ДОКЛАД ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВИКЕНТИЯ, АРХИЕПИСКОПА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО И ВЕРХОТУРСКОГО, НА XV РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЯХ.

Екатеринбург, 31 января, "Информационное агентство Екатеринбургской епархии".

Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы!
Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры!

          Забота о будущем нашей страны побуждает нас к поиску новых путей, методов приобщения детей и юношества к духовно-нравственным истинам, способным дать прочное основание для создания твердых жизненных ориентиров. Нам отрадно видеть усилия, предпринимаемые светскими образовательными структурами в деле восстановления и преобразования воспитательной функции отечественной школы.
          В исконной отечественной культурно-педагогической традиции всегда было три составляющих - Семья, Школа и Церковь. И все они были едины в понимании процесса образования как процесса раскрытия образа Божия в человеке.
          Победить безнравственность, падение морального уровня общества можно только всем вместе, в соработничестве. Недавно Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II так сказал об этом: "…перед нами стоит задача духовная - помочь разрушить культ наслаждения и наживы, самодостаточности и самодовольства, вернуть в сознание людей стремление к добру и любви, жертвенности и правде, сделать так, чтобы само общество поощряло целомудрие, честность, скромность,, терпение, благонамеренность, великодушие."
          История дорогого всем нам Отечества началась и протекала в единении с просветительским и воспитательным служением Русской Православной Церкви. Духовноопределяющее и культурообразующее значение Церкви имело своим впечатляющим итогом создание единого национального организма, в формировании светоносного пласта национальной культуры и, наконец, в явлении непостижимого для Запада евангельски просветленного типа русского человека.
          К началу третьего тысячелетия отечественная школа пришла духовно не определившейся, открытой любым идеологическим, в том числе мистическим, влияниям и веяниям.
          Полноценное духовно-нравственное воспитание в России сегодня должно иметь в своей основе нравственные и этические ценности Православия.) И Православная Церковь, являющаяся хранительницей этих богатых сокровищ, готова поделиться ими со всеми.
          Прошедший в 2004 году Архиерейский Собор обратил особое внимание всей Церкви на проблемы воспитания подрастающего поколения: "Будущее наших народов во многом зависит от сохранения духовных традиций и православной веры молодыми поколениями. Это невозможно без знакомства детей с основами православной культуры. Только заложив в души молодых людей истинные ценности как основные жизненные ориентиры, мы научим их жить по основным христианским добродетелям, по законам любви, научим реализовать свои природные таланты и способности. И тогда наши дети смогут создать хорошие семьи, смогут достойно воспитать своих детей, обеспечив тем самым дальнейшее процветание нашего Отечества".
          В основу современной системы образования должно лечь возрождение традиций русской педагогики во всем её богатстве.
          У каждого человека, заинтересованного в возрождении отечественного образования и не предвзято мыслящего, нет сомнения, что оно достижимо только на путях обращения к отечественной культуре, к отечественной педагогической традиции, к православным духовно-нравственным ценностям, лежащим в их основании.
          Стремление руководителей образования, учителей, воспитателей избежать подлинной теоретической проработки основных педагогических проблем современности выливается в суету педагогической моды, в захлестывающие все и вся волны новаторства, например, - "педагогика сотрудничества", "теория погружения", "личностно-ориентированное образование" и т.д. Волны новаций способны размыть старые педагогические установки, но не способны стать основой созидания, поскольку в этих новациях нет смысла, если дети вырастают без нравственного стержня, без той внутренней духовной опоры личности, которая и должна стать истинным плодом образования.
          Верится, что теперь, когда современное образование находится в процессе поиска, оно найдет свое творческое обновление и применение в обращении к русской педагогической традиции, украшенной именами К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, С.А.Рачинского, и других. В этом наше спасение от национальной обезличенности, утраты исторической памяти и воли.
          Поэтому нас радуют такие позитивные моменты, как обсуждение вопроса о преподавании основ православной культуры в Общественной Палате и внесение в Государственную Думу проекта поправок к Закону "О свободе совести", направленных на введение в базовый учебный план общеобразовательных школ курса "Основы православной культуры" как обязательного предмета.
          Чтобы решить педагогическую задачу развития и воспитания личности ребенка, важно давать всем учащимся представление о религии наших предков, как о бесценном даре Божием, как о великом богатстве духовном, и учить их правильно применять во всех сторонах своей повседневной жизни тот богатый духовный опыт, который оставили нам наши православные предки. При этом нельзя превращать преподавание в сухое изложение фактов и отвлеченные рассуждения. В педагогическом же процессе важен искренний диалог ученика с учителем, возможность получения ответов на поставленные вопросы и личный пример человека веры. Это важно для всех детей как имеющих в семье православную традицию, так и принадлежащих к другим конфесиям.
          Необходимо лишь верно определить место и роль этого курса в общеобразовательном процессе. Кроме того, перед образованием всегда стояла и стоит задача воспроизводства национальной культуры, что утверждается в Конвенции о правах ребенка. На это же нацеливает и национальная доктрина образования в Российской Федерации, где в числе приоритетных задач -"сохранение, распространение и развитие национальной культуры".
