|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА
"СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
- Наша передача
проходит в канун одного из самых волнующих и важных периодов года: в канун Великого
поста. А сейчас идут подготовительные недели. Минувшая неделя была посвящена
воспоминанию притчи о мытаре и фарисее, неделя нынешняя посвящена притче о блудном
сыне. Владыка, а чем важен этот период? Как необходимо его провести, чтобы достойно
подготовиться к встрече Великого поста?
- Святая
наша Церковь как чадолюбивая мать заботится о нас и предлагает нам поучения,
чтобы мы подошли к этому великому подвигу осмысленно и подготовились добродетелями,
которые очень важны для проведения Великого поста. Великим постом мы будем молиться,
и все богослужения исполнены покаянными молитвословиями. Мы должны молиться
Богу внимательно, чтобы Господь простил наши грехи, наши беззакония, очистил
нашу душу и даровал благодать и силу для искоренения наших недугов, страстей
и привязанностей, которые мы имеем к различным наслаждениям.
Первая подготовительная
неделя – это неделя о мытаре и фарисее. Святая Церковь предлагает нам эту притчу
для того, чтобы мы правильно понимали значимость молитвы: как нужно молиться
Богу, чтобы это было Ему приятно и чтобы эта молитва была услышана Богом, чтобы
мы остались оправданными перед Богом по такой молитве. Молитва должна быть по
примеру этой притчи – с осознанием своей греховности, с чувством покаяния, с
чувством своего недостоинства. Следует обращаться к Богу за помощью, сознавая
свои грехи, чтобы Господь простил, помиловал. Как из глубины души взывал мытарь:
«Боже, милостив буди мне, грешному».
Надежда на
милосердие Божие и сознание своей греховности приносят добрые плоды. Когда же
мы молимся, как библейский фарисей, с гордостью, с возношением, с каким-то чувством
достоинства, представляя какие-то свои заслуги перед Богом или какие-то добродетели,
– это неправильная молитва. Поэтому нам нужно сейчас, перед Великим постом,
настраиваться на правильную молитву .
Вторая подготовительная
неделя к Великому посту – воспоминание притчи о блудном сыне. Святая Церковь
призывает к тому, чтобы мы вспомнили о тех тяжких грехах, которые, может быть,
совершали в своей жизни, чтобы раскаивались в них и понимали, что любой грех,
который совершал человек, может быть очищен, может быть прощен милосердием нашего
Небесного Отца. Господь Бог готов принять нас в Свои объятия, поэтому мы не
должны впадать в уныние, в отчаяние, убеждая себя, что совершили такой грех,
который Господь не простит, и что никакие подвиги не могут умилосердить Бога.
Нет, Господь милосерд, как видим мы в этой притче. Отец Небесный, как и отец
из этой притчи, готов в любое время принять в свои объятия любого человека,
который осознал свой грех, который понимает, что без Бога очень тяжело и что
с Богом можно утолить жажду духовную, можно найти успокоение своей душе.
И Господь,
видя человека, который осознает свои грехи, видит свою нищету духовную, что
не имеет ничего, никакого достатка духовного и телесного без Бога, сознает,
что готов быть даже наемником или самым последним у Бога, но только чтобы быть
рядом с Богом, – Господь, видя такое отношение и такое понимание, принимает
в Свои объятия и дает силу для того, чтобы человек своим трудом искупил грехи,
пороки и падения. Этой притчей Господь показывает нам, чтобы мы не отчаивались
в своих грехах, а надеялись на милосердие Божие – и Господь помилует и простит.
Наш подвиг
предстоящего поста будет полезнее, если мы будем с чувством покаяния обращаться
к Богу. И Господь нас примет в Свои объятия.
Эта притча
напоминает нам также и о страшном грехе блуда, тяжелом, смертном грехе. Но,
как гворят некоторые святые отцы, и этот грех Господь прощает, если мы его сознаем
и больше не повторяем, не возвращаемся к этому страшному греху.
Таким же
тяжким грехом, как блуд, то есть измена супружеской верности, является и прелюбодеяние,
когда мужчина и женщина живут в незаконном браке или вообще без брака (сейчас
стали уже нормой жизни гражданские браки, то есть мужчина и женщина живут вместе,
не зарегистрировав брак, к тому же и не венчаны). Просто так живут вместе. Это
греховный брак, это греховная жизнь, это блуд, и, конечно, нужно от этого отказаться,
перестать жить греховной жизнью.
