|
ДИАКОН АНДРЕЙ КУРАЕВ: "КОГДА ДУША ДОЛЖНА СТОЯТЬ НА СТРАЖЕ?"
Слово «пост»
имеет в русском языке два смысла. Пост как время воздержания и пост как место,
где находится караульный, дежурный солдат. Пост – это время, когда душа должна
становиться на стражу, когда христианин сугубо вспоминает, что он – солдат.
Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, – воин Христов. И каждому из
нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. Сам Творец миров снисшел к
нам и распялся «нас ради человек и нашего ради спасения». И получается такая
удивительная вещь: люди готовы грызть друг другу глотки за право владения нефтяной
скважиной, они готовы устраивать перестрелки из-за владения каким-нибудь доходным
рестораном, они готовы убивать друг друга и убивать даже детей, сбрасывать атомные
бомбы друг на друга ради деления рынков, куда бы они могли продавать свою продукцию,
ради приобретения земель и так далее. Готовы бить друг друга смертным боем из-за
разницы в политических взглядах. Но что стоит владение каким-нибудь куском земли,
какие бы там нефтяные или алмазные скважины не были, по сравнению с человеческой
душой? И вот удивительная ведь складывается ситуация: чем агрессивнее человек,
чем агрессивнее он в защите внешних ценностей, тем инфантильнее, беззащитнее
он, когда речь идёт о защите самого главного – о защите его собственной души.
Церковь всегда призывает к тому, чтобы человек стоял на страже чистоты своей
души, чтобы он не впускал в нее зло. Грех приходит постепенно в душу человека,
постепенно вползает. Иногда, конечно, бывает так, как на ускоренной съёмке,
когда в ускоренном ритме показывают киноплёнку и фигурки быстро движутся, –
вот таким же скачком человек, бывает, совершает некий грех. Вот, он жил в нормальном
состоянии, и вдруг что-то в голову ударило, и он быстро пошёл и кого-то оскорбил,
убил или ещё что-то сделал. Но на самом деле, если мы более внимательно начнём
просматривать эту плёночку, мы увидим, что внезапности всё равно не было, а
была, как правило, некая последовательность того, что произошло.
Сначала в
ум человека вторгается некий помысел. Ну, вот идёт человек по улице и видит,
скажем, какая-то надпись на заборе. Но эту надпись не он написал. Он идёт и
от него почти не зависит, прочитает он её или не прочитает, – она сама бросилась
в глаза. Содержание помыслов почти не зависит от человека. Такие вот начинающиеся
помыслы по святоотеческой терминологии называются «прилоги». Я говорю «почти»,
потому что здесь тоже необходимо уточнение. Как однажды о. Павел Флоренский
выразился: «Бывают воспитанные сновидения, а бывают невоспитанные сновидения».
Потому что во многом даже содержание кладовки нашего подсознания зависит от
того, как мы живём в дневное время суток, в сознательное время нашей жизни.
Как нам отреагировать на это вторжение? В нашей голове ведь постоянно мелькает
калейдоскоп каких-то мыслей, предположений, обрывочки мыслей, образов, чувств.
Но вот однажды мы делаем стоп-кадр. Собственно, постоянно мы делаем стоп-кадр
и говорим: «Стоп, вот меня именно это заинтересовало. Что это такое? Надо повнимательнее
присмотреться». Человек начинает всматриваться в то новое, что вторглось в его
голову сейчас, в его душевную жизнь. Присматривается и начинает спрашивать:
«Ты чей?» Паспорт потребовать. Должен пользоваться советом В.И. Ленина. Ленин
советовал: «В любой политической ситуации задавайте вопрос: кому это выгодно?»
Вот так мелькнула у тебя в голове мысль: «А не пойти ли сегодня напиться в усмерть?»
Ну, так мелькнула и мелькнула, вы даже ещё с ней не согласны. Ты эту мысль осознал
и попробовал понять: если я её исполню, то что из этого получится? Вот, у меня
есть Ангел-хранитель за правым плечом и, несомненно, есть и за левым плечом
некий персонаж, обычно с рогами изображаемый. И вот элементарный вопрос: если
я этому помыслу последую, откуда последуют слова одобрения? Кого я порадую?
Того, кто за правым, или кто за левым плечом? Кому это будет выгодно? Простенький
вопрос, кажется, примитивный! А попробуйте хотя бы иногда этот вопрос себе задавать,
и многое в жизни станет яснее. Итак, я понимаю, что на самом деле, если я по
этому прилогу, т.е. по этому помыслу поступлю, – аплодисменты раздадутся слева.
Что тогда я должен делать? Помните, когда апостол Пётр Христу говорит: «Ты не
иди в Иерусалим, ты не распинайся, оставайся с нами». Христос ему отвечает очень
гневно, очень резко: «Отойди от меня, сатана!» От Творца людям дан великий дар
– дар гнева. Так вот, гнев или ненависть – это дар, который в душе человека
выполняет ту же функцию, что система иммунной защиты в нашем организме. Вот
точно так же, когда в мою душу вторгается злой помысел, энергия гнева или ненависти
должна его выбросить оттуда: «Я не хочу! Отойди от меня! Не соизволяю!»
Так вот,
если мы опознали некий прилог как зло, но не прогнали его, а продолжаем с ним
беседовать, то он нас постепенно убеждает. Сначала говорит: «Ну, в принципе
я не говорю, что ты сейчас вот пойдёшь и это сделаешь. Но вот правда, что так
иногда поступить можно. Нет, я лично никого убивать не буду. Но, в принципе
некоторых, конечно, задушить голыми руками надо. Вот моего соседа из соседней
квартиры… я лично не буду, но, в принципе, если бы другой сосед его бы задушил,
я б только приветствовал». А затем, если это уже допущено, то следующий этап
– когда говоришь: «Нет, всё-таки я сам это тоже сделал бы. Нет, не прямо сейчас,
но если б случай представился, я, конечно, это сделал бы». Весь сюжет «Преступления
и наказания» у Достоевского строится по этой схеме. Сначала Раскольников слушает
разговор где-то в трактире двух офицеров. Эта мысль мелькает у него в голове,
затем он начинает её «обсасывать», приходит к выводу, что некий Наполеон имел
право доказать, что он не тварь дрожащая. Но некий Наполеон, а не лично Раскольников.
Потом приходит к выводу, что вот «старушку-ростовщицу, старушенцию, конечно,
пристукнуть надо бы. Ну не лично я, но для блага человечества очень было бы
полезно». Затем приходит к выводу: «Ну, что же, я лично тоже смогу». И кончается
тем, чем кончается. Чтобы таких приключений было поменьше, человек должен сражаться
с этими грешными помыслами.
|
|