Школа, не предоставляющая в своем учебном плане времени на изучение общенациональной духовной культуры, не выполняет свои задачи в полном объеме. Отказаться от этой части культуры нашей страны - означает отказаться от предоставления учащимся возможности объективно познакомиться с культурой человечества вообще.
          Считаю необходимым привести мнение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по этому вопросу. "Педагогика ограничивается передачей нашим детям определенных знаний, тогда как воспитательные функции школы выхолащиваются. Молодое поколение вырастает неподготовленным к столкновению с темными сторонами взрослой жизни. Вот почему большинство родителей ратует за введение в школы Основ православной культуры. Наша страна за века своего существования накопила глубокий разносторонний опыт. Достижения российской культуры и мировоззрения изучаются во всем мире, зачем же лишать этого опыта наших детей?"
          Воспитательная составляющая в учебной программе, формируемая на основе православной культуры, имеет своей конечной целью избавление всего нашего общества от таких страшных, разрушающих его пороков, как пьянство, развращенность нравов, наркомания, распространение венерических заболеваний, СПИДа, ВИЧ-инфекции и других негативных явлений, ведущих к ослаблению и разрушению нашего государства. Мы должны растить своих детей и внуков патриотами своей Родины, готовыми жертвенно трудиться на общее благо, . донести до сознания нашей молодежи красоту целомудрия и святость таинства Брака, полагающего основание домашней Церкви, научить духовным законам созидания семьи и воспитания детей.
          Положительная практика изучения основ православной культуры в школах, где этот процесс хорошо организован, позволяет заметить, как там возросла воспитанность учеников, как повысилась успеваемость, улучшились отношения между учениками, детьми и родителями, то есть лучшим образом решаются образовательно-воспитательные задачи. Нельзя не учитывать и востребованность изучения основ православной культуры многими родителями, учителями и самими детьми. Кроме того, право ребенка на получение образования в соответствии с национальной и религиозной традицией его семьи гарантируется государством.
          Мы считаем, что изучение курса основ православной культуры в школе необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения. Представители других традиционных для нашей страны религий неоднократно поддерживали и поддерживают эту точку зрения Русской Православной Церкви.
          Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отечески наставляет нас: "Сегодня раздаются голоса о том, что не нужно изучать основы православной культуры. Но это увело бы нас от знания своей истории, потому что вся история России имеет своей основой христианскую историю. Прошлое учит нас многому. Учит, как нужно преодолевать трудности, испытания. Без прошлого не может быть настоящего и будущего. Каждый гражданин нашей страны должен быть патриотом своей родины, должен знать и любить историю своего Отечества, понимать истоки своей культуры, ибо только тогда он может считать себя человеком культурным".
          В то же время необходимо понять, что курс "История религий", предлагаемый отдельными чиновниками Министерства образования и науки Российской Федерации, не будет способствовать в полной мере духовно-нравственному оздоровлению нашего общества и не решит обозначенных нами проблем. Курс, в основе которого лежит представление о религии или религиях как факте внешней действительности, факте, отстраненном от наблюдателя, реализует лишь одну задачу - научно-исследовательскую, и не дает школьнику ни нравственного стержня, ни духовного обогащения.
          Знакомство с различными религиозными воззрениями без базового знания своей традиционной религии может во многом повредить молодому человеку.
          Укоренённость, - прежде всего в своей, национальной - традиции, даст возможность избирательно, а не огульно использовать достижения мирового педагогического опыта.
          В России задача приобщения к культуре занимает и занимала всегда исключительное по значению место в школьном образовании, и это то, что разительно отличает русскую педагогическую традицию. Потому полное наше одобрение и поддержку вызывает позиция Президента Российской Федерации В.В.Путина, высказанная им на заседании Государственного совета 26 декабря 2006 года "О государственной поддержке традиционной народной культуры в России". Он особо подчеркнул тогда необходимость сохранения нематериальной части отечественной культуры и русского языка, неразрывных с нашей исторической памятью и связывающих поколения и эпохи, являясь при этом источником формирования морально-этических норм.
          Таким образом, необходимость интеграции знаний по основам православной культуры в учебно-воспитательную деятельность светской школы определяется потребностями модернизации российской системы образования в новых социокультурных условиях.
Многие православные школы нашей страны вступили на этот многообещающий и перспективный путь несколько лет назад. И сегодня мы можем опираться на опыт Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в г.Новосибирске, Школы народного искусства имени святой Императрицы Александры Федоровны в г.Санкт-Петербурге, ряда школ Москвы, Тулы, Калуги, Екатеринбурга и других городов России. Таких школ более 150. Ими наработана уникальный, 15-летний - с 1992 года - опыт сохранения, изучение и продолжения народных традиций на основе           Православия, овладения народным искусством, ремеслами, углубленного приемственного изучения русского языка по учебникам от К.Д.Ушинского до наших дней.
          Этот опыт особенно ценен, так как в его основе лежит приемственность традиционной отечественной педагогики, опирающейся на духовный фундамент русской культуры.