Далее следует
третья неделя подготовительная – о Страшном Суде. Она напоминает нам о Суде
Божием. За все наши дела мы будем судимы перед Богом на Страшном Суде. В Евангелии
говорится, по какому принципу мы будем осуждены, какие вопросы нам зададут на
Страшном Суде. Например, о том, что: «Алкал Я, жаждал Я, был в темнице. Посетили
ли вы Меня?»
Мы должны
понять: все, что мы делаем по отношению к человеку, к ближнему своему, – мы
делаем по отношению к Богу. И Господь, видя наше милосердие к ближнему, помилует
и нас. На Страшном Суде главная добродетель – это милосердие. Как говорится
в Священном Писании: «Суд без милостыни не сотворше милости» – милостыня превозносится
над судом. Когда мы совершаем дела милосердия в своей земной жизни, есть надежда
на то, что Господь тоже помилует нас на Страшном Суде. Если даже мы совершили
какие-то грехи, надеемся на милосердие Божие – что Господь нас помилует, видя,
что мы изгладили свои грехи милосердием к ближнему, добродетелью милосердия.
Такие уроки
даются нам Святой Церковью для того, чтобы с пониманием и осознанием вступили
мы на подвиг Великого поста. Чтобы этот пост был постом спасительным, очищающим
наши души и помогающим нам уклониться от зла, от греховной жизни, от страстей
греховных и приобрести свободу в добре.
- Владыка, молитва,
как мы знаем из первой подготовительной недели, может быть фарисеевой. А пост
фарисеевым может быть?
- В своей
молитве фарисей как раз и упоминал, что «я пощусь два раза в неделю и милостыню
творю». Когда человек гордится своими добродетелями, конечно, эти добродетели
не являются ценностями перед Богом. Мы должны совершать все добродетели, все
свои дела в духе смирения, в духе такого понимания, что мы делаем это не на
показ для кого-то или для чего-то. Не сама добродетель ценна, а ценно то, с
каким настроением, с каким пониманием мы совершаем ее. Когда мы делаем добродетели
с целью очищения своих грехов, с целью покаяния, чтобы очистить свою душу, –
они ценны пред Господом. Надо творить добрые дела , сознавая, что у нас есть
большое количество грехов и их так много, что какие бы добродетели мы ни совершали,
их всегда будет мало по сравнению с грехами. Когда такое осознание есть, то
человек совершает свои добрые дела в духе смирения, в духе глубокого понимания
своей души как грешной и недостойной. И тогда, конечно, нет гордости, нет превозношения
и самолюбия. Есть только покаяние.
- Спасибо, Владыка.
У нас есть первый телефонный звонок: «Почему камилавки у батюшек бывают разных
цветов?
И еще один вопрос.
Вы вернулись с Афона. Мы смотрели программу. Там вынимают кости монахов из могилы
через три года и складывают потом на полочки. Почему это?»
- Камилавки
есть черного цвета и фиолетового или бардового, красного. Черного цвета, в основном,
носят монашествующие, а цветные, другого цвета камилавки имеют право носить
по благословению Правящего Архиерея. Это награда церковная для священнослужителей.
Священнослужитель, получив такую награду, имеет право ношения камилавки.
Что касается
такого обычая на Афоне, то он действительно существует. Дело в том, что на Святой
горе такого кладбища, как мы представляем обычно, – большого и просторного,
– нет. Кладбище на Афоне – совсем небольшой участок земли, куда погребают усопшего
священнослужителя либо монаха обители Афонской на три года. Все это время братья
монастыря молятся каждый день о упокоении души новопреставленного раба Божия.
Молятся, чтобы Господь его простил, помиловал и даровал ему спасение, привел
его в Царство Божие. А после трех лет выкапывают тело. Если оно не истлело,
то снова закапывают и еще три года за него молятся. И так бывает до трех раз.
Девять лет могут молиться об усопшем.
Если через
девять лет тело не истлело, тогда братья перестают молиться и считают, что этот
человек так грешен, что Господь не принимает его в Свое Царство. А если после
трех лет они видят, что кости желтоватого цвета и полностью тело истлело, то
его выкапывают, очищают, пишут на черепе имя монаха и ставят главу на полочку.
А остальные части тела тоже складывают в специальное помещение, где все эти
косточки, каждая в отдельности, имеют свое место.
Таким образом
совершается чин погребения по отношению к усопшему монаху, подвизавшемуся на
Афоне.
