна вещь. Я закончил институт
культуры, и прекрасно понимал, что сельский клуб, Дом культуры или Дворец культуры
– это «очаги культуры». Но когда я узнавал у тех же бабушек в деревне, что многое
они делает сами для себя и своих односельчан, видел результаты их труда, я просто
удивлялся. Не было клуба – а культура была. Ответ в том, чтобы практически каждая
семья, каждый человек были носителями культуры, чтобы они из поколения в поколение
передавали, совершенствовали ее, творчески ее преломляли. Чтобы в этом отношении
она была всегда актуальна, всегда современна.
- А что Вы можете
сказать по поводу современной культуры?
- Сегодня
слово «современность» используется очень провокационно. Вот сейчас «современно»,
скажем, вести себя женщине именно так, а не иначе, а «не современно» - вести
себя так, как было в традициях: быть целомудренной, быть заботливой матерью,
хранительницей семейного очага.
По нынешним
понятиям такая женщина – просто «клушка». А современная женщина – это преуспевающая
бизнес-леди. Которая должна без конца холить свои ногти, без конца всевозможными
кремами и «масками» растаскивать морщины… Дело сводится к тому, что женщина
становится предметом вожделения, но не хранительницей не человеком мироздания.
Женщина – суть мироздания, потому что вокруг нее, и в семье и в мире, происходят
процессы собирания. Вот думайте сами, от чего мы ушли, и к чему, в конце концов,
пришли.
- Александр Николаевич,
давайте все же вернемся к «праздничной» теме. Вам, наверное, уже не раз задавали
вопрос: а будет ли на празднике сожжение чучела Масленицы, и как эта церемония
сочетается опять же, с основами православной культуры?
- К этому
вопросу можно относиться по-разному. Я общался на эту тему и с ученым людом,
и со священниками. И пришел к такому пониманию данной ситуации. В Православии
перед постом человек как бы очищается: сжигая старую мебель, старую одежду,
старую солому… И в этом отношении человек как бы избавлялся от ветхого человека.
Он очищался перед постом, он уготовлялся к посту. И поэтому сжигаемое соломенное
чучело можно при желании отнести к какому-то языческому ритуалу, а можно с таким
же успехом отнести и к Православию. Когда человек через огонь, через очищающие
вещи, уготовляется к посту. Обратите внимание, что в этот момент люди просят
прощения друг у друга, а это уже есть те высокие духовные смыслы, которые, собственно
говоря, никто не отрицает.
Таким образом,
православный человек может смотреть на эти вещи одними глазами, не православный
человек – другими. Мне очень понравилось одно выражение. Когда человек верующий
говорит, что мы все – от Бога, он ищет в другом человеке Божественное начало.
Человек неверующий ищет в другом человеке все отрицательные человеческие черты.
Таким образом, глядя на Масленицу, кто-то найдет какие-то признаки язычества,
а кто-то найдет те высокие культурные идеалы, которые в ней присутствуют.
- Жители Екатеринбурга
привыкли, что обычно Масленица проводится в парке Маяковского, нынче же для
праздника отведена новая площадка – Харитоновский сад.
- Она отнюдь
не новая. Напомню, что первая настоящая Масленица, которая состоялась в Екатеринбурге
в начале девяностых годов двадцатого века, проводилась именно в Харитоновском
саду. Инициатором праздника стал Отдел культуры Кировского района, где я в то
время работал, и Областной дом фольклора, который тогда возглавлял Владимир
Николаевич Теплов, ныне – отец Владимир. С тех пор Масленица там культивировалась.
И в этом отношении она совершенно другая, чем та, которая была в парке Маяковского.
Я не осуждаю такую ситуацию. По тем временам работники парка не считались ни
с постом, ни с чем, они проводили праздник тогда, когда им было удобно. Сейчас,
слава Богу, все-таки календарь совпадает с периодами церковных постов.
Мы в данной
ситуации, я еще раз повторюсь, никого не осуждаем. Более того, если таких праздник
Масленицы пройдет в Екатеринбурге пятьдесят-шестьдесят штук – то слава Богу.
И в школах, и в детских садах, и в различных парках и скверах. Потому что этот
праздник стоит того, чтобы его праздновать всем народом, вне зависимости от
уровня достатка, вне зависимости от социального положения… Это – праздник, который
скрепляет и объединяет народ. Главное, чтобы смыслы, которые раньше были в традициях
этого праздника, с каждым разом все больше и больше его наполняли.
Беседу провела Лидия Ежкова
|
|