          Этот опыт уникален тем, что он является итогом живого и эффективного взаимодействия Церкви и государства на ниве просвещения. Этот опыт показывает эффективность православного образования, которое фактически выполняет ныне государственный заказ по разработке проекта национального образования.
          Этот опыт активно распространяется и анализируется православными школами, которые ныне готовят свои программы и методические указания, объединяют свои усилия для большей результативности своей совместной работы и предпринимают шаги для создания своего объединения "Союза православных школ России."
          Этот ценный педагогический опыт должен быть осмыслен Церковью и государством, востребован обществом, изучен и введен в комплекс современного школьного образования России.
          Учитывая вышеперечисленные воспитательные задачи, которые определяются как общепедагогические, курс "Основы православной культуры" должен иметь достойное программно-методическое обеспечение. На сегодняшний день мы имеем несколько десятков региональных учебных программ и учебно-методических пособий. Этот опыт необходимо обобщить и создать такой учебно-методический комплект, который соответствовал бы учению Православной Церкви и требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
          Кроме того, на основе вышеуказанного опыта православных школ, в связи с поэтапным переходом страны на обязательное 11-летнее образование и в связи с укреплением среднего специального образования представлется возможным и необходимым на бале вышеперечисленных школ создать экспериментальные государственные площадки по подготовке новой категории учительских кадров, готовить воспистателей детских садов, учителей начальной школы, преподавателей по отдельным предметам, преподаваемым до 8 класса. Такие учителя, получая среднее специальное образование за счет добавления одного учебного года - 12-го класса, а ранее прошедшие в полном объеме традиционное воспитание и образование, будут владеть разными народными ремеслами, знать всю ценность сохранения народной памяти и народного благочестия, многодетной семьи и русской деревни, труда на благо Отечества и высоконравственного устроения жизни во всех ее областях, будут способны воспитать духовно здоровое, деятельное и патриотически наст роенное подрастающее поколение, в котором Россия так нуждается.
          Такая модель педагогической школы уже существовала: она была создана трудами святой страстотерпицы Императрицы Александры Федоровны и стараниями Женского Патриотического общества в 1911 году в г.Санкт-Петербурге. Ныне эта традиции на протяжении 14 лет имеет продолжение в деятельности Школы народного искусства имени святой Императрицы Александры Федоровны в г.Санкт-Петербурге.
          15-летний плодотворный опыт православного образования в современной России, опирающийся на русскую православную педагогическую традицию нескольких столетий, на просветительские деяния Святых Царственных Страстотерпцев, позволяет всем нам решить задачу, поставленную Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на заседании Государственного совета 26 декабря 2006 года и создать достойный XXI века проект национального образования в России, проект, благотворный для укрепления духа нашего народа, его единства и духовного здоровья на основе благодатной Веры Отеческой.
          Специалисты Екатеринбургской епархии и ряд екатеринбургских ученых разработали проект концептуальных и базовых положений, касающихся духовных основ развития Российской школы XXI века. Проект будет представлен на Рождественских чтениях и будет обсуждаться в рамках работы круглого стола, который пройдет 31 января в библиотеке "Русское зарубежье". Размещен проект на сайте Рождественских чтений, на сайте Патриархии и на сайте Екатеринбургской епархии с обращением направлять свои отзывы и предложения.
          Нельзя также не отметить, насколько духовно возвышено и ответственно призвание учителя, дающего ученикам правильное представление об окружающем мире, но учителя, преподающего детям знания основ православной культуры, воспитывающего в них живое нравственное чувство, многократно значительнее. Личность учителя, те Истины, которые он несет ученику, должны просвещать ум, согревать сердце, очищать душу, подвигать на путь добра и святости. Высока ответственность учительского труда, и в этом смысле огромное значение для наших детей имеет личность самого учителя, который должен понимать, что он реализует важное дело - строит жизнь человека.
          Подготовка педагогических кадров для преподавания курса "Основы православной культуры" должна стать также важным направлением совместной работы Церкви и государственных образовательных структур. Подготовка таких специалистов должна устранить дефицит педагогически адаптированных знаний о религии и дефицит самих специалистов в области знаний о религии, религиоведения, педагогов, умеющих свободно работать с этим материалом.
          Сегодняшние педагоги, оказавшись один на один с детьми, подростками и юношеством, с семьей, оторвавшейся от традиций родной культуры, с жадностью ловят все, что помогает им осмыслить и решить неизмеримо усложнившиеся воспитательные проблемы. Содействовать педагогам в выборе верных духовно-нравственных ориентиров - задача и Государства, и Церкви.
          Система христианских ценностей в свое время всколыхнула многие народы мира, изменила духовный облик Руси, и этот критерий должен быть, на наш взгляд, применен к современному духовно-нравственному просвещению в русле православной традиции.
          Екатеринбургская епархия представляет на Рождественских чтениях программу деятельности Екатеринбургской епархии в сфере регионального образования на 2006 - 2008 годы, где одно из главных направлений - это подготовка и повышение квалификации педагогических кадров.