Конечно,
это очень приятно – осознавать, что, подвизаясь на Афоне, ты имеешь большую
надежду на спасение. Пребывая в монастыре, совершая подвиг монашеского жития,
и после кончины инок монастыря не остается без попечения. После смерти о нем
заботятся, о нем молятся, молятся очень усердно, чтобы Господь его помиловал.
Если мощи
белого цвета, то считается, что усопший помилован, а если желтого цвета, – значит,
он спасен, то есть имеет совершенство духовное, достиг высокого совершенства
и сподобился от Бога святости. Поэтому к такому усопшему относятся с большим
благоговением и молятся с особым прилежанием.
Есть большое
утешение у братии Афонской обители. Монахи, подвизаясь на Афоне, обязательно
должны спасаться. Потому что там особая молитва, особая благодать, особый подвиг.
И после смерти за усопших молятся и умаливают Бога, чтоб Господь их простил
и помиловал, даровал им спасение.
- Звонок из Невьянска
от радиослушателя: «Люди воспитываются в разных верах. Мы воспитываемся в нашей
стране, в основном, в Православии. Близки к этой вере. А в других странах –
мусульмане, буддисты, то есть там люди изначально в другой вере. Они не виноваты,
что родились в той стране. Они тоже могут вести правильную нравственную жизнь.
Так есть ли у них надежда на спасение? Мне как-то не понятно, что спасется только
православный человек. Как Вы объясните эту ситуацию? Спасибо.»
- Да, конечно,
есть много вероисповеданий на земле, разные есть народы, которые имеют определенную
веру, живут уже веками с этой верой. Мы говорим, что вера Христова – это вера
Православная. И мы не случайно говорим о том, что есть так называемые признаки
второго пришествия Христова, что до второго пришествия в мир Христа Спасителя
Евангелие должно проповедаться во всем мире. То есть дается возможность каждому
народу ознакомиться с Евангельскими истинами, с учением Христовым. Ведь Христос
Спаситель пришел, чтобы спасти весь род человеческий от греха, проклятия и смерти.
Каждому народу
дается возможность. Мы знаем, что апостолы Христовы почти всем народам проповедовали
слово о Христе, но, к сожалению, не все народы его приняли. Апостолы были в
Индии, но там сейчас другая вера укоренилась. Были в других странах мира, и
там, где, народ воспринял эту проповедь апостольскую, она осталась и нашла добрую
почву. Видимо, по этому принципу Господь будет судить на Страшном Суде все народы,
потому что всем была возвещена истина о Христе, и Господь вправе определить
каждому свое пребывание в потустороннем мире.
Нам нужно
благодарить Бога, что мы родились в Православии и живем в Православии. Поэтому
должны ценить Православие, Православную Церковь. Ценить тем, чтобы жить и возрастать
в Православной вере.
К сожалению,
мы, казалось бы, православные люди, и живем в Православии, но многое не выполняем
из того, что требуется от православного христианина. А некоторые народы других
вер, к примеру, те же мусульмане, выполняют заповеди Божии, которые должны выполнять
православные. Например, в вопросе деторождения. Ведь каждой семье, каждой чете
Господь благословил жить для того, чтобы иметь детей, рождать детей, воспитывать.
Но в нашей стране, хотя она православная страна, такое Божие благословение и
Божию заповедь не выполняют. Мы, конечно, можем называться православными, но
кто будет больше оправдан? Мы, которые называемся православными и не живем православно,
или те народы, которые не называются православными, а живут теми законами, которые
определил Господь для всех людей?
Это, конечно,
очень тяжкий грех, который ложится на наш русский народ, – что убивают детей
в утробе матери или бросают их, не воспитывают. Это тяжкий грех. И поэтому кичиться
особенно не стоит, что мы православная страна, в православной стране живем и
Православную веру имеем, – мы не живем православной верой.
Мы тогда
можем быть уверены, что спасемся, если будем не только называться, но жить по
вере. И будем детей рождать и воспитывать правильно, жить в нравственной жизни,
не будем плодить добрачные связи, то есть блуд и прелюбодейство. В некоторых
народах это презирается, считается ненормальным явлением – изменять супругу,
вступать в добрачные связи и т.д.
Взять Египет
или другие страны мира – хоть там другая совсем вера, но к этим основополагающим
добродетелям относятся очень свято. И поэтому мы должны быть очень внимательными.
Кому больше дано, с того больше и спросится. Это как раз относится к нам. Нам,
православным людям, дано много, и радоваться должны, что мы имеем такую благодать
Божию. А мы не пользуемся, мы отвергаем эту благодать от себя. А другие народы
– мы не знаем, как Господь будет судить – но они живут по-православному, хотя
не считают себя православными.
