|   | 
     
 ДИАКОН АНДРЕЙ КУРАЕВ: "КОГДА ДУША ДОЛЖНА СТОЯТЬ НА СТРАЖЕ?"
          Слово «пост» 
  имеет в русском языке два смысла. Пост как время воздержания и пост как место, 
  где находится караульный, дежурный солдат. Пост – это время, когда душа должна 
  становиться на стражу, когда христианин сугубо вспоминает, что он – солдат. 
  Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, – воин Христов. И каждому из 
  нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. Сам Творец миров снисшел к 
  нам и распялся «нас ради человек и нашего ради спасения». И получается такая 
  удивительная вещь: люди готовы грызть друг другу глотки за право владения нефтяной 
  скважиной, они готовы устраивать перестрелки из-за владения каким-нибудь доходным 
  рестораном, они готовы убивать друг друга и убивать даже детей, сбрасывать атомные 
  бомбы друг на друга ради деления рынков, куда бы они могли продавать свою продукцию, 
  ради приобретения земель и так далее. Готовы бить друг друга смертным боем из-за 
  разницы в политических взглядах. Но что стоит владение каким-нибудь куском земли, 
  какие бы там нефтяные или алмазные скважины не были, по сравнению с человеческой 
  душой? И вот удивительная ведь складывается ситуация: чем агрессивнее человек, 
  чем агрессивнее он в защите внешних ценностей, тем инфантильнее, беззащитнее 
  он, когда речь идёт о защите самого главного – о защите его собственной души. 
  Церковь всегда призывает к тому, чтобы человек стоял на страже чистоты своей 
  души, чтобы он не впускал в нее зло. Грех приходит постепенно в душу человека, 
  постепенно вползает. Иногда, конечно, бывает так, как на ускоренной съёмке, 
  когда в ускоренном ритме показывают киноплёнку и фигурки быстро движутся, – 
  вот таким же скачком человек, бывает, совершает некий грех. Вот, он жил в нормальном 
  состоянии, и вдруг что-то в голову ударило, и он быстро пошёл и кого-то оскорбил, 
  убил или ещё что-то сделал. Но на самом деле, если мы более внимательно начнём 
  просматривать эту плёночку, мы увидим, что внезапности всё равно не было, а 
  была, как правило, некая последовательность того, что произошло. 
            Сначала в 
  ум человека вторгается некий помысел. Ну, вот идёт человек по улице и видит, 
  скажем, какая-то надпись на заборе. Но эту надпись не он написал. Он идёт и 
  от него почти не зависит, прочитает он её или не прочитает, – она сама бросилась 
  в глаза. Содержание помыслов почти не зависит от человека. Такие вот начинающиеся 
  помыслы по святоотеческой терминологии называются «прилоги». Я говорю «почти», 
  потому что здесь тоже необходимо уточнение. Как однажды о. Павел Флоренский 
  выразился: «Бывают воспитанные сновидения, а бывают невоспитанные сновидения». 
  Потому что во многом даже содержание кладовки нашего подсознания зависит от 
  того, как мы живём в дневное время суток, в сознательное время нашей жизни. 
  Как нам отреагировать на это вторжение? В нашей голове ведь постоянно мелькает 
  калейдоскоп каких-то мыслей, предположений, обрывочки мыслей, образов, чувств. 
  Но вот однажды мы делаем стоп-кадр. Собственно, постоянно мы делаем стоп-кадр 
  и говорим: «Стоп, вот меня именно это заинтересовало. Что это такое? Надо повнимательнее 
  присмотреться». Человек начинает всматриваться в то новое, что вторглось в его 
  голову сейчас, в его душевную жизнь. Присматривается и начинает спрашивать: 
  «Ты чей?» Паспорт потребовать. Должен пользоваться советом В.И. Ленина. Ленин 
  советовал: «В любой политической ситуации задавайте вопрос: кому это выгодно?» 
  Вот так мелькнула у тебя в голове мысль: «А не пойти ли сегодня напиться в усмерть?» 
  Ну, так мелькнула и мелькнула, вы даже ещё с ней не согласны. Ты эту мысль осознал 
  и попробовал понять: если я её исполню, то что из этого получится? Вот, у меня 
  есть Ангел-хранитель за правым плечом и, несомненно, есть и за левым плечом 
  некий персонаж, обычно с рогами изображаемый. И вот элементарный вопрос: если 
  я этому помыслу последую, откуда последуют слова одобрения? Кого я порадую? 
  Того, кто за правым, или кто за левым плечом? Кому это будет выгодно? Простенький 
  вопрос, кажется, примитивный! А попробуйте хотя бы иногда этот вопрос себе задавать, 
  и многое в жизни станет яснее. Итак, я понимаю, что на самом деле, если я по 
  этому прилогу, т.е. по этому помыслу поступлю, – аплодисменты раздадутся слева. 
  Что тогда я должен делать? Помните, когда апостол Пётр Христу говорит: «Ты не 
  иди в Иерусалим, ты не распинайся, оставайся с нами». Христос ему отвечает очень 
  гневно, очень резко: «Отойди от меня, сатана!» От Творца людям дан великий дар 
  – дар гнева. Так вот, гнев или ненависть – это дар, который в душе человека 
  выполняет ту же функцию, что система иммунной защиты в нашем организме. Вот 
  точно так же, когда в мою душу вторгается злой помысел, энергия гнева или ненависти 
  должна его выбросить оттуда: «Я не хочу! Отойди от меня! Не соизволяю!» 
            Так вот, 
  если мы опознали некий прилог как зло, но не прогнали его, а продолжаем с ним 
  беседовать, то он нас постепенно убеждает. Сначала говорит: «Ну, в принципе 
  я не говорю, что ты сейчас вот пойдёшь и это сделаешь. Но вот правда, что так 
  иногда поступить можно. Нет, я лично никого убивать не буду. Но, в принципе 
  некоторых, конечно, задушить голыми руками надо. Вот моего соседа из соседней 
  квартиры… я лично не буду, но, в принципе, если бы другой сосед его бы задушил, 
  я б только приветствовал». А затем, если это уже допущено, то следующий этап 
  – когда говоришь: «Нет, всё-таки я сам это тоже сделал бы. Нет, не прямо сейчас, 
  но если б случай представился, я, конечно, это сделал бы». Весь сюжет «Преступления 
  и наказания» у Достоевского строится по этой схеме. Сначала Раскольников слушает 
  разговор где-то в трактире двух офицеров. Эта мысль мелькает у него в голове, 
  затем он начинает её «обсасывать», приходит к выводу, что некий Наполеон имел 
  право доказать, что он не тварь дрожащая. Но некий Наполеон, а не лично Раскольников. 
  Потом приходит к выводу, что вот «старушку-ростовщицу, старушенцию, конечно, 
  пристукнуть надо бы. Ну не лично я, но для блага человечества очень было бы 
  полезно». Затем приходит к выводу: «Ну, что же, я лично тоже смогу». И кончается 
  тем, чем кончается. Чтобы таких приключений было поменьше, человек должен сражаться 
  с этими грешными помыслами. 
        | 
      |