          Преодолеть противостояние между Церковью и Школой, унаследованное от прошлого столетия и возродить образование на великой культурной традиции - вот действительно благородная и величественная задача сегодняшнего дня и для Церкви, и для светской системы образования.

          Школа XXI века должна стать стартовой площадкой, с которой начнется преодоление духовно-нравственного кризиса современного общества. И это потребует от школы переориентации задач, методов и содержания образования, определения роли и места религиозного образования в общем педагогическом процессе.
          Необходимо создать условия для реализации права семьи и обучающихся на ознакомление со своей духовной традицией в системе общего образования.
          Религия не может рассматриваться сегодня как периферийное явление в нашем обществе и в нашей культуре. В конечном итоге Церковь и Школа при поддержке государства, взаимодействуя и обогащая друг друга, в состоянии создать в нашем обществе благоприятную атмосферу, преодолеть культурно-мировоззренческий раскол, вложив в сердца молодых людей преданность духовным ценностям, любовь к Отчизне, к родной истории и языку.
Общей задачей и содержанием духовно-нравственного воспитания должно стать формирование национального единства народов России через приобщение к ценностям русской культуры, а изучение основ православной культуры должно стать фундаментом для духовно-нравственного воспитания в школах.

          В заключение своего выступления я хотел бы обратиться к родителям с просьбой активнее использовать те возможности в образовательном процессе, которые предоставлены нам Федеральным законодательством.

          Давайте прислушаемся к словам Святейшего Патриарха, подчеркивающего, что "Семья, школа и духовно-нравственное состояние общественной жизни - вот очевидные приоритеты для Государства и Церкви, поле для активного нашего сотрудничества" и призывающего "спланировать и совместно осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к социальному институту семьи и ориентацию на традиционные духовно-нравственные ценности".

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.