- Александр Бондарев
из Екатеринбурга задает такой вопрос: «Уважаемый Владыка, простите, что я, грешный,
отвлекаю Вас своим вопросом. Я прочитал, что в Екатеринбургской епархии готовится
канонизация схимонахини Евфросинии. Скажите, а когда именно будет эта канонизация?
Сколько еще ждать прославления? Заранее спасибо за ответ. Спаси Вас Господь».
- Мы еще
ждем от Комиссии по канонизации святых окончательного решения Священного Синода.
Когда мы его получим, то надеемся, что организуем торжественное прославление
святой Евфросинии и совершим такое богослужение, отдавая честь и славу этой
святой подвижнице. Но пока еще будем ждать.
- Посетитель
интернет-форума «Православной газеты» из Санкт-Петербурга спрашивает: «Меня
очень интересует, как живет Церковь в современных условиях жесткой рыночной
экономики. Как она повседневно выживает в мире денег и капитала, при этом отделенная
от государства и вынужденная сама искать себе средства к существованию? Одними
из главных помощников становятся люди, которых можно, наверное, назвать меценатами.
Те, кто безвозмездно жертвует деньги Церкви. Скажите, пожалуйста, как эти люди
находят Вас? Может быть, даете рекламу через Интернет, православную прессу и
т.д.? Или приходит человек в церковь и говорит, что хочет дать денег? О чем
Вы с ним говорите, как его принимаете, и какие бывают эти люди?»
- Церковь
всегда жила и живет за счет добровольных пожертвований верующих. За счет пожертвований,
которые приносят нам люди, приходящие в церковь, приобретая свечи, книги, утварь
церковную. Это есть те пожертвования, которые они дают ради Христа, как милостыню
перед Богом, чтобы Господь помиловал их. И это милосердие, эти пожертвования
являются теми средствами, на которые содержится Церковь. Ремонты делаем, содержим
священнослужителей и церковнослужителей, всех тех, кто несет свое послушание
в Церкви.
Что касается
более крупных пожертвований, которые нам необходимы для реставрации, для строительства
храмов, то это, конечно, мы получаем от наших благотворителей, которые по-разному,
бывает, приходят в Церковь. И по-разному Господь призывает их к тому, чтобы
они с пониманием относились к нуждам Церкви. Приходят и оказывают такую помощь.
Бывают и
такие случаи, когда человек приходит в церковь и говорит, что хочет пожертвовать
на храм. Часто бывает и так, что мы даже не понимаем, что он хочет. Он говорит:
«Я хочу пожертвовать». «Да, конечно, надо вот подсвечник купить или еще что-нибудь».
«Нет, не такое пожертвование. Я хочу что-нибудь посерьезнее». «Что имеете в
виду?» «Ну, вот надо, может быть, храм построить? Вот такое пожертвование я
могу».
Да, конечно,
у нас есть и такая необходимость – в строительстве или реставрации храма, или
росписи храма. Для восстановления храма большие суммы нужно вкладывать. И когда
человек включается в эту работу, он понемногу, по необходимости, по выполнении
тех или иных работ оплачивает их, оплачивает материалы. Таким образом мы восстанавливаем,
реставрируем или строим тот или иной храм. И такие есть случаи в жизни нашей.
- Звонок из г.Чебоксары:
«Почему не прощается грех самоубийства, если все другие грехи прощаются?»
- Господь
дал нам жизнь. Он нашей жизнью и распорядится. И никому не дано из людей отнять
жизнь у самого себя или другого лишить жизни. Поэтому Господь определил, что
самоубийство является самым тяжелым грехом, в котором невозможно раскаяться.
Человек сам себя убил, и, конечно, уже никакого покаяния нет. В других грехах,
даже самых тяжких, человек может раскаяться, принести покаяние. И Господь по
Своему милосердию может помиловать, простить и сгладить этот грех. А грех самоубийства
человек не может искупить никак. Поэтому такой грех – нераскаянный, и является
страшным, тяжелым грехом, потому что человек не имеет никакой возможности искупить
его и раскаяться в нем. Мы надеемся, что только по молитвам родственников какое-то
облегчение Господь даст этой душе. Но надо для этого совершать сильный молитвенный
подвиг, подвиг млосердия.
С архиепископом
Викентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ
Программа «Архи-пастырь»
выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
На телекомпании «Союз»
(в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00,субботам
– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
Свои вопросы Владыке
Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: (343)217-93-38.
|
|